Фрагмент для ознакомления
1
Оглавление
Введение 3
Глава 1. История становления и развития института референдума 6
1.1. Понятие и виды референдума 6
1.2. Нормативно-правовая база проведения референдума 11
Глава 2. Референдум как институт непосредственной демократии 14
2.1. Порядок назначения референдума 14
2.2. Перечень вопросов, запрещенных для вынесения на референдум 18
Заключение 21
Список использованных источников 23
Фрагмент для ознакомления
2
Референдум представляет собой высшую форму прямого волеизъявления граждан. Однако, в отличие от муниципальных выборов, местный референдум – это факультативный инструмент реализации местного самоуправления, поскольку в законодательстве отсутствует обязанность по его периодическому проведению. В большинстве образований референдум никогда не проводился, что, однако не уменьшает его значения. Обозначим подробнее его роль.
Референдум сокращает разрыв между населением и органами власти. С помощью местного референдума население получает возможность принимать участие в местном управлении и решении вопросов местного значения, гарантию обязательности исполнения принятого на референдуме решения.
Посредством референдума население может как корректировать действия органов власти, так и выражать свое мнение по ключевым вопросам управления.
Проведение референдума способствует устранению возможных противоречий между населением и органами власти. Референдум можно представить как противовес решениям органов власти, не удовлетворяющим интересам населения. Референдум – это альтернатива представительному народовластию, если органы власти не исполняют свои обязанности.
Также и органы власти вправе использовать данный институт как основу для выбора одного решения из всех возможных. В данном случае для такого решения будет достаточное обоснование. Ответственность в таком случае будет возложена на население.
Однако, существует риск противодействия представительного органа исполнительной власти на основе данного института. Так, п. 2 ст. 22 ФЗ №131-ФЗ указывает, что для исключения данного риска инициатива проведения референдума может быть выдвинута только совместно главами представительным органом и главой администрации .
Возложение ответственности на население способствует повышению правовой культуры, правосознания граждан, способности к управлению.
Правовое регулирование референдумов осуществляются на основе норм Конституции РФ, ФЗ №131-ФЗ, ФЗ №67-ФЗ, конституций и уставов субъектов РФ, специальных законов субъектов: к примеру, о местных референдумах (в большей части субъектов РФ, Московской области, в частности), о референдуме субъекта РФ и местных референдумах (Томская, Свердловская области); об отдельных вопросах назначения и проведения референдума субъекта РФ и местных референдумов (Ярославская область); уставами муниципальных образований.
Если по какой-либо причине закон субъекта отсутствует или его положения не подлежат применению по решению суда, тогда проведение местного референдума будет осуществляться на основании федеральных законов, а в части, не урегулированной законом, указами Президента РФ .
Для наиболее полного понимания сути института референдума наиболее логичным выглядит выделение его отличительных признаков, приведенного Н.В. Постовым (рис. 2):
осуществление власти населением, проживающим на данной территории;
локальность проведения местного референдума;
решение только вопросов местного значения.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (в редакции федеральных конституционных законов от 30.12.2006 № 7-ФКЗ, от 24.04.2008 № 1-ФКЗ, от 22.12.2014 № 17-ФКЗ, от 06.04.2015 № 2-ФКЗ, от 18.06.2017 № 1-ФКЗ, от 30.12.2021 № 4-ФКЗ).
2. Федеральный закон от 28.06.2004 № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации».
3. Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»
Литература
4. Агакишиев Э.Г. Инициирование местного референдума в России: актуальные проблемы и поиск решений в практике Германии и Швейцарии // Избирательное законодательство и практика. 2021. № 1. С. 37-41.
5. Андреева Т.Н. Проблема энергетической безопасности Великобритании до референдума о Брекзите // Анализ и прогноз. Журнал ИМЭМО РАН. 2022. № 4. С. 24-34.
6. Бабынина Л.О. Референдум об отмене исключений в сфере обороны ЕС в Дании // Аналитические записки Института Европы РАН. 2022. № 2 (30). С. 73-79.
7. Байкалов А.А. Статистический анализ института референдума в РФ // Молодой ученый. 2021. № 21 (363). С. 160-161.
8. Бродская В.А. Практика выражения власти народа через референдум и свободные выборы в условиях цифровой экономики // Вестник Евразийской академии административных наук. 2020. № 1 (50). С. 56-58.
9. Давиденко А.Б. Некоторые проблемы законодательного регулирования института референдума Российской Федерации // Интернаука. 2020. № 2-1 (131). С. 44-45.
10. Жигалова Е.А., Шелегов Ю.В. Референдум как важнейший механизм реализации народовластия в правовом государстве // Пробелы в российском законодательстве. 2021. Т. 14. № 6. С. 76-80.
11. Жидяева Е.С., Шевчук В.В. Правовая характеристика референдума // StudNet. 2021. Т. 4. № 6.
12. Зыков Д.А., Дзюба И.Г. Соотношение референдума с другими формами непосредственной демократии // Тенденции развития науки и образования. 2023. № 103-4. С. 87-91.
13. Каргина А.В. Местный референдум как фактор развития гражданского общества и демократии в РФ // Перо науки. 2020. № 27. С. 74-77.
14. Кожевникова Е.В. Некоторые проблемные вопросы в реализации права граждан на местный референдум // Молодой ученый. 2022. № 46 (441). С. 261-263.
15. Лозинский А.В. Правовое регулирование порядка проведения референдума субъекта Российской Федерации // Молодой ученый. 2021. № 21 (363). С. 229-232.
16. Мовсесян А.С. Последствия референдума независимости Каталонии 2017 года для Испании и Евросоюза // Скиф. Вопросы студенческой науки. 2021. № 3 (55). С. 109-113.
17. Наумова Н.В., Караев А.Р. Некоторые аспекты компаративного анализа института референдума и института общероссийского голосования // Ученые записки. 2022. № 4 (44). С. 149-154.
18. Охошин О.В. Объединенная Ирландия: Шинн Фейн на пути к подготовке референдума // Аналитические записки Института Европы РАН. 2020. № 5 (188). С. 1-6.
19. Сагыналиева В.Ж. Недавние парламентские выборы в Кыргызской республике референдум во время правления // Известия Иссык-Кульского форума бухгалтеров и аудиторов стран Центральной Азии. 2021. № 3 (34). С. 193-197.
20. Сафарян Л.А. Иракский Курдистан в новых реалиях Ирака: от падения Саддама Хусейна до референдума о независимости // Россия XXI. 2021. № 4. С. 6-27.
21. Селиванов А.А. От референдумных кампаний к референдумам // Выборы: теория и практика. 2022. № 2 (58). С. 12-17.
22. Трыканова С.А. Особенности реализации конституционного права граждан на участие в выборах и референдуме в Российской Федерации // Образование. Наука. Научные кадры. 2021. № 4. С. 129-131.
23. Цепкин О.В. Правовое регулирование института международного наблюдения за выборами и референдумами // Научные труды Северо-Западного института управления РАНХиГС. 2023. Т. 14. № 2 (59). С. 297-301.
24. Шапарева А.Г. Особенности процедуры референдума субъекта РФ по вопросу об образовании нового субъекта // Юридический факт. 2020. № 104. С. 20-22.
25. Яшин А.Д. Вопросы местного значения как предметная основа референдума, проводимого в муниципальном образовании // Молодой ученый. 2020. № 51 (341). С. 323-326.