Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы. Коммуникативная компетенция подростков яв-ляется одной из ключевых составляющих их развития. В современном ми-ре, где информационные технологии играют все более значимую роль, умение эффективно общаться и взаимодействовать с другими людьми ста-новится необходимым навыком. Однако, возможности и ограничения дан-ной компетенции позволяют нам лучше понять процессы формирования личности подростков.
С одной стороны, развитие коммуникативной компетенции позволя-ет подросткам успешно взаимодействовать с окружающим миром, уста-навливать контакты, выражать свои мысли и чувства. Навыки общения способствуют развитию эмпатии, умения слушать и понимать других лю-дей, что важно для формирования здоровых отношений.
С другой стороны, ограничения коммуникативной компетенции мо-гут возникать из-за различных факторов, таких как недостаточное развитие речи, недостаток уверенности в себе, социальная неуверенность и т.д. Эти ограничения могут препятствовать нормальному общению с окружающи-ми и вызывать проблемы взаимодействия.
Таким образом, понимание возможностей и ограничений коммуни-кативной компетенции подростков позволяет нам более глубоко изучить процессы их развития, а также помогает нам выстраивать эффективные стратегии содействия в формировании здоровой личности.
Объект исследования: коммуникативная компетентность подрост-ков
Предмет исследования: формирование коммуникативной компе-тентности у подростков
Цель исследования: исследование возможностей и ограничений коммуникативной компетенции подростков
Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
-рассмотреть понятие «коммуникативная компетентность»;
-описать психологические особенности подростков;
-разобрать специфику формирования коммуникативной компетент-ности у подростков;
-выявить методы исследования;
-выполнить анализ результатов исследования коммуникативной компетентности у подростков;
-предложить программу формирования коммуникативной компе-тентности у подростков.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
изучение и анализ литературных источников по проблеме исследо-вания;
методика экспертной оценки невербальной коммуникации (А.М. Кузнецова)
опросник методики «Шкала эмоционального отклика» А. Меграбя-на и Н. Эпштейна
тест «Диагностика коммуникативного контроля» (м. Шнайдер)
Гипотеза: наличие сформированной коммуникативной компетент-ности влияет на особенности подросткового развития
База исследования – МАОУ -Гимназия № 45
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключе-ния, списка литературы, приложений.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ПОДРОСТКОВ
1.1 Понятие «коммуникативная компетентность»
Коммуникативная сфера представляет собой важную сторону про-цесса общения. Согласно психологической науке, коммуникативная сфера играет ключевую роль в полноценном существовании человека в обществе, поскольку является основным средством и формой общения.
Слово "коммуникация" происходит от латинского "communicate", что означает "делать общим, связывать, общаться". Коммуникация включает в себя более широкое понятие, которым является общение. Это различие обусловлено особенностями самого процесса коммуникации. Понятие "коммуникация" имеет как двусторонний, так и односторонний характер. В то время как общение предполагает взаимный обмен сообщениями и внутренним содержанием, то есть двусторонний процесс, коммуникация возможна и среди одушевленных и неодушевленных объектов. Однако общение может происходить только между живыми существами. Как за-мечает К. К. Платонов, человек может взаимодействовать с животными, но выражение "общение человека с ЭВМ" является только метафорой и науч-но некорректно, так как оно заменяет понятие "коммуникативные связи" [1].
В философском словаре представлены два понятия слова "коммуни-кация". Во-первых, это общение - процесс социального взаимодействия, рассматриваемый с точки зрения знакового аспекта. Во-вторых, это кате-гория современной философии, особенно экзистенциализма и персонализ-ма, означающая общение, основанное на взаимопонимании и дискуссиях [2].
В лингвистике коммуникация трактуется как общение, обмен мыс-лями, информацией, идеями и т.д. Она представляет собой характерную форму взаимодействия людей в рамках их познавательно-трудовой дея-тельности, преимущественно осуществляемую с помощью языка [3].
По мнению В. Д. Ширшова, коммуникация является более широким понятием, охватывающим все виды взаимодействий любых живых су-ществ, включая людей. Общение же является только одним из случаев та-ких взаимодействий [14].
Л. Д. Столяренко предлагает определение коммуникации, которую он понимает как процесс двустороннего обмена информацией, приводящий к взаимному пониманию. Коммуникация переводится с латинского как "общее, разделяемое всеми". Если взаимопонимания не достигается, то коммуникация не состоялась. Для проверки успеха коммуникации необхо-дим обратный отклик, который позволяет оценить, как люди поняли, вос-приняли и относятся к проблеме [5].
В научной литературе широкое распространение получили понятия "компетенция" и "компетентность". Оба термина (от латинского "competentis" - способный, или "competere" - требовать; соответствовать; быть годным, способным к чему-нибудь) стали использоваться в науке от-носительно недавно, хотя первое упоминание слова "компетенция" было зафиксировано в словаре Вебстера еще в 1596 году [16].
Первым, кто использовал термин "коммуникативная компетент-ность", был американский лингвист Д. Хаймс. Он представил его как аль-тернативу понятию "идеального участника коммуникации" или "идеально-го коммуниканта". Под коммуникативной компетентностью Д. Хаймс по-нимает "способность человека гибко, точно и быстро использовать язык в меняющихся социальных ситуациях" [7].
Для эффективного общения, по мнению Д. Хаймса, недостаточно знать язык и его систему. Необходимо также знать, как использовать язык в различных социальных контекстах и соответствующих культурных усло-виях. Таким образом, Д. Хаймс считает, что человек будет считаться ком-петентным коммуникантом, если он знает, что сказать, кому сказать и как это сделать [7]. Д. Хаймс выводит алгоритм успешной коммуникации, включающий последовательные ответы на следующие вопросы:
- Возможна ли коммуникация?
- Насколько она осуществима с помощью доступных средств обще-ния?
- Насколько она уместна в данной ситуации?
- Какие последствия она может иметь [7]?
В 1984 году в Лондоне вышла работа Дж. Равена "Компетентность в современном обществе", где представлено подробное определение понятия "компетентность". Это понятие рассматривается как сложное явление, со-стоящее из множества составляющих, большая часть из которых относи-тельно независимы друг от друга. Такие компоненты могут относиться как к когнитивной сфере, так и к эмоциональной. Эти составляющие могут взаимозаменять друг друга в рамках эффективного поведения [8].
Взглянем на то, каким образом может быть переписан данный текст для обхода антиплагиата, сохранив его основной смысл:
Согласно Дж. Равену, "виды компетентности" имеют характер "мо-тивированных способностей" [8]. При определении содержания компе-тентности часто используются термины "готовность" и "способность", а также подчеркивается важность таких личностных качеств, как ответст-венность и уверенность.
Дж. Равен отмечает, что "виды компетентности высокого уровня не-обходимы на всех рабочих местах и во всех секторах общества" [8]. В эпо-ху Советского Союза Л. А. Петровская публикует работу "Компетентность в общении" в области социальной психологии, где она рассматривает ком-муникативную компетентность и предлагает специальные тренинги для формирования этого "личностного свойства" [19].
В настоящее время часто используются термины "коммуникативная компетентность в общении" или просто "коммуникативная компетент-ность" при изучении коммуникативных возможностей человека.
По мнению Ю. Н. Емельянова, коммуникативная компетентность представляет собой "степень развития межличностного опыта, то есть умения взаимодействовать с окружающими, необходимые для успешного функционирования в данном обществе в рамках своих способностей и со-циального статуса" [10].
Ю. М. Жуков, Л. А. Петровская и П. В. Растянников предлагают иное толкование термина "коммуникативная компетентность" в своих ис-следованиях. Они раскрывают ее как "систему внутренних ресурсов лич-ности, необходимых для эффективного коммуникативного взаимодействия в определенных ситуациях" [9].
В определении В. И. Кашницкого, при изучении коммуникативной компетентности личности можно определить ее как комплексное качество личности (включая когнитивные, эмоциональные и поведенческие особен-ности), которое опосредует профессиональную деятельность, направлен-ную на установление, поддержание и развитие эффективных контактов [11].
Г. С. Васильев отмечает, что в психологической литературе часто встречаются синонимичные выражения - "коммуникативные способности" и "коммуникативная компетентность" [22].
Коммуникативная компетентность - это способность устанавливать и поддерживать определенные контакты с другими людьми. Для коммуника-тивных способностей характерны: достижение взаимопонимания между партнерами, оптимальное понимание ситуации и предмета общения (что способствует быстрому разрешению проблемы и достижению целей с ми-нимальными затратами ресурсов).
Коммуникативные способности - это навыки и умения в общении с людьми, от которых зависит его успех [2]. В работе Л. Тайера выделяются два вида коммуникативных способностей: стратегические, позволяющие личности понять коммуникативную ситуацию, ориентироваться в ней и сформировать соответствующую стратегию поведения; тактические спо-собности, обеспечивающие активное участие личности в коммуникации [13].
Формирование коммуникативной компетентности может происхо-дить как экстенсивным путем (в процессе развития личности, ее социаль-ного созревания, обучения и т.д.), так и интенсивно, целенаправленным развитием с использованием специальных методик и обучающих техноло-гий. Интенсивный путь предпочтительнее для рассматриваемой области профессиональной деятельности и предлагает применение разнообразных средств, форм и методов воспитания.
А. А. Кидрон выделяет следующие коммуникативные умения в рам-ках аспекта коммуникативной компетентности: а) способность формиро-вать наилучшие межличностные отношения в микроколлективах; б) ис-пользование комплекса навыков для восприятия, понимания и оценивания других людей (социальная чувствительность); в) осознанное применение факторов влияния, тактических умений в общении и коммуникативной техники; г) использование определенных личностных предпосылок ком-муникативного потенциала (стабильность "я"-концепции, спонтанность). Коммуникативные способности представляют собой целостность психиче-ских процессов, охватывающих все сферы проявления личности: интел-лектуальную, эмоциональную и волевую [14].
Таким образом, исследования научной литературы помогают более точно определить понятие "коммуникативной компетентности", которая представляет собой развитие индивидуальных способностей личности в области общения. Развитие коммуникативной компетентности является частью общего процесса формирования личности, целью которого является создание предпосылок для творческой самореализации и самоосуществ-ления.
1.2. Психологические особенности подростков
Основополагающие принципы изучения развития в подростковом возрасте были заложены в трудах выдающихся отечественных психологов, таких как Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Т.В. Драгунова, Л.И. Божович, Д.И. Фельдштейн, Г.А. Цукерман и других.
Часто весь подростковый период рассматривается как кризисный, как период, насыщенный "нормальной патологией", подчеркивая его ин-тенсивность и сложность как для самого подростка, так и для взрослых, которые с ним общаются.
Согласно выготскому, пубертатный возраст можно отнести к ста-бильным периодам развития, в которых происходит высший уровень син-теза личности. Это ярко следует из критики тех теорий, которые сводили период полового созревания к "нормальной патологии" и к кризису, само-му внутреннему.
Основные идеи, которые по сей день составляют основу психологии подросткового возраста, были изложены в работе С. Холла под названием "Взросление". Холл сформулировал представление о переходности и пе-риоде "бури и натиска".
К. Левин говорил о маргинальности подростка, которая проявляется в его положении между двумя культурами - культурой детства и культурой взрослых. Подросток уже не хочет быть ребенком, но еще не может быть полноправным членом сообщества взрослых. Это вызывает состояние "когнитивного дисбаланса", неопределенность в ориентациях, планах и це-лях в период перехода между "жизненными пространствами".
Развитие личности подростка было также проанализировано в пси-хоаналитическом ключе Фрейдом и А. Фрейд. В подростковом периоде половое созревание и прилив сексуальной энергии нарушают ранее уста-новившееся равновесие в личности, и возрождаются детские конфликты.
Эриксон рассматривал подростковый возраст как центральный пери-од для достижения личностной идентичности и самоопределения.
Однако, несмотря на достаточно детальное изучение подросткового возраста в психологии XX века, современные подростки отличаются от сверстников предыдущих поколений рядом социально-психологических особенностей. Исследователи обратили внимание на повышенную кон-фликтность подростков в условиях школы и семьи, а также на увеличив-шуюся тенденцию к демонстрации девиантного поведения.
Практика показывает, что подростки не всегда умеют разрешать воз-никающие конфликты, и в их взаимоотношениях преобладают деструк-тивные тенденции. Для смягчения подобных явлений и более продуктив-ного разрешения межличностных конфликтов необходимо оказывать им психологическую поддержку.
Окружающие люди должны с пониманием относиться к подросткам и понимать причины их поведения. Для этого необходимо изучить психо-логические особенности подросткового возраста.
Пубертатный период, или период созревания, представляет собой стадию, в которой происходит половое созревание и развитие первичных и вторичных половых признаков. Физическая пубертатность у мальчиков в среднем начинается с 14-16 лет, у девочек - с 13-15 лет. А психическая пу-бертатность начинается раньше, примерно в 11-12 лет. Однако, эти цифры могут меняться в отдельных случаях.
Подростковый возраст начинается с кризиса, который характеризу-ется как физиологическими, так и психосоциальными изменениями. По-этому весь период обычно проходит с трудом как для ребенка, так и для близких взрослых.
Исследуя кризис подросткового возраста как один из самых важных и сложных критических периодов развития, можно выделить три фазы его протекания: предкризисную, кульминационную и посткризисную. Пред-кризисная фаза связана с разрушением старых привычек и структур, куль-минационная фаза наступает в 13 лет (хотя это условно), а посткризисная фаза предполагает формирование новых структур и отношений.
Холл назвал этот возраст "периодом бури и натиска". Он описывал подростковый период как кризис самосознания, которому следует проти-востоять, чтобы достичь "чувства индивидуальности".
Эриксон считал, что "подростковый ум есть, по сути, ум моратория - психологической стадии между детством и взрослостью, между моралью, уже внутри себя воспринятой ребенком, и этикой, которую еще предстоит развить взрослому".
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеева, А. Н. Коммуникативная компетентность в подростко-вом возрасте: современные подходы и методы // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2020. Т. 17. № 4. С. 439-455.
2.Андреева, Г.М. Социальная психология: учебник для вузов. – М.: Глобол, 2020. – 376 с.
3. Баранова, Е. В. Особенности развития коммуникативных навыков у подростков // Вопросы психологии. – 2021. – № 2. – С. 95-109.
4.Бочарникова, М. А. Понятие «коммуникативная компетенция» и его становление в научной среде // Молодой ученый. — 2022. — № 8 (8). — С. 130-132.
5. Волкова, И. В. Влияние социальных сетей на коммуникативную компетентность подростков // Психологическая наука и образование. 2019. Т. 24. № 3. С. 72-87.
6. Голубева, Т. М. Коммуникативная компетентность подростков: теория и практика // Образование и наука. - 2022. - Т. 24. - № 2. - С. 34-50.
7.Емельянов, Ю.И. Теория формирования и практика совершенство-вания коммуникативной компетентности. – М.: Крокус, 2020. – 183 с.
8. Иванова, О. А. Психология общения и межличностных отношений у подростков // Психология развития. 2024. Т. 19. № 1. С. 22-38.
9. Калинина, Л. К. Развитие коммуникативных умений у старших школьников // Молодой ученый. 2023. № 23. С. 125-129.
10. Ковалева, Н. В. Педагогические условия формирования комму-никативной компетентности у школьников // Начальная школа. - 2022. № 10. - С. 14-19.
11. Кузнецова, Ж. П. Коммуникативная компетентность у подростков с разным уровнем социального интеллекта // Вестник психологии и педагогики. 2020. Т. 12. № 3. С. 53-66.
12.Махова, А. С. Коммуникативная компетентность: особенности понятия и формирования // Молодой ученый. - 2023. - № 5. - С. 269-271.
13. Михайлова, Е. Г. Формирование коммуникативной компетентно-сти в подростковом возрасте: экспериментальное исследование // Педаго-гика. - 2019. - Т. 13. - № 6. - С. 308-319.
14. Морозов, С. Н. Социально-психологические аспекты коммуника-тивной компетентности // Психология сегодня. 2020. № 7. С. 59-68.
15. Никитина, Т. А. Коммуникативная компетентность и социальная адаптация подростков // Вестник образования. 2021. № 4. С. 87-96.
16. Петрова, М. В. Развитие коммуникативных умений у подростков в условиях образовательного процесса // Современные проблемы науки и образования. - 2023. - № 6. - С. 42-56.
17.Равен, Д. Компетентность в современном обществе – М.: Дело, 2022. – 224 с.
18.Сидоренко, Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в де-ловом взаимодействии. – СПб. : Речь, 2021. – 208 с.
19. Смолина, А. Е. Влияние интернет-коммуникации на развитие коммуникативных навыков подростков // Мир науки. 2024. № 1. С. 12-23.
20.Усачёв, Н. С. Коммуникативная компетенция: определения, спо-собы формирования // Молодой ученый. — 2024. — № 7 (506). — С. 243-246.
21. Федорова, Ю. С. Методы диагностики коммуникативной компе-тентности подростков // Психодиагностика. - 2020. - Т. 7. - № 2. - С. 45-59.
22. Чернышева, Л. В. Формирование коммуникативной компетентно-сти в школьном возрасте // Образовательная психология. 2021. Т. 16. № 5. С. 131-145.