Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Праздники неотделимы от истории страны. Большинство из них возникли у истоков тех или иных исторических событий общегосударственного или местного значения.
При этом прослеживается и обратная связь: содержание праздника иногда представляет собой живую историю, распространившуюся на улице. Праздники сохраняются, передаются из поколения в поколение, приобретая новые черты, приспосабливаясь к новым условиям. Правящие круги страны, учитывая их огромную социальную значимость, поддерживают и культивируют национальные праздники.
На основе анализа происхождения и содержания наиболее популярных праздников можно выделить несколько больших групп. Это, прежде всего, Новый год, а точнее, комплекс новогодних праздников. Со временем он охватывает практически весь зимний сезон. Он связан со многими другими праздниками начала года, которые отмечают отправную точку нового цикла жизни и работы.
Праздники всегда играли важную роль в жизни общества. Они не только служили формой отдыха, общения и развлечения, но и выполняли важную функцию социализации человека, способствовали формированию и укреплению социальной общности.
Русское слово «праздник» — день без работы, соотносится с латинскими dies festus, fesia/feria. С древних времен праздник рассматривался как возможность «...восстановить нарушенную гармонию между человеком и природой и устранить отчуждение человека от природы и общества».
Объект исследования- массовые праздники
Предмет исследования- основные проблемы состояния и развития массовых праздников на дальнем востоке
Цель исследования- изучить основные проблемы состояния и развития массовых праздников на дальнем востоке
Задачи исследования:
- изучить массовые праздники Дальнего Востока
- рассмотреть историю массовых праздников
- раскрыть основные проблемы и направления развития современной праздничной культуры Дальнего Востока
- определить художественно - творческие проблемы и режиссура массовых праздников Дальнего Востока
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ МАССОВЫХ ПРАЗДНИКОВ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА
1.1. Массовые праздники Дальнего Востока
На территории Хабаровского края Дальнего Востока России издревле проживало восемь коренных народов: нанайцы, негидальцы, нивхи, орочи, удэгейцы, ульчи, эвенки и эвены.
Образ жизни и хозяйственный строй коренных народов Приамурья определяются географической средой и климатическими условиями. Традиционные занятия: рыбалка, охота в тайге и на море, собирательство. Мировоззрение аборигенов Приамурья основано на древних представлениях и верованиях.
Наиболее значимыми являются поклонение природе и шаманизм. Коренные народы Приамурья – наследники особой культуры, насчитывающей более пяти тысяч лет.[2]
Традиционные формы религии народов Приамурья были тесно связаны с их рыболовной культурой. В их основе лежали представления о животном мире, очень близком человеку.
Считалось, что человек произошел от животного или птицы; что таежные животные все слышат и понимают, могут узнать в лесу человека и отомстить ему за убийство своих близких во время охоты; что зверь может возродиться после смерти, если его кости и череп не повредить, сохранив их; что у животных и птиц есть свои духи-хозяева, которых необходимо периодически задобрить, чтобы охота была успешной. Поэтому во время традиционных праздников всегда совершались ритуалы, направленные на избавление от вины за убийство зверя и «оживление» его.
Еще первые исследователи отмечали, что народы Приамурья являются виртуозами художественной обработки дерева. Ульчи владели многими техниками скульптуры и живописи. Посуда Ульча для медвежьего праздника представляла собой богатейшие украшения, ведь медвежий праздник был именно тем центром, вокруг которого вращалась жизнь всей общины. Поэтому ритуальная утварь представляла собой наиболее совершенные образцы скульптурного искусства.[3]
Традиционная одежда народов Приамурья — один из самых распространенных видов художественного творчества, сочетающий в себе искусство кройки, аппликации, обработки кожи, металла и камня. Наиболее интересны платья из рыбьей кожи. Их носили весной, летом и ранней осенью. Особую ценность представляет свадебная одежда, имеющая большое количество украшений в виде подвесок, украшений и меховой отделки. Обязательно изображение генеалогического древа на платье, что символизирует продолжение рода. Птицы, сидевшие на ветвях, – это души нерожденных детей. У нанайцев для каждого вида одежды был свой орнамент. Многие ремесленники черпали вдохновение в резьбе по дереву и кости. Во многих деревнях поход на охоту становился своеобразным соревнованием: чья одежда лучше вышита, чья лодка и сани лучше сделаны, лучше украшены скульптурами.[1]
Фрагмент для ознакомления
3
1. Брудный В.И. Обряды вчера сегодня: Наука, 2018. - 200 с.
2. Бехтерев В.М. Коллективная рефлексология. Петроград: Колос, 2021. – 432
3. Вершковский Э.В. Режиссура массовых клубных представлений. Л.: изд. ЛШК, 2021. - 72 с.
4. Гвоздев А. Массовые празднества. Об истории массовых празднеств и о массовых празднествах при Советской власти. -Рабочий и театр, 2020, 1 33, с.З.
5. Генкин Д.М. Театрализованные формы массовой работы клуба. Учебное пособие. Л.: изд.ЛГИК, 2023. - 62 с.
6. Генкин Д.М. Массовые праздники. Учебное пособие именно для студентов институтов культуры. М.: Просвещение, 2019. - 140 с.
7. Гордон Л.А., Римашевская Н.М. Пятидневная рабочая неделя и свободное время. М.: Мысль, 2022. - 126 с.
8. Ельченко Ю.Н. Новому человеку новые обряды. - М.: 2021. - 78 с.
9. Иконникова С.Н., Соколов Э.В. Диалектива развития личности. В кн.: Духовная культура развитого социализма и личность.- Л.: Труды ЛГИК, 2020, т.48., с.52-110.
10. Коган Л.Н., Вишневский Ю.Р. Очерки теории социалистической культуры. Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 2020. – 218
11. Культурная деятельность. Под ре д. Л. Н.Когана. М.: Наука., 2021.
12. Личность, общество. Социологические проблемы труда, высшего образования и культуры. Сборник статей. Отв.ред. В.П.Красавин. Пермь: 2021. - 174 с.
13. Мазаев А.И. Праздники как социально-художественное явление. Опыт историко-теоретического исследования. М.: Наука, 2018. - 392 с.