Фрагмент для ознакомления
2
Патриотическое воспитание в младшем школьном возрасте является обязательным компонентом нравственного воспитания детей. Возможности этой эпохи для воспитания патриотизма велики, но для того, чтобы в полной мере реализовать эти возможности, нам необходимо знать детали, на которых строится этот процесс. Невозможно сделать какой-либо процесс эффективным, если вы не понимаете принципов, на которых он должен основываться.
Патриотизм детей этого возраста формируется, когда они начинают осознавать себя частью целого культурно-исторического сообщества и приобщаются к народной культуре. У таких детей нет постоянных пособий, они мало проявляют собственной инициативы, их внимание неустойчиво. Они нуждаются в постоянной помощи и советах учителей в организации своего досуга.
На этапе младшего школьного возраста знакомство с явлениями общественной жизни служит одним из важнейших условий воспитания патриотизма. Но именно так обстоит дело с целенаправленной воспитательной работой, вовлекающей ребенка в различные виды деятельности и использующей специальные методы и приемы воздействия на эмоциональную сферу ребенка. [12].
По мнению Т.В. Казанцева Мышление детей в этом возрасте особенно образное и еще не характеризуется обобщением и абстракцией. Они мыслят ощущениями, звуками и красками, поэтому их захватывает все яркое и интересное. Все это необходимо учитывать в воспитательной работе со школьниками. Патриотическое воспитание наиболее благоприятно в этом возрасте из-за того, что дети легко усваивают опыт, поступки старшего поколения, ценностные суждения. Определенное отношение к окружающим формируется благодаря дружбе, взаимопомощи, любви к родителям, улице, школе, родине, природе и т.д. разрабатывать. Основываясь на этом опыте, ребенок начинает проявлять сознательность в отношении независимости, отношений с окружающим миром и людьми, моральных норм общества [10].
В силу возрастных и психологических особенностей жизненный и нравственный опыт в отношениях с обществом, родиной, своей страной ограничен. Поэтому именно в этом возрасте необходимо закладывать основы патриотического воспитания, которое является основой социального становления личности. Психологи подчеркивают важность «прошлого опыта» человека, переживания эмоций, появления ростков патриотизма, из которых складываются отношения.
Если ребенок в детстве испытывал симпатию к окружающей действительности другого человека, гордость за своих родителей, уважение к работающему человеку, радость от добрых поступков, восхищение подвигами, он тем самым приобретал «эмоциональный опыт, который очень важен для его дальнейшего развития». Таким образом, это становится основой, базисом более глубоких эмоций, условием для полноценного эмоционального развития человека.
Психологи Я.В. Макарчук, М.Л. Мальчевская также утверждают, что патриотические чувства и их развитие зависят от средств и методов воспитания, в зависимости от условий, в которых живет ребенок. При целенаправленном воспитании эмоции детей гораздо богаче и разнообразнее, проявляясь раньше, чем у детей без должного воспитания [11].
У детей младшего школьного возраста учитель формирует представление о человеке как о главной ценности общества, дает первые сведения о конституции, правах человека и детях. Важную роль также играет формирование представления о собственной малой родине (городе, улице, школе), семье, родословной, обучение детей культуре общения.
У младших школьников формируются базовые представления о «большом» и «малом» обществе и своем месте в нем. Представление школьников постепенно расширяется. Формирование системы обобщенных знаний о явлениях общественной жизни происходит только к окончанию 1-2 классов [8].
Общеизвестная чувствительность младших школьников обуславливает необходимость облекать знания об обществе, родине и ее истории в яркую образную форму, основанную на чувствах и переживаниях ребенка. С раннего детства необходимо прививать детям первые мысли о месте и роли своей страны в мире. Любой, кто работает с младшими школьниками, хорошо знает, как сложно ребенку 7-10 лет сформировать хотя бы представление о малой и большой родине. Но, тем не менее, делать это необходимо. Без любви к Родине и уважения к ее истории и культуре невозможно воспитать граждан и патриотов, сформировать самооценку ребенка и привить ему положительные качества. Именно поэтому необходимо работать над развитием эмоционально-чувственной составляющей патриотического воспитания – С.Н. Пермякова [14].
Характерной особенностью чувств школьников является расширение поля явлений, связанных с малой родиной, вызывающей эти эмоции. Глубокое знакомство детей в этом возрасте с явлениями общественной жизни способствует росту социальных основ эмоций, формированию правильного отношения к фактам окружающей жизни. В воспитании эмоциональных и чувственных элементов очень важны примеры эмоционального отношения взрослого к действительности. Эмоциональное восприятие ребенком того или иного явления действительности зависит от богатства проявления эмоций у взрослых [2].
По мнению А.И. Мунасипова, Е.А. Лупандина: «Поведенческие элементы патриотического воспитания формируются социальной направленностью: освоение социальных ролей, опыт социального взаимодействия в открытом обществе, привыкание к демократическим формам жизни и т.д. Патриотическое воспитание всегда было одним из важнейших направлений работы учителей начальных классов. Младший школьный возраст – наиболее чувствительный период для воспитания положительных качеств личности, в том числе патриотизма. В этом возрасте происходит активный процесс накопления знаний о позитивном и негативном в жизни общества, об отношениях между людьми, о свободе выбора того или иного способа действий» [12].
Фрагмент для ознакомления
3
Информационные источники
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ФГОС НОО см. письма Министерства просвещения РФ от 15 февраля 2022 г. N АЗ-113/03 и от 8 августа 2022 г. https://shsazonovskayar19.gosweb.gosuslugi.ru/netcat_files/30/50/FGOS_NOO_ot_18.07.2022.pdf
2. Абрамова Н. А. Патриотическое воспитание младших школьников во внеучебной деятельности в общеобразовательных учреждениях : дис. – М., 2009, 2009.
3. Беляева М. Д., Россова Ю. И. Формы и методы гражданско-патриотического воспитания младших школьников во внеурочной деятельности //Социально-экономическое развитие России. – 2019. – С. 147-151.
4. Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей // Вопросы психологии. М.: Просвещение. 2015. – С. 36-39.
5. Головин И. Ю., Комарова В. В., Перекальский С. А. Внеурочная деятельность как средство патриотического воспитания младших школьников //образовательное пространство детства: исторический опыт, проблемы, перспективы. – 2019. – С. 110-117.
6. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение. 2014. 223 с.
7. Еремина А.Л. Организация внеурочной деятельности учащихся начальной школы в контексте ФГОС НОО / А.Л. Еремина // Вестник научных конференций. – 2018. - № 6-1 (34). – С. 41-42
8. Жданова Л. У., Сафарова Г. М., Хасанова Д. З. Патриотическое воспитание младших школьников во внеучебной деятельности //Наука и образование: новое время. – 2015. – №. 6. – С. 242-245.
9. Козлова К. К. Патриотическое воспитание младших школьников во внеурочной деятельности //ББК 74в я431 А 43 Печатается по решению ученого совета Арзамасского филиала Нижегородского государственного университета им. НИ Лобачевского (№ 4 от 30.05. 2022). – 2022. – С. 111.
10. Лагутова С. В., Казанцева Т. В. Патриотическое воспитание младших школьников //Преподавание истории в школе. – 2013. – №. 4. – С. 27-32.
11. Макарчук Я. В., Мальчевская М. Л. Патриотическое воспитание младших школьников в системе дополнительного образования //Научный диалог. – 2017. – №. 1. – С. 280-291.
12. Мунасипова А. И., Лупандина Е. А. Патриотическое воспитание младших школьников в условиях внеурочной деятельности //Вопросы педагогики. – 2019. – №. 12-2. – С. 239-245.
13. Михайлова Е. Н. Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников во внеурочной деятельности //ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ. – 2014. – С. 8.
14. Пермякова С. Н., Константинова В. В. Патриотическое воспитание младших школьников средствами внеурочной деятельности //Начальная школа: Проблемы и перспективы, ценности и инновации. – 2015. – №. 8. – С. 177-181.
15. Рубинштейн С.Л. Психолого-педагогические проблемы нравственного школьников. - М.: Просвещение, 1981.
16. Сергеева Е. Е. Патриотическое воспитание младших школьников во внеурочной деятельности : дис. – 2019.
17. Сиротина И.С. Внеурочная деятельность в начальной школе / И.С. Сиротина // Альманах мировой науки. – 2017. - № 3-2(18). – С. 101-103
18. Степанов, П.В. Воспитание и внеурочная деятельность в стандарте начального общего образования / П.В. Степанов. - М.: Педагогический поиск, 2017. - 468 c.
19. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения -М: 2020, т.2.
20. Шабля А.А. Выявление эффективных форм организации внеурочной деятельности в начальной школе / А.А. Шабля // Вестник Саратовского областного института развития образования. – 2020. - № 2 (22). – С. 108-112.