Фрагмент для ознакомления
2
«Индивидуализм влечет за собой появление противоположной темы – темы интересов общества в целом; здесь Шекспир наиболее открыто решает конфликт между двумя противоположными убеждениями на природу человека»[3].
Впервые этот конфликт возникает в 7-й сцене первого акта, которая следует за монологом Макбета. В конце монолога Макбет сказал, что, как он сам понимает, он не чувствует никакой другой мотивации к действию, кроме амбиции, направленной на самоуничтожение, поэтому он объявляет миссис Макбет: согласно ей, Макбет имеет право и даже обязанность действовать в соответствии со своими желаниями и уничтожьте все препятствия, которые мешают их достижению. И ей удалось убедить своего мужа. Наконец, она напоминает Макбету о его прежней клятве убить Дункана. Задав лишь один практический вопрос, - «А вдруг не выйдет?»- Макбет уже больше не задумывается. Он «уже готов на страшный шаг».
«Убийство Дункана вызывает в душе Макбета борьбу между двумя противоположными позициями на человека: той, согласно которой человек - индивидуалист, защищающий в первую очередь свои собственные интересы, и той, что человек – в первую очередь член общества, обязанный служить интересам соотечественников»[4]. Эта борьба вызывает ужасающие видения, которые порабощают Макбета. Он переживает чувство, которое обусловливается словами: «Нет ничего, кроме того, чего нет». Эта же борьба порождает и мучительное раскаяние, которое находит свое самое непосредственное выражение в словах: «Казалось мне, разнесся вопль: «Не спите! Макбет зарезал сон!».
В «Макбете» герой с самого начала знает, в чем сущность его трагедии; У.Шекспир вкладывает в уста Макбета слова выражающие суть внутреннего конфликта героя: Чуть жизни ты подашь пример кровавый, Она тебе же даст урок. Ты в кубок яду льешь, а справедливость Подносит этот яд к твоим губам. Совершив убийство, Макбет лишил себя покоя – зарезал сон, - Невинный сон, тот сон, Который тихо сматывает нити… Сон, это чудо матери-природы, Вкуснейшее из блюд в земном пиру.
Макбет на месте убийства, кажется, действует не только из стремления к короне, но и в полной уверенности, что он обязан следовать своим желаниям. После того, как убийство Дункана обнаружено, он призывает всех присутствующих набраться мужества. На сцене убийства в Бэнкоу вопрос о том, что такое человек, снова выходит на первый план. В своем монологе Макбет проповедует, что убийство может помочь человеку оценить его по достоинству, поскольку оно относится к нему самому в той же степени, что и к убийцам.
На пиру намерения Макбета меняются на противоположные. Тот факт, что высказанное вслух желание, полностью противоречащее его истинным намерениям, быстро и зловеще исполняется, придает еще большую иронию этой трансформации. Макбет по-прежнему остается человеком, чья часть его существования временно преобладает, но не в том смысле, в каком это понимает его жена; поэтому его страх и сожаление выражаются в том, что он видит призраков. Макбет играет самую важную роль в его жизни. И как только Макбет выражает свой страх, призрак исчезает. Однако под влиянием своей жены Макбету пришлось играть другую роль в ответ на разные точки зрения человека, чего он мог избежать в результате своих действий.
Важность этих двух точек зрения на внутренний конфликт человека приобретает более глубокий смысл, поскольку Макбет раскрывает растущую дистанцию от окружающего мира, а также примирение и единство тех, кто страдает от его тирании и преодолевает ее. Выбирая путь отчуждения, Макбет винит себя в одиночестве, которое сопровождает этот путь. Это одиночество проходит несколько стадий. На первой из них Макбет отчуждается от той "сущности", которая составляла его до убийства Дункана. После убийства Макбет понимает, что создал для себя новое существо, навсегда отделенное от своего "я".
Следующая стадия отчуждения характеризуется увеличением "пропасти" в отношениях с леди Макбет. Это разногласие впервые проявляется в том, как по-разному они воспринимают убийство Дункана. Когда Макбет признается своей жене в своем плане убить Банко, пропасть непонимания между ними увеличивается. Вскоре после этого произошло отчуждение от героя Макбета, от него самого и его жены, только Макбет увидел призрака, и индивидуализм героя окончательно овладел его душой. Теперь, когда все связи Макбета с людьми были разорваны, он обратился к ведьме, и туманные советы, которые они ему давали, привели его ко все ухудшающемуся состоянию. разрыв с человечеством.
И уже в финале трагедии Макбет приходит к выводу, что жизнь вообще бесплодна, он считает ее пьесой, а человека приравнивает к актеру, который недолго гримасничает на сцене. Эти мысли основаны на W.It выражено в такой впечатляющей поэтической форме, что его можно принять за мнение Шекспира. Но этот эпический монолог неотделим от личной судьбы Макбета: "Шум и гнев" оказывается бесполезным в его жизни, потому что он выступает против "официальной" морали пьесы, выраженной в победе Малкольма.
Поэтому своими преступлениями Макбет поставил себя вне человечества. Вместо ожидаемых благ корона принесла ему постоянные заботы, он отверг всех от себя и остался в ужасном одиночестве. Процесс преодоления противостояния, одиночества и объединения сил против "Макбета" начинается со встречи Макдаффа и Малкольма.
Последующее развитие пьесы дает представление об усилении единства этих сил. Кульминационный момент воссоединения наступает, когда Малкольм и Макдафф присоединяются к повстанцам возле Бернхемского леса, где Малкольм командует:"
Таким образом, "Макбет" - самая короткая пьеса драматурга, сюжет он почерпнул из "Хроник Англии, Шотландии и Ирландии", но сильно отошел от исторических событий в пользу художественности. В отличие от настоящего Макбета, который был мудрым правителем, шекспировский Макбет предстает перед читателем как герой с червоточиной. Он гармоничный персонаж, но амбиции портят его и превращают в деспотичного монарха.
Пьеса начинается с появления трех ведьм, олицетворяющих стихии жизни, в которой человек оказывается игрушкой примитивных темных инстинктов. Поэтическая символика трагедии подчеркивает борьбу принципов добра и зла. Ведьма стирает границы между противоположностями и завершает первую сцену фразой "Зло – это добро, добро - это зло". Стоит отметить, что первые слова Макбета перекликаются с словами ведьмы: "Я не помню более прекрасных и ужасных дней".
Пророк предстает перед Макбетом и Банко в момент предсказания, и наиболее отчетливо видно, насколько по-разному они воспринимают пророчество. Для Банко это всего лишь "пузыри земли", но в душе Макбета они задевают болезненное тщеславие. Ведьмы только пробуждают зло с помощью Гламисского тана, но вовсе не создают его.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бобков Н. Д., Злыгостева О. Д. ДВЕ СУДЬБЫ, ДВЕ ТРАГЕДИИ: СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОБРАЗОВ ЛЕДИ МАКБЕТ В ТРАГЕДИИ У. ШЕКСПИРА «МАКБЕТ» И КАТЕРИНЫ ИЗМАЙЛОВОЙ В ОЧЕРКЕ НС ЛЕСКОВА «ЛЕДИ МАКБЕТ МЦЕНСКОГО УЕЗДА» //Зимний школьный марафон. – 2017. – С. 136-147.
2. Захаров Н. В., Луков В. А. Шекспир и шекспиризм в России //Знание. Понимание. Умение. – 2009. – №. 1. – С. 98-106.
3. Калинина Д. А., Мингалева Л. А. Аллюзии в очерке НС Лескова" Леди Макбет Мценского уезда" //Короленковское наследие в самосознании XXI века. – 2018. – С. 88-93.
4. Климова М. Н. Леди Макбет в контексте русской культуры: от персонажа к сюжету //Сюжетология и сюжетография. – 2020. – №. 1. – С. 73-88.
5. Коваленко Г. В. Шекспир на английской сцене: 1997–2019 //Вопросы театра. – 2022. – №. 3-4. – С. 94-109.
6. Крутяева М. В., Мингалева Л. А. Образ женщины-преступницы в очерке НС ЛЕСКОВА" Леди Макбет Мценского уезда" //Гуманизм в культуре и гуманитаристике. – 2017. – С. 68-72.
7. Манина М.М. ЛЕДИ МАКБЕТ СКВОЗЬ ВЕКА: ИЗМЕНЕНИЕ ОБРАЗА ЖЕНЩИНЫ-УБИЙЦЫ С ТЕЧЕНИЕМ ВРЕМЕНИ // Международный школьный научный вестник. – 2018. – № 6-1. ; URL: https://school-herald.ru/ru/article/view?id=808 (дата обращения: 25.05.2024)
8. Першина М. А. Трагедия У. Шекспира" Макбет" как текст-прецедент в произведениях НС Лескова //Социально-гуманитарный вестник Юга России. – 2012. – №. 3. – С. 91-95.
9. Першина М. А. «Шекспировский текст» в творчестве НС Лескова //Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2012. – Т. 72. – №. 8. – С. 130-132.
10. Поздина И. В. Жанровая специфика прозы НС Лескова 1860-х годов. – 2013.
11. Полканова А. И., Манина М. М. ЛЕДИ МАКБЕТ СКВОЗЬ ВЕКА //Социальная интеграция и развитие этнокультур в евразийском пространстве. – 2018. – №. 6-1. – С. 359-366.
12. Салахутдинова Т. Ю. Мотив привидения в повести «Леди Макбет Мценского уезда» НС Лескова //Вестник Томского государственного университета. – 2011. – №. 348. – С. 33-37.
13. Семенова, И. А. Архетипическая основа сюжетной модели «Леди Макбет» / И. А. Семенова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 41 (279). — С. 281-284. — URL: https://moluch.ru/archive/279/62987/ (дата обращения: 25.05.2024).
14. Семенова И. А. АЛЛЮЗИИ И РЕМИНИСЦЕНЦИИ ТРАГЕДИИ В. ШЕКСПИРА" МАКБЕТ" В ПОВЕСТИ НС ЛЕСКОВА" ЛЕДИ МАКБЕТ МЦЕНСКОГО УЕЗДА" //Актуальные вопросы филологии. – 2016. – С. 66-70.
15. Стрельникова Л. Ю., Чернова Л. В., Тарасова И. И. Трагедия У. Шекспира «Макбет» как образец дегуманизации и секуляризации позднего Ренессанса //Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2023. – Т. 16. – №. 7. – С. 2104-2110.
16. Уралова С. В. Тип «русской леди» в повести «Леди Макбет Мценского уезда» НС Лескова //русский литературовед и языковед-русист, академик АН СССР, доктор филологических наук, основоположник научной школы в русском языкознании. – 2021. – С. 238.
17. УЧАМБРИНА И. А. НС Лесков." Леди Макбет Мценского уезда". X класс //Литература в школе. – 2008. – №. 3. – С. 29-32.
18. Якушева Л. А. Интерпретация «Макбета» Шекспира: юбилейное издание и неюбилейные постановки //Ярославский педагогический вестник. – 2017. – №. 1. – С. 355-360.
19. Ярема Э. В. «Макбет» Шекспира и сюжет о короле Макбете из «Хроник Шотландии и Ирландии» Э. Холиншеда: сопоставительный анализ. – 2018.