Фрагмент для ознакомления
2
Физическая культура представляет собой сферу социальной деятельности, которая направлена на то, чтобы сохранять и укреплять здоровье, развивать психофизические способности человека в ходе осознанной двигательной активности; часть культуры, которая является совокупностью ценностей и знаний, которые создаются и используются обществом для того, что осуществлять физическое и интеллектуальное развитие способностей человека, совершенствовать его двигательную активность и формировать ЗОЖ, адаптироваться в социуме посредством физического воспитания, физической подготовки и физического развития [1].
Здоровый образ жизни – это часть общего широкого понятия образа жизни, предусматривающий соблюдение норм физической подготовки и благоприятные условия жизни человека, его уровень культуры, в том числе сформированные поведенческие и гигиенические навыки, позволяющие сохранить и укрепить здоровье, способствующие предотвращению развития нарушений здоровья и поддержанию оптимального качества жизни. Трудно представить себе здоровый образ жизни без физического воспитания и физического развития личности, все взаимосвязано.
Здоровье - это не только отсутствие болезней, это физическое состояние, при котором человек чувствует силы для нормальной работоспособности и жизнесуществования. Здоровье может быть рассмотрено и с физической точки зрения и с морально – психологической.
Физическое здоровье человека характеризуется следующими показателями:
отсутствие болезней;
не только из-за отсутствия болезней,
двигательная активность;
выполнение физических упражнений;
сбалансированное питание;
режим труда и отдыха;
ведение здорового образа жизни.
Занятия физической культурой и двигательная активность способствуют профилактике большого количества заболеваний: занятия физической культурой поддерживают нормальную работу органов дыхания и являются средством профилактики сердечно – сосудистых заболеваний. Здесь тесно связаны понятия физического здоровья и
Здоровье в целом, как широкое понятие, включает несколько типов, среди которых:
Соматическое здоровье - это текущее состояние органов и систем организма человека, в основе которого лежит биологическая программа индивидуального развития, опосредованная базовыми потребностями, доминирующими на разных этапах онтогенетического развития. Данные требования являются опорными для благополучного роста и развития человека [9].
Физическое здоровье – это соответствие физического роста человека, развитие его органов в соответствии с общепринятыми возрастными рамками и нормами [6].
Психическое здоровье – это уровень развития психической сферы, выражающийся в поведенческих реакциях и уровне развития критического мышления. Здесь задействованы как биологические потребности, так и психические, которые в течении всей жизни человек стремится удовлетворить.
Моральное здоровье предполагает наличие системы ценностных установок, определяющих поведение человека в обществе. Моральное здоровье, при этом не является тождественным духовной сфере жизни человека, а лишь отображает истинное отношение к простым ценностям, таким как добро, красота, гуманизм и т.д.
Исследователи (В. А. Пономаренко, А. Н. Разумов и др.) в своих научных изысканиях выделяют следующие признаки здоровья человека:
специфическая (иммунная) и неспецифическая устойчивость организма человека у внешним факторам, негативно влияющих на общее состояние здоровья;
объём резервных возможностей организма;
анамнез развития болезней (при их наличии);
ценности, нормы мораль и нравственности, которых придерживается человек.
Понятие здоровья напрямую связано с физическим воспитание личности. Физическое воспитание – это педагогический процесс, сочетающий не только средства, формы и методы формирования здорового образа жизни, но и обучение формирование гигиенических основ, а также приобщение человека к труду [2].
Физическое воспитание сегодня реализуется посредством физической культуры и спорта, которые могут быть сформированы на профессиональном и любительском уровнях. При этом, и тот и другой уровня – это всё составные части объёмного понятия физической культуры, культы поддержания здорового образа жизни.
Физическое воспитание нацелено на:
формирование установок в понимании здорового образа жизни;
формирование навыков двигательной активности;
формирование морально – волевых качеств личности.
Основная форма физического воспитания в школе — это обязательные учебные занятия. В ходе подобных учебных занятий изучается учебная дисциплина «Физическая культура», которая представляет собой структурную единицу системы образования. Физическое воспитание реализуется во время семейного, внешкольного, специального, дополнительного образования в ходе самовоспитания.
В результате физического воспитания формируются социально – значимые навыки, такие как:
высоко развитый уровень физического развития;
сформированные знания о здоровом образе жизни;
сформированная культура двигательной активности;
воспитание культуры проведения досуга.
повышение уровня сопротивляемости организма болезням.
Физическое воспитание дает возможность для разностороннего воздействия на личность. Одновременно с этим, сегодня, большинство социально значимых результатов физического воспитания можно достичь только частично. Это говорит, что есть проблема физической подготовки обучающихся.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания. Учебник. - М.: Просвещение, 1990. - 287 с.
2. Бабушкин Г.Д. Психология физической культуры и спорта. - Омск: СибГУФК, 2007. – 270 с.
3. Берштейн Н.А. О ловкости и ее развитии. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 228 с.
4. Боген М.М. Обучение двигательным действиям. - М.: Физкультура и спорт, 1985. - 193 с.
5. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта. - М.: Академия, 2000. - 288 с.
6. Дружинин В.Н. Психология общих способностей - СПб: Питер, 2002. - 368 с.
7. Ильин Е.П. Психология спорта. – Спб.: Питер, 2008 г. - 352 с.
8. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры. Учебник. - М.: Советский спорт, 2003. - 464 с.
9. Лукьяненко В.П. Физическая культура: основы знаний: Учебное пособие. - М.: Советский спорт. 2003. - 224 с.
10. Лях В.И. Координационные способности школьников. - Минск: Полымя, 2001. – 347 с.
11. Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников. - М.: АСТ, 1998. - 272 с.
12. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. Введение в предмет: Учебник для высших специальных физкультурных учебных заведений. - СПб.: Лань, 2003. - 160 с.
13. Матвеев Л.П., Новиков А.Д. Теория и методика физического воспитания. - М.: «Физкультура и спорт», 1976. – 209 с.
14. Попов А.Л. Спортивная психология. - М.: Московский психолого-социальный институт. Флинта, 1998. – 219 с.
15. Психология физической культуры и спорта. – М.: Academia, 2010. – 314 с.
16. Теория физической культуры и спорта. Учебное пособие // Сост. В.М. Гелецкий. − Красноярск: ИПК СФУ, 2008. − 342 с.
17. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2000. - 480 с.