Фрагмент для ознакомления
2
Проблема развития творческих способностей у младших школьников, несомненно, актуальна. В процессе организации творческой деятельности в разных образовательных областях реализуется главная задача начальной школы – всестороннее развитие личности ребёнка. Творческая деятельность способствует развитию самостоятельности, инициативности, активности и развитию способности реализовывать свои собственные идеи, создавать что-то новое [8 ,с. 80].
Всегда в основе развития творческих способностей лежат задатки и деятельность. Для развития способностей должны быть заложены задатки и должны быть организована деятельность. Именно возраст начальной школы является оптимальным для творческого развития личности, где предмет «технология» играет одно из ключевых значений.
Опорным понятием по проблеме развития творческих способностей является творческое воображение. По мнению Л. С. Выготского - «Воображение – это творческая деятельность человека, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий путём комбинации, творческой переработки элементов прежнего опыта» [11, с. 255]. Отсюда делаем вывод о том, что связь между творческим мышлением и воображением предусматривает в обязательном порядке результат (продукт) творческой деятельности.
Уроки технологии являются уникальным средством развития творческих способностей младших школьников, где рабочая программа предмета позволяет варьировать различные способы, подходы и приёмы развития творческих способностей детей. На уроке технологии творческие способности младших школьников развиваются при учёте следующих организационно – педагогических условий:
1) Личность самого педагога (Р.С. Рубинштейн) – пример педагога должен быть творчески заразительным, для того, чтобы за ним шли дети.
2) Ориентация детей на решение максимально трудных задач – стремление к совершенству (Р. С. Немов).
3) Организация пространства для развития творческой деятельности – специально созданная образовательная среда (В. А. Левин) [13, с. 128].
Для развития творческих способностей в начальной школе на уроках технологии важно уделять внимание формам работы. На технологии учителем могут использоваться следующие формы:
групповая;
фронтальная;
индивидуальная.
В зависимости от цели урока учитель определяет форму, наполнение и средства урока, которые будут направлены на развитие творческих способностей. На уроке технологии творческие способности развиваются только в совокупности с эмоциями и интеллектом, где первый термин определяет реакцию на продукт творческой деятельности, а второй термин определяет траекторию образовательного развития.
Как бы там ни было, все указанные составляющие формирую механизм развития творческих способностей в пределах учебного предмета «технология» в начальной школе.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников и литературы
1) Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ.
2) Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Утверждён приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. N 286).
3) Федеральная образовательная программа Начального общего образования (Утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая 2023 г. N 372).
4) Багаутдинов, М. Р. Обучение школьников бумагопластике на уроках технологии / М. Р. Багаутдинов // Аллея науки. – 2020. – Т. 1, № 5(44). – С. 881-885.
5) Бреусова, Т. А. Развитие творческих способностей школьников средствами бумагопластики на уроках изобразительного искусства / Т. А. Бреусова // Начальная школа. – 2019. – № 11. – С. 59-61.
6) Дмитриева, К. В. Роль разнообразия бумагопластики в развитии творческих способностей детей / К. В. Дмитриева // Обучение и воспитание: методики и практика. – 2016. – № 27. – С. 7-10.
7) Домрачева, К. С. Мастер-класс «Бумагопластика» / К. С. Домрачева, И. В. Дикая, А. А. Дикой // Актуальные проблемы развития предметной области "Технология" : Материалы XIV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Армавир, 02 ноября 2022 года / Научный редактор Н.В. Зеленко, отв. редактор Н.С. Штейнгардт. – Армавир: Армавирский государственный педагогический университет, 2022. – С. 210-213.
8) Жаксыгалеева, Н. Б. Развитие творческих способностей младших школьников в учебном процессе / Н. Б. Жаксыгалеева // Обучение и воспитание в период детства : материалы участников международного арт-диалога, Оренбург, 15 декабря 2021 года. Том Часть 6. – Оренбург: Оренбургский государственный педагогический университет, 2022. – С. 80-82.
9) Заббарова, М. Г. Чудеса своими руками : рабочая тетрадь по творческому развитию обучающихся / М. Г. Заббарова. – Ульяновск : Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова, 2020. – 44 с.
10) Зацепина, Н. П. Развитие мелкой моторики детей на факультативе "бумагопластика" / Н. П. Зацепина // Детство как антропологический, культурологический, психолого-педагогический феномен : Материалы Круглых столов в рамках IV Международной научной конференции. В рамках проекта «А.З.Б.У.К.А. детства», Самара, 21 декабря 2018 года. – Самара: ООО "Научно-технический центр", 2019. – С. 159-163.
11) Зимницкая, Л. А. Формирование творческих способностей младших школьников в проектной деятельности / Л. А. Зимницкая // Современные тенденции развития общества: образование, коммуникация, психология : Сборник по итогам научно-практической конференции с международным участием, Ростов-на-Дону, 04 декабря 2021 года. – Ростов-на-Дону: Южно-Российский институт управления - филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (ЮРИУФ РАНХиГС), 2022. – С. 255-257.
12) Клабук, Е. Азбука бумагопластики / Е. Клабук // Пралеска. – 2019. – № 2(330). – С. 48-59.
13) Ковалева, Н. М. Бумагопластика как средство развития творческих способностей детей младшего школьного возраста / Н. М. Ковалева // Информационные технологии как основа прогрессивных научных исследований : Сборник статей Международной научно-практической конференции, Пермь, 01 апреля 2022 года. – УФА: Общество с ограниченной ответственностью "Аэтерна", 2022. – С. 128-130.
14) Макарова, Л. Н. Бумагопластика как эффективный метод освоения проектных навыков / Л. Н. Макарова // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник РГХПУ им. С.Г. Строганова. – 2023. – № 3-3. – С. 291-303.
15) Максимова, А. А. Формирование пространственного мышления при изучении бумагопластики / А. А. Максимова // Державинский форум. – 2021. – Т. 5, № 17. – С. 135-139.
16) Мусатова, М. А. Развитие творческих способностей младших школьников на уроках технологии / М. А. Мусатова, С. А. Кленикова, Е. А. Талалаева // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. – 2018. – № 1. – С. 65-71.
17) Носырева, А. В. Бумагопластика в образовании / А. В. Носырева // Студенческий вестник. – 2020. – № 11-1(109). – С. 27-28.
18) Остапюк, В. Э. Условия развития творческих способностей младших школьников / В. Э. Остапюк, Р. С. Бозиев // Приднепровский научный вестник. – 2022. – Т. 5, № 2. – С. 12-16.
19) Петровская, В. Г. Бумагопластика и развитие младшего школьника / В. Г. Петровская // Конструктивные педагогические заметки. – 2020. – № 8-2(14). – С. 346-363.
20) Полынская, И. Н. Обучение школьников бумагопластике в кружковой работе / И. Н. Полынская // Научные дискуссии. – 2022. – Т. 2, № 3. – С. 40-42.
21) Понамаренко, В. А. Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности / В. А. Понамаренко // Обучение и воспитание в период детства : материалы участников международного арт-диалога, Оренбург, 15 декабря 2021 года. Том Часть 6. – Оренбург: Оренбургский государственный педагогический университет, 2022. – С. 148-151.
22) Савельева, Е. А. Развитие творческих способностей младших школьников / Е. А. Савельева, О. В. Сергеева Филиппова // Традиции и инновации в национальных системах образования : Материалы V Международной научно-практической конференции, Уфа, 14–15 декабря 2021 года. – Уфа: Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, 2021. – С. 759-762.
23) Сандалова, Н. Н. Взаимосвязь навыков ручного труда и творческих способностей у младших школьников / Н. Н. Сандалова, Ч. Ф. Хайретдинова // Традиции и инновации в национальных системах образования : Материалы V Международной научно-практической конференции, Уфа, 14–15 декабря 2021 года. – Уфа: Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, 2021. – С. 792-796.
24) Саламова, Э. Х. развитие творческих способностей младших школьников / Э. Х. Саламова // Вестник научной мысли. – 2021. – № 6. – С. 890-892.
25) Станковская, С. В. Бумагопластика / С. В. Станковская // Вестник научных конференций. – 2023. – № 3-1(91). – С. 84-86.
26) Ушал, Е. А. Бумагопластика в работах современных авторов / Е. А. Ушал, Т. И. Маклецова // Тезисы докладов 56-й Международной научно-технической конференции преподавателей и студентов : Тезисы докладов, Витебск, 19 апреля 2023 года. – Витебск: Витебский государственный технологический университет, 2023. – С. 203-204.