Фрагмент для ознакомления
2
Память является процессом когнитивного характера, заключающимся в сохранении и воспроизведении полученного опыта. Она позволяет запоминать информацию и удерживать ее в активном состоянии для последующего использования. Нейрофизиологическая природа памяти связана с формированием стойких нейронных связей в головном мозге.
В психологии выделяют различные виды памяти. Непроизвольная память сохраняет воспоминания, обычно сопровождаемые яркими эмоциями, без волевого вмешательства. Произвольная память, напротив, требует усилий воли и ассоциативного мышления [25].
Реализация памяти как функции психического характера происходит в детском возрасте, тесно связана с другими функциями психического характера на различных этапах онтогенезов. В этот возраст память является важнейшей способностью накопить опыт и обеспечивать возможности подготовки.
В дошкольном возрасте интенсивное развитие способности запоминать и воспроизводить информацию. Память является основной функцией познавательной сферы ребенка и занимает центральное положение в его сознаниях [12].
Образная память - основной вид памяти дошкольного возраста. Он развивается, меняется, вместе с переменами в различных областях психической жизни ребёнка. В этом возрасте восприятие предметов сохраняет глобальность, а ребенок выделяется наиболее яркими признаками объекта. Таким образом, представления в дошкольной памяти могут звучать отрывочно и не системно. Впрочем, развитие мыслей приводит к образованию простых форм обобщения, систематизации представления.
В процессе развития дошкольного возраста происходит изменение содержания двигательной памяти. Движение становится сложнее и включает в себя несколько элементов. Ребёнок сравнивает движения с прекрасными образцами, позволяя расширить свою двигательную способность [2].
В процессе овладения речью и общению с взрослыми, сверстниками, дошкольник активно развивает словарную память. Тексты и изложение собственного мнения становятся логичнее и последовательнее.
Поэтому память в возрасте дошкольного возраста играет важное значение в процессе овладения информацией и развития у ребенка различных психологических функций.
Дошкольная память доминирует в дошкольных возрастах. Дети помнят материал, опираясь на его эмоциональную привлекательность, яркость, непрерывность действий, движений, контраст. Таким образом, воспитатели особо обращают внимание на персонажей, появившихся в неожиданных моментах. Их необыкновенное появление, а также эмоциональное воздействие воспитателя, оставляют глубокое свидетельство в памяти ребёнка [19].
Наиболее важные изменения памяти ребенка происходят около 4 лет. В этом периоде память обретает элементы произвольного характера. Раньше детям запоминался материал, когда они занимались какой-то деятельностью: они играли в игрушки, слушали книги или рисовали, а также запоминали названия спектральных цветов.
В возрасте старшего дошкольного возраста память превращается в особую деятельность, подчиняющуюся специальной цели – запоминанию. Ребенок начинает принимать взрослые инструкции о запоминании или воспроизведении материала, используя простые запоминающие методы, интересуясь правильным воспроизведением, контролирует процесс. Профилактика нарушения памяти связана увеличением роли речи, с появлением идеальной мотивации, способностью подчиняться своим действиям относительно близких целей и формированием произвольного механизма поведения и действия.
Во-первых, взрослый ставит задачу запомнить вслух. Потом, под воздействием родителей и воспитателей, ребенок обретает намерение что-то запомнить, чтобы в будущем припомнить. Припоминания становятся произвольными, а ребенок, переживая сложности в восстановлении материала, осознает, что он плохо помнил прошлое [7].
Ребенок понимает и пользуется различными методами памяти, выделяет их из обычной деятельности. После специального обучения и контроля от взрослых дошкольники начинают использовать логичные методы памяти, например, связи смысла и группировки, схематизацию, классификацию и сопоставление с известными материалами. Самоконтроль начинается проявляться у ребёнка в возрасте 4 лет, резко меняется уровень его развития при переходе с 4 лет до 5 лет. Дети 5-6 лет успешно управляют своей памятью, запоминают и воспринимают материал. С возрастом желание воспроизвести информацию в полной мере и точности меняется. Если в возрасте 4 лет ребенок исправляет ошибки в переводе в связи с изменением сюжета, то 5-6 лет ребенок исправляет текстовые ошибки. Поэтому память становится все более контролируемой и самим ребёнком.
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список литературы
1.Аксенов, С.И. Цифровая трансформация образовательного пространства: новые инструменты и технологические решения // Перспективы науки и образования. - 2021. - № 1(49). - С. 24–43.
2.Ашкинезер, Е.В. Развиваемся, играя: практ. пособие. - Мозырь. Белый Ветер, 2021. - 67с
3.Блонский, П.П. Психология и педагогика. – М.: Юрайт, 2020. – 184 с.
4.Боднар, А.М. Психология памяти: учебное пособие для вузов. – М.: Юрайт, 2020. – 97 с.
5.Бордовская, Н.В. Психология и педагогика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. - СПб.: Питер, 2020. - 624 c.
6.Бороздина, Г.В. Психология и педагогика: Учебник. - Люберцы: Юрайт, 2019. - 477 c.
7.Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. - М.: Просвещение, 2021 - 247с
8.Выготский Л. С. Лекции по психологии. Психологические механизмы в детском возрасте. - М.: Говорящая книга, 2022. - 250 с.
9. Гаврина С. Развиваем память. Для детей 4-6 лет. - М.: Олма, 2020. - 96 с.
10. Гольдфельд, И.Л. Развитие памяти у старших дошкольников // Воспитатель дошк. образоват. учреждения. - 2022. - № 11. - С. 118-123.
11.Исматуллаева, Г. Э. Развитие памяти у детей дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2020. — № 13 (93). — С. 641-644.
12.Лавренчук, И. О. Развитие мальчиков в дошкольном возрасте // Молодой ученый. — 2020. — № 3 — С. 23-28.
13.Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб: Питер, 2021 – 592 с.
14.Малинкина А.В. Формирование мнемических приемов запоминания у детей // Молодой ученый. – 2022. - № 16. – С. 470-471.
15.Наумова О. М. Развиваем внимание и память. Развивающие задания для детей дошкольного возраста. - М.: Доброе слово, 2020. - 64 с.
16. Николаева Л. Тренировка быстрого чтения и запоминания без забывания для всех возрастов. - М.: Рипол Классик, Владис, 2021. - 384с
17. Романова В. А. Сборник психологических тестов - М.: Генезис, 2023 - 374с
18.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: ПИТЕР, 2020.– 344с.
19.Саврей, В. И. Гендерные особенности детей в среднем дошкольном возрасте // Молодой ученый. — 2021. — № 1 — С.40-43.
20.Саитгалина Э. С. Развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста // Концепт. – 2020. – № S1. – С. 101–105.
21.Смирнова, Е.О. Детская психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2022. - 304 c.
22. Терентьева Н. Память и внимание. - М.: Стрекоза, 2021. - 32 с.
23. Урунтаева Г. А. Практикум по психологии дошкольника. - М.: Академия, 2022. - 368 с.
24.Черемошкина Л.В. Как развивать внимание и память ребенка. – М.: Юрайт, 2020. – 277 с.
25.Шеховцова, Л. Д. Приёмы развития памяти у детей // Молодой ученый. — 2020. — № 37 (171). — С. 126-128.