Фрагмент для ознакомления
2
Правильно организованная силовая тренировка способствует всестороннему и гармоничному развитию человека, что особенно важно для развивающегося организма. Это особенно важно для формирования и совершенствования специальной физической подготовленности и спортивных качеств. Силовые тренировки могут служить разным целям. Способствует улучшению здоровья и высоким спортивным результатам, так как повышает функциональное состояние нервно-мышечной системы и при соответствующей организации может оказывать положительное влияние на другие системы организма, такие как дыхательная система, сердечно-сосудистая система, система обмена веществ.
Посредством силовых тренировок возможно повысить эластичность мышц, увеличить активную мышечную массу, уменьшить лишнюю жировую ткань, укрепить соединительную ткань и поддерживающую ткань, улучшить осанку и форму тела, а также улучшить уровень физической подготовки, такой как сила, скорость и выносливость.
Целенаправленная силовая тренировка также помогает полностью раскрыть психологические особенности. Например, разнообразные упражнения, выполняемые с собственным весом или с партнером, могут способствовать развитию таких качеств, как готовность преодолевать трудности, настойчивость, целеустремленность, смелость и формировать дисциплинированность.
Силовая тренировка – важная составляющая различных видов спорта, в том числе и спортивной акробатики. Именно поэтому тема данного курса актуальна. Актуальность данной темы зависит еще и от того, что за последние 10 лет, особенно в последнее время, в различных изданиях было много публикаций на эту тему.
Объект исследования: спортсменки 9-10 летнего возраста, занимающиеся спортивной акробатикой.
Предмет исследования: методы развития силовых способностей спортсменок 9-10 летнего возраста, занимающихся спортивной акробатикой.
Цель исследования: совершенствование тренировочного процесса по развитию силовых способностей у спортсменок 9-10 летнего возраста, занимающихся спортивной акробатикой.
Задачи:
Изучить состояние проблемы исследования на основе научно-методической литературы;
Проанализировать особенности развития силовых способностей спортсменок 9-10 летнего возраста, занимающихся спортивной акробатикой.
Глава 1. Анализ научно-методической литературы
1.1 Анатомо-физиологические особенности спортсменок 9-10 лет
Особенность детского организма состоит в том, что в процессе роста и развития строение и функции различных органов и систем постоянно совершенствуются [2].
Мышцы детей эластичны и поэтому способны к более широкому диапазону движений. Однако они выполняют движения, основанные на мышечной силе, для улучшения гибкости. Чрезмерное растяжение мышц и связок может привести к их ослаблению и нарушению правильной осанки. Развитие силы мышц туловища, особенно статической силы (статическая сила – без движения), имеет важное значение для формирования правильной осанки, которая в этом возрасте не является устойчивой [5].
Укрепление мышц ног, особенно тех, которые удерживают продольный и поперечный своды стоп в правильном положении, важно для занятий спортом (ходьба, бег, прыжки) и для профилактики плоскостопия [9].
Детские кости характеризуются значительной эластичностью, особенно позвоночник. Диски (эпифизы) позвоночника остаются хрящевыми до 14 лет, тогда как кости таза срастаются только в возрасте от 14 до 16 лет [9].
Поэтому учащимся в возрасте 9-10 лет не следует прыгать на твердую землю с высоты более 80 сантиметров, а также не следует долго сидеть для выполнения упражнений. Из-за несовершенства регуляторных механизмов деятельность сердца в этой возрастной группе еще не стабилизировалась, однако сердце в этой возрастной группе может относительно легко адаптироваться к различным режимам работы и относительно быстро восстанавливать свою работоспособность. Регуляторный тормозной контроль коры головного мозга над произвольным поведением и эмоциональными реакциями становится все более сильным и стабильным. Память и двигательные способности быстро возрастают до 11-12 лет, а затем темпы развития замедляются [17].
Физическими особенностями детей 9-10 лет являются низкая оперативность реагирования различных органов, высокая возбудимость нервных процессов, слабые процессы внутреннего торможения, они быстро начинают чувствовать утомление. Поэтому у детей этого возраста необходимо равномерно развивать все физические качества, посредством активной мышечной деятельности необходимо стимулировать функции растений, влияющие на обмен веществ, рост и развитие всех систем и органов [22].
Детям 9-10 лет рекомендуются следующие основные гимнастические упражнения: ходьба, бег, лазание по наклонным скамьям, гимнастическим стенкам, лестницам, преодоление препятствий высотой 1 м, метание и ловля, метание мишеней, перенос медицинских мячей, упражнения на равновесие, Прыжки (в длину, в высоту до 80 см), акробатические упражнения: кувырки, перекаты, стойка на плечах.
1.2 Понятие силовых способностей в теории и практике физической культуры
Сила – одно из важнейших физических качеств в большинстве видов спорта. Поэтому его развитию уделяется особое внимание.
Слово «сила» имеет разные понятия, поэтому следует рассмотреть определение понятию «сила» и собственно силовым способностям. Различают: 1) силу как механическое свойство движения; 2) силу как определенное качество человека [1].
Силу человека можно определить как его способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать внешнему сопротивлению посредством мышечного напряжения. При совершении работы сопротивление направлено против движения, а при совершении работы сопротивление направлено вдоль направления движения [5].
В зависимости от состояния, характера и степени выраженности мышечной силы обычно выделяют несколько типов силовых качеств. Одним из наиболее важных аспектов, определяющих мышечную силу, является характер мышечной активности. Если мышца имеет только два ответа на раздражитель: сокращение, уменьшающее ее длину, и напряжение мышцы, не меняющее ее длину (изометрическое напряжение), то результаты приложенной силы будут различаться в зависимости от режима работы мышцы. Во время выполнения спортивных или профессиональных навыков и действий человек может поднимать, опускать или удерживать тяжелые предметы [3].
Мышцы, обеспечивающие эти движения, работают по-разному. Если мышцы сокращаются и укорачиваются, преодолевая какое-либо сопротивление, то их работа называется преодолевающей (концентрической). Мышцы, которые сопротивляются любому сопротивлению, удлиняются при напряжении, например, при переносе очень тяжелой нагрузки. В этом случае их работу называют неполноценной (эксцентричной). Преодолевающий и уступающий способы работы мышц объединяются под названием динамика. Иногда усилие человека, проявление силы не сопровождается движением, то есть длина мышцы не изменяется. Такой режим работы называется изометрическим или статическим, при котором мышцы проявляют максимальную силу [7].
На основании вышеизложенного можно выделить следующие виды силовых способностей [11]:
- собственно силовые способности (статический режим и медленное движение);
- скоростная сила («динамическая» сила в быстрых движениях).
Мышцы делятся на разновидности исходя из особенностей их функционирования во время силовых тренировок.
Статический режим работы. Нервно-мышечная система работает в статическом режиме, когда внутренние и внешние силы пропорциональны, то есть когда действие этих противоположно направленных сил уравновешено. Следовательно, количество внутренней силы, вырабатываемой спортсменом, не может ни превзойти, ни уступить внешним силам. При этом никакого движения не происходит (статическое – застывшее, неподвижное). Например, при попытке поднять вес, превышающий силы спортсмена, нервно-мышечная система может работать только в статическом режиме. В движении максимальные статические напряжения наблюдаются очень редко. Это происходит, например, при выполнении отдельных элементов спортивной гимнастики («кресты» на кольцах, упор на стойке на руках и т. д.), отдельных технических приемов в борьбе (клинчи, мостик и т. д.) [4].
Динамический режим работы. Нервно-мышечная система работает в динамическом режиме, когда внутренние и внешние силы не находятся в равновесии, т. е. когда взаимодействия этих сил неравны. Если внутренняя сила, создаваемая спортсменом, велика, ее можно использовать для преодоления создаваемой внешней силы, такой как сила тяжести штанги или сопротивление противника. Если внешняя сила больше, то внутренняя сила не может ей противостоять. В обоих случаях всегда есть движение [6].
Статические и динамические режимы работы связаны с различными формами мышечных сокращений. Статический режим работы основан на изометрических сокращениях мышц. При изометрическом сокращении сократительные элементы мышцы (миофибриллы) укорачиваются, тем самым одновременно растягивая на такую же величину эластические элементы мышцы и ее сухожилия. Таким образом, напряжение будет создаваться без изменения длины мышцы. Хотя во время изометрического сокращения не совершается никакой физической работы, расход энергии относительно высок. Однако эти затраты измеряются не проделанной работой, а степенью производимого напряжения и продолжительностью этого напряжения [6].
Изометрические сокращения занимают постоянное место в лечебной гимнастике. Они в первую очередь предназначены для предотвращения или устранения мышечной атрофии, связанной с отсутствием физической активности. Поскольку изометрические сокращения не имеют ничего общего с движением суставов, с их помощью и под соответствующим медицинским руководством можно тренировать мышечную силу, чтобы предотвратить травмы суставов и костей [9].
Напряженное сокращение. Динамические режимы работы часто основаны на гипотонических сокращениях мышц. Поскольку углы суставов и скорость постоянно меняются, мышцы также должны постоянно сокращаться по мере увеличения или уменьшения напряжения. Поскольку двигательные единицы постоянно соединяются и отключаются, мышцы должны адаптироваться к изменяющимся требованиям к силе. Если спортсмен сгибает руки с гантелью, качество гантели остается неизменным. Однако сила, необходимая спортсмену для выполнения этого движения, не является постоянной. В частности, это зависит от телосложения спортсмена, т. е. от соотношения его рычагов, углов расположения суставов конечностей и скорости движения. Если спортсмену, сгибающему руки с гантелями, для преодоления угловых положений 30° и 120° приходится прилагать лишь сравнительно небольшую часть своей максимальной силы из-за малого крутящего момента, то в угловом положении 90° он должен прикладывать больше усилие [9].
Если вес перемещается по всей возможной амплитуде, то обычно, как в примере со сгибанием рук, достаточно создать сравнительно небольшие силы в начале и конце движения и большие силы в середине движения. Поэтому при выполнении движений, требующих максимальной силы или взрывной силы, первоначальную избыточную силу можно использовать для получения более высокого стартового ускорения. Силы инерции массы из-за высоких стартовых ускорений помогают продвинуть или ускорить вес через «критическую зону» с высоким крутящим моментом и достичь высоких конечных скоростей [10].
Изотоническое сокращение. Изотонические сокращения используются только в особых случаях, при динамических режимах работы. Мышцы здесь меняют свою длину под постоянным напряжением. Этот тип сокращений редко встречается при физических нагрузках. Изотонические сокращения возникают, например, когда спортсмену приходится опускать непропорционально большой вес, несмотря на все его усилия [12].
При характеристике силы и качеств человека можно выделить следующие типы [6]:
Фрагмент для ознакомления
3
Банных, Д. О. Развитие силы и мышц во время занятий физической культурой и спортом / Д. О. Банных, И. М. Хабибуллин // Олимпизм: истоки, традиции и современность : сборник научных статей Всероссийской с международным участием научно-практической конференции, Воронеж, 29 ноября 2019 года / Воронежский государственный институт физической культуры. – Воронеж: Издательско-полиграфический центр «Научная книга», 2019. – С. 67-70.
Горячева, Н. Л. Пути повышения технического мастерства женских пар в спортивной акробатике / Н. Л. Горячева, В. В. Анцыперов // Современные проблемы подготовки спортивного резерва: перспективы и пути решения : Сборник материалов I Всероссийской с международным участием научно-практической конференции, Волгоград, 06–07 декабря 2018 года. – Волгоград: Волгоградская государственная академия физической культуры, 2018. – С. 10-13.
Гущина, В. Е. Развитие силовых качеств в спортивной акробатике / В. Е. Гущина, И. А. Татаринцева // Современные векторы прикладных исследований в сфере физической культуры и спорта : сборник статей III Международной научно-практической конференции для молодых ученых, аспирантов, магистрантов и студентов, Воронеж, 24–25 февраля 2022 года. – Воронеж: Издательство «РИТМ», 2022. – С. 96-101.
Дехконов, Р. Основы тренировок для мышечной силы / Р. Дехконов, Р. Зикиров // Наука, образование и культура. – 2020. – № 5(49). – С. 41-42.
Егорова, Е. С. Теория и методика физического воспитания / Е. С. Егорова // Матрица научного познания. – 2020. – № 12-1. – С. 367-371.
Жидков, Д. А. Повышение эффективности силовой подготовки юных акробаток на этапе начальной специализации / Д. А. Жидков, П. Ю. Королев // Олимпийское движение, физическая культура и спорт в современном обществе : материалы VI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Малаховка, 14–15 ноября 2019 года / Московская государственная академия физической культуры, Московская областная олимпийская академия. – Малаховка: Московская государственная академия физической культуры, 2019. – С. 120-124.
Камалян, М. Н. Физическая культура в младшей школе / М. Н. Камалян, М. А. Михеева // Мировая наука. – 2018. – № 11(20). – С. 117-119.
Колесниченко, Н. А. Правила эффективных тренировок для развития силы / Н. А. Колесниченко, Д. С. Ярцев, А. В. Смола // Медико-биологические и педагогические основы адаптации, спортивной деятельности и здорового образа жизни : Сборник научных статей ХII Международной научно-практической конференции, Воронеж, 27–28 апреля 2023 года. – Воронеж: Издательско-полиграфический центр «Научная книга», 2023. – С. 516-521.
Леонтьева, М. С. Спортивная акробатика как эффективное средство развития двигательных навыков младших школьников / М. С. Леонтьева, Е. С. Черенкова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2020. – № 3. – С. 50-51.
Лисицын, А. Е. Спортивная акробатика в движениях / А. Е. Лисицын, Ю. Д. Овчинников // Вестник спортивной истории. – 2018. – № 2(12). – С. 23-45.
Лысенко, Е. А. Механизмы увеличения мышечной массы и силы при регулярных силовых тренировках / Е. А. Лысенко, О. Л. Виноградова, Д. В. Попов // Российский физиологический журнал им. И.М. Сеченова. – 2021. – Т. 107, № 6-7. – С. 755-772.
Майоршина, Н. Э. Специальное оборудование как средство развития силы у юных акробатов / Н. Э. Майоршина // XVI ежегодная научная сессия аспирантов и молодых ученых : материалы Всероссийской научной конференции, Вологда, 29 ноября 2022 года. Том 3. – Вологда: Вологодский государственный университет, 2023. – С. 382-385.
Марокова, М. В. Проблема психологической подготовки акробатов и пути ее решения / М. В. Марокова, М. Н. Буталова // Современные проблемы подготовки спортивного резерва: перспективы и пути решения : Сборник материалов I Всероссийской с международным участием научно-практической конференции, Волгоград, 06–07 декабря 2018 года. – Волгоград: Волгоградская государственная академия физической культуры, 2018. – С. 258-261.
Мирошников, А. Б. Влияние силовой тренировки на онтогенез детей и подростков: литературный обзор / А. Б. Мирошников, С. Ю. Золичева, А. Д. Форменов // Терапевт. – 2019. – № 3. – С. 60-66.
Оценка эффективности подготовки и прогнозирование развития физических качеств у детей, занимающихся спортивной акробатикой / А. В. Труфанова, В. Г. Черноземов, С. Г. Суханов [и др.] // Теория и практика физической культуры. – 2019. – № 9. – С. 58-60.
Основы теории и методики физического воспитания / А. О. Федорова, С. Я. Биктина, Ю. С. Каюкова [и др.]. – Магнитогорск : Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, 2022. – 61 с.
Плешаков, А. А. Плешаков, А.А. Тренировка мышечной силы и выносливости / А. А. Плешаков, М. А. Семенова, Е. Е. Щербакова. – Москва : МОСКОВСКИЙ ПОЛИТЕХ, 2020. – 71 с.
Попова, Е. В. Физическая культура как фактор становления культуры здоровья в современной школе / Е. В. Попова, О. В. Старолавникова, Л. И. Гущина // Здоровье и образование : Материалы XV региональной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 01 октября 2018 года. – Санкт-Петербург: Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Ленинградский областной институт развития образования», 2018. – С. 143-151.
Применение технических средств обучения для развития статической силы юных акробаток / А. С. Чуркина, Л. Д. Алехин, С. А. Романченко, М. А. Рогожников // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2023. – № 6. – С. 54-56.
Руденко, С. А. Грани прошлого, настоящего и будущего, или несколько штрихов к портрету мужских прыжков на акробатической дорожке / С. А. Руденко // Итоговая научно-практическая конференция профессорско-преподавательского состава Национального государственного Университета физической культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург, за 2021 г. : в 2 частях, Санкт-Петербург, 18–29 апреля 2022 года. Том Часть 1. – Санкт-Петербург: Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург, 2022. – С. 38-45.
Совершенствование общей физической подготовки детей 7-9 лет в спортивной акробатике / Л. М. Демьянова, С. В. Агафонов, С. А. Чуб [и др.] // Теория и практика физической культуры. – 2024. – № 2. – С. 94-96.
Сегизбаева, М. О. Влияние силовых и аэробных тренировок на функцию внешнего дыхания и силу респираторных мышц спортсменов / М. О. Сегизбаева // Интегративная физиология. – 2021. – Т. 2, № 2. – С. 165-172.
Хромченко, М. В. Средства спортивной тренировки акробатов 11-13 лет / М. В. Хромченко, О. А. Саликова // Вестник физической культуры и спорта. – 2018. – № 1(20). – С. 81-90.
Черенкова, Е. С. Содержание физкультурно-оздоровительных занятий спортивной акробатикой с детьми начальной школы : специальность 13.00.04 «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры» : диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Черенкова Екатерина Сергеевна, 2021. – 170 с.
Штырова, В. К. Формирование общих физкультурных компетенций у учащихся школы на занятиях физической культурой / В. К. Штырова, Г. Г. Федотова // Аллея науки. – 2023. – Т. 2, № 5(80). – С. 746-750.