Фрагмент для ознакомления
2
В современной юридической литературе существует много определений права и морали, где раскрываются различные стороны этих важнейших социальных институтов. Это непосредственно связано с тем, что право и мораль являются не только важнейшими элементами современной общественной жизни, выступающими в качестве гаранта стабильности общественных отношений, но и сложными социальными формированиями, имеющими мировоззренческое значение.
Вопросы, которые связаны с соотношением права и морали, давно волнуют представителей правоведения, философии, политики. Различные школы, учения, направления, отстаивавшие ту или иную точку зрения, те или иные взгляды на такие феномены, как «право» и «мораль», возникали, прекращали свое существование, подвергались изменениям.
Актуальность темы этой работы заключается в том, что вопрос о сущности и соотношении права и морали до настоящего времени находится в эпицентре внимания современной правовой и политической мысли. Право вторгается на наиболее значительные, жизненно важные сферы социального регулирования, с течением времени охватывая все большую сферу социальных связей. В это же время мораль пронизывает практически все многообразие правоотношений между людьми, неизбежно закрепляясь в большинстве правовых норм.
Выбор темы исследования определяется не только актуальным характером, но и разносторонностью и недостаточно глубокой проработанностью данной проблемы в отечественной юридической литературе.
Анализируя степень научной проработанности рассматриваемой темы, следует заметить, что сама проблема, которая связана с соотношением права и морали, была в эпицентре внимания отечественных и зарубежных исследователей, юристов, общественных и политических деятелей в течение всей истории человеческой цивилизации.
Право и мораль являются наиболее важными элементами человеческой культуры, которые всегда тесно взаимодействуют между собой, характер которого определяется конкретными историческими условиями и социально-классовой системой общества. Такое взаимодействие объективно определена, так как история и настоящее бытие права и мораль характеризуются едиными сферами общественных отношений, где разворачиваются наиболее сложные и часто противоречивые связи данных социальных регуляторов.
Право по сравнению с моралью имеет различия в точности и ограниченности своих предписаний. Как и мораль, оно ограничивает произвол отдельных лиц, налагая на них известные обязательства во избежание споров и столкновений. Между тем, на данный период времени право ограничивает свои требования строго установленными рамками, определяя весьма ясные и определенные предписания, мораль, какой мы ее сегодня понимаем, не ставит конкретных границ для своих предписаний.
Таким образом, право и мораль представляют собой явления социально-этические и политико-правовые. Они тесно связаны между собой и взаимодействуют друг с другом, имеют сходные признаки, т.к. выполняют общую социальную функцию, считаясь самыми важными средствами регулирования поведения человека в общества.
К тому же, обусловленное в конкретный период исторического развития соотношение права и морали не является неизменным раз и навсегда. Изменяются условия, где действует право и мораль, под воздействием внешних факторов происходят изменения в сознании и поведении граждан, изменяется их отношение к тем или иным сторонам нравственной и духовной, государственно-правовой жизни. В конечном итоге, возникают новые государственно-правовые идеи, которые оказывают значительное влияние на все стороны жизни общества.
Объект исследования – это общественные отношения, связанные с правом и моралью.
Предмет исследования - проблема соотношения права и морали.
Цель данной работы – комплексное исследование соотношения норм права и морали, роли права и развитии нравственных основ российского общества.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть понятие и сущность права;
2) изучить мораль в системе нормативного регулирования общественных отношений;
3) исследовать общее в соотношении норм права и морали, а также особенности взаимовлияния права и морали;
4) выявить отличия и противоречия между правом и моралью.
При написании работы мы использовали общенаучные (анализ, синтез, обобщение), частно-научные (формально-юридический, сравнительно правовой, системно-структурный) методы.
Структура работы состоит из введения, двух глав основной части, заключения и списка используемой литературы.
Глава 1.Общая характеристика права и морали
1.1.Понятие и сущность права
Слово «право» имеет много значений, имеет богатое и разнообразное содержание.
Во-первых, его используют в общем социальном смысле, в рамках которого речь идет о культурных, нравственных, политических и иных возможностях в поведении субъектов. Например, поступать по совести, моральное право руководить коллективом, изменить собственный внешний вид по веяниям моды, право участника общественного объединения.
Во-вторых, с помощью этого термина определяется некая правовая возможность конкретного субъекта. В таком случае данное право называют субъективным, принадлежащим личности и зависящим от его воли и желания. Например, право на судебную защиту, право на образование, на труд.
В-третьих, под правом понимается юридический инструмент, связанных с государством и включающий в себя целую систему норм, институтов, отраслей. Это называется объективным правом, куда следует отнести конституцию, законы, нормативные договоры, юридические обычаи.
Таким образом, определение «право» имеет столько же значений, сколько его содержание и правовая природа. Перед правом шел обычай, формируемый обществом и принимавший во внимание религиозные, моральные и другие позиции его участников. Близки к нему находится естественное право, вытекающее из сущности природы человека, общих нравственных принципов.
Именно благодаря его естественной природе он получил обширное распространение по всей земле, без каких-либо ограничений во времени и по территории. Данное право вечно и неизменно, равно как неизменны разум человека и его природа.
Это вечные принципы прав и свобод человека: свобода, равенство, безопасность, семья, собственность и др. Именно о соблюдении этих норм заботится каждая политическая организация, в том числе и государство.
Достаточно точным признается понятие права из названий юридических исторических документов, например, в памятниках древнерусского права – «Русская Правда» и «Правда Ярослава», - в этих названиях предусмотрено стремление к честному суду, справедливости и правде. На Востоке многие служители правосудия назывались мудрецами, что выражали не только обычаи, но и житейская мудрость.
Право одновременно является событием культуры. Можно сделать предположение о том, что его миссия в этом качестве состоит в том, что его главная цель – фиксация в правовой форме духовных ценностей и достижений, накопленных человечеством: права человека, мораль, демократия, милосердие, справедливость, житейский опыт и т.д. – выступать в качестве нормативного и стабилизирующего механизма.
Право является понятием, которое находится над временем и государством. Мы можем вести речь о праве в рамках рабовладельческого строя, о праве Франции периода Наполеона, о праве фашистской Германии. Необходимо при этом принимать во внимание базовые представления о добре и зле, справедливости, морали, корректно оценивая их с позиции права.
Совместно с эволюцией человеческой цивилизации происходит и преобразование права.
Юридическое право – это обычай, санкционированный государством и выраженный в законах, официально признанный и охраняемый государством.
Обычаи формируются вследствие социального развития человека и отношений между людьми, юридическое право возникает при содействии государства, или иных общественных организаций и под контролем государства. Например, на Востоке Коран признается не только религиозной книгой, но и является правовым источником.
В отечественной правовой литературе современного периода, в том числе в учебниках по теории государства и права, при освещении вопроса о понятии права зачастую говорится о неравенстве закона и права. Между тем, под законодательством понимаются положения, предусмотренные государством, т.е. позитивное право. Неравенство права и закона в большей мере можно объяснить тем, что законы, предусмотренные государством, могут не отражать сущности права. Если закон предусматривает произвол или не основан на естественном праве, он не может быть правовым законом, т.е. не считается правом. Правом могут быть признаны только правовые законы. Данный подход к оценке позитивного права заслуживает одобрения в связи с тем, что настоящее (истинное) право – это естественное право. Это право, идущее от природы человеческого бытия, право, отражающее настоящую свободу человека.
Право – это социальный институт, обладающий собственной природой. Особенность права состоит в его характерных чертах, которые находятся в вышеуказанном определении. Эти признаки заключаются в следующем:
- право обладает волевым характером, т.к. оно является выражением воли и сознания человека, но не любой воли, а главным образом, государственно выраженной воли социальных групп, элит, классов и многих членов общества;
- общеобязательность, в чем состоит самостоятельность государства, предполагающая, что выше официальной, публичной власти в обществе нет, и не может быть ничего, и что все принимаемые нормы права распространяются на всех либо широкий круг субъектов;
- нормативность права заключается в том, что оно включает в себя нормы, т.е. общие правила поведения, регламентирующие значительный круг общественных отношений;
- связь с государством состоит в том, что главным образом принимается, применяется и обеспечивается государственной властью. Государство осуществляет собственную деятельность для гарантирования соблюдения и исполнения норм права;
- формальная определенность права заключается в том, что нормы права обладают внешне выраженной письменной формой, должны объективно определены, и воплощены;
- системность права заключается в том, что оно представляет из себя не только совокупность норм права, а внутренне систематизированный, упорядоченный организм, где любой структурный элемент имеет свое место и играет главную роль, где юридические предписания связаны между собой, находятся в определенном иерархическом порядке, группируются по отраслям и институтам.
Сущность права – это очень многогранное явление. Ее непросто установить, по этой причине методически при изучении сущности права необходимо принимать во внимание две стороны – формальную и содержательную.
С формальной позиции право по собственной правовой природе – это регулятор и стимулятор общественных отношений.
Между тем, при анализе сущности права ограничиваться данным аспектом не стоит, т.к. право в различные стадии собственного развития и в различных государствах будет тождественным по собственной сущности, и мы никогда не сможем познать сущность права конкретного общества.
Например, рабовладельческое право в период Древнего Рима и право, которое действует сегодня в Италии, далеко не схожи по собственной сущности.
По этой причине следует обратиться к его содержательной стороне, позволяющей предоставить ответы на следующие вопросы: чьи интересы, в первую очередь, обслуживает данный регулятор, какие именно функции находятся в приоритете.
История и социальная практика точно говорят о том, что право может быть использовано в различных целях в качестве способа удовлетворения первостепенных потребностей тех или иных социальных, национальных, классовых, расовых, религиозных и других интересов.