Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Современные особенности общества вносят свои коррективы и в социальную, и личную жизнь индивида. От человека требуется социальная активность, включенность в различные общественные процессы, отзывчивость, гибкость, целеустремленность, постоянное саморазвитие и самосовершенствование. В этом отношении исследования отечественных ученых, проводимые в области педагогической и возрастной психологии (например, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, И.В. Дубровиной, И.С. Кона, А.В. Петровского, Д.Б. Эльконин и др.) наглядно показывают, что для развития личности наиболее благоприятные возможности заложены именно в период старшего подросткового и юношеского возраста. Но, как это не парадоксально, в настоящее время феномен личностной незрелости (инфантилизма) выступает уже в качестве нарастающей тенденции подрастающих поколений. Сущность этого явления специалисты прослеживают в бегстве от осуществления выбора и возложение ответственности за принятие ого или иного решения на другого человека. при этом социальная роль своего рода «вечного ребенка» освобождает индивида от ответственности за совершенные им поступки (А.Г. Асмолов). В связи с этим очень важно правильно выработать направление и содержание коррекционной работы, направленной на преодоление личностной незрелости (инфантилизма) в старшем подростковом и юношеском возрасте.
Все выше сказанное делает рассмотрение темы «Личностная незрелость (инфантилизм) в старшем подростковом и юношеском возрасте: варианты коррекции» актуальным.
Цель данного исследования – раскрыть сущность, особенности проявления и варианты коррекции личностной незрелости (инфантилизма) в старшем подростковом и юношеском возрасте.
Задачи исследования:
- рассмотреть понятие личностной незрелости (инфантилизма);
- определить психологические особенности мировоззрения в старшем подростковом и юношеском возрасте;
- раскрыть личностную незрелость (инфантилизм) старших подростков и юношества как особую психологическую проблему;
- охарактеризовать основные подходы и методы коррекции личностной незрелости (инфантилизма) в старшем подростковом и юношеском возрасте;
- разработать практические рекомендации по коррекции личностной незрелости (инфантилизма).
Объект исследования – личностная незрелость (инфантилизм).
Предмет исследования – варианты коррекции личностной незрелости (инфантилизма) в старшем подростковом и юношеском возрасте.
Особый вклад в раскрытие данной темы внесли такие исследователи, как Н.Д. Апраксина, А.С. Бакулина, Е. Бейлина, В.В. Грачев, Г.З. Ефимова, Н.А. Жесткова, А.В. Иванов, Е.П. Ильин, Э.В. Королева, Т.В. Коротовских, А.М. Мильман, А.Л. Солдатченко, А.В. Утенков, В.А. Хрипович, А.Н. Шевченко и др.
Методы исследования: анализ и синтез источников по проблеме исследования, метод сравнения, обобщение, сравнение и систематизация теоретических знаний.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Глава 1. Понятие личностной незрелости и ее проявление в старшем подростковом и юношеском возрасте
1.1 Понятие личностной незрелости (инфантилизма)
Проблема инфантилизма (social infantility, англ. infantilism; нем. infantilismus) как особого явления характеризуется в качестве междисциплинарной: то есть основной вклад в разработку этой проблемной области сделан был педагогами и социальными психологами, кроме этого, предмет исследования особый интерес представляет для социологов. Инфантилизм определенной социальной группы с позиции социологии выступает в качестве социальной характеристики личности и непосредственно связан с процессами как первичной, так и вторичной социализации, влиянием на человека всего спектра социальных институтов, а также находит свое проявление в разрыве между социокультурным и биологическим взрослением молодого поколения, успешностью его адаптации к социальной реальности, наконец, характеризуется так называемым «сбоем» при социализации и нежеланием индивида усваивать какие-либо для него новые социальные роли, принимать на себя обязательства (то есть имеет место стремление человека к упрощению жизни, ее облегчению и максимальному удобству для себя) [6].
С позиций социализации, а также социальной зрелости личности социальный инфантилизм стал объектом изучения Б.Г. Ананьева, С.Г. Вершловского, И.С. Кона, Ю.А. Косолапова, В.С. Могуна и ряда другие исследователи. При этом влияние социальной среды на процесс становления личности рассматривалось Л.И. Божович, Л.С. Выготским, В.В. Зеньковским, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейном и другими.
Н.А. Жесткова стремилась выявить методологические подходы к изучению как социальной зрелости, так и социального инфантилизма личности человека [7]. М.Л. Покрасс в качестве следствия социального инфантилизма обозначал недостаточную включенность индивида в общество. При этом в качестве основных причин были обозначены следующие: психо-физиологическое состояние, психологический возраст, безволие и апатия личности. Психологами социальный инфантилизм называется одной из ведущих характеристик виктимной личности. Во многих аспектах инфантилизм личности определяется именно ее пассивностью.
В свою очередь в медицине инфантилизм (так называемый физиологический инфантилизм) определяется в качестве задержки личностного развития с неизменным сохранением в своем физическом облике, имидже, чертах поведения отдельных образов из предшествующих возрастных периодов человека (то есть это детство, юность); «некоторое отставание в физическом развитии, являющееся в числе прочего еще и следствием болезни» [17, c. 198].
Принято также выделять психический инфантилизм, – то есть незрелость индивида, находящая свое выражение в задержке становления личности. При этом поведение индивида не соответствует предъявляемым к нему возрастным требованиям. В рамках правового инфантилизма подразумевается низкий уровень правового сознания человека, сниженное чувство ответственности в рамках права, недостаточность у индивида правовых установок и знаний, однако одновременное наличие весьма высокого уровня стремления получить результат. Инфантилизм принято определять в качестве личностной незрелости индивида в сочетании с его эмоционально-волевой незрелостью. Он характеризует собой разрыв между социокультурным и биологическим взрослением молодежи, свидетельствует о факте нарушения механизма социализации и включенности молодежи в жизнь взрослых, предполагающее принятие им на себя ряда новых обязательств и обязанностей.
Отечественные педагоги и психологи в качестве основных особенностей социального инфантилизма подчеркивают сохранение в повседневном поведении и в психике индивида ряда социально-психологических характеристик, свойственных именно детскому возрасту [11].
Такого рода незрелость, а также неподготовленность человека к совершению социальных осознанных действий находит свое проявление в отсутствии самостоятельности при принятии определенных решений, а также совершении действий, в неспособности индивида взять на себя ответственность. При этом совокупность подобных характеристик практически вычеркивает человека из спектра социальных взаимодействий в качестве активного субъекта, оставляя ему только роль некоего объекта для стороннего воздействия. В числе иных характеристик инфантилизма можно назвать следующие: идеализация социальной реальности, чувство незащищенности, требования к окружающим в их заботе о себе, заниженная самокритичность, демонстративные проявления эгоцентризма, наличие задержки социально-культурного и морально-нравственного созревания, несформированность у индивида эмоционально-волевой сферы личности, низкая мотивация к труду, самореализации и карьере, иждивенчество, невыстроенность жизненной стратегии поведения, а также гедонизм.
Также можно обозначить еще несколько дополняющих друг друга и взаимо пересекающихся характеристик инфантилизма: нежелание индивида нести ответственность за свою жизнь (концепция Э. Фромма); утрата смысла жизни (позиция А. Маслоу); истеричность, слабоволие, низкая профессиональная мотивация, деградация личностно-смыслового уровня; практическое отсутствие у человека творческого подхода к профессиональной деятельности; наличие у человека укоренившейся установки на наиболее быстрое удовлетворение своих потребностей при минимальных на это затратах (моральных, финансовых, временных и иных); пассивная социальная и психологическая защита или отсутствие всяческих попыток защититься против имеющего место стороннего негативного вмешательства, наконец, «неспособность индивида найти необходимые ресурсы и способы для решения определенной ситуации» [10, c. 167].
Инфантилизм в зарубежных исследованиях (Г. Олпорт, К. Хорни, Э. Эриксон и др.) трактуется в качестве патологии, которая проявляется в слабом понимании (или практически полном непонимании) индивидом разных аспектов окружающей реальности (в их числе социальной); а также в отсутствии у человека навыков по установлению наиболее адекватных отношений с другими индивидами; неспособности своего рода «строить свою жизнь», то есть планировать и прогнозировать жизненную стратегию как на краткосрочную, так и долгосрочную перспективу; эмоциональной неустойчивости личности.
В разного рода взаимодействиях инфантилизм может находить свое проявление на разных уровнях. При этом как минимум можно выделить два уровня инфантилизма: 1) полное у индивида нежелание нести какую-либо ответственность как за себя, так и свою жизнь, наличие иждивенческой жизненной стратегии; 2) инфантилизм свое проявление находит в отдельных сферах общественной жизни (то есть «бытовой инфантилизм», «политический инфантилизм», представляющий собой отстраненность индивида и социальных групп от политической жизни общества, а также снижение либо полное отсутствие интереса к политике, наличие политической безграмотность, своего рода «профессиональный (или субъектно-деятельностный) инфантилизм») [2, c. 148].
Необходимо подчеркнуть, что самостоятельная, а также социально зрелая личность, чаще всего, не подвержена конформизму, так как ее отличает внутренний локус контроля, умение и готовность сохранить здоровье, гражданская позиция, устойчивость социально-нравственных ориентаций, критическое отношение к реальности, наконец, отсутствие конформизма.
В качестве синонима инфантилизма выступает «детскость», при том, как антиподом «зрелость». При этом детскость находит свое проявление в наивном восприятии индивидом социальной реальности. В свою очередь в отношении понятия социальной зрелости личности можно указать, что единой трактовки пока еще не выработано [10]. Подчеркнем, что в качестве синонима к термину «зрелость» нередко применяют понятие «взрослость», тем не менее, это вовсе не идентичные понятия. Психологами рассматривается идейно-политическая, интеллектуальная, моральная, гражданская, трудовая, профессиональная, финансовая, духовная, нравственная, эмоциональная, а также личностная зрелость. При этом социальная зрелость понимается в качестве адаптации индивида к социальной реальности, к обществу в целом, его традициям, социальным нормам, ценностям, а также набору ролей и статусов. Основными ее составляющими является ответственность, саморазвитие, терпимость, положительное мышление, проявление эмпатии, «не конфликтности и умение устанавливать долгосрочные межличностные связи, способность индивида к адаптации к социальной среде» [3, c. 16-17].
То есть, в общем, инфантилизм можно понимать как незрелость в развитии, сохранение в поведении тех черт, которые свойственны предшествующим возрастным этапам. В качестве психологического феномена «инфантилизм» напрямую связан с отказом индивида от ответственности, снижением у него волевой активности непосредственно в рамках направленной деятельности, незрелость личности применительно к таким категориям, как «самосознание», «самоорганизация» и «саморазвитие».
1.2 Психологические особенности мировоззрения в старшем подростковом и юношеском возрасте
В личностном развитии старшие подростка (15-17 лет) максимальные изменения связаны именно с его самосознанием, в качестве центрального структурного компонента которого выступает самооценка. В подростковый период происходит выработка собственной независимой системы оценивания, которая «складывается под непосредственным влиянием успешности в межличностных отношениях со сверстниками, влиянием близких взрослых, наконец, своей компетентности» [23, c. 13].
В рамках особенностей самооценки старшего подростка указать можно следующие: 1) происходящая переориентация с учебной деятельности непосредственно на взаимодействие как с референтными группами, так и на свой физический облик; 2) заметное увеличение критичности относительно самого себе; 3) проблемы адекватности самооценки; 4) нередкий уход подростков от внешних оценок; 5) некоторое снижение влияния на подростков родителей и одновременное увеличение значимости для них друзей; 6) наличие у подростков взаимосвязь самооценки именно с успешностью (или не успешности) деятельности; 7) часто неадекватная самооценка в конечном итоге приводит к возникновению делинквентного поведения.
Основными особенностями старших подростков является следующая: повышенная значимость тесных эмоциональных контактов, а также интенсивная социализация, которая сменяет свойственное для подростков противопоставление себя всему взрослому обществу. Подросток активным образом ищет единомышленников, посвящает немало времени эмоциональному и доверительному общению, в котором подросток склонен к быстрой смене и крайностям симпатий. Разрывы, конфликты, а также примирения, нередкая смена настроений и своего рода полярное (то есть черно- белое) мышление очень свойственны для старших подростков. Психологи этот возраст называют иногда «крестовых походов», а также периодом открытия «Я». старший подросток нередко верит, что он является особенным, он не никогда совершит всех тех ошибок, которые совершают взрослые, он мир может сделать мир лучше, так как он искреннее, честнее.
В некоторых случаях конфликт несовпадения внешних условий, а также и внутреннего самоощущения старшего подростка приводит к охлаждению отношений со взрослыми и непониманию [8].
Рассматривая юношество (18-23 лет) в качестве особой социальной группы, в первую очередь укажем, что с точки зрения психологии юношество – это особый возрастной и социальный период, которому характерно обретения своего Я, утверждение индивида в качестве индивидуальной, неповторимой личности; это весьма сложный процесс поиска своего отдельного пути достижения счастья и успеха в жизни. Как в практически любом поиске, юноша вовсе не застрахован от определенных трудностей и ошибок: у него пока еще нет необходимого опыта, чтобы принимать правильные и взвешенные решения в многочисленных сложных жизненных ситуациях. Но именно осознание таких ошибок способствует формированию его собственного жизненного опыта. Одновременно юноша принимает на себя ряд определенных обязанностей, среди которых ведущими являются: соблюдение законов, забота о нетрудоспособных членах семьи, уплата налогов, зашита Отечества, что повышает их социальную и личную ответственность. Юношество – это период изменений, неустойчивости, критичности, постоянного поиска личностью новизны. Интересы юношей лежат несколько в иной плоскости, нежели интересы старших поколений: студенты, чаще всего, не хотят подчиняться устоявшимся традициям и обычаям – она стремится преобразовать мир, неизменно утвердить свои инновационные ценности [4].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Апраксина, Н.Д. Преодоление учебно-профессионального инфантилизма студентов в процессе социокультурного развития в вузе: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Н.Д. Апраксина – Москва, 2008. – 24 с. – Текст: непосредственный.
2. Бакулина, А.С. Социальный инфантилизм в контексте демографической ситуации в современной России / А.С. Бакулина. – Текст: непосредственный // Человеческий капитал. – 2014. – №5 (65). – С. 146-151.
3. Бейлина, Е. Типы и факторы инфантилизма / Е. Бейлина. – Текст: непосредственный // ЭСФорум. – 2016. - № 2. – С. 15 – 19.
4. Грачев, В.В. Биопсихосоциальный подход к проблеме психического инфантилизма у подростков / В.В. Грачев, Л.А. Попова, С.Н. Ениколопов. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/biopsihosotsialnyy-podhod-k-probleme-psihicheskogo-infantilizma-u-podrostkov (дата обращения: 18.05.2024). – Текст: электронный.
5. Дроздова, Н.В. Особенности самооценки студентов с различной академической успеваемостью / Н.В. Дроздова. – Текст: непосредственный // Наука и современность. – 2016. – № 46. – С. 31 - 34.
6. Ефимова, Г.З. Социальный инфантилизм молодежи как фактор противодействия модернизации современного российского общества / Г.З. Ефимова. – Текст: электронный // Науковедение: интернет-журнал. - 2014. - №6 (25). – URL: http://naukovedenie.ru/PDF/09PVN614.pdf http://naukovedenie.ru (Дата обращения: 19.05.2024).
7. Жесткова, Н.А. Методологические подходы к исследованию социальной зрелости и социального инфантилизма личности / Н.А. Жесткова. – Текст: непосредственный // Вестн. Пермск. ун-та. Философия. Психология. Социология. – 2013. – № 2 (14). – С. 128-136.
8. Иванов, А.В. Теоретико-методическое исследование воспитания подростка по развитию его сознания: монография / А.В. Иванов. – Москва: Перспектива, 2017. – 198 с. – Текст: непосредственный.
9. Иванов, А.В. Технология психолого-педагогического сопреодоления инфантильности подростков и молодежи / А.В. Иванов. – Текст: непосредственный // ЦИТИСЭ. – 2019. – №1. – С. 17-53.
10. Ильин, Е.П. Психология индивидуальных различий / Е.П. Ильин. – Санкт-Петербург: Питер, 2009. – 234 с. – Текст: непосредственный.
11. Инфантилизм социальный. Словарь практического психолога. – URL: http://www.psdict.ru/15.php. – (дата обращения: 19.05.2024). – Текст: электронный.
12. Королева, Э.В. Молодое поколение России: от личной несостоятельности к завышенным требованиям к социуму на примере Приморского края / Э.В. Королева, А.Л. Чернышова. – Текст: непосредственный // Казанская наука. – 2013. – №11. – С. 345-347.
13. Коротовских, Т.В. К проблеме становления социально-психологической зрелости в подростковом возрасте / Т.В. Коротовских. – Текст: непосредственный // Вестник Шадринск. гос. пед. ин-та. – 2013. – №2. – С.176-179.
14. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – Москва: Сфера, 2015. – 459 с. – Текст: непосредственный.
15. Мильман, А.М. Конкретизация и обобщение общенаучных понятий как условие формирования социальной зрелости старшеклассников: автореф. ... канд. пед. наук / А.М. Мильман. – Витебск, 2008. – 24 с. – Текст: непосредственный.
16. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология / Л.Ф. Обухова. – М., 2013. – 364 с. – Текст: непосредственный.
17. Психологический словарь / под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. – Москва: Педагогика - Пресс, 2011. – 440 с. – Текст: непосредственный.
18. Солдатченко, А.Л. Характеристика социальной зрелости личности с позиций интерактивного подхода / А.Л. Солдатченко. – Текст: непосредственный // Вестн. Южно-Уральск. гос. ун-та. Сер.: Образование. Пед. науки. – 2012. – №14. – С. 80-85.
19. Солодилова, О.П. Возрастная психология / О.П. Солодилова. – Москва, 2009. – 388 с. – Текст: непосредственный.
20. Утенков, А.В. Условия и механизмы возникновения учебно-профессионального инфантилизма студентов в вузе / А.В. Утенков. – Текст: непосредственный // Культура и национальная безопасность. – Москва: МАГМУ, 2011. – С. 69-73.
21. Утенков, А.В. Исследования и коррекция учебно-профессионального инфантилизма студентов / А.В. Утенков. – Текст: непосредственный // Культура и национальная безопасность. – Москва: МАГМУ, 2011. – С 58-61.
22. Хрипович, В.А. Поколение инфантильных: обзор проблемы / В.А. Хрипович. – Текст: непосредственный // Научные труды республиканского института высшей школы. – 2015. – №15 (2). – С. 206-213.
23. Шевченко, А.Н. Педагогические технологии преодоления социально-профессионального инфантилизма учащихся колледжа. автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / А.Н. Шевченко. – Москва, 2005. – 23 с. – Текст: непосредственный.