Фрагмент для ознакомления
2
По мнению А.А. Волковой "Развитие креативности — это разностороннее и комплексное воздействие на ребенка. Творческая деятельность взрослых включает в себя ум (знания, мышление, воображение), характер (смелость, настойчивость), эмоции (любовь к красоте, влечение к образам, мышление). Мы должны развивать одни и те же аспекты личности ребенка, чтобы лучше развивать его творческие способности. Обогащать ум ребенка различными идеями и знаниями — значит давать ему богатую пищу для творчества. Научить его внимательно смотреть — значит сделать свои идеи более ясными и полными. Это помогает детям более ярко воспроизводить то, что они видят в своей работе". [Волкова, 2016].
И.Я. Лернером выделены следующие черты творческой деятельности: [Лернер, 2019].
- самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию; видение новых проблем в знакомых, стандартных условиях;
- видение новой функции знакомого объекта;
- умение видеть альтернативу решения;
- умение комбинировать ранее известные способы решения проблемы в новый способ;
- умение создавать оригинальные способы решения при наличии уже известных.
Все эти особенности творческой деятельности тесно связаны с воображением, поскольку творческая деятельность включает в себя различные подходы, решения, рассмотрение предметов с разных сторон, умение придумывать оригинальные и необычные решения. Естественно, что ребенок субъективно нов, то есть нов для себя, но это очень социально важно, потому что в процессе этого формируются его личностные способности.
Воспроизведение воображения очень важно в процессе обучения, потому что без него невозможно воспринимать и понимать материал. Преподавание способствует развитию этого вида воображения. Кроме того, воображение юного школьника более тесно связано с его жизненным опытом, который не остается бесполезной фантазией, а постепенно становится стимулом для деятельности. Ребенок стремится воплотить возникающие мысли и образы в реальные предметы.
Наиболее эффективным средством для этого является изобразительная деятельность школьников. В процессе рисования ребенок испытывает различные эмоции: радость от прекрасного образа, который он создал сам, огорчение, когда что-то идет не так. Но самое главное, создавая изображение, ребенок приобретает разнообразные знания. Его мысли об окружающей среде проясняются и углубляются. В процессе работы он начинает понимать качество предметов, запоминать их характерные черты и детали, овладевает визуальными навыками и умениями, учится осознанно их использовать.
Еще Аристотель писал: "Рисование способствует разностороннему развитию талантов ребенка". Об этом писали замечательные педагоги прошлого - Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ф. Фребель - и многие отечественные исследователи. Их работы показывают, что живопись и другие виды художественной деятельности создают основу для полноценного осмысленного общения между детьми и взрослыми; они выполняют терапевтические функции, отвлекают детей от грустных событий, снимают нервное напряжение, избавляют от страха, вызывают радость, поднимают настроение, создают положительные эмоции. [Коменский, 2018].
Изобразительная деятельность - неотъемлемая часть человеческой культуры. Творческие способности, художественный вкус, воображение, эстетические чувства (форма, движение, пропорции, цвет, цветовая группа и умение видеть красоту окружающего мира), познание окружающего мира, развитие гармонии, формирование личности, развитие мышления, развитие элементарного восприятия, и развитие особого зрительного восприятия. Отсюда следует, что уроки изобразительного искусства необходимы и очень важны в системе общего образования.
На уроках изобразительного искусства итогом работы является рисунок.
Это только внешний результат ученика, но в нем закодирован весь путь развития мысленного образа, заданного темой. Рисунок - это материальная форма, в которую облекаются мысли. И результат зависел от того, насколько разнообразными и активными они были. Здесь мы понимаем всю важность развития воображения на уроках рисования как важного фактора в решении определенных художественных задач. Из этого мы делаем вывод, что воображение на уроках рисования носит активный творческий характер.
Творчество (креативность) в изобразительном искусстве связано с необходимостью создания чего-то нового, чего раньше не существовало, поэтому художественное произведение характеризуется понятием креативности, особенно это видно на детских рисунках.
Когда дети начинают экспериментировать на уроках с формами и цветами в классе, они сталкиваются с необходимостью найти способы нарисовать объекты из своего жизненного опыта так, чтобы они могли воспроизвести их с помощью определенных средств. Обилие оригинальных решений, которые они создают, всегда удивляет, тем более что дети, как правило, обращаются к самым простым темам. Например, рисуя портрет человека, дети не стремятся быть оригинальными, а стараются воспроизвести все, что они видят на бумаге, нарисовать картинку сможет каждый ребенок.
В каждом рисунке можно заметить уважение к основным визуальным представлениям о человеке. Об этом свидетельствует тот факт, что зритель понимает, что перед ним изображение человека, а не другого объекта.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования от 15 февраля 2022 г. N АЗ-113/03 и от 8 августа 2023 г.
2. Конвенция о правах ребенка" (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990). Документ предоставлен КонсультантПлюс Дата сохранения: 27.04.2024. https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml
3. Амосова И. Ю. Развитие творческого воображения младших школьников //Современная педагогика. – 2019. – №. 5. – С. 1-1.
4. Антилогова, Л. Н. Роль самооценки в развитии творческих способностей младших школьников / Л. Н. Антилогова, Л. Г. Карпова // Наука о человеке: гуманитарные исследования. – 2016. – №2 (24).
5. Акуненок Т.С. Использование приемов нетрадиционного рисования. М., – 2010.
6. Баллон, А. Психическое развитие ребенка / А. Баллон. – Москва: «Просвещение», 2014. – 300 с.
7. Вальтер, Д. В. Изучение актуального уровня развития воображения младших школьников / Д. В. Вальтер, С. А. Коваль // Проблемы современного педагогического образования. – 2017. – № 57-9. – С. 40-47.
8. Ванник, М. Э. Развиваем творческое воображение у детей. – Москва: Академия, 2015. – 125 с.
9. Волкова А. А. Психолого-педагогические условия развития умственных творческих способностей младших школьников //Студенческий электронный журнал СтРИЖ. – 2016. – №. 5. – С. 17-22.
10. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 2018. - 448 c.
11. Гаврилова, Н. Г. Развитие воображения и его роль в становлении личности младшего школьника / Н. Г. Гаврилова, О. В. Моторова / Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева, Чувашская Республика Чувашия. – 2017. – С. 44-49.
12. Давыдова И.В. Творческая направленность нетрадиционных техник рисования// Начальная школа плюс и после. 2015. с.56
13. Долгова, В. И. Формирование воображения у дошкольников: программа, результаты, рекомендации // Ученые записки университета Лесгафта. – 2014. – №11 (117).
14. Иванова, Т. В. Развитие воображения младших школьников – Курск: Региональный открытый социальный ин-т, 2015. – 84 с.
15. Ильенков, Э. В. К проблеме воображения // Вопросы психологии. – 2017. – № 5. – С. 34-38.
16. Карпенко, Н.А. К26 Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческого мышления детей дошкольного и младшего школьного возраста: монография / Н.А. Карпенко, Т.А. Пульянова. – Витебск: ВГУ имени П.М. Машерова, 2022. – 80 с.
17. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т./ Под ред. А.А. Красновского. М.: Педагогика, 2018
18. Курилова, А. С. Сущность понятия «творческое воображение» у детей младшего школьного возраста // Современные научные исследования и разработки. – 2017. – № 5 (13). – С. 193-197.
19. Львова С. В., Аракелян К. А. Развитие творческого мышления и воображения младших школьников //ЦИТИСЭ. – 2017. – №. 2. – С. 13-13.
20. Никифоров О.И. К вопросу о воображении / О.И. Никифоров // Вопросы психологии. – 2019. – №2. – С. 67-77.
21. Николаенко Н.Н. Психология творчества / Н.Н. Николаенко. – СПб.: Речь, 2007. – 288 с.
22. Лернер, И.Я. Дидактические основы методов обучения/ И.Я. Лернер. М: Москва, 2019 – с.198
23. Мурзина, Н. П. Психология и педагогика начального образования: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению "Педагогическое образование" [Текст] / 74 Н. П. Мурзина, Е. В. Чердынцева, М. В. Мякишева, Е. Г. Ожогова, Е. В. Намсинк, И. Н. Рассказова, Е. В. Чухина, О. В. Якубенко. Под общей редакцией Н. П. Мурзиной. – Омск: изд-во Ом ГПУ, 2015. – 484 с.
24. Полуянов Ю.А. Воображение и способности / Ю.А. Полуянов. – М.: Знание, 2003. – 155 с.
25. Рощин С. П., Барбашова Н. А. Творческое воображение, сущность содержания //Международный научно-исследовательский журнал. – 2019. – №. 5-2 (83). – С. 63-66.
26. Рузская, А.Г. Некоторые особенности воображения младшего школьника / А.Г. Рузская. – Москва // Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия: учебное пособие / сост. И.В. Дубровина, Анна Михайловна Прихожан, В.В. Зацепин. – Москва: Академия, 2016.
27. Рубинштейн, C. Л. Основы общей психология. – Санкт Петербург: Питер, 2017. – 368 с.
28. Смирнова, Е. О. Детская психология. – Санкт-Петербург: Питер, 2015. – 304 с.
29. Субботина Л.Ю. Детские фантазии: Развитие воображения детей / Л.Ю. Субботина. – Екатеринбург: У-Фактория, 2020. – 192 с.
30. Юркова Н. Рисование мыльной пеной, крашенными опилками, на самоклеющейся пленке // Обруч. Санкт Петербург – 2012. – с. 95