Фрагмент для ознакомления
2
Эффективное функционирование организации на рынке зависит от различных экономических ресурсов, среди которых наиболее значимым является человеческий ресурс, т.е. сотрудники предприятия. Задача руководителей состоит в том, чтобы с максимальной отдачей использовать потенциальные и реальные возможности персонала. Эффективная реализация решений руководителя возможна в случае активного участия в этом процессе всего персонала. Активное включение сотрудников в деятельность организации определяется их заинтересованностью в процессе и результате труда. Система эффективного менеджмента строится на использовании мотивационных механизмов, побуждающих сотрудника и весь коллектив к реализации целей и задач организации. Знание структуры и механизмов мотивации необходимо эффективному руководителю для реализации управленческого воздействия. Основой любой мотивации являются потребности. Противоречие между потребностью и возможностью ее удовлетворения является источником развития личности и побудителем деятельности.
Также заметную роль в мотивации играет интерес, т.е. глубоко осознанная и воспринятая человеком потребность, определяющая направленность и готовность личности к достижению определенных целей. Важное место в мотивации занимает цель как осознанно прогнозируемый результат деятельности. Если же цель доступна для понимания и близка личным целям сотрудника, то она мобилизует его на достижение результата. Одним из сильных мотивирующих элементов является ожидание -то, в какой мере персонал предвосхищает вознаграждение, а затем чувствует себя вознагражденным в связи с достижением цели. Высокие ожидания увеличивают силу мотивации.
Теоретические основы формирования и строения механизмов системы мотивации, представленные в источниках зарубежных авторов, не всегда соответствуют российской специфике. Практическое использование мотивационных механизмов зачастую далеко от совершенства. Все вышесказанное определяет актуальность темы исследования.
Объектом исследования дипломной работы выступает ООО «Ресторан Подворье».
Предметом исследования является система мотивации персонала в ООО «Ресторан Подворье».
Цель данной работы – изучение мотивации и стимулирования трудового поведения.
Цель обусловила необходимость решения следующих задач:
- изучить теоретические основы мотивации персонала;
- дать общую характеристику исследуемого предприятия;
- рассмотреть существующую систему мотивации персонала в ООО «Ресторан Подворье»;
- предложить и разработать мероприятия по совершенствованию системы мотивации персонала и оценить их эффективность.
Курсовая включает две самостоятельные части, разделенные на параграфы, а также введение, заключение, список использованных источников.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ ТРУДА ПЕРСОНАЛА В ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Понятие и роль мотивации труда персонала
На современном этапе социально-экономического развития совершенная и эффективная система мотивации сотрудников является залогом успешного управления. Это потому, что человек с правильным уровнем мотивации будет действительно хорошо выполнять свою работу и направлять его к общим целям бизнеса.
Мотивация – это внешнее воздействие на рабочее поведение человека, которое включает в себя личные и социальные цели.
Волгин, Н. и Валь Е. предлагают свой термин мотивации трудовой деятельности. Он звучит так: «процесс удовлетворения работниками собственных потребностей и ожиданий в выбранной ими работе, осуществляемый в результате исполнения их целей, согласованных с целями и задачами предприятия и одновременно с этим как комплекс мер, применяемых со стороны субъекта управления для повышения эффективности труда сотрудников» [12].
Проанализировав это понятие, можно выделить то, что определяет содержание функции стимулирования, то есть мотивация – это конкретный мотив, побуждающий сотрудников действовать в соответствии с целями компании. Это связано с тем, что мотивацию необходимо рассматривать как функцию и важный аспект управления человеческими ресурсами в компании.
Каждый сотрудник – это и есть важное составляющее звено компании. В эту составляющую входят: совладельцы, работники и собственники.
Управление персоналом является функциональной частью бизнеса компании, которая заключается в дальнейшем создании и поддержании оптимальной организационной структуры компании, а также системы планирования и распределения человеческих ресурсов деятельности компании. Наконец, реализовать цель своей деятельности и максимизировать экономическую выгоду компании. Мотивация, с другой стороны, является тематическим выражением к активным действиям.
Следует подчеркнуть, что мотивация – это процесс удовлетворения индивидуальных потребностей работников, факторы которого взаимосвязаны, такие как:
1. Цель компании.
2. Способность выполнять задачи.
3. Личность, способная реализовать поставленные задачи.
4. Мотив;
5. Деятельность;
6. Мотивация.
По схеме процесс мотивации сотрудников можно описать следующим образом (рисунок 1):
Рисунок 1- Процесс мотивации персонала
Согласно рисунку 1 этот процесс можно описать следующим образом. Сотрудник видит перед собой четко поставленные задачи и возможность получить вознаграждение за их успешное выполнение, сопоставляет эти показатели со своими потребностями и способен с ними бороться, предпринимая конкретные действия, которые приведут к результату. Процесс мотивации – это отбор актуальных, важных желаний и желаний, которые можно мотивировать.
С точки зрения общего продвижения следует отметить, что она делится на материальное (денежное и неденежное) и три направления нематериальной мотивации:
- организационное;
- моральное;
- стимулирование свободным временем.
Основной целью повышения эффективности работы сотрудников в компании является влияние на производительность отдельных лиц и направление их способностей в русло, обеспечивающее максимизацию доходов и повышение общей эффективности компании.
Основные функции мотивации представлены на рисунке 2.
Рисунок 2 - Функции мотивации
Сегодня мотивация сотрудников функционирует как инструмент повышения производительности. Следует отметить, что мотивация является важной функцией менеджмента, ведь от слаженной работы в коллективе зависит эффективное функционирование компании. Успешные лидеры должны направлять сотрудников на выполнение задач с максимальной эффективностью, создавая внутреннюю мотивацию, устойчивый интерес к работе. Зная мотивацию своих сотрудников, грамотный руководитель сможет точно спрогнозировать, как он (сотрудник) будет реагировать на те или иные действия и поведение руководства, а также поймет, почему сотрудник так себя ведет в той или иной ситуации.
1.2 Система мотивации труда персонала в организации
В нормальных условиях производства использование различных рычагов стимулирования способствует росту потребностей, а последние, в свою очередь, стимулируют развитие производства и повышение дисциплинированности работников. При этом важным методом мотивации, который используется для обеспечения трудовой дисциплины, является метод поощрения. Поощрение – это признание заслуг работника путем предоставления ему льгот, преимуществ, публичного оказания почета, повышения его престижа. У каждого человека есть потребность в признании, в материальных ценностях. На реализацию этой потребности и направлено поощрение. Используя поощрение, можно получить двойной результат: привести коллектив к конфликтам вплоть до его распада и, напротив, объединить и сплотить.
И наоборот, экономическое и материальное поощрение труда предполагает включение рычагов затрат в мотивацию, которая заставляет людей работать, то есть оказывает на них прямое экономическое воздействие и гарантирует, что вопрос о работе направлен на индивидуальное и групповое материальное стимулирование. Здесь применяются как непосредственные (заработная плата, премии, доходы от прибыли и т.п.), так и опосредованные (цены, налоги, кредиты) рычаги регуляции трудового поведения [19].
Следовательно, задача руководства состоит в том, чтобы способствовать удовлетворению потребностей и мотивации сотрудников в трудовых вопросах таким образом, чтобы они могли обеспечить надлежащий и эффективный подход к организации. Фактически, это та разница, которая отделяет социальную мотивацию трудового поведения от стимуляции работы. Если мотивация предполагает включение индивидов и социальных групп в социальную реальность и выбор определенного механизма выбора методов, направлений и видов деятельности для участия в работе под влиянием различных факторов, то продвижение по службе является одним из способов влияния на трудовое поведение. и социальная мотивация труда.
Фрагмент для ознакомления
3
Автономов, B.C. Модель человека в экономической науке. – СПб., 2014. – 230 с.
Адаир, Д. Эффективная мотивация. – М., 2013. – 428 с.
Адамчук, В.В., Ромашов О.В. Сорокина, М.Е. Экономика и социология труда. -М., 2015. – 407 с.
Андреева, Н. Е. Персонал-стратегия. Эффективное кадровое планирование в библиотеке / Н. Е. Андреева // Справочник руководителя учреждения культуры: ежемес. журнал о культуре Вологодской области. – 2014. – № 9. – С. 70–77.
Армстронг, М. Практика управления человеческими ресурсами. – Спб., 2014. – 321 с.
Белкин, Е.В. Человеческий фактор общественного производства. - М.,»Мысль», 2014. – 174 с.
Большой экономический Словарь, - М.: Большая российская энциклопедия; СПб.: Норинд. – 2015. – с.1456.
Валентен, С.Д. Развитие общества в теории социальных альтернатив. - М., ИЭ РАН, 2014. – 139 с.
. Блинов А. О., Кайтаева Х.И. Управление персоналом. – М.: Элит, 2018. – 392 с.
Васильев, И.А., Магомед-Эмиров М.Ш. Мотивация и контроль за действием. - М., Изд-во МГУ, 2015. – 144 с.
Виханский, О.С., Наумов, А.И. Менеджмент: Учебник. – М.: Высш.шк., 2015. – 224 с.
Волгин, Н., Валь, Е. Мотивационная основа эффективности труда // Человек и труд. – 2015. - № 4. – с. 75-79.
Веснин В.Р. Менеджмент. – М.: Инфра-М, 2021. – 504 с.
Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник для экономических спец. Вузов – М.: Экономистъ., 2021. – 670 с.
Власова, Е. Cистема мотивации. Как привлечь и удержать / Е. Власова, Т. Копачевская // Управление персоналом. 2019. № 8. – 19-25 с.
Гальперин, В.М., Игнатьев, С.М., Моргунов, В.И. Микроэкономика. - С.-Пб.: «Экономическая школа», 2014. -Т. 1.- 349 с.
Гвоздева, Н.И. Творческий характер труда в период развитого социализма. -М., 2015. – 94 с.
Генкин, Б.М. Экономика и социология труда. - М., 2015. – 384 с.
Генкин, Б.М. Эффективность труда и качество жизни. С.-Пб., 2014. – 112 с.
Егоршин А.П. Управление персоналом: Учебник для вузов – Н.Новгород: НИМБ, 2020. – 720 с.
Зайцев Г.Г. Управление персоналом: Учебное пособие. – М.: Северо-Запад, 2020. – 284 с.
Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы: учебное пособие. СПб.: Питер, 2011. – 508 с.