Фрагмент для ознакомления
2
Данное исследование посвящено изучению интерактивных игр как средства формирования лексических навыков младших школьников на уроках английского языка.
Актуальность исследования обусловлена тем, что в наши дни владение иностранным языком (ИЯ) является необходимым условием для общения людей в современном информационном обществе. Это связано с тем, что процесс глобализации охватывает все сферы нашей жизни. Более того, язык, как постоянно развивающееся и динамическое явление, все время меняется согласно потребностям общества. Для овладения английским языком необходимо иметь, в частности, обширную лексическую базу, которая начинает формироваться на самом начальном этапе изучения английского языка, что и обозначает актуальность данной темы.
Лексический навык, наряду с фонетическим и грамматическим, является важным компонентом в процессе овладения всеми видами речевой деятельности.
Имея ограниченное количество часов уроков английского языка, учителям важно усовершенствовать процесс обучения школьников и использовать максимально эффективные методы для мотивации учащихся. Для формирования стойкой мотивации в отношении изучения иностранного языка, учителя используют как стандартные, так и нестандартные формы работы, которые создают благоприятные возможности для усвоения лексики и снизят утомляемость на уроках. Необходимо включать в образовательный процесс новые приемы и методы обучения, которые будут соответствовать запросам современных школьников. Использование игр, в нашем случае интерактивных игр может стать важным фактором успеха для младших школьников, плохо усваивающих новую информацию, пробудить у них интерес к предмету и стать основой для последующего его изучения.
Объектом данного исследования является процесс формирования лексических навыков учащихся младших классов.
Предметом данного исследования является технология использования интерактивных игр как средства формирования лексических навыков у младших школьников.
Цель курсовой работы: систематизировать особенности и возможности интерактивных игр как средства формирования лексических навыков младших школьников на уроках английского языка.
Сопутствующая цель: разработать технологическую карту занятия с использованием интерактивных игр.
Для достижения целей нами были поставлены следующие задачи:
1. Выявить сущность формирования лексических навыков младших школьников с учетом психолого-педагогических особенностей детей;
2. Определить возможности использования интерактивных игр для формирования лексических навыков младших школьников.
Основными методами исследования стали описание, анализ, обобщение и систематизация.
Методическую базу исследования составили работы таких ученых как: З.Г. Алиев, Р.Н. Абдулаева, А.Н. Бондаренко, Л.В. Новикова, Л.М. Тетакаева и др.
Научная новизна исследования заключается в собственной разработке технологической карты урока с применением интерактивных игр на уроках английского языка.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что оно даёт материал для дальнейших теоретических обобщений.
Практическая значимость заключается в том, что иллюстративный материал может быть применён при изучении курсов методики преподавания английского языка.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
Глава I. Теоретические аспекты формирования лексических навыков младших школьников
1.1. Особенности формирования лексических навыков младших школьников
В современном мире главной целью обучения детей младшего школьного возраста иностранному языку является воспитание личности, готовой к межкультурному общению. Важно знать, что лексика является одной из главных составляющих английского языка, так как без словарного запаса владение английским языком невозможно. Именно с помощью лексических навыков мы можем выразить свои мысли и отношение к окружающему нас миру. Рассматривая теоретические основы развития лексики важно начать с рассмотрения понятия «лексический навык». Данное понятие многократно являлось объектом изучения в деятельности Нелюбина, Л. А., Е. И. Пассова, Р. К. Миньяр – Белоручева.
Обратимся к определению «лексический навык», данное Е. И. Пассовым: «синтезированное действие по выбору лексической единицы целесообразно замыслу и правильному сочетанию с другими, совершаемое в навыковых параметрах, обеспечивающее ситуативное использование данной лексической единицы и служащее одним из условий выполнения речевой деятельности» [30, с. 24].
Лексический навык – это важный элемент языкового обучения, направленный на освоение лексических единиц и их правильное применение в речевых ситуациях. Этот навык основан на умении выбирать и сочетать слова в зависимости от цели общения и смысла высказывания. Наряду с этим, лексический навык связан с двумя основными операция: операция вызова и операция сочетания слов [36, с. 22].
Э. Г. Азимов и А. Н. Щукин в словаре методических терминов и понятий предлагают следующее определение понятия: «автоматизированное действие по выбору лексической единицы адекватно замыслу и в соответствии с нормами сочетания с другими единицами в продуктивной речи, а также автоматизированное восприятие и ассоциирование со значением в рецептивной речи» [2, с. 121–122]. Л. Л. Нелюбин даёт следующее определение лексической единицы: «одна из составляющих языка, способная обозначать предметы, явления и их признаки» [26, с. 96].
По объяснению профессора Р. К. Миньяр – Белоручева «лексический навык» это: «способность мгновенно вызывать из долговременной памяти эталон слова в зависимости от конкретной речевой задачи и включить его в речевую цепь» [24, с. 106].
В соответствии с требованиями ФГОС НОО по иностранному языку, лексический минимум должен позволять младшим школьникам использовать английский язык как средство общения на базовом уровне. Грамотно сформированный лексический запас, способность к его 5 обновлению в речевой деятельности и в процессе работы с иноязычными текстами являются показателем грамотного общения. Ни один из составных элементов речевой деятельности не может быть выполнен без знания лексики иностранного языка [35, с. 1].
Таким образом, обучая детей лексике, мы обучаем языку. Значение лексики в процессе изучения иностранных языков несомненно, так как она является одной из основ функционирования всех видов речевой деятельности и без нее невозможно осуществлять общение на английском языке.
Понятие «лексический навык» определяют по-разному: как способность, синоним умения, автоматизированное действие. Рассмотрев определения понятия, данные отечественными психологами, психолингвистами и педагогами, мы можем сказать, что лексический навык – это способность пробуждать из долговременной памяти лексические единицы и включать их в конкретную ситуацию общения.
Работа со словом - это неотделимая часть урока иностранного языка. Для качественного обучения лексике английского языка необходимо не только владеть тонкостями употребления лексических единиц, но и понимать механизмы, которые влияют на их запоминание и дальнейшую активизацию в речи. Это возможно при условии систематического развития лексического навыка [21, с. 187].
Известно, что на каждом уроке учитель расширяет словарный запас младших школьников, то есть вводит незнакомые единицы, а учащиеся их заучивают, усваивают для того, чтобы в последствии знать их. Активно включая новые слова в учебный процесс, учитель должен уделять должное внимание процессу обучения данного раздела, правильному усвоению и использованию лексических единиц учащимися.
Постоянное обогащение словарного запаса младших школьников на уроках английского языка несомненно важно для развития лексического навыка. Лексический минимум, установленный школьной программой, должен быть освоен и прочно закреплен в памяти учащихся для дальнейшего продвижения в изучении языка. В процессе проведения урока иностранного языка учитель осуществляет первичное ознакомление с лексическими единицами, проводит упражнения на их применение, контролирует процесс развития лексических навыков. Однако, этого недостаточно. И на сегодняшний день остается актуальным поиск новых методов обучения иностранному языку, способствующих более результативному развитию лексических навыков [28, с. 106].
Раскроем основные методы обучения иностранному языку:
1. Грамматико-переводной метод
Главная цель метода – обучение чтению и переводу текста на родной язык
2. Прямой метод
Данный метод представляет целью изучения иностранного языка обучение устной речи, подчеркивая необходимость культуроведческого знакомства детей со страной изучаемого языка.
3. Коммуникативный метод
При коммуникативном методе обучения иностранному языку изучение теоретических моментов сведено к минимуму или вообще отсутствует, а главное внимание уделяется живому общению, то есть разговорной речи.
4. Программный метод обучения с использованием компьютера
Данный метод подразумевает реализацию освоения и закрепления материала в процессе выполнения разнообразных упражнений с помощью компьютера.
5. Групповой метод обучения
При данном методе изучение материала происходит посредством построения межличностных связей в группе, взаимопомощи и естественной конкуренции.
6. Проблемный метод обучения
Изучение и закрепление материала при использовании этого метода происходит через постановку учителем проблемной ситуации на уроке и решением её учащимися.
7. Проектный метод
Проектный метод направлен на изучение информации с помощью детальной разработки проблемы через исследования.
В методике обучения иностранным языкам как правило выделяют три этапа работы над формированием лексического навыка, которые определил С. Ф. Шатилов (1986 г.), а также описал в своей работе В.М. Филатов (2004 г.):
1. Этап введения, семантизации и первичного закрепления (ориентировочно-подготовительный этап).
2. Этап ситуативной тренировки и создания прочных лексических речевых связей (ситуативно-стереотипизирующий этап).
3. Варьирующий ситуативный этап (вариативно-ситуативный этап).
Первый этап формирования лексического навыка можно определить как «презентацию слова» – то есть его предъявление, семантизация и первичное закрепление. Задачами первого этапа является усвоение графической и звуковой форм слова, а также возможных грамматических и структурных особенностей.
Семантизация – это раскрытие значения лексической единицы. В результате данного процесса учащийся должен быть знаком с теми сведениями о слове (словосочетании), которые позволяют пользоваться словом, как средством общения [2]. Семантизация может осуществляться несколькими способами: переводным и непереводным.
На втором этапе происходит тренировка лексического навыка. Для усвоения слова обучающимся требуется «употребить его в различных ситуациях, чему и служит система лексических упражнений, имеющая в основе принцип нарастания языковых и операционных трудностей» [13]. На данном этапе формирования лексических навыков следует говорить и об автоматизации. Согласно Е.И. Пассову процесс автоматизации – это процесс использования слов в говорении в целях овладения ими [30].
На третьем этапе происходит окончательное формирование лексических навыков применения изучаемых лексических единиц в устной и письменной речи. На данном этапе используются речевые упражнения, которые, согласно Е.И. Пассову, должны проводиться на таких учебных текстах, обладающих значительным потенциалом в решении как коммуникативных, так и познавательных задач обучения. Речевые упражнения – это «тип упражнений по их назначению: служат для развития речевых умений на основе фонетических, лексических и грамматических навыков; применяются для тренировки спонтанного употребления заученных языковых явлении в речи, как правило, без их осознания в момент речи».
1.2. Учет психолого-педагогических особенностей младших школьников в процессе формирования лексических навыков
Начальный период школьной жизни занимает возрастной диапазон от 6-7 до 10-11 лет (1-4 классы школы). В этот период начинается целенаправленное обучение и воспитание ребенка. Ведущей деятельностью становится учение, изменяется уклад жизни, появляются новые обязанности, новыми становятся и отношения ребенка с окружающими. У детей младшего школьного возраста происходят значительные перемены в психическом развитии.
Поскольку учебная деятельность становится ведущей на младшей ступени обучения, в данный период происходит формирование как её основной структуры, так и самого субъекта образовательного процесса. У школьника развивается желание, и умение учиться. На этом этапе учебная деятельность младшего школьника имеет свои особенности:
Изменение субъекта (ребенка), осуществляемого учебную деятельность;
Знания общего характера предшествуют знаниям частного и конкретного характера;
Изучение учащимися нового понятия необходимо начинать с мотивационного введения;
Учебная деятельность определяет основу любой другой деятельности, так как, прежде чем осуществлять какую-либо другую деятельность, необходимо овладеть ею в условиях учебной деятельности [7, с. 29].
В этот возрастной период начинается социальное и личностное развитие ребенка, его вхождение в жизнь общества. Дети младшего школьного возраста отличаются природной любознательностью и потребностью в познании нового. Им свойственно более гибкое и быстрое, нежели на последующих этапах, усвоение языкового материала. Помимо этого преобладание игровой мотивации позволяет естественно и эффективно организовывать обучение иностранному языку.
Фрагмент для ознакомления
3
Абдырахманов, А. А. Использование интерактивных методов на занятиях английского языка / А. А. Абдырахманов // Вестник Кыргызского государственного университета имени И. Арабаева. – 2020. – № 2. – С. 24-27.
Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий. Москва: ИКАР, 2009. 448 с.
Алексеева, О. А. Формирование лексических навыков у младших школьников с помощью средств ИКТ
на уроках английского языка / О. А. Алексеева, В. Е. Лизнева // Глобальные вызовы современности и духовный выбор человека : Межвузовский сборник научно-методических статей. IX Рождественские чтения, Ишим, 02 ноября 2022 года. – Ишим: Ишимский педагогический институт им. П.П. Ершова (филиал) Тюменского государственного университета, 2022. – С. 81-85.
Алиева, И. Ф. Пути повышения эффективности обучения английскому языку в начальных классах / И. Ф. Алиева // Вестник науки и образования. – 2020. – № 12-2(90). – С. 92-94.
Баева, Н. А. Специфика формирования языковой компетенции младших школьников средствами современных игровых технологий / Н. А. Баева // Мировые языки в образовании будущего : Материалы конференции. Всероссийская студенческая научно-практическая конференция с международным участием, Оренбург, 05 октября 2023 года. – Оренбург: Оренбургский государственный университет, 2023. – С. 8-15.
Батурина, Э. Р. Формирование лексических навыков у младших школьников на основе игровых ситуаций при изучении английского языка / Э. Р. Батурина, Н. Х. А. Боренова // Проблемы лингвистики, онтолингвистики и раннего обучения иностранным языкам : сборник научных трудов. – Москва : Московский государственный областной университет, 2021. – С. 17-25.
Бегиева Б.М., Кабжихов А.А. Психолого-педагогические особенности младших школьников / Б.М. Бегиева, А.А. Кабжихов // Вопросы науки и образования. – 2020. – № 26 (110). – С. 29-31.
Безносюк Е.В. Психолого-педагогические особенности формирования коммуникативной компетентности младших школьников / Е.В. Безносюк // Проблемы современного педагогического образования. – 2020. – № 68-2. – С. 24-26.
Боренова, Н. Х. А. Формирование лексических навыков у младших школьников на основе игровых ситуаций при изучении английского языка / Н. Х. А. Боренова // Журавлевские чтения. Взаимосвязь педагогической науки и практики : материалы V Международной научно-практической конференции, посвящённой памяти Журавлева Василия Ивановича, Москва, 11 февраля 2021 года. – Москва: Московский государственный областной университет, 2021. – С. 58-62.
Володарская, Е. Б. Использование игровых методов обучения для развития лексических навыков речи у учащихся начальных классов / Е. Б. Володарская, А. С. Гришина, Е. Н. Тарасова // Современные наукоемкие технологии. – 2024. – № 2. – С. 44-48.
Волошин, Р. Ю. Овладение грамматическими навыками на уроках английского языка в начальной школе посредством интерактивных игр / Р. Ю. Волошин // Студенческий. – 2022. – № 20-5(190). – С. 53-54.
Гаджиев, А. И. Технологии обучения учащихся младшего школьного возраста английскому языку / А. И. Гаджиев // Форум молодых ученых. – 2020. – № 5(45). – С. 80-84.
Гальскова, Н. Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика : учебное пособие для студентов учреждений высшего образования / Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез. – Москва : Академия, 2019. – 368 с.
Долгушина, О. С. Формирование лексических навыков младших школьников на уроках иностранного языка / О. С. Долгушина, С. С. Екимова // Наука в современных условиях: от идеи до внедрения : материалы Национальной научно-практической конференции с международным участием, посвященной 80-летию Ульяновского государственного аграрного университета имени П.А. Столыпина, Ульяновск, 15 декабря 2022 года. – Ульяновск: Ульяновский государственный аграрный университет им. П.А. Столыпина, 2022. – С. 1966-1972.
Есаян, Э. Л. Роль игровых технологий в формировании лексических навыков у младших школьников (английский язык) / Э. Л. Есаян // Научный старт -2022 : Сборник статей магистрантов и аспирантов / Редколлегия: Л.Г. Викулова (отв. ред.) [и др.]. – Москва : Общество с ограниченной ответственностью "Языки Народов Мира", 2022. – С. 66-70.
Захарова Л.Б., Захарова Е.В. Принцип наглядности в обучении лексике на уроках английского языка в школе / Л.Б. Захарова, Е.В. Захарова // Педагогика. Вопросы теории и практики. – 2021. – Т. 6. – № 2. – С. 198-203.
Инаятова, О. Использование лексических игр в обучении английскому языку на начальном этапе / О. Инаятова // ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ и ПРОГРАММЫ в ПСИХОЛОГИИ, ПЕДАГОГИКЕ и ОБРАЗОВАНИИ : Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции, Челябинск, 29 мая 2022 года. – Стерлитамак: Общество с ограниченной ответственностью "Агентство международных исследований", 2022. – С. 65-68.
Качанова, Н. К. Использование лексических игр на уроках английского языка как одна из форм интерактивного общения / Н. К. Качанова // SCIENCE AND TECHNOLOGIES - 2023 : Сборник статей Международной научно-практической конференции, Петрозаводск, 30 октября 2023 года. – Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука» (ИП Ивановская И.И.), 2023. – С. 19-23.
Кириллова, Ю. В. Формирование англоязычных лексико- грамматических навыков с помощью интерактивной тетради в начальной школе / Ю. В. Кириллова, Е. Н. Григорьева // Актуальные вопросы лингводидактики и методики преподавания иностранных языков : сборник научных статей по материалам XXXII Международной научно-практической конференции, Чебоксары, 21–22 апреля 2022 года. – Чебоксары: Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, 2022. – С. 211-216.
Кириллова, Ю. В. Формирование англоязычных лексико-грамматических навыков с помощью интерактивной тетради в начальной школе / Ю. В. Кириллова // Научные исследования студентов и учащихся : Сборник статей V Международной научно-практической конференции. В 2-х частях, Пенза, 30 мая 2022 года. Том Часть 2. – Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г.Ю.), 2022. – С. 199-203.
Коваленко Е. Г., Цатковская Ю. С. Принципы формирования лексических навыков младших школьников на уроках английского языка. Будапешт: Global Science Center LP, 2020. 22–24 с.
Котенко, Ю. А. Интерактивные игры на уроках английского языка / Ю. А. Котенко // Информационные и инновационные технологии в науке и образовании : материалы V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. К 65-летию Таганрогского института имени А.П. Чехова, Таганрог, 28–29 октября 2020 года. – Ростов-на-Дону: Издательско-полиграфический комплекс РГЭУ (РИНХ), 2021. – С. 440-443.
Методические рекомендации по использованию системно-деятельностного подхода в организации образовательной деятельности / авт.-сост. И. В. Аксенова, Е. Ю. Бурцева, О. В. Гоголашвили, Н. М. Кузнецова, О. В. Созонтова, Т. Д. Стрельникова, Н. В. Углова. Липецк: ГАУДПО ЛО "ИРО", 2019. 186 с.
Миньяр – Белоручев Р. К. Методика обучения французскому языку. Москва: Просвещение, 1990. 224 с.
Мирзаханова М.М., Игровое обучение английскому языку детей младшего школьного возраста // Иностранные языки в школе. 2019. №10 - С. 70-74
Нелюбин Л. Л. Толковый переводоведческий словарь. Москва: Флинта: Наука, 2020. 320 с.
Осиянова, О. М. Современные игровые технологии в языковом образовании младших школьников: мотивационный аспект / О. М. Осиянова, Н. А. Баева // Russian Journal of Education and Psychology. – 2023. – Т. 14, № 1-2. – С. 26-37.
Павлиашвили С. А. Игровые методы обучения лексике на начальном этапе обучения китайскому языку в высшей школе. Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет, 2019. 105–110 с.
Панина, Е. Ю. Геймификация в обучении лексической стороне английской речи младших школьников / Е. Ю. Панина, М. В. Булкина // Проблемы романо-германской филологии, педагогики и методики преподавания иностранных языков. – 2022. – № 18. – С. 264-270.
Пассов Е. И., Кузнецова Е. С. Формирование лексических навыков. Воронеж: Интерлингва, 2020. 40 с.
Семенова, А. И. Современные методы обучения английскому языку в школе / А. И. Семенова // XLVIII международные научные чтения (памяти С.О.Костовича) : сборник статей Международной научно-практической конференции, Москва, 02 мая 2019 года. – Москва: ООО "Европейский фонд инновационного развития", 2019. – С. 69-74.
Силаева, Д. М. Использование лексических игр для формирования навыков диалогической речи на английском языке у младших школьников / Д. М. Силаева // Известия института педагогики и психологии образования. – 2023. – № 3. – С. 114-116.
Тунчдемир, Д. А. Комикс как средство формирования лексических навыков при обучении иностранному языку / Д. А. Тунчдемир, С. Е. Тупикова // Языковые и культурные контакты: лингвистический и лингводидактический аспекты : материалы VII международной научно-практической конференции, Саратов, 18 ноября 2022 года / Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского. – Саратов: Издательство "Саратовский источник", 2022. – С. 140-145.
Ульянова, К. А. Формирование лексических навыков младших школьников на уроках английского языка посредством фольклора / К. А. Ульянова // Известия института педагогики и психологии образования. – 2023. – № 1. – С. 197-202.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / ред. Н. В. Гончарова // М-во образования и науки Российской Федерации. – 3-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2016. – 45 с.
Хворостова К. М., Ванслав М. В. Основные этапы формирования лексических навыков в процессе обучения иностранному языку. Красноярск: СибГУ им. академика М. Ф. Решетнева, 2021. 78–81 с.
Чегодаева, К. В. Методическая целесообразность использования интерактивных игр при формировании грамматических навыков на уроках английского языка / К. В. Чегодаева // ПРОБЛЕМЫ ЭФФЕКТИВНОГО использования НАУЧНОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБЩЕСТВА : сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции, Оренбург, 14 января 2021 года. Том Часть 1. – Стерлитамак: Общество с ограниченной ответственностью "Агентство международных исследований", 2021. – С. 45-49.
Шилова, М. Д. Формирование лексических навыков младших школьников на уроках английского языка на основе раздаточного материала по теме «Профессии» / М. Д. Шилова, К. М. Лапшина // Глобальные вызовы современности и духовный выбор человека : Межвузовский сборник научно-методических статей. IX Рождественские чтения, Ишим, 02 ноября 2022 года. – Ишим: Ишимский педагогический институт им. П.П. Ершова (филиал) Тюменского государственного университета, 2022. – С. 170-173.
Яникова, М. Л. Роль английских сказок в формировании лексических навыков учащихся начальной школы на уроках английского языка / М. Л. Яникова // МОЛОДОЙ УЧЁНЫЙ : сборник статей Международной научно-практической конференции, Пенза, 17 апреля 2023 года. – Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г.Ю.), 2023. – С. 192-196.
Kamavia, P. A. The integration of problem-solving skills in English in academic discourse syllabus at english language education study program / P. A. Kamavia, D. S. Siti. // LET: Linguistics, Literature and English Teaching Journal. – 2021. – Vol. 11. – Iss. 2. – P. 24–42.
Knapp, K. Intercultural Communication in EESE / K. Knapp. // EELSE Strategy Paper. – № 4. – URL : http://webdoc.sub.gwdg.de/edoc/ia/eese/strategy/knapp/4_st.html.
Naureen, N. The Effectiveness of the Use of Cartoons in Teaching English to the Children of Grade 5: An Experimental Study / N. Naureen, F. Ammara, A. Muhammad, M. Muhammad // Al-Qalam. – 2019. – V. 1. – P. 287–292.
Özkurkudis, M. J., Bümen, N. Using cartoon discussions for vocabulary acquisition in English language teaching //Journal of Education and Future. – 2021. – №. 19. – P. 49-60. - URL: https://dergipark.org.tr/en/download/article-file/876074
Peacock, M. The effect of authentic materials on the motivation of EFL learners //ELT journal. – 1997. – Т. 51. – №. 2. – P. 144-156.
Stamalieva, E. G. Teaching foreign languages using interactive games / E. G. Stamalieva. – Текст : непосредственный // И. Арабаев атындагы кыргыз мамлекеттик университетинин жарчысы. – 2019. – № S-2. – P. 125–129.
Syam, A. T. A comparative study of problem solving method and language game in teaching speaking / A. T. Syam. // English Education Journal: Jurnal Pengembangan Pendidikan dan Pengembangan Pengajaran Bahasa. – Vol 11. – Iss. 3. – P. 333–346.
Verkuyl, M. Virtual gaming simulation for nursing education: an experiment / M. Verkuyl, D. Romaniuk, L. Atack, P. Mastrilli. // Clinical simulation in nursing. – 2017. – Iss. 5. – Vol. 13. – P. 238–244.