Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В условиях современного процесса глобализации динамическая составляющая сущности государства (и, соответственно, государственности) приобретает ярко выраженный характер.
Государство представляет собой форму бытия действительных сообществ, которая обеспечивает более быстрое их развитие, что имеет прямое отношение к сущности государства, которое со временем переходит из категории необязательного, но желательного для этноса в необходимого для него. Именно более быстрое развитие государственных народов привело к тому, что кочевые формы жизни были изъяты из человеческой истории, которая в реальном ее воплощении представляет собой непрерывную конкуренцию человеческих сообществ между собой.
Государство выступает в роли катализатора исторического развития, когда отстающие народы рискуют сойти с исторической сцены. И государство естественным образом выступает как условие сохранения этносов, которые часто выступают по отношению друг к другу как внешняя угроза.
Государство создается по необходимости, во многом благодаря внешним угрозам, и создают государство реальные люди, обладающие теми или иными этнически определенными свойствами, которые, реализуясь через государственные формы жизни, с необходимостью задают черты самого государства, ту совокупность его специфических черт, которые отличают его от других государств, каждое из которых также наделено специфическими чертами. На характер государств, их черты, а также характер и темп их развития непосредственно и опосредованно, прямо и косвенно оказывает влияние то, что Гегель определил емким понятием «дух народа» .
На глобальном уровне ученые видят решение проблем по реализации социального назначения государства в переходе к социально-ориентированному типу развития государства и предлагают широкий спектр правовых и экономических мер для содействия развитию социальной функции государства, приведения ее в соответствие с заявленными в Конституции РФ положениями: развитие и поддержка государством общественных институтов, четкое нормативно-правовое и бюджетное разграничение предметов ведения федерального центра и субъектов, справедливое перераспределение доходов в субъекты, и их бюджетная обеспеченность, законодательное закрепление социальной политики.
Все вышесказанное определяет актуальность темы данного исследования, целью которого является изучение сущности государства.
Для достижения цели необходимо решить ряд следующих задач:
- дать характеристику понятия и сущности государства;
- определить основные признаки и функции государства;
- рассмотреть сущность и назначение современного российского государства;
- исследовать проблемы социального государства в современной России.
Объектом исследования является государство, предметом – сущность государства.
Степень разработанности проблемы. Комплексный характер и многоас-пектность темы данного исследования предполагают обращение к различным отраслям юридической науки по вопросам функций государства и его социаль-ного назначения.
Общетеоретическими источниками исследования послужили труды Р.Ф. Айнутдинова, Д.М. Бондаренко, С.В. Бошно, С.В. Васильевой, Н.В. Емельяновой, Л.А. Морозовой, Т.Н. Радько, В.П. Клименко и др.
Метοдοлοгическοй οснοвοй данного исследοвания являются οбщенаучные, частнοнаучные, специальные метοды пοзнания - системнο-структурный, сравнительнο-правοвοй. В хοде исследοвания также испοльзοваны οбщелοгические метοды пοзнания (анализ, синтез, οбοбщение).
1. Теоретические основы государства
1.1 Понятие и сущность государства
Известные ученые в области теории государства обращали внимание на то, что определить и объяснить характеристики государства, иначе - указать его главные признаки и тем самым раскрыть природу государства, сформировать его понимание (понятие), составляет одну из основных задач теории государства.
Существует множество подходов к пониманию и характеристике государства, что обусловливается рядом причин:
во-первых, тем, что государство - это сложное социальное явление, которое трудно объяснить с позиции какой-либо одной концепции;
во-вторых, на различных этапах исторического развития человеческого общества понимание государства имело своеобразные особенности;
в-третьих, понимание государства зависело от того, какими научными школами оно формировалось;
в-четвертых, на понимание государства влияет и методология исследования данного явления, т.е. в основу характеристики государства могут быть взяты различные критерии;
в-пятых, на определение понятия государства влияют субъективные факторы, в частности, не столько профессиональный уровень ученого, сколько его политическое мировоззрение .
Вместе с тем нельзя согласиться с мнением тех авторов, которые утверждают, что невозможно дать единого определения понятия государства. С нашей точки зрения, проблема состоит в том, чтобы выработать определенную методологию понимания государства.
Как правило, в том или ином определении понятия государства содержится одна или несколько характерных черт государства, а нужно выработать совокупность основных признаков, определяющих сущность государства. Кроме того, следует иметь в виду определение какого государства мы собираемся дать: современного государства или государства, которое сформировалось после разложения первобытно-общинного строя.
Так, классическое определение государства, отличающего его от первобытно-общинного строя, дается профессором Т.Н. Радько, который пишет, что государство - это суверенная, политико-территориальная организация публичной власти определенных социальных сил (классов, групп, всего народа), обладающая аппаратом управления и принуждения, делающая свои веления общеобязательными и решающая как классовые, так и общесоциальные задачи.
Важной проблемой определения понятия государства является установление организационной формы его существования. В одних случаях государство представлялось как «совокупность человеческих индивидов», «совокупность людей», «общественный союз свободных людей» .
В других случаях утверждалось, что государство - это не совокупность людей определенного рода, а отношения между ними. При таком подходе к пониманию государства его трудно разграничить с определением общества, которое также сводилось к «совокупности людей», «системе отношений между людьми». Поэтому важной особенностью государства в литературе признается то, что государство - это организация.
Впоследствии современные ученые восприняли понимание государства как определенную организацию общества. При этом, во взаимоотношении государства и общества приоритет принадлежит обществу, которое формирует государство, определяет его социальную сущность и назначение. Полномочия государства и общества разграничиваются конституцией государства, которая принимается народом, т.е. обществом, и которая выступает, как принято говорить, основным законом государства.
Проблема возникает в том, как определять данную организацию общества. В большинстве случаев государство определяют как «политическую организацию общества» или «организацию политической власти».
Так, общепризнанным определением понятия государства в этом смысле является определение, что государство - это организация политической власти, необходимая для выполнения как сугубо классовых задач, так и общих дел, вытекающих из природы всякого общества.
Между тем сведение государства лишь к политической организации общества, к организации политической власти несколько ограничивает его характеристику.
Учеными отмечается, что еще в дореволюционной литературе было определение, предложенное Б.А. Кистяковским: государство есть правовая организация народа, обладающая во всей полноте своей собственной, самостоятельной и первичной, т.е. ни от кого не зависимой властью. Добавлением к этому может служить классическое определение правового государства, что это такая организация общества, где основным средством осуществления государственной власти является право .
Методологической особенностью этого определения государства является то, что государство характеризуется не через политическую власть, а через государственную власть. Государство как организация общества выражается через систему государственных органов.
Следует согласиться с тем, что в последнее время все большее число ученых склоняется к пониманию государства как самостоятельной социальной организации, создаваемой и действующей на основании и в исполнении права, являющегося основным регулятором жизни общества.
Фрагмент для ознакомления
3
1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) URL : http://constitution.kremlin.ru/
2. Айнутдинов Р.Ф. Проблемы и перспективы развития правового государства в Рос-сии: политологический аспект// Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политоло-гия, культурология. 2015. №1. - (113) С.209-219.
3. Бондаренко Д.М. Государство как феномен социальной истории // Историческая психология и социология истории. 2014. № 2. С. 164–188.
4. Бошно Светлана Владимировна Государство // Право и современные государства. 2016. №6. - С.64-79.
5. Васильева С.В. Конституционно-правовой статус политической оппозиции // Со-циальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 4: госу-дарство и право. Реферативный журнал. 2015. №4. - С.48-51.
6. В. П., Клименко А. И. Актуальные проблемы правой теории государства. — М., 2015.
7. Емельянова Н.В. Проблемы и перспективы развития демократии в России // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2015. №2. -С.40-43.
8. Иваненко В.А., Иваненко B.C. Социальные права человека и социальные обязан-ности государства: международные и конституционные правовые аспекты. – СПб, 2016.
9. Кулешова Н.Н. О современном состоянии общественного контроля в России// Юридическая наука. 2014.№2.- С.21-24.
10. Малахов В. П., Клименко А. А. Актуальные проблемы теории государства и права. — М., 2014.
11. Морозова О.С. Кризис идеи «Социального государства» в современном мире. // NovaInfo.Ru (Электронный журнал.) – 2015 г. – № 38; URL: http://novainfo.ru/archive/38/krizis-idei-sotsialnogo-gosudarstva
12. Раянов Ф.М. Теория правового государства: проблемы модернизации. Уфа: АН РБ, Гилем. 2016. -136 с.
13. Ткачева Г.В. Проблемы обновления социальной функции современного россий-ского государства: автореферат диссертации. Ставрополь. 2014 [Электронный ресурс] // Библиотека юридических наук (сайт) URL: - http://lawtheses.com/problemy-obnovleniya-sotsialnoy-funktsii-sovremennogo-rossiyskogo-gosudarstva (дата обращения 15.11.2018).
14. Феоктистов А.В. Сущность Российской Федерации как социального государства: конституционно-правовой анализ: канд. дисс. Автореферат. Москва. 2014 [Электронный ресурс] // Электронная библиотека диссертаций [сайт ]URL: dissercat.com (дата обращения 12.11.2018).
15. Хабриева Т. Я. Правовое государство: вызовы времени и задачи конституционного правосудия // Конституционный контроль: доктрина и практика. — М.: Норма, 2014. — С 97-100.
16. Шарипова Э.К. Государство и государственность: сущность и взаимосвязь / Э.К. Шарипова, Б.К. Абдылакимова, А.С. Суюнбекова // Новое слово в науке: перспективы развития : материалы VII Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 15 янв. 2016 г.). В 2 т. Т. 1 / редкол.: О.Н. Широков [и др.] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. – С. 106-108. – ISSN 2411-8133.
17. Эбзеев Б. С. Конституция, власть и свобода в России. Опыт синтетического иссле-дования. — М.: Проспект, 2014.