Фрагмент для ознакомления
1
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы воспитания у детей интереса к художественной литературе 5
1.1. Закономерности воспитания интереса в онтогенезе (до семи лет) 5
1.2. Особенности воспитания у детей интереса к художественной литературе 8
Выводы по первой главе 12
Глава 2. Методические аспекты воспитания у детей интереса к художественной литературе 14
2.1. Технологии воспитания у детей интереса к художественной литературе 14
2.2. Диагностика, направленная на выявление у детей интереса к художественной литературе 20
Выводы по второй главе 25
Заключение 27
Библиографический список источников и литературы 29
Фрагмент для ознакомления
2
Восприятие текстов художественной литературы у старших дошкольников не соответствует восприятию зрелого читателя и имеет ряд особенностей: фрагментацией, слабостью абстракции и обобщения восприятия, связью с практической деятельностью ребенка, ярко выраженной эмоциональностью и непосредственностью, искренностью сопереживания, зависимостью от жизненного опыта. Именно в дошкольном возрасте особенно актуальной становится проблема развития интерес к чтению и любви к книге.
По мнению М.И. Омороковой, интерес к литературе – главный компонент учебной деятельности, из-за которого «может быть растянута вся цепочка решения проблем, называемая кризисом чтения. Будет интерес, будет чтение. Если нет интереса, не будет и грамотной читательской деятельности, и интереса к книге» [20].
В психолого-педагогической литературе указано, что «интерес к литературе и чтению» возникает, когда дети свободно владеют осознанным творческим чтением, у них развиты учебно-познавательные мотивы чтения. Соответственно, интерес к литературе активизирует творческие способности детей, самовыражение [19].
Н.Н. Светловская рассматривает интерес к художественной литературе как избирательно-положительное отношение социального объекта (личности, группы, общества) к восприятию печатных произведений, приобретающих для него значимость и эмоциональную привлекательность в меру их соответствия его духовным потребностям, его читательской психологии. В старшем дошкольном возрасте дети уже начинают читать сами. Интерес читателя как относительно стабильная черта личности формируется и проявляется в повторяющемся возникновении и обобщении временных состояний заинтересованности [14].
Формирование интереса к литературе проходит через развитие познавательного интереса, под которым понимается глубокая направленность личности и устойчивый мотив.
По словам О.В. Джежелей, развивать интерес к литературе необходимо с ранних лет жизни ребенка, так как детям в этом возрасте очень важно общение с книгой, не только с содержанием, но и с ее формой [6].
Чтобы пробудить интерес к литературе, надо удивить детей – в знакомом открыть незнакомое, в скучном – интригующее, в привычном – необычное [13].
Можно выделить следующие условия, стимулирующие развитие интереса у детей к литературе. Эти условия связаны с содержанием и направленностью изучения литературы. В данную группу включены:
1. Методический аппарат.
2. Соблюдение принципов отбора круга чтения: эстетический принцип, принцип целостности, принцип доступности, принцип учета читательских интересов дошкольников, принцип целесообразности изучения произведения для литературного развития дошкольников, принцип яркой выразительности художественной формы изучаемого произведения.
3. Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
4. Учет структуры читательского интереса.
С целью развития интереса к литературе воспитатели рекомендуют включать в содержание занятий нетрадиционные формы работы с художественным произведением:
- актерское представление отрывка из книги;
- выразительное чтение взрослого, являющееся эталоном чтения художественного текста;
- рисунки и иллюстрации к литературным произведениям,
- инсценировка наиболее значимых эпизодов из произведений;
- просмотр театрального спектакля по литературному произведению;
- создание мини-библиотеки;
- лэпбук.
Не стоит забывать о среде, которая существенно влияет на формирование личности обучающегося, его активности в самостоятельном чтении, в первую очередь, о семье, в которой ребенок растет, и о библиотеке, которой он пользуется [11; 12]:
1. Организация домашней библиотеки.
2. Совместное домашнее чтение книг с детьми с последующим обсуждением.
Интересные сюжеты, подвиги героев захватывают воображение дошкольников. Необходимо давать детям такую литературу, которая бы научила их удивляться происходящим вокруг событиям, людям, явлениям. Это способствует формированию у ребенка познавательного интереса в целом и интереса к чтению и любви и книге, в частности.
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список источников и литературы
1. Антонова, С.Г. Познавательный интерес как средство познавательного развития дошкольников / С.Г. Антонова, И.В. Меньшова. – Текст: непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. – 2021. – № 3 (40). – С. 1-4. – URL: https://moluch.ru/th/1/archive/191/6067/ (дата обращения: 09.06.2024).
2. Афанасьева, Л.И. Формирование интереса к чтению у детей дошкольного возраста / Л.И. Афанасьева. // Дошкольное воспитание. – 2017. – №2. – С.72-78.
3. Боголюбская, М.К. Художественное чтение и рассказывание в детском саду / М.К. Боголюбская, В.В. Шевченко. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва: Просвещение, 1970. – 238 с.
4. Болотская, С.Т. Приобщение детей к художественной литературе / С.Т. Болотская // Дошкольное образование. – 2014. – № 4. – С. 50- 56.
5. Буккроссинг в библиотеке – инструмент продвижения книги и чтения: методические рекомендации / сост. Н.К. Соловьева, Л.В. Тюкинеева, ред. Н.С. Кустова, Т.Н. Белова. – Санкт-Петербург: ГКУК «Ленинградская областная универсальная научная библиотека», 2018. – 37 с.
6. Галкина, И.А. Педагогические условия воспитания интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста / И.А. Галкина, Е.М. Тепер // Вопросы дошкольной педагогики. – 2020. – № 2 (29). – С. 1-4. – URL: https://moluch.ru/th/1/archive/155/4811/ (дата обращения: 30.05.2024).
7. Годовикова, Д.С. Как изменить детскую любознательность / Д.С. Годовникова // Начальная школа плюс до и после. – 2015. – № 10. – С.63- 66.
8. Гончарова, Е.Н. Ранние этапы приобщения детей к чтению под лупой дефектологических исследований / Е.Н. Гончарова // Дошкольное воспитание. – 2005. – № 12. – С. 15-20.
9. Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи...: Методика приобщений детей к чтению / З.А. Гриценко. – М.: Линка-Пресс, 2003. – 174 с. – ISBN 5-09-009926-X. – Текст: непосредственный.
10. Гриценко, З.А. Детская литература. Методика приобщения детей к чтению: учеб. пособие для студ. фак. дошк. воспитания высш. пед. учеб. заведений / З.А. Гриценко. – М.: Академия, 2008. – 320 с.
11. Гурович, Л.М. Ребенок и книга: Пособие для воспитателя дет. сада / Л.М. Гурович, Л.Б. Береговая, А.И. Логинова, В.И. Пирадова. – 3-е изд., испр. и доп. – Санкт-Петербург: Детство-пресс, 1999. – 127 с. – ISBN 5-89814-027-1. – Текст: непосредственный.
12. Дунаева, Н. О значении художественной литературы в формировании личности ребенка / Н.О. Дунаева // Дошкольное воспитание. – 2007. – № 6. – С. 35-39.
13. Зенкова, Г.Г. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с книжной иллюстрацией / Г.Г. Зенкова // Вопросы дошкольной педагогики. – 2015. – № 2 (2). – С. 62-67. – URL: https://moluch.ru/th/1/archive/6/151/ (дата обращения: 30.05.2024).
14. Карпинская, Н.С. Художественное слово в воспитании детей: Ранний и дошкольный возраст / Н.С. Карпинская. – М.: Педагогика, 1972. – 151 с.
15. Князева, О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: программа: учеб.-метод. пособие / О.Л. Князева, М.Д. Маханева. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб: Детство-Пресс, 1998. – 300 с.
16. Колесникова, Е.В. Развитие интереса и способностей к чтению у детей 6-7 лет: учебно-методическое пособие к рабочей тетради «Я начинаю читать» / Е.В. Колесникова. – Изд. 2-е, доп. и перераб. – Москва: Ювента, 2008. – 110 с. – ISBN 5-85429-200-9.
17. Кондрашева, Ю.В. Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста / Ю.В. Кондрашева, Э.В. Прудских // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). — Т. 0. — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 52-54. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/98/4550/ (дата обращения: 30.05.2024).
18. Куликовских, Н.П. Увлечь книгой / Н.П. Куликовских // Дошкольное воспитание. – 2007. – № 5. – С. 33-40.
19. Кустенко, А.В. Буккроссинг в детском саду / А.В. Кустенко, М.В. Тарабаева // Традиции семейного чтения – основа литературного образования: материалы IV Байкальских Всероссийских с международным участием родительских чтений. – Иркутск: Аспринт, 2015. – С. 138-139.
20. Ливанова, О.А. Учимся читать художественную литературу / О.А. Ливанова // Начальная школа плюс до и после. – 2010. – № 6. – С. 26- 33.
21. Муратова А.А. Особенности приобщения ребенка дошкольного возраста к чтению художественной литературы в современных условиях. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-priobscheniya-rebenka-doshkolnogo-vozrasta-k-chteniyu-hudozhestvennoy-literatury-v-sovremennyh-usloviyah?ysclid=lwsc0qtp42218948943
22. Огурцова, И.А. Формирование читательского интереса у дошкольников и партнерских взаимоотношений между участниками образовательного процесса в условиях ДОУ (из опыта работы) / И.А. Огурцова, Е.Г. Зайцева // Вопросы дошкольной педагогики. – 2018. – № 6 (16). – С. 20-23. – URL: https://moluch.ru/th/1/archive/103/3635/ (дата обращения: 30.05.2024).
23. Пантелеева, Н.Г. Приобщение дошкольников к литературному искусству как одно из условий реализации ФГОС дошкольного образования / Н.Г. Пантелеева // Современное дошкольное образование. – 2015. – №8. – С. 52-60.
24. Светловская, Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя / Начальная школа. – 2003. – № 1. – С. 11-18.
25. Федеральная образовательная программа дошкольного образования. – Москва: ТЦ Сфера, 2024. – 224 с. – ISBN 978-5-9949-3192-9. – Текст: непосредственный.
26. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – Москва: ТЦ Сфера, 2024. – 48 с. – ISBN 978-5-9949-3220-9. – Текст: непосредственный.
27. Художественное творчество и ребенок / Под ред. Н.А. Ветлугиной. – М.: Педагогика, 1992.
28. Чиндилова, О.В. Восприятие художественного текста читателями на разных этапах детства как педагогическая проблема. // Начальная школа плюс до и после. – 2010. – №7. – С. 76-79. – URL: http://school2100.com/upload/iblock/a67/a67f4ab314689536c5b1b593f4c31726.pdf (дата обращения: 10.03.2023).