Фрагмент для ознакомления
1
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы коллективного способа обучения 7
1.1. Анализ понятия коллективный способ обучения, истоки и современное применение 7
1.2. Средства и способы реализации коллективного способа обучения в условиях реализации ФГОС 15
1.3. Основы формирования коммуникативных универсальных 19
учебных действий посредством коллективного способа обучения 19
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию у школьников основной школы коммуникативных универсальных учебных действий посредством коллективного способа обучения 24
2.1. Общая характеристика опытно-экспериментальной работы по формированию у школьников основной школы коммуникативных универсальных учебных действий посредством коллективного способа обучения 24
2.2. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию у школьников основной школы коммуникативных универсальных учебных действий посредством коллективного способа обучения 32
Заключение 37
Список использованных источников 39
Фрагмент для ознакомления
2
Наиболее важной задачей в современной образовательной среде является активизация познавательной деятельности школьников. Одним из путей решения этой проблемы является применение в образовательном процессе современных педагогических технологий, в том числе, технологии коллективного способа обучения (КСО).
Под КСО понимают определённую форму организации учебных занятий, когда каждый ученик может работать по очереди с другими учениками в классе. В зависимости от подготовленности школьника, он может выполнять роль как обучающего, так и обучаемого [5].
Основу этой технологии разработал А.Г. Ривин. Он был инженером и педагогом. В 1918 году он впервые использовал коллективные учебные занятия при изучении предметов в старшей школе. По такой же методике обучали будущих инженеров. Он ввёл в учебный процесс такие понятия как организационный диалог, сочетательный диалог и др. К его идеям обучения школьников вновь вернулись в послевоенные годы. На практике эти идеи внедряли В.К. Дьяченко, А.Г. Границкая и др.
В последние годы наиболее популярными в учебном процессе становятся групповые формы обучения. В ФГОС рассмотрены следующие образовательные результаты школьников, личностные, предметные и метапредметные. При формировании метапредметных образовательных результатов, или УУД, в ФГОС указано, что школьники должны уметь вести диалог, слушать собеседника, готовность признавать наличие различных точек зрения на проблему, компетентно излагать собственное мнение и аргументировать её.
В основе технологии КСО лежит использование следующих критериев:
1. Системность.
2. Концептуальность.
3. Технологичность.
4. Управляемость.
5. Эффективность.
6. Воспроизводимость.
Технология КСО обладает признаками системы. Работа школьников может быть выстроена поэтапно. Ученики могут самостоятельно знакомиться с учебным материалом на уроке, при этом работать в парах. Или в малых группах. Технология КСО предполагает возможность диагностического целеполагания. В процессе учебной работы у школьников формируются навыки продуктивного сотрудничества и коммуникативные навыки взаимодействия со всеми субъектами – участниками образовательного процесса. Для этого учителю важно спланировать деятельность всех участников образовательного процесса [19].
Сформулировать необходимо цель урока, задачи урока, произвести отбор учебного материала на уроке, в зависимости от того, какой это будет урок, к примеру, урок усвоения нового материала, или урок – практикум и др. Важно для этого разработать средства контроля и диагностики.
Практика показала, что технология КСО позволяет успешно развивать у школьников самостоятельность и коммуникативные УУД. Технология легко воспроизводится при работе с каждым классом и на каждом уроке, при условии, что учитель использует при разработке дидактических и оценочных материалов дифференцированный и индивидуальный подходы.
Технология КСО может осуществиться посредством включения каждого ученика в активную групповую деятельность. Для этого школьники должны уметь самостоятельно работать по заданию учителя, объяснять тему или порядок выполнения задания другому ученику.
При работе в парах, ученики должны уметь выслушивать друг друга, или выполнять соответствующие задания. К принципам КСО относят следующие:
-ориентация на получение результата в виде ЗУН и УУД;
-передача полученных знаний друг другу;
-взаимопомощь и сотрудничество школьников;
-учёт разного уровня подготовки школьников;
-индивидуальный подход к каждому ученику.
В связи с этим можно говорить о том, что технология КСО позволяет реализовать потенциал индивидуальной, парной, групповой и коллективной учебной деятельности школьников.
Инновационные педагогические технологии позволяют не только активизировать познавательную учебную деятельность субъекта, но и разнообразить формы и методы образовательного процесса. Как было отмечено, ФГОС ООО помимо формирования у школьников предметных знаний, умений и навыков, регламентирует также формирование групп универсальных учебных действий (УУД).
К ним относят личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД. Целью современного образования становится общекультурное, личностно познавательное развитие обучающихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться [11].
Наиболее благоприятным в процессе формирования коммуникативных универсальных учебных действий является именно школьный возраст. Индивидуальные успехи школьника основной школы приобретают также социальный смысл. Благодаря использованию на уроках коллективной учебной деятельности учеников, учитель создаёт оптимальные условия для формирования у них коммуникативных компетенций, мотивации, инициативы и самостоятельности в учебно-воспитательном процессе и др.
В этот период становления личности школьника развиваются характерные черты личности, в частности, организованность, целеустремленность, самостоятельность и др. Проблемами коммуникации в образовательной среде занимались И.А. Зимняя, М.С. Каган, М.И. Лисина, Н.И. Шевандрин и др. Вместе с тем, проблема формирования коммуникативных навыков школьников в процессе обучения посредством коллективной деятельности на уроке раскрыта недостаточно. В данном контексте важно рассмотреть технологию коллективный способ обучения (КСО).
Данная технология охватывает все этапы обучения, включая объяснение. Её целесообразно применять для обучения решению стандартных задач определенного типа, к примеру, на уроках математики. При коллективном способе обучения организационная структура процесса расширяется. При этом, как обучение, так и воспитание ведётся в таких формах, как:
- коллективной;
-групповой;
- парной;
- индивидуальной.
При этом коллективная деятельность, к примеру, пятиклассников рассматривается как продуктивное общение с целью обмена познавательной информацией. Учителю математики для этого необходимо сделать следующее:
-обосновать выбор направления работы;
- раскрыть актуальность педагогики сотрудничества;
- описать методику организации сотрудничества в учебно-воспитательном процессе;
- перечислить эффекты педагогики сотрудничества на уроках математики;
- показать реализацию этого способа на практике [7].
Учебные возможности учеников различны и учитель должен в своей работе это учитывать. В один ученический коллектив попадают дети с разными умственными и физическими возможностями, но все должны усвоить один и тот же материал, и в одни и те же сроки. Согласно ФГОС ООО, обучение представляет собой создание учебной ситуации, в которой учащиеся под руководством учителя определяют предмет своего действия.
При реализации ФГОС ООО необходимо понять, какие принципиально новые дидактические подходы к уроку регламентируют эти нормативные документы, ФГОС и ФООП. В них произошло смещение акцентов на результаты освоения с ЗУН на УУД, в том числе, коммуникативные. Вся учебная деятельность строится на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности [10].
В связи с этим изменяется структура урока и действия учителя и ученика. На всех этапах урока должна проявляться самостоятельность школьников. Учитель нацелен на сотрудничество с учениками и может направить учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками. В учебном процессе учитель выступает в роли организатора. Для достижения поставленной цели ученики не должны получать новые средства и готовые способы действия. Их необходимо подвести к открытию новых законов и правил. Таким образом, анализ понятия коллективная творческая деятельность в условиях реализации ФГОС ООО и ФООП показал, что:
1. В условиях реализации ФГОС ООО и ФООП необходимо формировать УУД школьников, в том числе, коммуникативные.
2. Коммуникативные УУД целесообразно формировать с использованием технологии КСО.
3. В основе технологии КСО лежит системно-деятельностный подход.
4. В основе КСО лежит личностно ориентированный подход.
5. Технология КСО предусматривает реализацию новых дидактических подходов в образовательном процессе основной школы.
Педагогам необходимо создавать для учащихся в школе атмосферу сотрудничества, то есть успеха и радости. Это можно достичь через технологию КСО. К основным принципам реализации КСО на уроках математики относятся:
-получение высокого образовательного результата по математике каждым школьником;
-возможность обмена знаниями среди пятиклассников;
-сотрудничество и взаимопомощь учеников;
-реализация дифференцированного подхода, когда каждый работает согласно своим возможностям и способностям.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Виситова, Л.С. Нетрадиционные формы и методы обучения на уроках [Текст] / Л.С. Виситова // Педагогическое мастерство: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). - М.: Буки-Веди, 2015. - с. 6-8.
2. Виситова, Л.С. Инновационные методы преподавания в начальной школе / Л.С. Виситова. - Текст: непосредственный // Образование и воспитание. - 2016. - № 1 (6). - С. 16-19. - URL: https://moluch.ru/th/4/archive/25/710/ (дата обращения: 24.05.2024).
3. Волкова, Л.В. Современные подходы к пониманию образовательной среды Л.В. Волкова. - электрон. сб. ст. по матер. IХ Всерос. науч.-практ. конф. (Педагогические чтения памяти профессора А.А. Огородникова) (7 февраля 2018 г., г. Пермь, Россия) / под общ. ред Л.В. Селькиной; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. – Пермь, 2018. – С. 16-20. file:///C:/Users/User/Desktop/Organizacija_razvivajushhej_obrazovatelnoj_sredy_v_nachalnoj_shkole.PDF (дата обращения: 24.05.2024).
4. Вакуленко, Е.А. Организация учебного диалога на уроках
в школе [Текст] / Е.А. Вакуленко // Начальная и основная школа. – 2012. – N 5. –С. 44-46.
5. Герасимов, С.В. Познавательная активность и понимание [Текст] / С.В. Герасимов // Вопросы психологии – 2014. – N 3. – С. 14-15.
6. Голубева, Л.В. Анализ урока: типология, методики, диагностика [Текст] / Л.В. Голубева, Т.А. Чегодаева. - Волгоград: Учитель, 2012. – 121 с.
7. Дидковская, Н. Е. Проектирование развивающей образовательной среды в общеобразовательной школе в условиях реализации ФГОС / Н. Е. Дидковская. — Текст: непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 29-36. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/149/7845/ (дата обращения: 24.05.2024).
8. Доблаев, Л.Г. Смысловая структура учебного текста и проблемы
его понимания [Текст] / Л.Г. Доблаев. – М.: Педагогика, 2010. – 176 с.
9. Дубень, Е.А. Педагогические условия создания образовательной среды с целью нравственного воспитания учащихся на примере преподавания английского языка / Е.А. Дубень, И.Г. Копытич, Е. В. Шило. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2013. - № 5 (52). - С. 680-683. - URL: https://moluch.ru/archive/52/6972/ (дата обращения: 24.05.2024).
10. Ефросинина, Л.А. Урок - важнейшее условие формирования
универсальных учебных действий [Текст] / Л.А. Ефросинина // Начальная школа. –2018. – N2. – С. 49–57.
11. Еноторова, А.М. К вопросу необходимости внедрения индивидуального образовательного маршрута в школе / А.М. Еноторова. - электрон. сб. ст. по матер. IХ Всерос. науч.-практ. конф. (Педагогические чтения памяти профессора А.А. Огородникова) (7 февраля 2018 г., г. Пермь, Россия) / под общ. ред Л.В. Селькиной; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. – Пермь, 2018. – С. 47-52. file:///C:/Users/User/Desktop/Organizacija_razvivajushhej_obrazovatelnoj_sredy_v_nachalnoj_shkole.PDF (дата обращения: 24.05.2024).
12. Жойкин, С.А. Теоретическое обоснование опыта проектирования
деятельности учителя и учащихся для формирования социально активной
личности [Текст] / С.А. Жойкин // Педагогика. - 2011. – N 1. Эксперимент и
инновации в школе 2011/1. – С. 15-21.
13. Занина, Л.В. возможности проектной технологии на уроках математики в начальной общеобразовательной школе / Л.В. Занина. – электрон. сб. ст. по матер. IХ Всерос. науч.-практ.конф. (Педагогические чтения памяти профессора А.А. Огородникова) (7 февраля 2018 г., г. Пермь, Россия) / под общ. ред Л.В. Селькиной;Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. – Пермь, 2018. – С. 60-64. file:///C:/Users/User/Desktop/Organizacija_razvivajushhej_obrazovatelnoj_sredy_v_nachalnoj_shkole.PDF (дата обращения: 24.05.2024).
14. Кузьмина, Н.В. Понятие педагогическая система и критерии ее оценки [Текст] / Н.В. Кузьмина. – М., Инфра-М. - 2008. – 234 с.
15. Калинкина, Л.А. Система творческих заданий на уроках
литературного чтения как средство формирования полноценного восприятия
художественного произведения [Текст] / Л.А. Калинкина // Начальная школа. – 2013. - N 10. – С 46-51.
16. Копотева, Г.Л. Проектируем урок, формирующий универсальные
учебные действия [Текст] / Г.Л. Копотева, И.М. Логвинова. - Волгоград: Учитель,2013. – 99 с.
17. Короткова, Н.В. Моделирование на уроках [Текст] /Н.В. Короткова // Начальная школа. – 2014. – No11. – С. 76-80.
18. Круговых, Н.В. Через уроки - к воспитанию и развитию [Текст] / Начальная школа. - 2010. - №6. - С. 44-46.
19. Ковылева, Ю. Э. Построение образовательной среды современной школы / Ю.Э. Ковылева. — Текст: непосредственный // Актуальные задачи педагогики: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2018 г.). — Т. 0. — Чита: Издательство Молодой ученый, 2018. — С. 117-119. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/102/5301/ (дата обращения: 24.05.2024).
20. Логинова, О.Б. Мои достижения. Итоговые комплексные работы. [Текст] / О.Б. Логинова, С.Г. Яковлева; под ред. О.Б. Логиновой – 9-е изд. –М.: Просвещение, 2017 – 80 с.
21. Михеева, Ю.В. Урок. В чём суть изменений с введением ФГОС
основного общего образования [Текст] / Науч. - практ. жур. «Академический вестник». – 2011. – Вып. 1(3). – С. 46-54.
22. Макклелланд, Д. Мотивация человека [Текст] / Д. Макклелланд. - Питер, 2007. – 672 с.
23. Нарыкова, Г.В. Организация развивающей образовательной среды начальной школы в условиях реализации ФГОС НОО / Г.В. Нарыкова. - электрон. сб. ст. по матер. IХ Всерос. науч.-практ. конф. (Педагогические чтения памяти профессора А.А. Огородникова) (7 февраля 2018 г., г. Пермь, Россия) / под общ. ред Л.В. Селькиной; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. – Пермь, 2018. – С. 131-135. file:///C:/Users/User/Desktop/Organizacija_razvivajushhej_obrazovatelnoj_sredy_v_nachalnoj_shkole.PDF (дата обращения: 24.05.2024).
24. Организация развивающей образовательной среды в начальной школе: электрон. сб. ст. по матер. IХ Всерос. науч.-практ. конф. (Педагогические чтения памяти профессора А.А. Огородникова) (7 февраля 2018 г., г. Пермь, Россия) / под общ. ред Л.В. Селькиной; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. – Пермь, 2018. – 408 с. file:///C:/Users/User/Desktop/Organizacija_razvivajushhej_obrazovatelnoj_sredy_v_nachalnoj_shkole.PDF (дата обращения: 24.05.2024).
25. Павлюченко, О.А. Инновационные формы и методы работы с детьми в условиях введения ФГОС. - 2017. / https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/292506-innovacionnye-formy-i-metody-raboty-s-detmi-r (дата обращения: 24.05.2024).
26. Пигулевская, Н.И. Инновационная модель современного образовательного процесса [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ispu.ru/files/SovetRector_9-2008-с.31-37.pdf (дата обращения: 24.05.2024).
27. Сластенин, В.А. Педагогика. Инновационная деятельность [Текст] / В.А. Сластенин. - М.: Академия, 2007. - 567 с.
28. Системно - деятельностный подход как условие достижения современного качества образования [Текст] / сборник материалов конференции. – Нефтекамск: ИМЦ, 2013. – 53 с.
29. Суслова, Ю.Г. Внедрение исследовательского образовательного модуля в практику школы / Ю.Г. Суслова. - электрон. сб. ст. по матер. IХ Всерос. науч.-практ. конф. (Педагогические чтения памяти профессора А.А. Огородникова) (7 февраля 2018 г., г. Пермь, Россия) / под общ. ред Л.В. Селькиной; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. – Пермь, 2018. – С. 156-160. file:///C:/Users/User/Desktop/Organizacija_razvivajushhej_obrazovatelnoj_sredy_v_nachalnoj_shkole.PDF (дата обращения: 24.05.2024).
30. Черникова, Н.А. Основные направления педагогических исследований оптимизации процесса обучения [Текст] / Н.А. Черникова // Модернизация профессионального образования в условиях интеграции: проблемы обеспечения качества. - Изд-во СибАДА, 2015. - С. 48-50.
31. Шамис, В.А. Активные методы обучения [Текст] / В.А. Шамис // Сибирский торгово-экономический журнал. – 2011. – No 14. – С. 19 - 23.
32. Шахмартова, О.М. Активные методы обучения [Текст] / О.М. Шахмартова. – Пенза: ПГПУ им. Белинского, 2011. – 131 с.
33. Ясвин, В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию [Текст] / В.А. Ясвин. - М.: Смысл, 2001. — 365 с.
34. Ячменникова, Т.С. Здоровьесберегающие технологии в школе / Т.С. Ячменникова //Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2011. No5. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/zdoroviesberegayuschie-tehnologii-v-nachalnoy-shkole (дата обращения: 24.05.2024).