Фрагмент для ознакомления
2
Слово «моторика» (лат. двигательное движение) обозначает двигательную деятельность тела, отдельных его органов или частей. По мнению В.И. Селиверстова, в понятие моторики авторы вкладывают неодинаковое содержание. Большинство из них акцентируют на двигательные качества человека (скорость, мощность, ловкость) и измеряют их по результатам прыжков, бега и метания. Лучшее объяснение дает А. Гамбергер определял моторику как результат умения и способностей, результат полной возрастной структуры двигательного чувства определенного типа (мимики, врожденных особенностей тела, жестов) [7].
В науке под мелкой моторикой понимают способность выполнять мелкие и точные движения пальцев рук в результате согласованного действия важнейших систем: нервов, мышц и скелета.
В структуре мелкой моторики выделяется способность к выполнению движений посредством различных групп мышц.
С раннего возраста ребенок начинает осваивать крупную и мелкую моторику. Ребенок учится контролировать движения рук при захвате, например, игрушки [7].
Более сложные проявления мелкой моторики реализуются в процессе обучения ребенка письму. В этом случае сформированность мелкой моторики определяется правильность захвата ребенком пишущего инструмента, правильность линий, высота букв. Тем самым развития мелкой моторики определяется сформированность и читаемость почерка человека.
Развитие мелкой моторики – это постепенный процесс, который индивидуален и различен для каждого ребенка. В начале жизни движения детей непоследовательны, неопытны и неловки, но со временем ребенок развивает мелкую моторику и приобретает разнообразные полезные навыки и умения. Если родители хотят, чтобы у их ребенка быстрее и эффективнее развивалась мелкая моторика, они будут заниматься с ним развивающими играми, которые помогают улучшить мелкую моторику ребенка.
Существует несколько способов развития мелкой моторики ребенка [13]:
Зрительно-моторная координация предполагает зрительное восприятие движущихся предметов и связывание его с движениями тела, что позволяет двигать рукой ребенка при письме или рисовании, находя оптимальный способ выполнения задания.
Развитие графомоторики позволяет правильно держать ручку или карандаш, определяет положение рук, включает пространственную ориентацию и чувство ритма на странице.
Психомоторное (двигательное) развитие включает вырабатывание не только мелкой, но и крупной моторики. Причём крупная моторика считается базовой, без её достаточного развития ребёнок не сможет правильно отрабатывать мелкие движения.
Уровни развития мелкой моторики представлено на рис.1.
Рис. 1. Уровни развития мелкой моторики [15]
Для всестороннего развития ребенка созданы российские и зарубежные образовательные программы, направленные на развитие мелкой моторики.
Методика программы позволяет детям заниматься интенсивно и не уставать, ведь занятия постоянно меняются. Занятия направлены на развитие всех необходимых психологических компонентов готовности детей к школе: познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы, мелкой моторики.
Сензитивный период для формирования и развития мелкой моторики от 1,5-5,5 лет [13]. Ребенок учится держать предметы, завязывать шнурки, застегивать пуговицы. Работа с мелкими предметами, например, конструктором, значительно развивает мелкую моторику.
При наличии всевозможных отклонений в ходе развития индивида. Они влекут за собой существенные трудности в овладении навыком письма и множества других двигательных актов (Р. Беккер, P. M. Грушевская, Л. А. Евдокимова) [15].
Отечественными педагогами была разработана образовательная программа по развитию мелкой моторики в возрасте от 3-х до 7 лет, включающая в себя следующие разделы: «рисование линий», «выполнение штриховки», «копирование рисунков», «рисование и пропись по клеточкам», «рисование и пропись на линейках», «пальчиковая гимнастика», «оригами», «аппликация», «конструирование», «действия с предметами», «графические упражнения», «лепка» [15].
Таким образом, развитие мелкой моторики является важной частью общего развития ребенка. В процессе воспитания на занятиях дети совершают различные манипуляции с предметами, позволяющие совершенствовать навыки работы рук. Данный факт был подтвержден нами в процессе анализа образовательных парциальных программ.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников и литературы
Законодательно-нормативные документы
1. Федеральный закон «Об образовании Российской Федерации» в редакции от 04.08.2023. URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=455158 (дата обращения 21.05.2024).
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования : письма и приказы Минобрнауки / [ред.-сост. Т. В. Цветкова]. – М. : Творческий центр Сфера, 2017. - 96 с.
3. Федеральная адаптированная образования программа дошкольного образования для обучающихся с особыми образовательными потребностями URL: https://lih1.otdelobr.ru/wp-content/uploads/2023/10/faop-tnr-noo-5.1-i-5.-2.pdf (дата обращения 21.05.2024).
Книги и статьи
4. Бабкина, Н.В. Особые образовательные потребности детей с задержкой речевого развития в период начального школьного обучения / Н.В. Бабкина // Педагогика и психология образования. – 2017. – № 3. – С. 44-58.
5. Баряева, Л.Б. Дети с задержкой речевого развития: экспериментальное исследование и направления коррекционной работы: коллективная монография / Л.Ю. Баряева, И.Г. Вечканова, Ю.С. Галлямова и др. - М.: Добрый мир, 2018. - 332 с.
6. Борякова, Н.Ю. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с задержкой речевого развития. Теория и практика: монография. Изд-е 2-е, испр. и доп / Н.Ю. Борякова. - Ярославль: Канцлер, 2017. - 169 с.
7. Восковская, Л. В. Психология ощущений и восприятия / Л. В. Восковская. – М. : Юрайт, 2017. – 476 с.
8. Выготский, Л. С. Основы дефектологии / Л. С. Выготский. – СПб. : Лань, 2003. – 654 с.
9. Громова, О.Е. Задержка речевого развития: дизонтогенез или «особый» путь развития речи / О.Е. Громова // Логопед. - 2017. - № 3. - С. 26 - 32.
10. Защиринская, О.В. Психология детей с задержкой речевого развития: учебное пособие / О.В. Защиринская. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского государственного университета, 2019. - 163 с.
11. Жилина, Д.В. Особенности развития мелкой моторики у дошкольников с ЗРР посредством дидактической игры / Д.В. Жилина// Вестник магистратуры. 2023. №8 (143). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-melkoy-motoriki-u-doshkolnikov-s-zpr-posredstvom-didakticheskoy-igry (дата обращения: 24.05.2024).
12. Кобонина, Н.И. Диагностика детей с ЗРР / Н.И. Кобонина // Волгоградский государственный социально-педагогический университет. – 2018. – №5. – С.24-27.
13. Плутаева, Е. Развитие мелкой моторики у детей 5-7 лет : монография / Е. Плутаева, П.Лосев // Дошкольное воспитание, 2015. –№ 5. – с. 28-35.
14. Поваляева, М. А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов / М.А. Поваляева. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2017. – 187 с.
15. Уланова, Н. В. МЕЛКАЯ МОТОРИКА, КАК ЭФФЕКТИВНОЕ УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ / Н.В. Уланова // Вестник магистратуры. 2014. №4-2 (31). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/melkaya-motorika-kak-effektivnoe-uslovie-razvitiya-rechi-u-doshkolnikov (дата обращения: 25.04.2024).