Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность. Значимость данной работы обуславливается малой изученностью феноменов осмысленности жизни и страха смерти. С проблемой смысла жизни в рамках психологии связано большое множество мнений. Несмотря на то, что ученые соглашаются по некоторым общим вопросам, затрагивающим этот феномен, единой модели понимания смысла жизни не существует, каждый исследователь предлагает свое личное представление о смысле жизни. Ещё большей проблемой в психологии является изученность страха смерти. Не существует единого мнения по поводу определения этого страха, даже несмотря на появление теорий, изучающих в первую очередь страх смерти. Причиной этих пробелов является экзистенциальная природа этих явлений. В то же время эти явления непосредственно влияют на нашу жизнь. Ученые, работающие над проблемой смысла жизни [4], считают, что придание смысла жизни необходимо человеку для достижения чувства благополучия, потеря смысла жизни приводит человека к психологическому кризису.
Для изучения этого вопроса были использованы труды таких ученых как: А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В. Франкл, В.Э. Чудновский, К.В. Карпинский, И.Ялом.
Цель работы: изучение осмысленности жизни и страха смерти у людей зрелого возраста.
Объект исследования: феномен страха смерти.
Предмет исследования: особенности осмысленности жизни и феномена страха смерти у людей разных возрастов.
Задачи исследования:
Проанализировать научную литературу по проблеме страха смерти, осмысленности жизни и зрелого возраста.
Разработать программу эмпирического исследования.
Провести измерение категорий осмысленности жизни и страха смерти у людей зрелого возраста.
Рассмотреть феномены страха смерти и осмысленности жизни, их взаимосвязи.
Выборка исследования: молодые люди в возрасте от 21 до 25 лет, N = 23 (m = 10, f = 13); взрослые люди в возрасте от 30 до 40 лет, N = 25 (m = 15, f = 10); пожилые люди в возрасте от 65 до 70 лет, N = 20 (m = 5, f = 15).
Методы исследования: тестирование, методы статистической обработки данных.
Использованные методики:
1. Опросник «Отношение к смерти» – И.Ю. Кулагина, Л.В. Сенкевич.
2. «Шкала страха личной смерти (Fear of Personal Death Scale, FPDS)» в адаптации К. А. Чистопольской, О. В. Митиной, С. Н. Ениколопова.
3. «Шкала экзистенции» разработанная в рамках экзистенциально-аналитической теории Альфрида Лэнгле.
4. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) в адаптации Д.А. Леонтьев
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСМЫСЛЕННОСТИ ЖИЗНИ И СТРАХА СМЕРТИ У ЛЮДЕЙ ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА
1.1.Теоретические подходы к исследованию феномена осмысленности жизни
Психология рассматривает смысл жизни как элемент сознания и личности, а также как феномен, который координирует жизнь человека и влияет на жизнь в обществе. Для психологии важен смысл жизни как феномен психики, в его рамках происходит его зарождение, сохранение, реализация на протяжении всей жизни и те состояния, которые возникают из-за того, что смысл жизни утрачен, не осознан или его изначально не было [1].
Все психологические и философские взгляды на смысл жизни делятся на объективные, субъективные, межличностные, а также интегративные, объединяющие три предыдущих взгляда [7]. Одни считают, что смысл жизни — это явление, которое формируется рано и неосознанно, другие считают, что это позднее явление, возникающее в результате размышлений о собственной жизни [6].
В психологической литературе смыслу жизни часто приписывается одна из важнейших ролей в жизни человека [3].
К. Юнг писал, что истинный смысл жизни скрыт в нас самих. Его открытие способствует формированию личности, в частности, как субъекта. К. Юнг также рассматривал смысл жизни как проявление возвышенных, а не приземленных потребностей [13].
А. Адлер связывал возникновение смысла жизни с первичным детским воспоминанием, которое определяет, как этот смысл будет формироваться [7]. Он писал, что осмысление жизни начинается в возрасте 4-5 лет, формируя поведение. По его мнению, у каждого человека есть свой уникальный смысл жизни [1]. Смысл жизни проявляется во множестве смыслов и значимостей, которые отражают ценностные и мотивационные аспекты личности и позволяют ей осуществлять определенные виды деятельности в реальных условиях. Адлер считал, что смысл жизни должен основываться на чувствах и интересе по отношению к обществу, а не на стремлении к превосходству [1]. Смысл жизни - важнейший элемент человеческой личности, он всегда находится на вершине смысловой иерархии. Смысл жизни связан с профессиональным выбором, межличностным выбором и выбором в отношениях. Сделав правильный выбор во всех трех ситуациях, человек сможет легко найти смысл своей жизни [1]. А. Адлер также считал нормой направлять деятельность на решение проблем смысла жизни. Смысл жизни, как он считал, связан с другими людьми [7].
В рамках гуманистической психологии считается, что человек, являющийся субъектом жизни, осознает смысл своей жизни, который является общечеловеческой ценностью, и активно стремится к нему [4].
В. Франкл рассматривал смысл жизни как изначальный мотив, проявляющийся в творческой деятельности, переживаниях и межличностных отношениях. Общий смысл жизни, по мнению В. Франкл, не существует. Вам нужно искать свой собственный смысл, потому что, хотя он и изменчив, он объективен и всегда существует в любой ситуации. В. Франкл также писал о существовании сверхсмысла, который выводит нас за пределы нашей личности [15]. По его мнению, люди чаще всего ищут смысл жизни в деятельности (обычно творческой), в отношениях и в неизбежных страданиях, последние позволяют им глубже понять смысл жизни и сформировать лучшие черты. Стремление к высшему мотиву формирует в человеке направленность на поиск смысла жизни [12]. В. Франкл считал, что стремление к смыслу жизни стоит на первом месте, а такие явления, как счастье и удовлетворенность, вторичны по отношению к этому смыслу [13]. Зачастую счастье, при отсутствии смысла жизни, часто заменяется алкоголем [12].
Многие экзистенциально ориентированные авторы писали о важной роли смысла жизни в формировании человека как субъекта жизнедеятельности. Для такого человека смысл жизни всегда будет сильнее ситуаций. К. В. Карпинский пишет, что смысл жизни экзистенциально связан со свободой [7].
Р. Мэй считал, что без смысла жизни человек не способен нормально существовать, он начинает разрушать себя. Человек, по его мнению, способен осмыслить и реализовать смысл своей жизни [14].
А. Лэнгли пишет, что благодаря опыту человек включается в жизненный процесс и открывает для себя смысл жизни [11].
И. Ялом считает, что у человека есть потребность в уверенности в собственных действиях и, как следствие, в жизненном образе жизни, который формирует его поведение. Смысл жизни выполняет две функции: он снижает тревожность, давая людям чувство уверенности и безопасности, и создает ценности, которые взаимно усиливают его [16]. По словам И. Ялом, у нас есть потребность не только придумать для себя важный жизненный смысл, но и потребность убедить себя в его независимом внешнем виде [16]. Он отмечает, что человек должен сам создавать смысл своей жизни и активно стремится к его реализации всю свою жизнь. И. Ялом, основываясь на ряде исследований, связывает смысл жизни с религиозными убеждениями, непонятными ценностями и групповой принадлежностью. Он пишет, что этот смысл изменчив на протяжении всей жизни, а его отсутствие почти всегда указывает на психическое расстройство. И. Ялом делит все адекватные жизненные смыслы, которые дают человеку внутреннее удовлетворение, на альтруизм, преданность какому-либо мотиву, творчество, гедонизм и самоактуализацию. В то же время первые три возвышают человека над самим собой [16]. И. Ялом выделяет альтруизм, который помогает психотерапевтической работе с личностью и ее самореализации [16]. Несмотря на разные значения таких понятий, как «смысл» и «цель», «жизненная цель» и «жизненный смысл», по мнению автора, являются синонимами [16].
С. Л. Рубинштейн считал, что истинный смысл жизни заключается в ценностях, которые возвышаются с точки зрения морали и нравственности [8]. Смысл жизни, по его мнению, выражается в сравнении жизни человека в целом с жизнями других людей. Объективно человеческая жизнь не имеет смысла [1]. С. Л. Рубинштейн писал, что смысл жизни отводит особую роль самой жизни и смерти. Возникает ощущение необратимости, а также ощущение того, что жизнь может закончиться в любую секунду. Чтобы понять смысл жизни, вам нужно выработать отношение к жизни в целом, научиться познавать и формировать ее, то есть стать "субъектом жизни". Человек с подобной установкой во всех жизненных ситуациях действует с учетом желания реализовать смысл своей жизни, которое принимает форму целей и задач. В этом случае может возникнуть конфликт между смыслом жизни и условиями ситуации.
Д. А. Леонтьев считал, что смысл жизни — это основная смысловая система, которая порождает желание реализовать жизнь в целом, а также это переживание жизненных устремлений. Это стремление развилось само по себе, без вмешательства человека. Однако это не отменяет роли размышлений о смысле жизни [5]. Смысл жизни отражается в сознании человека в виде ощущения осмысленности своей жизни [14]. По мнению Д. А. Леонтьева, человек может черпать смысл своей жизни из настоящего, прошлого и будущего.
Л. С. Выготский писал, что при переходе от возраста к возрасту меняются потребности и мотивы, а ценности переоцениваются, что приводит к формированию нового смысла жизни. Впервые формирование смысла жизни происходит в подростковом возрасте [13].
Б. Г. Ананьев отмечал, что особенности жизненного пути определяются как социальным фактором, так и смыслом жизни. В пожилом возрасте социальная изоляция часто приводит к сужению смысла жизни, что, в свою очередь, приводит к деградации личности. Те пожилые люди, которые избегают такой изоляции, обладают хорошо сохранившейся целостной личностью [11]. По мнению Б. Г. Ананьева, человек, как субъект жизни, осознает смысл жизни и стремится к его реализации. Смысл его жизни лежит в сфере социальных ценностей [12].
В рамках рассмотрения смысла жизни стоит отдельно выделить мнение таких психологов, как В. Э. Чудновский и К. В. Карпинский.
В. Е. Чудновский пишет, что смысл жизни — это не просто вторичное этическое явление, а сильный фактор, положительно или отрицательно влияющий на жизнь человека [11]. По мнению Б. Е. Чудновского, смысл жизни может играть как позитивную, так и негативную роль. Это самостоятельное, неизменяемое и целостное явление. Поиск смысла жизни проходит несколько этапов самоанализа. Поиск смысла жизни является для человека самой ценной задачей его существования. Но его поиски трудны и не всегда эффективны [11].
В. Е. Чудновский писал, что смысл жизни позволяет нам сохранять баланс между внешним и внутренним, он не позволяет нам полностью погрузиться ни в одну из сфер [13]. Важность этой роли смысла жизни проявляется в кризисных для общества условиях [11].
Недостаточно найти смысл своей жизни, нужно еще определить его полезность для личностного развития. В. Е. Чудновский выделяет две характеристики полезности смысла жизни:
Реализм — соотношение смысла жизни с объективными условиями и их выполнимость человеком.
Конструктивность — уровень положительного/отрицательного влияния на успешность деятельности и на ход формирования личности.
Эти характеристики указывают на то, что смысл жизни реализуем, не исчерпает себя и не приведёт человека к краху своей жизни [11].
В. Е. Чудновский выделил несколько аспектов оптимального смысла жизни:
Ситуативный — возможность трансформации смысла жизни под влиянием сложных и кризисных ситуаций и условий.
Возраст — каждый возрастной период вносит свой "вклад" в процесс формирования оптимального смысла жизни.
Согласно К. В. Карпинскому, смысл жизни — это сложная, динамичная и обобщенная система смыслов, образующая линию жизни. Также смысл жизни — это устремление, содержащее образ будущего и меру человеческой жизни и деятельности. Он вбирает в себя все смысловые связи личности [7]. Смысл жизни мотивирует нас, наполняет эмоциями и задает вектор направления жизнедеятельности. Смысл жизни помогает сформировать самоотношение человека, в дальнейшем самоотношение становится ориентиром для сосредоточения внимания на реализации смысла жизни, их отношения постепенно приобретают характер двусторонней зависимости [5]. К. В. Карпинский пишет, что смысл жизни мотивирует человека к активности, дает ей основания. Он придает жизни целостность, а также дает человеку возможность легко менять направление своих сил, позволяя ему во времени влиять на свой жизненный путь. [4]. По мнению К. В. Карпинского, смысл жизни также дает человеку многогранную оценку своей жизни и каждой ситуации в ней, как обобщенную бессознательную, так и сознательную, основанную на определенных установленных критериях. Первичным критерием является ценность самой жизни, критерии ценности явлений, предметов и т.д. вторичны. Индивидуальные черты оцениваются смыслом жизни с точки зрения их пригодности для реализации этого самого смысла [4].
1.2 Теоретические подходы к исследованию феномена страха смерти в психологии
Смерть, в силу своей неизбежности, вызывает у людей определенное отношение к самим себе. Б. Г. Ананьев писал, что именно смерть определяет характер индивидуальной жизни и формирует ее основной тонус [15]. А. Лэнгли утверждал, что многие люди пытаются вытеснить смерть из своего сознания, тем самым усиливая внутреннюю тревогу. Но смерть — это естественное событие в нашей жизни, которое не следует вытеснять. [10]. С. Л. Рубинштейн считал, что смерть — это не просто конец жизни, это ее итог; именно она делает жизнь ответственным и серьезным процессом; сам факт ее существования превращает жизнь в обязательство, срок которого может закончиться в любой момент [8].
Страх смерти рассматривался В. М. Бехтеревым, А. Лэнгли и В. Франклом как сожаление о неправильно прожитой жизни. В. М. Бехтерев писал, что для того, чтобы преодолеть страх смерти, нужно жить с пользой и быть постоянно готовым к смерти [1]. А. Лэнгли также считает, что страх смерти может быть вызван различными причинами. смерть возникает из-за упущенных возможностей в многочисленных жизненных ситуациях; страх смерти основан на неудовлетворенной потребности в насыщенной жизни [12]. В. Франкл писал, что страх смерти возникает у человека, когда он пренебрегает тем, что предлагает ему жизнь [11].
Существовала также точка зрения на страх смерти как на страх потери собственности, которой придерживался Э. Фромм. Он отрицал, что страх смерти — это страх конца жизни. Он считал, что страх смерти — это, по сути, страх потерять то, что у нас есть: тело, собственность, личность. И единственный способ уменьшить его - избавиться от желания обладать во всех его возможных формах [9].
Существует и третья точка зрения, которой придерживались И. Ялом и Р. Кастенбаум. В нем говорится: "страх смерти — это страх "ничего". А. Лэнгле, даже утверждая, что страх смерти возникает из-за упущенных возможностей, отмечает, что это лишь часть страха смерти. Более глубокой его частью является страх "ничего" [11]. Дж. Диггори и Д. Родман провели опрос на большой выборке и получили список страхов, связанных со страхом смерти. Ялом пишет об этом исследовании, что страх боли или посмертной жизни — это не страх смерти, только страх личного исчезновения является истинным страхом смерти [11]. Однако некоторые ученые, в частности философы, говорят о невозможности отделить страх небытия от страха смерти.
З. Фрейд отрицал, что страх смерти имеет какое-либо отношение к другим страхам. Он хотел отделить его от страха объектов и страха либидо, интерпретируя его как страх кастрации. Он считал, что страх смерти возникает между "Я" и "Суперэго" [6]. Страх смерти, по его мнению, является следствием уверенности бессознательного в собственном бессмертии или из-за чувства вины [9]. М. Кляйн также считал, что страх смерти является неотъемлемой частью страха перед Суперэго, являясь неотъемлемой частью страха смерти от кастрации [1]. Она верила, что страх смерти лежит в основе всех идей преследования и всех видов беспокойства [7].
И. Ялом считает, что страх смерти является основным источником тревоги, и все люди переживают его совершенно по-разному [11].
Т. Ф. Алексеенко и другие [9] рассматривают три возможных варианта ситуаций, в которых факт смерти вызывает у человека чувство подавленности:
смерть другого человека, которая отчасти является нашей собственной социальной смертью, вызывает сильную тревогу
смерть другого человека, которая напоминает нам о нашей собственной смерти и тем самым вызывает трансцендентный страх
ожидание смерти (в том числе из-за неизлечимого и прогрессирующего заболевания), которое приводит к психосоматическим заболеваниям
А. Б. Холмогорова пишет, что страх смерти существует и проявляется у каждого человека. На протяжении всей своей жизни человек находит способы частично защититься от этого страха. При чрезмерной и жесткой защите, в частности при отрицании страха смерти, существует высокий риск развития психических расстройств, например, тревожности [10].
Главными механизмами формирования тревоги смерти, по мнению А. Б. Холмогоровой [10], являются:
бессмысленная и бесцельная жизнь;
одиночество;
не проработанный опыт чужой смерти;
сверхконтроль;
нарциссические установки