Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Современный мир – это мир информационных технологий. Невозможно представить человека, в том числе ребенка, без компьютера. Использование компьютера позволяет современному ребенку воспользоваться безграничным информационным полем, расширить круг общения, быстро реагировать на изменяющиеся условия, дает возможность использовать дополнительные образовательные ресурсы и т. д. Однако наряду с положительным влиянием использование компьютера имеет и огромное негативное воздействие на детей.
Компьютер стал неотъемлемой частью жизни современного человека, но зачастую он поглощает слишком многое и даже разрушает неокрепшую психику и общее здоровье ребенка; Речь идет о компьютерной зависимости. Термин «компьютерная зависимость» появился еще в 1990 году, но острота этой проблемы не теряет своей актуальности, а наоборот, только возрастает[3].
Компьютерная зависимость – это пристрастие к деятельности, связанной с использованием компьютера, приводящее к резкому сокращению всех других видов деятельности и ограничению общения с другими людьми. Компьютерная зависимость наиболее распространена в детском и школьном возрасте, особенно у мальчиков. В силу своих возрастных особенностей дети наиболее подвержены последствиям компьютерной зависимости. Причинами его появления у ребенка являются как внутренние, психологические факторы, так и внешние, средовые. Все вышеизложенное обосновывает актуальность темы работы.
Объект исследования: профилактика компьютерной зависимости у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: программа профилактических мероприятий, направленная на предупреждение компьютерной зависимости у детей младшего школьного возраста.
Цель работы: изучить проблему компьютерной зависимости у детей младшего школьного возраста и разработать программу профилактических мероприятий по сдерживанию развития компьютерной зависимости посредством правильно организованного досуга.
Для достижения цели необходимо выполнить ряд задач:
- проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме «Интернет-зависимость», ее причинам, сущности;
- выбрать оптимальные средства диагностики компьютерной зависимости у младших школьников и использовать их на практике;
- создать программу профилактики компьютерной зависимости путем вовлечения младших школьников в творческий досуг;
- провести экспериментальное исследование программы профилактики компьютерной зависимости на основе научных исследований;
- проанализировать результаты и оформить их в соответствии с требованиями.
- разработать рекомендации для родителей младших школьников по профилактике компьютерной зависимости у детей младшего школьного возраста.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНТЕРНЕТ –ЗАВИСИМОСТИ. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Психологические особенности младшего школьного возраста
Младшим школьным возрастом принято считать возраст детей примерно от 7 до 10-11 лет, что соответствует годам их обучения в начальной школе. Это возраст относительно спокойного и равномерного физического развития.
Поступление в школу вносит серьезные изменения в жизнь ребенка. Весь его образ жизни, его социальное положение в коллективе и семье кардинально меняется. Отныне преподавание становится основной, ведущей деятельностью, важнейшей обязанностью является обязанность учиться и приобретать знания.
Поначалу ученики младших классов учатся хорошо, руководствуясь своими отношениями в семье; иногда ребенок хорошо учится благодаря взаимоотношениям с коллективом. Большую роль играет и личный мотив: желание получить хорошую оценку, одобрение учителей и родителей.
Формирование интереса к содержанию учебной деятельности и приобретению знаний связано с тем, что школьники испытывают чувство удовлетворения от своих достижений. И это чувство подкрепляется одобрением и похвалой учителя, который подчеркивает каждый, даже самый маленький успех, малейшее продвижение вперед. Младшие школьники испытывают чувство гордости и особого подъема, когда учитель их хвалит.
Учебная деятельность в начальной школе стимулирует, прежде всего, развитие психических процессов непосредственного познания окружающего мира - ощущений и восприятий. Младший школьник с живым любопытством воспринимает окружающее, которое с каждым днем открывает ему все новые и новые стороны.
Наиболее характерной особенностью восприятия этих учащихся является его низкая дифференциация, при которой они допускают неточности и ошибки дифференциации при восприятии однородных предметов. Следующей особенностью восприятия учащихся в начале младшего школьного возраста является его тесная связь с действиями ученика. Восприятие на этом уровне психического развития связано с практической деятельностью ребенка. В процессе обучения восприятие углубляется, становится более аналитическим, дифференцирующим, приобретает характер организованного наблюдения.
Вниманию младших школьников присущи некоторые возрастные особенности. Основной из них является слабость произвольного внимания. Возможности волевой регуляции внимания и управления им в начале младшего школьного возраста ограничены. Произвольное внимание младшего школьника требует так называемой близкой мотивации.
Непроизвольное внимание гораздо лучше развито в младшем школьном возрасте. Все новое, неожиданное, яркое, интересное естественным образом привлекает внимание учащихся, без каких-либо усилий с их стороны.
Возрастные особенности памяти в младшем школьном возрасте развиваются под влиянием обучения. Возрастает роль и удельный вес словесно-логического, смыслового запоминания, развивается способность сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления.
Основной тенденцией развития воображения в младшем школьном возрасте является совершенствование воссоздающего воображения. Он связан с представлением ранее воспринятого или созданием образов в соответствии с заданным описанием, схемой, рисунком и т. д. Воссоздание
воображение совершенствуется за счет все более правильного и полного отражения действительности.
Под влиянием обучения происходит постепенный переход от познания внешней стороны явлений к познанию их сущности. Мышление начинает отражать существенные свойства и характеристики предметов и явлений, что дает возможность делать первые обобщения, первые выводы, проводить первые аналогии, строить элементарные выводы. На этой основе у ребенка постепенно начинают формироваться элементарные научные понятия.
Младший школьный возраст – возраст довольно заметного формирования личности. Для него характерны новые взаимоотношения со взрослыми и сверстниками, включение в целую систему коллективов, включение в новый вид деятельности – преподавание, что предъявляет к ученику ряд серьезных требований.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология [Текст] / Г.С. Абрамова.
– М. Академия. – 2009. – 672-690 с.
2. Айвазова, А.Е. Психологические аспекты зависимости [Текст] / А.Е. Айвазова. – СПб «Речь». – 2008. – 120 с.
3. Акулова, Е.В. Индивидуальные – психологические особенности пользователей сети Интернет [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nadfl.ru/work/10391/lichnostnye-osobennosti-lyudej-kotorye
4. Алексеенко, Н.Н. Психолого - аналитические аспекты поведения человека в киберпространстве [Текст] / Н.Н. Алексеенко // Журн. практ. Психологии и психоанализа. – 2000. - №3. – 35-41 с.
5. Ананьев, Б.Г. Комплексный подход к проблеме человека [Текст] / Б.Г. Ананьев. – СПб.: Питер, 2001. – 272 с.
6. Артони С. и др. Доступное образование для детей-аутистов: дидактическое программное обеспечение на основе АВА // Учеб. 6-й международной конференции «Универсальный доступ во взаимодействии человека и компьютера: приложения и услуги» (Орландо, 09 – 14 июля 2011 г.). Орландо, Флорида, 2011 г.
7. Бабаева, Ю.Д. Интернет: воздействие на личность. Гуманитарные исследования в Интернете [Текст] / Ю.Д. Бабаева, А.Е. Войскунский, О.В. Смыслова. – М.: «Можайск – Терра». – 2007. – 431 с.
8. Бакланова, Ю.А. Особенности «Я концепции» интернет – зависимых старшеклассников [Текст]: Вып. квалиф. Работа / А.Ю. Бакланова. Пермь: ИП ПГГПУ, 2009.
9. Балонов, И.М. Компьютер и младший школьник [Текст] / И.М. Балонов. – М.: «Эксмо». – 2002. – 32-58 с.
10. Белинская, Е.П. Я – концепция и ценностные ориентации младших школьников [Текст] / Е.П. Белинская // Вестник Московского Университета. – 2007. -
11. Белоус, В.В. Проблема типа темперамента в современной дифференциальной психофизиологии [Текст] / В.В. Белоус; Психологический журнал №1 // 1981. – 45-55 с.
12. Бондаренко, Т.А. Общение в виртуальном мире интернета [Текст]
/ Т.А. Бондаренко // Вестник донского государственного университета. - 2009.
- №4. – 728-735 с.
13. Бреева, Е.Б. Дети в современном обществе [Текст] / Е.Б. Бреева. - М.: - 2009.
14. Бурова, В.А. Социально психологические аспекты интернет – зависимости [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psychology.5bb.ru/viewtopic.php?id=132
15. Викулов, А.Д. Основные личностные характеристики младших школьников [Текст] / А.Д. Викулов. – М. «Шуя». – 2007. – 39-44 с.
16. Власова, Н.В. Психологический аспект исследования интернет – зависимого поведения младших школьников [Текст] / Н.В. Власова. – М.: НОУ ВПО. – 2014. - №1. – 49-54 с.
17. Войскунский, А.Е. Феномен зависимости от интернета [Текст] / А.Е. Войскунский; Гуманитарные исследования в Интернете. – М., «Можайск
– Терра». – 2000. – 100-131 с.
18. Выгонский, С.И. Обратная сторона интернета [Текст] / С.И. Выгонский. – М.: «Феникс». – 2010. – 310 с.
19. Выготский, Л.С. Проблема возраста [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: МГУ. – 2008. – 67-69 с.
20. Вяткин, Б.А. Избранные психологические исследования индивидуальности: теория, эксперимент, практика [Текст] / Б.А. Вяткин. – Пермь «Книжный мир». – 2005. – 87 с.
21. Вяткин, Б.А. Интегральное исследование индивидуальности человека и ее развитие [Текст] / Б.А. Вяткин. – М.: «Институт психологии РАН». – 1999. – 328 с.
22. Гилинский, Я.И. Глобализация и девиантность [Текст] / Я.В. Гилинский, В.В. Гольберт, Я.В. Костюковский. – СПб.: Питер, 2006. – 393 с.
23. Григорович, Е.С. Формирование личности в учения А. Адлера [Текст] / Е.С. Григорович. Уфа «Аэтерна». – 2016. – 53-55 с.
24. Гукаленко, О.В. Воспитание в современной России [Текст] / О.В. Гукаленко. – М., Педагогика. – 2005.
25. Данилова, С.В. Соционально – психологический портрет интернет
– зависимого младшего школьника [Текст] / С.В. Данилова, Ю.С. Федори // Научная статья. – 2011. - №11-1. – 254-260 с.
26. Дрепа, М.И. Интернет – зависимость как объект научной рефлексии в современной психологии [Текст] / М.И. Дрепа //Знание. Понимание. Умение. – 2009. - №2. – 189-193 с.
27. Егоров, А.Ю. Нехимические (поведенческие) аддикции [Текст] / А.Ю. Егоров // Аддиктология. – 2007. - №1. – 65-77 с.
28. Ефимова, Н.С. Психология общения. Практикум по психологии [Текст] / Н.С. Ефимова. – М.: ИД «ФОРУМ». – 2012. – 192 с.
29. Журавлев, В.С. Почему младшие школьники агрессивны? [Текст] / В.С. Журавлев; Социологические исследования (СОЦИС). – М.: - 2009. – 22-24 с.
30. Изотова, Е.И. Психология общения в межличностных отношениях [Текст] / Е.И. Изотова // Мир психологии. – 2010. - №13. – 102- 111 с.
31. Калугина, И.Ю. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека [Текст] / И.Ю. Калугина. – М.: ТЦ «Сфера». – 2001.
32. Клюева, Н.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность [Текст] / Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина. – Ярославль., Академия развития. - 1996.
33. Козлова, Н.С. Социальная сеть, как социально – психологическое явление [Текст] / Н.З. Козлова // Молодой ученый. – 2014. - №16. – 387-390 с.
34. Кон, И.С. Открытие «Я» [Текст] / И.С. Кон. – М.: Политиздат. – 1997.
35. Мухаметшина, К.О. Проблема интернет- зависимости в
подросковой среде [Текст] / К.О. Мухаметшина // VI Студенческий научный форум/ - 2014. - №5-6. – 67-93 с.
36. Мельникова М. В. Каковы особенности компьютерной зависимости у детей и младших школьников? // Школа жизни. - 2009. - № 2.
36. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка [Текст] / М.И. Лисина. – М.: НПО «МОДЭК». – 2007. – 384 с.
37. Малыгин, В. Л. Формирование компьютерной зависимости [Текст]
/ В.Л. Малыгин. – М.: МГМСУ. – 2011. – 32 с.
38. Марюхина, В.В. Особенности виртуального общения современных младших школьников [Текст] / В.В. Марюхина. – Кызыл., - 2016. – 54 с.
39. Мерлин, В.С. очерк интегрального исследования индивидуальности [Текст] / В.С. Мерлин. – М.: - 1986. – 256 с.
40. Морозов, Е.В. «Интернет как иллюзия. Обратная сторона сети» [Текст] / Е.В. Морозов. – М.: - 2014. – 53-57 с.
41. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст] / В.С. Мухина. – М.: - 2010. – 67-69 с.
42. Hourcade JP Interaction Design и дети // Журнал «Основы и тенденции во взаимодействии человека и компьютера». - 2008. - Т. 1. - Выпуск 4.
43. https://1news.az/news/20200210041833239-Proekt-STEAM-kak-novaya-forma-shkolnogo-obucheniya-v-Azerbaidzhane-
44. https://report.az/ru/nauka-i-obrazovanie/inno-vacionnaya-model-obucheniya-v-azerbajdzhane-steam-obrazovanie/