Фрагмент для ознакомления
2
Предприятие не работает в вакууме, и на них влияют силы, находящиеся вне их контроля. То, как они реагируют - и как быстро они реагируют на эти внешние силы, может определить разницу между успехом и неудачей, особенно в современном быстро меняющемся деловом климате. Мы можем разделить внешние факторы, влияющие на бизнес, на следующие шесть категорий [16, с. 51]:
- Экономическая конъюнктура
- Правовая среда
- Конкурентная среда
- Технологическая среда
- Социальная среда
- Глобальная окружающая среда
Предприятия работают во всех этих средах одновременно, и факторы в одной среде могут влиять или усложнять факторы в другой.
Внешнюю среду делят на такие составляющие, как:
- Микросреда - среда непосредственного воздействия на компанию. Она создается поставщиками материально-технических ресурсов, потребителями продукции (услуг), торговыми и маркетинговыми посредниками, конкурентами, страховыми компаниями, государственными органами, финансово-кредитными учреждениями;
- Макросреда, воздействующая на компанию и его микросреду. Она состоит из природной, демографической, научно-технической, экономической, экологической, политической и международной сред [10, с. 85].
Существует среда прямого воздействия, включающая:
- Анализ покупателей. Исследование потребителей дает возможности компании лучше уяснить то, какая продукция в наибольшей мере будет воспринята покупателями, на какие объемы реализации может рассчитывать компания, в какой степени покупатели привержены продукции именно данной фирмы, на сколько можно увеличивать круг потенциальных потребителей, что ждет продукт в будущей перспективе.
- Анализ поставщиков. Поставщики сырья, ТМЦ, полуфабрикатов, электро- и тепловой энергии, воды, газа могут напрямую влиять на компанию, формируя зависимость от ресурсов.
- Анализ конкурентов. При исследовании конкурентной среды менеджеры должны оценивать, насколько сильна конкуренция, как она воздействует на работу компании, определять основных конкурентов, реальные и потенциальные угрозы с их стороны.
- Анализ рынка рабочей силы ориентирован на то, чтобы выявлять его потенциальные возможности по обеспечению организации кадрами. Компания должна исследовать рынок рабочей силы как с позиции наличия на нем кадров нужных специальностей и квалификации, требуемого уровня образования, возраста, пола и т.д., так и с позиции стоимости рабочей силы.
Также на предприятие воздействует среда косвенного воздействия [13, с. 190]:
- Политическая составляющая, которая представлена органами государственной власти, а также партиями, блоками, группами и прочими организациями. Ею определяются цели и направления в развитии общества, его идеология, внешняя и внутренняя государственная политика в разных областях, пути и средства их осуществления правительством.
- Правовая составляющая - это законы и прочие правовые акты, которые устанавливают допустимые нормы деловых взаимоотношений, права, ответственность, обязанности предприятий, регулирующие деятельность, включая ограничения на конкретные ее виды, определяющие формы и методы по защите интересов и пр.
- При исследовании экономического фактора следует особенно уделять внимание следующим критериям: общему уровню экономического развития, природным ресурсам, типу конкурентных отношений; структуре населения; уровню образованности персонала, ВВП, инфляции, валютному курсу, уровню безработицы, ставкам налогообложения и др.
- Исследование социальной составляющей макроокружения отражает социальные процессы и тенденции, которые происходят в обществе и воздействуют на работу компании. Социальная составляющая макросреды, воздействуя на уровень спроса, потребительские предпочтения, выбор рынка сбыта продукции, определяет главные показатели региональных рынков рабочей силы.
- Технологическая составляющая состоит из научных и технологических факторов. На их основе компания может произвести модернизацию старой и производить новую продукцию, усовершенствовать и разрабатывать технологические процессы [2, с. 130].
Наиболее важным выводом, на наш взгляд, является то, что в современных условиях жесткое противопоставление внутренней функциональной среды и внешней микросреды фирмы некорректно – из-за широкого распространения различных форм межфирменного сотрудничества эти среды плавно перетекают друг в друга.
Анализ окружающей среды - это процесс систематического изучения и интерпретации соответствующих данных для выявления внешних возможностей и угроз, которые могут повлиять на будущие решения. SWOT-анализ — это база, можно сказать, основа инструментов окружающей среды, и используется как часть процесса стратегического планирования [6, с 41].
При проведении исследования окружающей среды следует использовать различные методы для сбора данных, включая обзор публикаций, проведение фокус-групп, интервьюирование лидеров внутри и за пределами организации, а также проведение опросов. После того, как организация собрала информацию о внешнем мире, своих конкурентах и самой себе по отношению к другим, она должна разработать стратегии реагирования на воздействия, когда в этом возникнет необходимость. В организации должна быть полная осведомленность о том, что происходит внутри и за пределами.
Внешний анализ – это объективная оценка меняющегося мира, в котором работает предприятие, с целью создания «системы раннего предупреждения» для выявления потенциальных угроз и возможностей, который был разработан Альбертом Хамфри и представлен в таблице 2.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (ред. от 01.07.2020) // СЗ РФ. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.
2. Артемова А.Н. Формирование системы обеспечения экономической безопасности на корпоративном уровне / А.Н. Артемова // Микроэкономика. – 2020. –№1. – С. 129-136
3. Баскакова О. В. Экономика предприятия (организации): Учебник / О.В. Баскакова, Л.Ф. Сейко. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2020. - 372 с.
4. Безуглая Н.С. Экономическая безопасность предприятия. Сущность экономической безопасности предприятия / Н.С. Безуглая // Российское предпринимательство. – 2022. – № 4-1. – С. 63-67
5. Билалова Л.А. Анализ показателей рентабельности предприятия / Л.А. Билалова З.Т. Насретдинова // Международный студенческий научный вестник. - 2021. - № 5. - С. 664-670.
6. Богомолова Е.В. Экономический анализ: учебное пособие / Е.В. Богомолова. – Липецк: Липецкий государственный технический университет, ЭБС АСВ, 2021. – 89 c.
7. Большаков С.В. Корпоративные финансы и управление бизнесом: монография / С.В. Большаков. – М.: Русайнс, 2022. – 378 c.
8. Бочкова С.В. Анализ финансовой отчетности / С.В. Бочкова. – Саратов: Вузовское образование, 2019. – 292 c.
9. Бренерман М.Х. Комплексный анализ: учебное пособие / Т.В. Бренерман. – Казань: Казанский национальный исследовательский технологический университет, 2020. – 127 c.
10. Вахрушина М.А. Управленческий анализ: Учеб. пособие / М.А. Вахрушина. – 2-е изд. – М.: Омега-Л, 2021. – 451 с.
11. Ганюта О.Н. Методика проведения анализа доходов и расходов / О.Н. Ганюта // Аллея науки. – 2022. – Т. 2. – № 1 (28). – С. 465-469.
12. Гапоненко В.Ф. Экономическая безопасность предприятий. Подходы и принципы / В.Ф. Гапоненко, А.Л. Беспалько, А.С. Власков. – М.: Ось-89, 2019. – 208 с.
13. Зигангиров А.М. Задачи, значение и понятие анализа финансового состояния предприятия / А.М. Зигангиров // В сборнике: Молодежь и XXI век - 2020 материалы IX Международной молодежной научной конференции. - Курск, 2020. - С. 190-194.
14. Игонина Л.Л. Финансовый анализ: учебник для бакалавриата и магистратуры / Л.Л. Игонина. - М.: Русайнс, 2020. – 336 с.
15. Ильин А.И. Планирование на предприятии : учебник / А.И. Ильин. – Москва: Мисанта, 2021. – 59 с.
16. Киреева Н.В. Экономический и финансовый анализ: Учебное пособие / Н.В. Киреева. - М.: Инфра-М, 2020. 415 с.
17. Коноваленко С.А. Экономическая безопасность: Учебник / Под ред. С.А. Коноваленко. – Москва: ИНФРА-М, 2021. – 526 с.
18. Кормишкина Л.А. Экономическая безопасность организации (предприятия): Учебное пособие / Под ред. Л.А. Кормишкиной, Е.Д. Кормишкина, И.Е. Иляковой. – Москва: РИОР:ИНФРА - М, 2019. – 293 с.
19. Меркулова Е.Ю. Общая экономическая безопасность: Учебник и практикум для вузов / Под ред. Е.Ю. Меркуловой. - Москва: Юрайт, 2022. - 525 с.
20. Пласкова Н.С. Анализ финансовой отчетности, составленной по МСФО: Учебник / Н.С. Пласкова. – М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2021. – 272 с.
21. Савкина Р.В. Организация предпринимательской деятельности / Р.В. Савкина. – Москва: КноРус, 2022. – 211 с.
22. Сергеев А.А. Экономическая безопасность предприятия: Учебник и практикум для вузов / Под ред. А.А. Сергеева. - 3-е изд. - Москва: ЮРАЙТ, 2022. - 275 с.
23. Уразгалиев В.Ш. Экономическая безопасность: Учебник и практикум для вузов / Под ред. В.Ш. Уразгалиева. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: ЮРАЙТ, 2022. - 725 с.
24. Шульц В.Л. Безопасность предпринимательской деятельности: Учебник для вузов / Под Ред. В.Л. Шульца. 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: ЮРАЙТ, 2022. - 585 с.