Фрагмент для ознакомления
2
Основополагающие принципы начального этапа подготовки юных футболистов переплетаются с теоретическими концепциями, основанными на междисциплинарном понимании спортивной науки, подчеркивая интеграцию биомеханической точности и психологической готовности; по мнению Н. Романа, К. Христины и С. Серхия (2022), тактическое чутье, необходимое на начальных этапах подготовки, в решающей степени зависит от стратегического применения соответствующих возрасту упражнений и сценариев [Roman et al.] В то же время А. Макберни и другие (2021) утверждают, что управление процессами физического и психологического созревания с помощью специально подобранных тренировочных режимов не только повышает результативность, но и снижает риск выгорания и травм, подчеркивая необходимость тонко сбалансированного подхода к тренировкам [McBurnie et al.]
Наконец, первостепенное значение приобретает профилактика травматизма, о которой пишут Д. Фром и др. (2018); их исследование выявляет взаимосвязь между ранней специализацией в спорте и повышенным риском травм опорно-двигательного аппарата, выступая за диверсифицированный тренировочный протокол, включающий целый ряд видов физической активности для развития общего атлетизма, а не преждевременной специализации [Frome et al., 2018, p. 312]. Синергию этих теоретических основ дополняют работы К. Панагулиса и др. (2020), которые демонстрируют, что интегративная нейромышечная силовая тренировка, методично применяемая на этапе межсезонья, существенно повышает как производительность, так и устойчивость к травмам молодых футболистов, иллюстрируя практическое применение передовых методов спортивной науки [Panagoulis et al., 2020, p. 17].
Переходя от теоретического к эмпирическому, Д. Хендри и Н. Ходжес (Hendry & Hodges, 2018) исследуют пути постепенного вовлечения, которые определяют успешный переход из юношеского футбола на элитный взрослый уровень, предлагая ретроспективный и проспективный анализ, который придает эмпирический вес пропагандируемым стратегиям тренировок [Hendry & Hodges, 2018, p. 83]. Эти эмпирические данные поддерживают нюансированный подход к подготовке юных спортсменов, подчеркивая долгосрочные преимущества научно обоснованного, соответствующего развитию тренировочного режима.
Резюмируя, можно сказать, что основополагающие принципы начального этапа подготовки юных футболистов, изложенные через призму современных исследований, подчеркивают совокупность биомеханических, физиологических и психологических аспектов, каждый из которых имеет решающее значение для целостного развития юных спортсменов. Эти принципы не только формируют теоретический фундамент, на котором разрабатываются практические стратегии тренировок, но и предлагают шаблон для будущих исследований и применения в области спортивной подготовки молодежи, гарантируя, что молодые спортсмены получат всестороннюю, сбалансированную и научно обоснованную основу на ранних этапах своего спортивного развития.
Принцип соответствия возрасту при подготовке юных футболистов является краеугольным камнем; он гарантирует, что физические и когнитивные возможности молодежи будут соответствовать требованиям тренировок, что позволит оптимизировать результаты развития – как ближайшие, так и долгосрочные. Подчеркивая этот принцип, А. Макберни и др. (2021) отмечают, что разработка тренировочных программ должна развиваться параллельно с взрослением спортсмена; такое соответствие не только способствует достижению максимальных результатов, но и предохраняет от распространенных рисков перетренированности и травм [McBurnie et al.]
Также динамика физиологического и психологического роста в критические периоды детства и юности диктует необходимость тщательной калибровки тренировочных режимов; как отмечают К. Панагулис и др. (2020), нейромышечные адаптации к силовым тренировкам значительно различаются на разных этапах взросления, что позволяет предположить, что то, что полезно в одном возрасте, может быть не столь эффективно – или даже вредно – в другом [Panagoulis et al.] Поэтому применение методик тренировок, соответствующих возрасту, не только повышает эффективность самих тренировок, но и играет важную роль в профилактике травм, что подчеркивают Д. Фром и др. (2018), отмечающие повышенную восприимчивость к спортивно-специфическим травмам, когда молодые спортсмены подвергаются тренировочным нагрузкам, рассчитанным на более старших или более зрелых людей [Frome et al., 2018, p. 310].
Важно также интегрировать психологическую готовность с физической подготовкой, как отмечает В.Н. Платонов (2004); такая интеграция учитывает этапы когнитивного и эмоционального развития юных спортсменов, способствуя созданию более увлекательной и мотивирующей тренировочной среды [Platonov, 2004, p. 575]. Т.о., соответствие возрасту выходит за рамки только физических аспектов, охватывая ментальную и эмоциональную сферы, которые в равной степени важны для общего развития и спортивных результатов спортсмена.
В действительности, следование принципам тренировок, соответствующим возрасту, имеет первостепенное значение для создания воспитывающей и эффективной развивающей среды в юношеском футболе. Такой подход не только максимизирует потенциал развития и показатели результативности, но и вносит значительный вклад в целостное благополучие юных спортсменов, обеспечивая им здоровые отношения со спортом, которые могут поддерживать их в течение длительного времени. Всестороннее понимание возрастных изменений в тренировочных реакциях подчеркивает сложность процесса развития юных спортсменов и необходимость научно обоснованного, учитывающего особенности развития подхода к их подготовке.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Бондарчук, А.П. Управление тренировочным процессом спортсменов высокого класса / А.П. Бондарчук. – М.: Олимпия Пресс, 2007. – 272 с.
2. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. – М.: Изд-во «Смысл», Изд-во «Эксмо», 2005. – 512 с.
3. Греко-римская борьба : учебное пособие / Р.Н. Апойко, С.В. Коваленко, А.В. Шевцов, Б.И. Тараканов. – Санкт-Петербург НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург, 2012. – 136 с.
4. Заяшников, С.И. Тайский бокс : учеб.-метод. пособие / С.И. Заяшников. – 3-е изд. – М.: Терра-Спорт, Олимпия Пресс, 2002. – 272 с.
5. Ковтик, А.Н. Тайский бокс. Уроки профессионала для начинающих : учеб. пособие / А.Н. Ковтик. – СПб.: Питер, 2010. – 232 с.
6. Коклам, С.Н. Поединок в таиландском боксе : учеб. пособие / С.Н. Коклам. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2003. – 368 с.
7. Коклам, С.Н. Таиландский бокс для начинающих: учеб. пособие / С.Н. Коклам. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2004. – 128 с.
8. Конвишер, И. Тайский бокс. Техника, тактика и современные методики тренировок : учеб. пособие / И. Конвишер. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2006. – 208 с.
9. Королёв, Г.И. Спортивная ходьба (отбор и подготовка резерва) / Г.И. Королев // Лёгкая атлетика. – 1986. – № 7. – С. 11-13.
10. Курников, С.Н. Основные подходы к построению тактико-технических действий в спортивной борьбе / С.Н. Курников, О.Б. Малков, А.А. Колесов // Тактика спортивных единоборств : сборник научно-методических статей. – Москва, 2002. – Вып. 2. – С. 67-71.
11. Лаптев, А.И. Влияние методики комплексной оценки и коррекции физического состояния на аэробную работоспособность борцов греко-римского стиля / А.И. Лаптев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2012. – № 10 (92). – С. 88-93.
12. Локтев, С.А. Легкая атлетика в детском и подростковом возрасте: Практическое руководство для тренера / С.А. Локтев. – М.: Советский спорт, 2007. – 404 с.
13. Макаров, Ю.М. Этап предварительной подготовки в спортивных играх / Ю.М. Макаров ; ФОК «Спортивные игры», ВГИФК. – Великие Луки : [б.и.], 1993. – 120 с.
14. Мур, Т. Тайский бокс : прак. руководство / Т. Мур. – М.: ФАИР, 2006. – 200 с.
15. Осипенко, А.И. Развитие творческих способностей у юных футболистов 9-12 лет на основе применения интеллектуальных и подвижных игр : дис. ... канд. пед. наук / А.И. Осипенко ; Смоленская гос. акад. физ. культуры и спорта. – Смоленск, 2006. – 137 с.
16. Основы управления подготовкой юных спортсменов // под общ. ред. М.Я. Набатниковой. – М.: Физкультура и спорт, 1982. – 280 с.
17. Платонов, В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практическое применение / В.Н. Платонов. – Киев: Олимпийская литература, 2004. – 808 с.
18. Сагалеев, А.С. Методика построения учебно-тренировочного процесса тайбоксеров при подготовке к соревнованиям / А.С. Сагалеев [и др.] // Проблемы и перспективы развития физической культуры в России и странах ближнего зарубежья : сб. науч. ст. / под ред. В.Л. Крайника, П.Г. Воронцова. – Барнаул, 2010. – С. 219-221.
19. Свищёв, И.Д. Индивидуализация подготовки единоборцев / И.Д. Свищёв // Теория и практика прикладных видов спорта и экстремальной деятельности. – 2013. – № 3 (28). – С. 58-62.
20. Хуторской, А.В. Дидактическая эвристика : теория и технология креативного обучения / А.В. Хуторской. – М.: Изд-во МГУ, 2003. – 416 с.
21. Цинис, А.В. Динамика специальной физической подготовки начинающих тайбоксёров в годичном цикле подготовки / А.В. Цинис, В.Н. Чеснокова // Физическая культура, спорт и туризм. Интеграционные процессы науки и практики : мат. IV международной науч.-практ. конференции ; под ред. д-ра пед. наук, профессора В.С. Макеевой. – Орел : ФГОУ ВПО «Госуниверситет – УНПК», 2011. – С. 380-385.
22. Цинис, А.В. Изменение психофизиологических показателей тайских боксёров первого года обучения / А.В. Цинис // Физическая культура и здоровье студентов : мат. науч.-практ. Конференции. – Архангельск : САФУ, 2010. – С. 133.
23. Brownlee, T., O’Boyle, A., Morgans, R., Morton, J., Erskine, R., & Drust, B. (2018). Training duration may not be a predisposing factor in potential maladaptations in talent development programmes that promote early specialisation in elite youth soccer. International Journal of Sports Science & Coaching, 13, pp. 674 – 678. https://doi.org/10.1177/1747954117752127.
24. Frome, D., LaBella, C., Burgess, J., Chiampas, G., Fokas, J., & Rychlik, K. (2018). Sports Specialization and Risk of Injury in Male Youth Soccer Players. Pediatrics. https://doi.org/10.1542/PEDS.142.1_MEETINGABSTRACT.416.
25. Hendry, D., & Hodges, N. (2018). Early majority engagement pathway best defines transitions from youth to adult elite men's soccer in the UK: A three time‐point retrospective and prospective study. Psychology of Sport and Exercise, 36, pp. 81–89. https://doi.org/10.1016/j.psychsport.2018.01.009.
26. Kostenko, M. (2023). Organization of the educational and training progress at the initial stage of beach soccer. Scientific Journal of National Pedagogical Dragomanov University. Series 15. Scientific and pedagogical problems of physical culture (physical culture and sports). https://doi.org/10.31392/npu-nc.series15.2023.3k(162).41.
27. McBurnie, A., Dos’Santos, T., Johnson, D., & Leng, E. (2021). Training Management of the Elite Adolescent Soccer Player throughout Maturation. Sports, 9. https://doi.org/10.3390/sports9120170.
28. Panagoulis, C., Chatzinikolaou, A., Avloniti, A., Leontsini, D., Deli, C., Draganidis, D., Stampoulis, T., Oikonomou, T., Papanikolaou, K., Rafailakis, L., Kambas, A., Jamurtas, A., & Fatouros, I. (2020). In-Season Integrative Neuromuscular Strength Training Improves Performance of Early-Adolescent Soccer Athletes. Journal of Strength and Conditioning Research. https://doi.org/10.1519/JSC.0000000000002938.
29. Roman, N., Khrystyna, K., & Serhii, K. (2022). Modern ideas about the tactical training of young soccer players. Sport Science and Human Health. https://doi.org/10.28925/2664-2069.2022.16.
30. Vera-Assaoka, T., Ramirez-Campillo, R., Álvarez, C., García-Pinillos, F., Moran, J., Gentil, P., & Behm, D. (2020). Effects of Maturation on Physical Fitness Adaptations to Plyometric Drop Jump Training in Male Youth Soccer Players. Journal of strength and conditioning research, 34 10, pp. 2760-2768. https://doi.org/10.1519/JSC.0000000000003151.