Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность данной работы обусловлена тем, что изучение образов готического здания на примере "Собор Парижской Богоматери" и "Призрак оперы" - воистину Великих творений архитектуры - важно как для понимания культурного контекста, так и для анализа символического значения и эстетического воздействия данного архитектурного стиля в литературе и искусстве.
Значимость данного исследования определяется следующими факторами:
Каждое из готических зданий, как архитектурный стиль имеет значительное культурное значение и оказывает влияние на современную архитектуру, литературу и искусство. Изучение образа готического здания позволяет лучше понять и оценить его вклад в культурное наследие.
"Собор Парижской Богоматери" и "Призрак оперы" ассоциируются с мистикой, тайной и загадочностью. Анализ образов этих готических здания в литературе и искусстве позволяет раскрыть его символическое значение и эстетическую силу.
Известные готические здания играют важную роль в известных романах: "Собор Парижской Богоматери" и "Призрак оперы". Исследование образа готического здания в контексте этих произведений позволит глубже понять их смысл и значение.
Предмет исследования - Готическая архитектура, появившаяся в Европе в XII веке, оставила глубокий след в культурной и художественной истории. Это стиль, характеризующийся величественными соборами, стрельчатыми арками, ребристыми сводами и обширными витражами, который не только служил религиозным и общественным целям, но и стал мощным символом духовного и эстетического восприятия эпохи. Готическая архитектура нашла своё отражение не только в реальных зданиях, но и в литературе, где она стала важным художественным образом. Два ярких примера такого использования готической архитектуры можно найти в произведениях "Собор Парижской Богоматери" Виктора Гюго и "Призрак оперы" Гастона Леру. В этих произведениях готические здания играют ключевую роль, влияя на развитие сюжета, характеры героев и общую атмосферу произведений.
Цель исследования - анализ символики готических зданий в произведениях "Собор Парижской Богоматери" и "Призрак оперы", а также их влияние на сюжет и восприятие читателя.
Задачи исследования:
1)Изучить исторический и культурный контекст готической архитектуры, основные характеристики готического стиля и его эволюцию. Рассмотреть исторические предпосылки и культурные влияния на развитие готической архитектуры.
2)Описать архитектурные особенности Собора Парижской Богоматери и исследовать символику собора и его влияние на сюжет и персонажей романа. Виктора Гюго
3)Рассмотреть архитектурные особенности оперного театра и проанализировать символику театра и его влияние на развитие сюжета и раскрытие характеров в романе "Призрак оперы" Гастона Леру
4)Провести сравнительный анализ готических зданий в двух произведениях:
Сравнить символику и функции готических зданий в романах Гюго и Леру.
Оценить влияние архитектуры на атмосферу и восприятие произведений.
Выработать общие выводы и оценить значение готической архитектуры в литературе: подвести итоги исследования и обобщить полученные результаты.
Глава 1: Основные характеристики готического стиля и его эволюция
1.1. Основные характеристики готического стиля и его эволюция
Готическая архитектура зародилась в Северной Франции в середине XII века, и её появление связано с социальными и культурными изменениями, происходившими в то время. Рост городов и развитие торговли способствовали увеличению богатства, что позволило финансировать строительство крупных соборов. Также значительную роль сыграли церковные реформы, направленные на усиление влияния церкви и её роли в жизни общества.
Основоположником готического стиля считается аббат Сугерий, который руководил реконструкцией аббатства Сен-Дени под Парижем. Его новаторские идеи в архитектуре, такие как использование стрельчатых арок и ребристых сводов, заложили основу для развития готического стиля.
Готическая архитектура быстро распространилась по всей Европе, находя выражение в различных региональных вариациях. Она доминировала в строительстве церковных зданий, городских соборов и монастырей, став символом религиозной власти и духовного возвышения.
Готическая архитектура, возникшая в XII веке и достигшая своего расцвета в XIII-XV веках, характеризуется рядом уникальных элементов, которые отличают её от предшествующих архитектурных стилей: стрельчатые арки , ребристые своды, высокие окна с витражами, контрфорсы и аркбутаны, остроконечные шпили и башни
Одним из самых узнаваемых элементов готической архитектуры являются стрельчатые (или заостренные) арки. Этот элемент позволял создавать более высокие и устойчивые конструкции, чем традиционные круглые арки романской архитектуры.
Ребристые своды, состоящие из пересекающихся арок (ребер), обеспечивали равномерное распределение веса и позволяли строить более сложные и просторные помещения. Они также способствовали развитию высотного строительства и увеличению объема внутреннего пространства.
Готические соборы известны своими огромными окнами, заполненными витражами, которые пропускают цветной свет внутрь зданий. Витражи не только украшали интерьеры, но и служили важным инструментом для религиозного воспитания, изображая сцены из Библии и жития святых.
Контрфорсы и аркбутаны: Эти элементы обеспечивали дополнительную поддержку высоким стенам и сводам, позволяя строить более легкие и высокие конструкции. Контрфорсы (внешние опоры) и аркбутаны (арочные подпорки) стали неотъемлемой частью внешнего облика готических соборов.
Готические здания часто увенчаны остроконечными шпилями и башнями, которые стремятся вверх, символизируя стремление к Богу и небесам.
Готический стиль в наше время считается одним из самых прекрасных художественных явлений. Но так было далеко не всегда. Вплоть до XIX века к нему относились презрительно, и он означал все дикое, варварское, лишенное порядка и смысла, т.к. была привнесена завоевавшими Европу полудикими племенами. Так в эпоху Возрождения сложился негласный альянс против творчества кочевников, оставивших яркий след в европейской культуре. Даже знаменитые творцы средневековья высказывались о готике негативно. Рафаэль Санти в докладе Папе Римскому Льву X о ходе строительства собора Св. Петра использовал слово "готический" исключительно как синоним слова "варварский". А итальянский историк искусств, архитектор и живописец Дж. Вазари в своей книге «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» сокрушался о том, что "испорченная" готическая манера низвергла "истинно прекрасную" римскую. Интересны отзывы французских классиков XVII века. Мольер с возмущением говорит о соборе Парижской Богоматери, а для Лабрюйера и Расина «готический» – полный синоним «варварского». В 1800 году Пети Радель представил даже проект разрушения готических церквей, а в 1857-м Бейль посвятил целую лекцию доказательству того, что готическая архитектура во Франции не национальна и является воплощением ущербных религиозных идей, мракобесия и антидуховности.
Невозможно понять готическое искусство без предварительного изучения предметов искусства раннего варварского скифского стиля. Закодированные изображения скифо-сарматского времени оказали огромное влияние на средневековый бестиарий и другие сферы европейского изобразительного искусства. Вообще же следы «звериного стиля» в евразийской культуре, пусть и в десакрализированном виде, можно встретить практически повсеместно. Зооморфными маркерами в структуре мира еще с палеолита обычно выступали птицы (верх), травоядные (середина) и пресмыкающиеся, рыбы (нижняя зона мира). При этом зооморфные символы определенной зоны могли перемещаться вдоль всей вертикали, являясь ее медиатором, а могли символикой определенных частей (органов) своего тела соотноситься с определенным элементом древнего мироздания . Например, грифон – это сакральное мифическое существо, состоящее из орла и льва. Оно соединяло в себе господство над двумя ипостасями: лев царил на земле, орел - в воздухе
Фрагмент для ознакомления
3
1)Гюго, Виктор. "Собор Парижской Богоматери." — Москва: Эксмо, 2019.
2) Курбатов, Юрий А. "Готическая архитектура." — Санкт-Петербург: Искусство, 2015.
3)Фромм, Эрих. "Искусство и архитектура: символика и значение." — Москва: АСТ, 2018.
4)Панофски, Эрвин. "Готическая архитектура и схоластика." — Москва: Наука, 2004.
5)Брюс, Томас. "Готические соборы: шедевры Средневековья." — Санкт-Петербург: Центрполиграф, 2012.
6)Седов, Валентин Н. "Готика в литературе: символы и образы." — Москва: Прогресс, 2016.
7)Моффет, Марион. "Готическая архитектура и её влияние на искусство." — Москва: Искусство, 2013.
8)Бьюкенен, Колин. "Архитектурные стили: Готика." — Москва: АСТ, 2014.
9)Герман, Кристофер. "История Нотр-Дам: от основания до современности." — Париж: Flammarion, 2011.
10)Коль, Жан-Поль. "Собор Парижской Богоматери и его роль в культуре Франции." — Париж: Gallimard, 2017.
11) Собор Парижской Богоматери, Париж, Франция. Христианский портал: TrueChristianity.Info. http://www.truechristianity.info/churches/notre-dame_de_paris.php
12)Эко, Умберто. "Искусство и красота в средневековой эстетике." — Москва: АСТ, 2010.
13)Леру, Гастон. "Призрак оперы." — Москва: АСТ, 2018.
14) CONCORDE, 2019, N 1 Рахимжанова Лейла Шаймерденовна , ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЗАКОДИРОВАННЫХ ОБРАЗОВ СОБОРА НОТР-ДАМ-ДЕ-ПАРИ. ГАРГУЛЬИ И ХИМЕРи