Фрагмент для ознакомления
2
Педагоги всегда стремились разнообразить свои уроки и учебные занятия, поскольку с течением времени практически всегда наблюдается снижение интереса учеников к традиционным занятиям. В образовательной среде существует понятие классификация методов обучения в педагогике. В дидактике выделяют следующие методы обучения:
1. Словесные методы. Это лекции, беседы, дискуссии, объяснение, разъяснение, рассказ, беседа, инструктаж, лекция, дискуссия, диспут.
2. Наглядные методы. К ним относят видеоматериалы, наглядные пособия, иллюстрация, демонстрация, наблюдения учащихся и др.
3. Практические методы. Практические занятия, практические работы, творческие работы, опыт, упражнения, учебно-производительный труд
4. Обучение через создание проблемных ситуаций.
5. Работа с книгой - чтение, изучение, реферирование, беглый просмотр, цитирование, изложение и др.
Методы обучения педагоги на своих уроках могут комбинировать. На традиционном уроке может быть использовано несколько методов обучения. Наглядность, которую подбирает педагог присутствует практически на каждом уроке. Сегодня в образовательной практике появилось понятие нестандартный урок [8].
В условиях реализации ФГОС на каждой образовательной ступени педагоги реализуют личностно-ориентированный и системно-деятельностный подходы, которые предусматривают использование инновационных образовательных технологий и методик. Особая роль сегодня отводится цифровым и информационно-коммуникационным технологиям.
Под нестандартным уроком чаще всего понимают импровизированное учебное занятие с неустановленной заранее структурой. Сегодня существует несколько десятков типов нестандартных уроков [15]. Большая часть времени в учебно-воспитательном процессе отводится урокам. Все педагоги без исключения хорошо знают, что такое традиционный урок, поскольку он был и остаётся ведущей структурой при проведении учебных занятий.
Когда речь заходит о нестандартных уроках, чаще всего под этим подразумевают отдельно взятые элементы, которые не относятся к каким-либо постоянно повторяющимся элементам, реализуемым на определённых этапах урока.
Традиционный урок отличается упорядоченностью, регламентом, структурой, заданными этапами, исполнительностью обучающихся. В связи с появлением требований ФГОС изменилась дидактическая цель урока. В традиционном уроке дидактическая цель была единой – это формирование знаний, умений и навыков.
Всё это имеет отношение лишь освоению предметного содержания материала. В новых ФГОС, в основе которых лежит системно-деятельностный и личностно ориентированный подход требования предъявляются к трём группам образовательного результата:
-предметному;
-метапредметному;
-личностному.
Нельзя говорить лишь о том, что от учителя требуется формирование лишь предметных знаний, умений и навыков. Задачи урока при этом остаются практически неизменными. Это воспитание и развитие личности, основным средством решения которых продолжает оставаться познавательная активность. В образовательной среде сегодня часто говорят об уроках современного типа.
Он характеризуется следующим:
-тему формулируют сами ученики;
-цели и задачи урока формулируют ученики;
-ученики определяют границы знания и незнания;
-ученики сами планируют способы достижения намеченной цели.
Учитель осуществляет контроль за тем, какие на уроке осуществляются учебные действия, применяя при этом групповые и индивидуальные методы. Помимо учительского контроля ученики осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль. Сегодня ученики могут сами дать оценку своей деятельности и деятельности своих сверстников. Сегодня практически на каждом уроке проводится рефлексия и она является обязательным этапом каждого урока [21].
Домашнее задания сегодня может быть самым разнообразным и практически всегда учитывается выбор учеников. Решение остаётся за учителем, какой именно формат уроков ему осуществлять. Но на практике чаще всего традиционные уроки сочетают с нетрадиционными, для того, чтобы разнообразить учебно-воспитательный процесс.
Следовательно, реализация требований может быть применена как при подготовке к традиционному уроку, так и при планировании нестандартного урока. Как уже было отмечено, анализ педагогической литературы позволяет выделить несколько десятков типов нестандартных уроков, но все они имеют одну цель – это отработка новых методов, форм, приемов и средств обучения. Для педагога сегодня очень важно обеспечить на уроке познавательную активность обучения, которая позволяет определить, насколько мотивирован к обучению субъект.
Названия самих нетрадиционных уроков позволяют говорить о том, какая именно цель ставится на таком уроке. Это может быть урок следующего типа:
1. Урок-консультация.
2. Урок-взаимообучение.
3. Урок-игра и др.
Нетрадиционные уроки, как правило, не имеют взаимосвязи со всеми предыдущими уроками. Чаще всего целевые установки таких уроков не предусматривают прироста новых знаний и умений, или развития детей в каком-либо отношении. Необходимо отметить, что учителя достаточно неоднозначно относятся к нетрадиционным урокам, поскольку они чаще всего не входят в календарно-тематическое планирование.
Тем не менее, многие учителя считают большим педагогическим мастерством, когда кому-либо, удаётся провести нетрадиционный урок, на котором учебная мотивация субъекта сохранялась от первой до последней минуты урока [10].
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Апатова, Н.В. Информационные технологии в образовании / Н.В. Апатова. Учебное пособие. Москва: Российская академия образования, 2014. 224 с. Текст: не¬пос¬ред¬ствен¬ный.
2. Бобырев, А.В. Педагогическая сущность нестандартных уроков в условиях профильного обучения / А.В. Бобырев. учеб. пособие // Ростов: известия ЮФУ. Технические науки, 2019. 275 с. Текст: не¬пос¬ред¬ствен¬ный.
3. Винер, Н. Кибернетика и общество / Н. Винер. Перевод Е.Г. Панфилова Общая редакция и предисловие Э.Я. Кольмана М.: Тайдекс Ко, 2002 г. 186 с. Текст: не¬пос¬ред¬ствен¬ный.
4. Гершунский, Б.С. Компьютеризация в сфере образования: Проблемы и перспективы / Б.С. Гершунский. М.: Педагогика 2014. 135 с. Текст: не¬пос-ред¬ствен¬ный.
5. Горячев, А.В. О понятии «Информационная грамотность» / А.В. Горячев. - Информатика и образование. 2011. №3. С. 18-21. Текст: не¬пос¬ред-ствен¬ный.
6. Денисова, Е.В. Дидактическая игра как элемент нестандартного урока информатики и ИКТ в 8-х классах / Е.В. Денисова // Наука и образование: проблемы и перспективы: Материалы XX Всероссийской с международным участием научно-практической конференции молодых ученых, студентов и учащихся (Бийск, 27 апреля 2018 г.)/ АГГПУ им. В.М. Шукшина. Бийск: РИО АГГПУ им. В. М. Шукшина, 2018. С.574-578. Текст: не¬пос¬ред¬ствен¬ный.
7. Дергачева, Л.М. Особенности подготовки и проведения дидактической игры на уроках информатики / учеб. пособие // Л. М. Дергачева. – Москва: Информатика и образование, 2015. 95 c. Текст: не¬пос-ред¬ствен¬ный.
8. Дергачева, Л.М. Методические аспекты использования учителем дидактических игр на уроках информатики / метод. разработка // сост.: Л.М. Дергачева. Москва: Информатика и образование, 2004. 42 с. Текст: не¬пос¬ред-ствен¬ный.
9. Дидактические требования к разработке дидактических игр по информатике на основе применения ИКТ [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://studfiles.net/preview/5639839/page:4. Текст: элек¬трон¬ный.
10. Зубрилин, А.А. Игровой компонент на уроках информатики /практикум для поступления в ЭК // А.А. Зубрилин. М.: Информатика и образование, 2016. 52 с. Текст: не¬пос¬ред¬ствен¬ный.
11. Зубрилин, А.А. Загадки в обучении информатики / А.А. Зубрилин // гуманитарные науки и образование. 2014. N 3. С. 9-13. Текст: не¬пос¬ред¬ствен-ный.
12. Исмайилова, Б И. Использование нестандартных методов обучения школьников / Б. И. Исмайилова // Социология, психология, педагогика. 2018. N1. С. 76-83. Текст: не¬пос¬ред¬ствен¬ный.
13. Ибрагимова, К.Ю. Использование игр в учебном процессе / К.Ю. Ибрагимова//педагогический менеджмент и прогрессивные технологии в образовании: Сб ст. Х Междунар. Науч.-метод. конф. Пенза, 2003. С. 43-48. Текст: не¬пос¬ред¬ствен¬ный.
14. Информатизация общего среднего образования / Научно-методическое пособие // Под ред. Д.Ш.Матроса. М.: Педагогическое общество России, 2014. 384 с. Текст: не¬пос¬ред¬ствен¬ный.
15. Колин, К.К. Фундаментальные основы информатики: социальная информатика / К.К. Колин // учебное пособие. Изд-во «Академический проект». М., 2010. 203 с. Текст: не¬пос¬ред¬ствен¬ный.
16. Курова, Н.Н. Проектная деятельность в развитой информационной среде образовательного учреждения / Н.Н. Курова //Учеб. пособие для системы доп. проф. образования. М.: Федерация Интернет образования, 2012. 186 с. Текст: не¬пос¬ред¬ствен¬ный.
17. Концепция информатизации образования / Информатика и образование. 2012. №1., 98-101 с. Текст: не¬пос¬ред¬ствен¬ный.
18. Лапчик, М.П. Методика преподавания информатики / учебное пособие для студентов пед. Вузов // М. П. Лапчик. Москва: Академия, 2016. 624 с. Текст: не¬пос¬ред¬ствен¬ный.
19. Мельников, С.В. Новые образовательные технологии в условиях компетентностного подхода / С.В. Мельников // Вестник Учебно-методического объединения вузов России по образованию в области социальной работы. М.: РГСУ, 2014. N 4. С.68-70. Текст: не¬пос¬ред¬ствен¬ный.
20. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для сотрудников пед.вузов и системы повышения квалификации пед.кадров / Полат Е.С., Бухвркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е.; под ред. Полат Е.С. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 224 с. Текст: не¬пос¬ред¬ствен¬ный.
21. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров. М.: Академия, 2004. 272 с. Текст: не¬пос¬ред¬ствен¬ный.
22. Пискунова, В.И. Использование занимательных задач на уроках информатики / В.И. Пискунова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2013. N7. С. 41-45. Текст: не¬пос¬ред¬ствен¬ный.
23. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат // М.: Изд-во Академия, 2015. 77 с. Текст: не¬пос¬ред¬ствен¬ный.
24. Сайт группы компаний «Аверс» [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.iicavers.ru/ Текст: элек¬трон¬ный.
25. Христочевский, С.А. К вопросу о создании когнитивных ресурсов для электронного образования / С.А. Христочевский // Информатика и образование. 2017. – № 9. С. 5- 9. Текст: не¬пос¬ред¬ствен¬ный.