Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ 5
1.1. Анализ понятия организация взаимодействия семьи и школы в современной образовательной среде 5
1.2. Средства и способы деятельности классного руководителя по организации взаимодействия семьи и школы 9
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ 15
2.1. Организационно-педагогические условия деятельности классного руководителя по организации взаимодействия семьи и школы 15
2.2. Методические рекомендации по деятельности классного руководителя при организации взаимодействия семьи и школы в современной образовательной среде 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 24
ПРИЛОЖЕНИЯ 28
Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования. Важным и необходимым является сотрудничество между школой и семьёй в обеспечении правильного развития и обучения ребёнка. Большую роль играет влияние образовательной среды школы и семейного окружения на формирование ценностей, навыков и характера школьника.
Модернизация современного школьного образования предполагает его ориентацию не только на усвоение школьниками определенной суммы знаний, но, и развитие его личности. Решение подобных задач возлагается на классных руководителей, которые являются в современной школе главным звеном воспитательной системы. Основным лицом в процессе воспитания школьников сегодня является классный руководитель. В зависимости от ситуации и от того, с кем конкретно и по какому поводу классный руководитель взаимодействует, он выполняет самые разнообразные функции.
Школа работает в системно-деятельностном и личностно ориентированном подходе, в связи с чем, функции работы классного руководителя постоянно трансформируются. В теории существует достаточно много исследований, где рассматривается деятельность классного руководителя с самых разных сторон, но на практике не так много методических материалов, которые позволяли бы классному руководителю во всей полноте реализовывать воспитательные и развивающие функции.
Для успешного решения поставленных воспитательных задач необходима координация усилий педагогов и родителей. Также роль обучения родителей в вопросах педагогики, психологии очень важна для поддержания качества образовательного процесса в целом.
Цель работы: изучить и обосновать значимость деятельности классного руководителя по организации взаимодействия школы и семьи.
Объект исследования: деятельность классного руководителя по организации взаимодействия школы и семьи.
Предмет исследования: средства и способы деятельности классного руководителя по организации взаимодействия школы и семьи.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Провести анализ понятия организация взаимодействия семьи и школы в современной образовательной среде.
2. Изучить средства и способы деятельности классного руководителя по организации взаимодействия семьи и школы.
3. Описать организационно-педагогические условия деятельности классного руководителя по организации взаимодействия семьи и школы.
4. Предложить методические рекомендации по деятельности классного руководителя при организации взаимодействия семьи и школы в современной образовательной среде.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого-педагогической литературы, классификация, сравнение, наблюдение, беседа.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, четырёх параграфов, заключения, списка используемой литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ
1.1. Анализ понятия организация взаимодействия семьи и школы в современной образовательной среде
Роль семьи и школы при обучении, воспитании и развитии школьников чрезвычайно велика. Вопросы детского развития ребёнка в этом процессе исследовали педагоги и психологи Л.С. Выготский, Г.Г. Григорьева, О.М. Дьяченко, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова и др.
В своих работах они указывали на необходимость развития каждого ребёнка в воспитательном процессе, какую роль при этом могут играть родители детей и др. Проблемой организации взаимодействия педагогов и семьи занимались Е.П. Арнаутова, Т.Н. Доронова, Т.А. Маркова, Л.В. Виноградова, А.В. Козлова и др. [14].
В своих работах учёные и исследователи предлагают формы и методы плодотворного сотрудничества образовательной организации и семьи, поскольку школьник посещает образовательную организацию. Сегодня исследователи и методисты предлагают интерактивные формы работы педагога с семьёй. Грамотное взаимодействие образовательной организации с семьей всегда положительно влияло на воспитание и развитие детей младшего школьного возраста.
Школьный возраст – это период усиленного развития, изменения и обучения субъекта. В этот период у человека происходят прогрессивные изменения во многих сферах личности и совершенствуются все психические процессы субъекта. Это внимание, память, мышление, речь, воображение школьника. Именно родители прежде всего заинтересованы в развитии школьника, его познавательных и творческих способностей.
В этих вопросах семья и школа имеют единообразные цели и задачи воспитания и развития детей. Для каждой семьи важно, чтобы способности и задатки ребёнка были раскрыты наиболее полно. Основной путь развития любых способностей у школьников заключаются в создании взрослыми доступных детям постановке задач.
Любые задания, которые используют взрослые при воспитании и развитии ставят детей перед необходимостью самостоятельно комбинировать, импровизировать, и создавать что-то новое. При этом самым важным для каждого ребёнка является поддержка взрослого.
Развитие способностей детей школьного возраста происходит в процессе воспитания установок на развитие и формирование у них способов и приемов учебной деятельности и при возможности, самостоятельного творческого поиска.
Именно семья может оказать необходимую поддержку ребёнку в процессе его развития и обучения в школе. В целом, речь может идти о формировании у детей соответствующих семейных и общечеловеческих ценностей, которые позволят ученику стать успешным и уверенным в себе. Проблема развития семейных ценностей у подрастающего поколения всегда была актуальна.
Под семейными ценностями понимают взаимосвязь моральных, нравственных, культурных, традиционных особенностей в малой социальной группе, основанной на браке и кровном родстве. Современные исследователи большое внимание уделяют взаимодействию школьного учреждения и семьи. Семья – это одна из величайших ценностей созданной человечеством за всю историю своего существования [22].
Известный отечественный психолог Л.С. Выготский писал, что семья является важнейшим элементом социальной ситуации развития. В семье социализация происходит наиболее естественно и безболезненно и основной ее механизм – воспитание.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Азбука форм воспитательной работы: Справочник [Текст]//З.В. Артеменко, Ж.Е. Завадская - Мн.: Новое знание, 2011. - 315 с.
2. Алоева, М.А. Классные часы в 5-7 классах [Текст]/М.А. Алоева. - Ростов н/Дону: Феникс, 2005. - 320 с.
3. Атлас новых профессий. [Электронный ресурс]/ М.: Сколково, 2015. - URL: http://atlas100.ru/upload/pdf_files/atlas.pdf (дата обращения 25.05.2024).
4. Байкова, Л.А. Методика воспитательной работы [Текст]/Л.А. Байкова. - М.: Изд. центр «Академия», 2012. - 160 с.
5. Битянова, М.В. Руководство. Компетенции классного руководителя [Текст]/ М.В. Битянова. - Классное руководство и воспитание. - 2016. - №2. - С. 9.
6. Богуславский, М.В. Воспитание ценностных ориентаций личности школьника: современный подход [Текст]/ М.В. Богуславский. - Классный руководитель. - 2009. - №8. - С.21-28.
7. Взаимодействие с родителями, как основа развития способностей детей. [Электронный ресурс] / /https://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00503064_0.html (дата обращения: 23.04.2024).
8. Веденеева, О.А. Теория и практика работы классного руководителя: учеб. пособие. [Текст]/О.А. Веденеева. - М.: Мир науки, 2016. - 140 с.
9. Гайдарова, Л. И. Сущность и содержание педагогического просвещения родителей в школе [Текст]/Л.И. Гайдарова. - Педагогические науки. - 2013. - № 4. - С. 91-94.
10. Гайдарова, Л.И. Сущность и содержание педагогического просвещения родителей в школе [Текст]/Л.И. Гайдарова. - Педагогические науки. - 2013. - № 4. - С. 91-94.
11. Дронова Т.Н. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию с родителями / Т.Н. Доронова, Г.В. Глушкова, Т.И. Гризик и др. - М.: Просвещение, 2015. – 191 с.
12. Дубова, И.А. Продуктивная деятельность как средство развития школьников / И.А. Дубова. — Текст: непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). — Самара: ООО «Издательство АСГАРД», 2017. — С. 38-40. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/212/11891/ (дата обращения: 23.04.2024).
13. Долженко, А.А. Нравственное воспитание школьника в современных условиях ФГОС / А.А. Долженко, Н.В. Чепыжная, Н.В. Родионова. – Текст: электронный // Нравственное воспитание дошкольника в современных условиях ФГОС НОО. – 2016. – № 76. - URL: https://1376.mskobr.ru/files/kruglyj_stol_metody_nravstvennogo_vospitaeniya.pdf (дата обращения: 23.04.2024).
14. Журлова, И.В. Справочные материалы к курсу «Технологии работы классного руководителя» [Текст]/ И.В. Журлова, А.С. Мозырь МГПУ им. И. П. Шамякина, 2017. - 137 с.
15. Использование метода проектов в обучении и воспитании младших школьников / Проект «Инфоурок». - 2018. - Текст: непосредственный: https://infourok.ru/statya-ispolzovanie-metoda-proektov-v-obuchenii-i-vospitanii-mladshih-shkolnikov-2060795.html(дата обращения: 23.04.2024).
16. Кислов, А.В. Диагностика способностей ребенка [Текст] / А.В. Кислов, Е.Л. Пчелкина. – Спб.: Речь, 2010. – 64 с.
17. Классному руководителю: учебно-методическое пособие[Текст]// Под ред. М.И. Рожкова. – Москва: Просвещение, 2019. – 136 с.
18. Ульневич, С.В. Воспитательная работа в современной школе. Воспитание: от формирования к развитию: учебно-методическое пособие для учителей, студентов средних и высших педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. [Текст]/ С.В. Ульневич. - М. - Ростов-н/Д: Творческий центр «Учитель», 2000. - 192 с.
19. Логачева, Н.П. Классный руководитель в современных условиях школы [Электронный ресурс]/ URL: file:///D:/Downloads/s046-011.pdf (дата обращения: 23.04.2024).
20. Нечаев, М.П. Управленческая деятельность заместителя руководителя образовательной организации по воспитательной работе [Текст]/ М.П. Нечаев. - Справочник классного руководителя и заместителя по ВР. - 2015. - №1. - С. 4-9.
21. Рожков, М.И. Организация воспитательного процесса в школе. [Текст]/ М.И. Рожков. - М: ВЛАДОС, 2000. - С. 81-89.
22.Рыбкина, Т.А. Этапы становления института классных руководителей в России [Электронный ресурс]/ Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XIII междунар. науч.-практ. конф. Часть II. - Новосибирск: СибАК, 2012. - URL: https://sibac.info/conf/pedagog/xiii/26948 (дата обращения 03.05.2022).
23. Сидоров, С.В. Правила реализации системного подхода в управлении развивающейся школой [Электронный ресурс]/ Знание. Понимание. Умение. – 2010. – №2. – URL: http://zpu-journal.ru/e-zpu/2010/2/Sidorov_Systematic_Approach/ (дата обращения 03.05.2022).
24. Сергеева, В.П. Технология деятельности классного руководителя в воспитательной системе школы: Учебно-методическое пособие. [Текст]/ В.П. Сергеева. - М.: УЦ «Перспектива», 2008. - 120 с.
25. Степанов, П.Р. К чему и стремился педагог (Алгоритм организации воспитательной деятельности) [Текст]/П.Р. Степанов. - Классное руководство и воспитание школьников. - 2016. - № 7-8. - С.4-9.
26. Харламов, И.Ф. Педагогика. Учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. [Текст]/И.Ф. Харламов. - М.: Гардарики. - 2003. - 519 с.
27. Хохлова, Е.В. Доверие как фактор профессиональной компетентности педагога / Е.В. Хохлова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 8 (67). — С. 935-937. — URL: https://moluch.ru/archive/67/11300/ (дата обращения: 23.04.2024).
28. Шакурова, М.В. Социальное воспитание в школе: учеб. пособие для студ.высш. учеб. заведений. [Текст]/ М.В. Шакурова. - М.: Академия, 2004. - 272 с.