Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Процесс формирования рыночных отношений влечет за собой создание нового экономического механизма, где прогнозирование и планирование экономических процессов на разных территориальных уровнях играют ключевую роль. Прогнозирование и планирование, вместе с координацией и контролем, являются важными составляющими в создании интегрированной системы управления экономикой. В общих чертах реальная экономическая политика государства проявляется в определении степени и способов воздействия на все участники экономических отношений. Для государства особенно важно иметь возможность уменьшить (или устранить) влияние негативных факторов на социально-экономические процессы и стимулировать влияние позитивных факторов. Именно прогнозирование может обеспечить выявление таких связей.
В условиях рыночных отношений государство может оказывать прямое и косвенное воздействие на экономику. Прямое воздействие проявляется в следующих формах: финансовая помощь и участие государства (в деятельности регионов, предприятий); антимонопольный контроль; контроль за ценами; контроль за трудовым и социальным законодательством и т.д. Косвенное воздействие осуществляется через: налоговую политику; региональную политику; регулирование занятости и профессиональной подготовки и переподготовки; планирование и прогнозирование и т.д.
Таким образом, прогнозирование является одним из способов косвенного воздействия государства на экономику. Экономическое прогнозирование получило широкое распространение в большинстве индустриально развитых стран мира. Причина этого в том, что в условиях рынка государство вынуждено управлять экономикой, а значит, предвидеть последствия принимаемых решений. Прогнозирование экономики расширяет основу для стабильных и долгосрочных отношений между экономическими субъектами и государственными органами управления. И тем, и другим прогнозы необходимы для формирования долгосрочной экономической политики. Во многих странах успешно используются национальные и региональные программы и стратегические планы развития экономики, основанные на экономических прогнозах.
Объектом исследования является национальная экономика.
Предметом исследования является организация прогнозирования национальной экономики.
Целью курсовой работы является рассмотрение организации прогнозирования национальной экономики.
Задачи курсовой работы:
- Рассмотреть предпосылки прогнозирования развития экономики;
- Определить основные понятия, определения, задачи и функции прогнозирования;
- Классифицировать прогнозы и объекты прогнозирования;
- Исследовать задачи и основные принципы анализа объектов прогнозирования;
- Определить сущность государственного прогнозирования социально-экономического развития страны;
- Рассмотреть государственное прогнозирование социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективу;
- Описать организацию государственного прогнозирования социально-экономического развития Российской Федерации
В качестве теоретической базы исследования используются современ-ные учебники и учебные пособия авторов Афанасьева В.Г., Власова М.П., Кнорринга В.И., Павловского Ю.Н. и многих других, а также материалы периодической печати.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
1 Методологические основы социально-экономического прогнозирования
1.1 Предпосылки прогнозирования развития экономики
Прежде, чем говорить о прогнозировании как методе государственного регулирования экономики, следует отметить, что прогнозирование соотносится с более широким понятием – предвидением. Предвидение опережает отражение действительности и основано на познании законов природы, общества и мышления. В зависимости от степени конкретности и характера воздействия на ход исследуемых процессов различают следующие его формы: гипотеза, прогноз, план.
Гипотеза характеризует научное предвидение, исходя из общей теории, т.е. исходную базу построения гипотезы составляют теория и открытые на ее основе закономерности и причинно-следственные связи функционирования и развития исследуемых объектов. На уровне гипотезы дается их качественная характеристика, выражающая общие закономерности поведения.
План – это документ, который содержит систему показателей и комплекс различных мероприятий по решению социально-экономических задач. В нем отражаются цели, приоритеты, ресурсы, источники их обеспечения, порядок и сроки выполнения .
Формы предвидения тесно связаны в своих проявлениях между собой и представляют последовательные, конкретные ступени познания поведения объекта в будущем. Исходное начало этого процесса – общенаучное предвидение состояний объекта; завершающий этап – разработка методов перевода объекта в новое заданное для него состояние. Важнейшим средством для этого служит прогноз как связующее звено между общенаучным предвидением и планом.
Непосредственно со словом прогноз связано понятие прогнозирование, выступающее как самостоятельная форма регулирования и как научно-аналитическая стадия планирования. Прогнозирование занимает все большее место в системе государственного регулирования экономики.
В более общем виде прогнозирование представляет собой процесс разработки прогноза, построенный на вероятностном научно обоснованном суждении о перспективах развития объекта в будущем, его возможном состоянии и альтернативных путях его достижения .
Исходя из того, что объектом государственного регулирования являются в первую очередь социально-экономические явления, то государственное прогнозирование рассматривается как деятельность государственных органов по разработке прогнозов и программ социально-экономического развития на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы и как система научно обоснованных представлений о целях, критериях, принципах, направлениях и приоритетах социально-экономического развития страны на соответствующий период с обоснованием целевых ориентиров, основных прогнозируемых показателей и мер по обеспечению их достижения.
Вывод: прогнозирование, исходя из своей сущности, непосредственно связано с планированием, однако чаще прогнозирование выступает как самостоятельная форма государственного регулирования. Это можно объяснить тем, что многие процессы и явления не всегда поддаются планированию, но могут являться объектами прогнозирования. Например, демографические процессы, уровень развития личного подсобного хозяйства и др.
Для того чтоб более полно разобраться в особенностях процесса прогнозирования, необходимо раскрыть сущность понятия прогноз. С теоретической точки зрения под прогнозом понимается научно обоснованное представление о вероятном развитии того или иного социально-экономического процесса или состояния объекта в будущем. Если же рассматривать прогноз как основу государственного прогнозирования, то в данном случае под прогнозом понимается система научно обоснованных представлений о направлениях, критериях, принципах, целях и приоритетах социально-экономического развития страны на определенный период с указанием основных прогнозируемых показателей.
Прогноз основан на определенной модели объекта прогнозирования, которая может быть явной или неявной. Эта модель отражает внутренние и внешние взаимосвязи объекта и факторы, влияющие на его динамику. Поскольку прогнозы носят вероятностный характер, они позволяют нам оценить потенциальное будущее состояние развития социально-экономического объекта, изучить альтернативные пути и выбрать наилучший вариант.
Прогнозы имеют решающее значение для формирования социально-экономического видения и долгосрочных направлений развития экономики страны. Они также помогают анализировать динамику и структуру социальных потребностей, ресурсные резервы, научно-технический прогресс и его влияние на пропорции экономики, ресурсосбережение и эффективность производства.В условиях рыночной экономики прогнозы играют решающую роль, помогая определить будущее направление социальных потребностей, а также предвосхитить условия и факторы, которые будут влиять на развитие национальной экономики. Эти прогнозы дают представление о результатах различных мер экономической политики, включая структурные, финансовые, кредитные, налоговые и ценовые меры. Они помогают выявить положительные и отрицательные тенденции, а также альтернативные подходы и противоречия, которые могут возникнуть. Прогнозы также указывают на возможные решения этих проблем, предоставляя политикам и предприятиям ценный инструмент для планирования на будущее.Из приведенного выше обсуждения становится ясно, что прогнозирование играет жизненно важную роль в управлении экономикой. Экономика проходит через циклы роста и рецессии, и прогнозирование помогает смягчать эти колебания и поддерживать экономическую стабильность. Такой подход позволяет прогнозировать и предотвращать экономические кризисы.
Хотя прогнозирование не является безошибочным инструментом управления экономикой, как показал нынешний глобальный экономический кризис, важно помнить, что все методы имеют свои ограничения. Однако поговорка "кто предупрежден, тот вооружен" остается в силе, что делает выгодным предвидение кризисов и попытки их предотвращения.
Прогнозы можно разделить на несколько категорий: экономические, связанные с природными ресурсами, научно-технические, демографические и социальные.
Экономические прогнозы дают представление о будущем производства и промышленности, охватывая такие элементы, как производительность труда, использование рабочей силы, инвестиции, экономический рост, промышленное развитие и изменения в составе и качестве продукции.
Социальные прогнозы фокусируются на факторах, влияющих на качество жизни людей, включая потребление продуктов питания и других товаров, розничную торговлю, социальные услуги, образование, здравоохранение и досуг. Эти прогнозы дают всестороннее представление о различных аспектах жизни человека с целью повышения уровня жизни.Прогнозы, связанные с природными ресурсами и их использованием в экономической деятельности, охватывают все виды ресурсов, которые формируют естественную основу общественного производства и окружающей среды, включая топливо, полезные ископаемые, океанские ресурсы, конкретные виды энергии, флору, фауну и охрану окружающей среды. Доступность, количество и состав этих ресурсов влияют на развитие производства, специализацию, масштаб, структуру, транспортные расходы и, в конечном счете, на эффективность.
С увеличением масштабов добычи и использования ресурсов в сочетании с невозобновляемым характером таких ресурсов, как уголь, нефть, газ и торф, эти запасы истощаются угрожающими темпами. В результате внимание переключается на использование ресурсов более низкого качества с менее ценными компонентами, разведку месторождений в труднодоступных районах
Фрагмент для ознакомления
3
1. Адамов Н. А. и др. Современное состояние и особенности национальной экономики в условиях глобализации. – 2014.
2. Арманшина Г. Р. и др. Прогнозирование и планирование национальной экономики. – 2017.
3. Бушенева Ю. И. Дефиниция и сущностные характеристики методологии прогнозирования и планирования развития национальной экономики //Среднерусский вестник общественных наук. – 2019. – Т. 14. – №. 5. – С. 141-155.
4. Волкова Е. Г., Кошкина Е. В. Прогнозирование и планирование социально-экономического развития уровня жизни населения //Цифровая наука. – 2021. – №. 5. – С. 5-12.
5. Герасименко А., Мария С. Сущность планирования и прогнозирования национальной экономики //Современная экономика. – 2017. – С. 54-56.
6. Грибанова Н. Н. Макроэкономическое планирование и прогнозирование //Baikal Research Journal. – 2014. – №. 4. – С. 15.
7. Димитров И. Л. Роль планирования и прогнозирования в реализации социально-экономической политики государства //Экономика и управление: научно-практический журнал. – 2013. – №. 5. – С. 29-32.
8. Касперович С. А. Прогнозирование и планирование экономики: курс лекций для студентов вузов. – 2007.
9. Клейнер Г. Б., Рыбачук М. А., Карпинская В. А. Стратегическое планирование и системная оптимизация национальной экономики //Проблемы прогнозирования. – 2022. – №. 3 (192). – С. 6-15.
10. Кочкаров Р. А. Стратегическое планирование и прогнозирование //Финансы: теория и практика. – 2006. – №. 4. – С. 89-96.
11. Крутиков В. К. и др. Макроэкономическое планирование и прогнозирование //Калуга: Эйдос. – 2014.
12. Ксенофонтов М. Ю. Теоретические и прикладные аспекты социально-экономического прогнозирования. – 2002.
13. Кузык Б. Н., Кушлин В. И., Яковец Ю. В. Прогнозирование, стратегическое планирование и национальное программирование. – 2011.
14. Лисичкина Н. В., Арманшина Г. Р., Комиссарова Е. А. Макроэкономическое планирование как инструмент управления научно-техническим развитием национальной экономики //Научные записки ОрелГИЭТ. – 2017. – №. 3. – С. 43-56.
15. Личко К. П., Романюк М. А. Прогнозирование и планирование в АПК //Экономика сельского хозяйства России. – 2009. – №. 4. – С. 44-56.
16. Логвинов С. А., Павлова Е. Г. Макроэкономическое планирование и прогнозирование //М.: Финансовый университет. – 2011.
17. Лукаш С. А. Экономическое планирование и прогнозирование в условиях глобализации //Сегодня и завтра Российской экономики. – 2008. – №. 20. – С. 11-20.
18. Новикова Н. В., Поздеева О. Г. Прогнозирование национальной экономики. – 2008.
19. Носов А. Л. Прогнозирование социально-экономического развития как инструмент обеспечения национальной экономической безопасности //Инновационное развитие экономики. – 2018. – №. 3. – С. 306-311.
20. Плотникова Е. В. Основы прогнозирования и планирования социально-экономического развития территории. – 2021.
21. Почекутова Е., Феденко А. Прогнозирование и планирование. – Litres, 2022.
22. Расулев A., Алимов Р. Планирование как фактор регулирования рыночной экономики //Общество и экономика. – 2007. – №. 11-12. – С. 113-118.
23. Салосина Л. Г. Принципы бюджетного планирования и прогнозирования //Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 9: Исследования молодых ученых. – 2005. – №. 4-2. – С. 136-141.
24. Семенова А. А., Малахов А. А. Долгосрочное прогнозирование и планирование развития логистических систем транспорта России в условиях цифровизации экономики //Инновации и инвестиции. – 2019. – №. 5. – С. 277-281.
25. Сорокин В. и др. (ред.). Прогнозирование и планирование экономики. – Litres, 2022.
26. Тимиргалеева Р. Р., Гришин И. Ю. Цифровая трансформация как фактор развития национальной экономики //Формирование финансово-экономических механизмов хозяйствования в условиях информационной экономики. – 2018. – С. 152-153.
27. Федотова Г. В., Плотников В. А. Развитие национальной системы стратегического контроля //Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. – 2015. – №. 4 (94). – С. 31-36.
28. Филатова С. Э., Тетерин Ю. А. Проблемы планирования на предприятии //Совершенствование механизмов управления предприятиями и отраслями экономики. – 2016. – С. 84.
29. Шарипов Т. Макроэкономическое планирование и прогнозирование национальной экономики. – Litres, 2016.
30. Шеховцов В. В., Дедусенко М. Л. Необходимость и целенаправленность налогового прогнозирования и планирования //Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. – 2013. – №. 3. – С. 233-237.