Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность работы. В задачи современного начального образования и младшей школы входит развитие ребёнка как его неповторимой индивидуальности и творческой личности. В условиях реализации ФГОС начальной школы, приоритетной задачей образовательной организации стоит задача создания условий, направленных на формирование активной позиции младшего школьника.
ФГОС НОО сегодня регламентирует школе формирование не только предметного результата, но также, метапредметного и личностного. В образовательном процессе сегодня должны формироваться не просто знания, умения и навыки, а личностные свойства и качества ребёнка, которые позволят ему успешно коммуницировать со всеми участниками образовательного процесса.
При этом, ребёнок должен хорошо представлять каковы его образовательные и развивающие ресурсы и что именно мешает ему достигать положительных результатов в учебно-воспитательном процессе. У ребёнка должно быть сформировано умение правильно оценивать особенности своей личности, принимать роль ученика и выстраивать коммуникации с окружающими его людьми.
Если это у ребёнка отсутствует, самооценка у него будет всегда заниженной. Помочь ему в этом сможет психологическая служба школы в лице педагога-психолога и классный руководитель. Образовательный процесс в целом оказывает влияние на формирование личности школьника и на его гармоничное развитие. Низкая самооценка мешает ребенку благополучно учиться и быть уверенным в своих силах.
Требованиями федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования предусмотрено повышение качества образовательного процесса. При определённых условиях, прежде всего, с помощью групповых методов обучения и формирования у школьников предметных и метапредметных результатов можно обеспечить повышенное эмоциональное положительное отношение учащихся к учебной деятельности и успешное общение со всеми участниками образовательного процесса. Применение групповых форм работы в учебно – воспитательном процессе способствует развитию коммуникативных навыков детей.
Цель работы: изучить и обосновать необходимость психолого-педагогической помощи младшим школьникам во взаимоотношениях со сверстниками.
Объект исследования: процесс реализации психолого-педагогической помощи младшим школьникам во взаимоотношениях со сверстниками.
Предмет исследования: средства и способы формирования коммуникативных умений младших школьников в условиях психолого-педагогической помощи младшим школьникам во взаимоотношениях со сверстниками.
Задачи:
1. Провести анализ понятия взаимоотношения младших школьников со сверстниками.
2. Изучить особенности психолого-педагогической помощи младшим школьникам во взаимоотношениях со сверстниками.
3. Описать организационно-педагогические условия психолого-педагогической помощи младшим школьникам во взаимоотношениях со сверстниками.
4. Предложить методические рекомендации по оказанию психолого-педагогической помощи младшим школьникам во взаимоотношениях со сверстниками.
Методы исследования: теоретические и практические. Анализ научной психолого-педагогической литературы, наблюдение, беседа, анкетирование.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список использованных источников.
Глава 1. Теоретические основы психолого-педагогической помощи младшим школьникам во взаимоотношениях со сверстниками
1.1. Анализ понятия взаимоотношения младших школьников со сверстниками
Обучение является самым важным способом получения системного образования. Процесс обучения есть не что иное, как специфический процесс познания, управляемый педагогом. Именно направляющие действия учителя обеспечивают полноценное усвоение учащимися знаний, умений и навыков, развитие их умственных сил и творческих способностей, формирование универсальных учебных действий, которые сегодня регламентируют требования ФГОС НОО.
Чтобы младший школьник успешно адаптировался к процессу обучения, ему необходима специальная психолого-педагогическая помощь со стороны учителя и педагога-психолога. Ребёнок обучается в учебном коллективе и должен продуктивно общаться со сверстниками в процессе учёбы. Практика показывает, что наиболее успешными в этом процессе являются те дети, у которых сформирована адекватная самооценка. Самооценка ребёнка в младшем школьном возрасте формируется под влиянием учителя [18].
Дети прислушиваются к мнению взрослых и сверстников, причём происходит это чаще всего при оценке их интеллектуальных возможностей. На основе оценки других формируется своя собственная самооценка и это связано с самонаблюдением и самоконтролем.
В школе сегодня помимо предметных знаний и умений оценивают сформированность универсальных учебных действий личностного характера. Так регламентирует ФГОС НОО. Можно говорить, что роль формирования у школьников личностных универсальных учебных действий лишь возрастает. Под универсальными учебными действиями понимают сформированность личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий ребёнка. К примеру, результатом усвоения личностных УУД является развитие способности соотносить свои поступки с общепринятыми этическими и моральными нормами и др. Обязательным компонентом личностных УУД является формирование самооценки. Речь также идёт о позитивном отношении к себе и окружающему миру [4].
Данной проблемой активно занимались исследователи и учёные Л.И. Божович, И.В. Дубровина, И.А. Зимняя, Д.Б. Эльконин и др. В психологии под самооценкой понимают оценку личности самой себя, своих возможностей, своих личностных качеств и своего места среди других людей. Наибольший интерес в развитии самооценки представляет младший школьный возраст.
В период младшего школьного возраста самооценка получает свое развитие в связи с переходом от игровой ведущей деятельности – к учебной. Ребёнок находится в позиции ученика, которая для него является новой. Постепенно возникает новое психическое образование – рефлексия, которым ребёнок начинает овладевать всё лучше. Образование было и остаётся коллективным и так, или иначе ребёнку приходится постоянно сравнивать себя с другими детьми, поскольку в каждом коллективе есть сильные и слабые ученики. В этот период ребенок впитывает и накапливает знания о других и о самом себе [11].
Автор Липкина А.И. особенностью данного возрастного периода считает то, что у младших школьников обнаруживаются все виды самооценки. К ним она относит адекватную самооценку, устойчивую и неустойчивую, заниженную и завышенную. Каждая из этих самооценок имеет свою специфику.
Младший школьный период характеризуется совершенствованием высшей нервной деятельности и развитием психических функций ребенка. В процессе учебной деятельности осуществляется его психическое развитие. Учебная деятельность младшего школьника побуждается следующими мотивами:
-ребёнок проявляет познавательную активность;
-наблюдается стремление к саморазвитию;
-учебная деятельность приобретает большое значение и др.
Успехи в учебе способствуют формированию его адекватной самооценки и уверенности в собственных силах. Если по каким-либо причинам в учебной деятельности у младшего шольника возникают неудачи – это может привести к формированию комплекса неполноценности или развитию синдрома хронической неуспеваемости, что несомненно будет тормозить процесс общения с окружающими [6]. Важнейшими характеристиками младшего школьника можно считать:
- доверчивое подчинение авторитету;
-повышенная восприимчивость и внимательность;
-послушание, конформизм и подражательность.
В младшем школьном возрасте складываются благоприятные условия для формирования положительных черт личности, поскольку дети в этом возрасте внушаемы и податливы. Они восприимчивы и склонны к подражанию. Учитель в этот период является непререкаемым авторитетом и именно учитель должен создавать условия для формирования личности ребёнка, помогая ему успешно коммуницировать с окружающими и формировать собственную адекватную самооценку.
Младший школьник малоспособен к внутреннему наблюдению. В этот период он лишь пытается различать те внутренние мотивы, которые его ведут к цели. Он лишь начинает овладевать рефлексией, то есть, способностью рассматривать и оценивать собственные действия. Постепенно развивается процесс анализа своей собственной мыслительной деятельности. В этот период времени развивается произвольное внимание. Это важный фактор, который имеет значение для хорошей учёбы в младших классах.
Учёба изменяет весь ритм жизни младшего школьника, и адаптация к школе требует больших усилий от ребёнка. Ритм школьной жизни способствует развитию новых умений и навыков, которые необходимы для успешного обучения. Безусловно, в этот период времени ребёнка по большей части контролируют родители, но ему самому приходится учиться правильно распределять своё время, всегда вовремя делать уроки и др. Ребёнок общается с большим количеством сверстников и преподавательским составом. При этом ему приходится меньше двигаться, поскольку сейчас его основные нагрузки связанны с умственной деятельностью.
Чтобы обучение младших школьников и общение со сверстниками было продуктивным, учителю необходимо учитывать психологические и возрастные особенности каждого ребёнка. Автор Л.А. Кислицкая утверждает, что завышенная самооценка является преобладающей в первых классах. По мере взросления младшие школьники в большинстве своём начинают правильно оценивать себя и свои возможности.
Исследователи отмечают, что адекватная самооценка ребенка в начальный период обучения оказывает влияние на весь учебный процесс. Самооценка влияет на учебную мотивацию, саморегуляцию, на удовлетворенность ведущих потребностей возраста, на общение со сверстниками. Именно в этом возрасте педагогам, психологам и родителям необходимо уделять особое внимание формированию адекватной самооценки ребёнка. Лишь в этом случае человек оценивает себя трезво и объективно и это является основой для нормальной адекватной самооценки [24].
В случае заниженной самооценки младшего школьника психологи рекомендуют педагогам создавать для детей ситуации успеха. Это повысит уверенность ребенка в себе. Родителям и педагогу следует проявлять эмоциональную поддержку по отношению к детям. Всем стоит избегать прямой критики в адрес ребенка.
В данной ситуации педагогам не следует втягивать ребенка в соревнование с другими детьми, в том случае, если другие дети лучше подготовлены. Родители должны эти процессы контролировать, чтобы не произошло заметного отставания в учёбе по сравнению с другими детьми. Взрослым следует предоставлять детям возможность оценить себя положительно в тех видах деятельности, где ребёнок чувствует себя уверенно, в игре, беседе и др.
Взрослым следует научить ребенка обосновывать свою самооценку и приводить доводы. Практика показывает, что дети с заниженной самооценкой требуют особого внимания, поскольку именно у детей с заниженной самооценкой возникают проблемы с коммуникациями. Это связано с тем, что дети с высокой самооценкой уже к концу младшего школьного возраста имеют адекватную самооценку, в то время как дети с заниженной самооценкой такой динамики не показывают.
Более того, если психологи недостаточно работают с детьми с заниженной самооценкой – постепенно всё это может перерасти в глубокие личные комплексы. Специалисты считают, что на этапе младшей школы с детьми необходимо больше играть и создавать игровую атмосферу. Игровая терапия снимает напряженность и тревогу. Ребёнку необходимо преодолеть страх перед окружающим миром и неуверенность в себе [7].
Это несомненно повысит его самооценку. Подобный эффект достигается путем установления положительного эмоционального контакта между детьми и взрослыми. Психологи это используют как при работе с группой, так и индивидуально.
Полезна терапия искусством. Речь идёт о рисовании, музыке, танцах и др., словом это всё то, чем предпочитает заниматься в свободное время ребёнок и что его сильно увлекает. Это не поиск таланта и способностей, а терапевтический эффект [14]. Подобного рода терапия позволит добиться состояния психологического комфорта младшего школьника.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология [Текст]/ Г.С. Абрамова. - уч. пособие для вузов. – М.: Деловая книга, 2011. – 823 с.
2. Аверин, В.А. Психология детей и подростков [Текст] / В.А. Аверин. – 2–е издание. – СПб.: Издательство Михайлова В.А. – 2017. – 345 с.
3. Акимова, Г. Как помочь своему ребёнку [Текст] / Г.И. Акимова. – М.: Фактория, 2013. – 235 с.
4. Андрущенко, Т.Ю. Психологические условия формирования самооценки в младшем школьном возрасте [Текст] / Т.Ю. Андрущенко // Вопросы психологии. – 2014. – № 4. – С. 5 – 7.
5. Аспер, К. Ребёнок и самооценка [Текст] / К. Аспер. – М.: Добросвет, 2010. – 157 с.
6. Битянова, М.Р. Организация психологической работы в школе [Текст] / М.Р. Битянова. – М.: Астрель, 2012. – 301 с.
7. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. – М.: АСТ, 2010. – 446 с.
8. Бороздина, Л.В. Притязания и самооценка [Текст] / Л.В. Бороздина, Л.И. Вединская // Школьный психолог. – 2015. – №3. – С.15 – 18.
9. Волкова, Н.В. Особенности работы педагогов, психологов по формированию самооценки школьников [Текст] / Н. В. Волкова // Начальная школа. – 2018. – №3. – С. 108–111.
10. Венгер, А. Л. Психологические рисуночные тесты: иллюстрированное руководство [текст] / А. Л. Венгер. – М.: Владос–Пресс, 2012. – 160 с.
11. Дубровина, И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми [Текст] /учеб. пособие // под. ред. И.В. Дубровиной. – М.: Академия, 2010. – 291 с.
12. Диагностика и коррекционная работа школьного психолога [Текст] / под ред. И.В. Дубровиной. – М.: АСТ, 2010. – 400 с.
13. Захарова, А.В. Деятельностный подход к изучению самооценки [Текст] / А.В. Захарова // Психодиагностика и школа. – 2013. – №7. – С. 23 – 26.
14. Захарова, А.В. Как формировать самооценку школьника [Текст] / А.В. Захарова, М.Э. Боцманова // Начальная школа. – 2017. – № 3. – С. 58 – 65.
15. Кузнецова, Л.Н. Психолого–педагогическая коррекция самооценки школьников [Текст] / Л.Н. Кузнецова // Начальная школа. – 2014. – №3. – С. 24 – 26.
16. Комакова, А. Д. Возможности работы педагога-психолога с семьей по формированию адекватной самооценки младших школьников / А. Д. Комакова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 2 (106). — С. 1017-1020. — URL: https://moluch.ru/archive/106/25210/ (дата обращения: 26.05.2024).
17. Клюева, Н.В. Учим детей общению. Характер, самооценка, коммуникабельность [Текст] / Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина. – Ярославль: Академия развития, 2010. – 240 с.
18. Липкина, А.И. Формирование самооценки школьника [Текст] / А.И. Липкина // Вопросы психологии. – 2012. – №3. – С. 10 – 14.
19. Лисина, М.И. Формирование личности ребёнка [Текст] / М.И. Лисина. – П.: Питер, 2010. – 297 с.
20. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребёнка [Текст] / М.И. Лисина. – М.: МОДЭК, 2011. – 315 с.
21. Лютова, Е.К. Тренинги эффективного взаимодействия с детьми [Текст] / Е.К. Лютова, Г.Б. Монина. – СПб.: Речь, 2010. – 164 с.
22. Методы психодиагностического исследования детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] / Н.В. Шутова, В.В. Кисова. – М.: А–Приор, 2010. – 64 с.
23. Овчарова, Р.В. Практическая психология в начальной школе [Текст] / Р.В. Овчарова. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 240 с.
24. Ольшанский, Д.К. Самооценка и самоуважение [Текст] / Д.К. Ольшанский // Школьный психолог. – 2018. – №4. – С. 9 – 12.
25. Психологическое неблагополучие детей в начальной школе: Диагностика и пути преодоления [Текст] / Сорокина В. В. – М.: Генезис, 2012. – 191с.
26. Шикова, Р.Н. Формирование самооценки в процессе обучения младших школьников [Текст] / Р.Н. Шикова, Е.И. Бологова // Начальная школа. – 2017. – № 1. – С. 18 – 20.
27. Ярушина, И.П. Программа социально–психологической коррекционно–развивающей работы с детьми [Текст] / И.П. Ярушина // Школьный психолог. – 2018. – № 6. – С.5 – 9.