Фрагмент для ознакомления
1
Введение………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Теоретические основы развития социальной компетентности старшеклассников в условиях общеобразовательной организации…………………………………... 5
1.1 Понятие, сущность, структура социальной компетентности……… 5
1.2 Социально-психологические особенности старшеклассников……. 8
1.3 Деятельность общеобразовательной организации по формированию социальной компетентности старшеклассников……… 11
Вывод по первой главе…………………………………………………. 17
Глава 2. Методические основы развития социальной компетентности старшеклассников в условиях общеобразовательной организации………………………….………... 18
2.1. Анализ программ по развитию социальной компетентности старшеклассников в условиях общеобразовательной организации…… 18
2.2 Характеристика диагностического инструментария по теме исследования………………………………………………………………. 22
Выводы по второй главе………….…………………………………….. 24
Заключение…………………….…………………………………………. 25
Библиографический список……………………………………………. 26
Приложения………………………………………………..…………….. 30
Фрагмент для ознакомления
2
Под компетентностью принято понимать комплекс таких умений, которые способны указывать на качество овладения этими умениями для максимально успешной деятельности в круге задач либо определенной области деятельности.
Компетентность человека как комплекс имеет набор данных (компонентов), чтобы успешно решать задачи в следующих областях деятельности:
- познавательная,
- социальная,
- профессиональная,
- культурно-досуговая,
- гражданско-общественная (Иванов Л.М., 2020).
В различных трудах педагогической науки описываются подходы к пониманию явления изучаемой нами социальной компетентности, раскрывающие разные её грани. Рассмотрим эти подходы детальнее.
В работах Л.Я. Олифиренко (2015) социальная компетентность предстает в виде группы социальных навыков по поведению человека в обществе, необходимых для быстрой адаптации к обществу, пониманию текущего положения дел, успешного взаимодействия с членами общества.
В трудах Н.С. Бейлиной (2021) явление социальной компетентности изучается также в рамках адаптации к окружающим условиям и среде, которая необходима для эффективной социально-психологической подготовки к коммуникации в социуме. И по ее мнению, социальная компетентность – умение найти правильный социальный ориентир, в согласии с которым организовывается социальная деятельность личности.
В исследованиях И.А. Зимней (2003) детально рассматривается как социальная компетентность, строящаяся на двух компетенциях:
1. Компетенция социального взаимодействия – то, как налаживается социальный контакт с коллективом, малой реальной или референтной социальной группой, семьей, обществом в целом, партнером по романтическим отношениям, и то, в каком ключе это проходит, в сотрудничестве, в конфронтации, в сглаженном конфликте, в толерантности или нетолератности и т.д.
2. Компетенция в общении – то, насколько успешно и эффективно строит человек свою социальною деятельность в устном и письменном ключе, насколько лояльно ведет диалог, знает и соблюдает традиции общества, общепринятый и узкоспециальный этикет, стремится к успешному кросс-культурному общению и т.д.
Е.С. Лунева (2020) пишет о том, что социальная компетентность человека – новообразование в личности, без которого конструктивно решать разнообразные личностные кризисы становится невозможным. Она пишет также, что социальная компетентность подрастающих участников социума должна быть в числе обязательных продуктов сферы образования, это и вовсе должно стать объектом социального интереса для развития будущего всего социума в целом. В таком ключе социальная компетентность – есть индикатор для определения эффективной социальной деятельности для каждого человека.
По мнению А.Н. Свиридова (2017), социальная компетентность личности - важное психологическое новообразование, позволяющее гармонично и конструктивно разрешать проблемы возрастного юношеского кризиса. Ученый также связывает с социальной компетентностью успешность выполнения образовательным учреждением социального заказа общества, государства, конкретного социума и предлагает считать ее основным индикатором результативности его деятельности.
Этот же автор в своей работе раскрывает социальную компетентность как модель поведения, включающую в себя следующие элементы:
- стремление к успеху в обучении,
- самоконтроль, самоорганизация,
- поведение соотносительно с нормативными правилами общества,
- адекватные самооценка и самокритика,
- коммуникативные способности, достаточные для налаживания крепких дружеских контактов.
Социальная компетентность как образование личности развертывается перед нами и в работе М.И. Лукьяновой (2014): автор объясняет данный социально-психологический феномен как сознательность в деятельности личности, которая выражается в мотивах и установках в ходе конструктивных социальных взаимодействий. И этот же автор описывает структуру социальной компетентности, представляя следующие компоненты:
1) Мотивационно-ценностный компонент – суть содержания мотивов в ходе осуществления социальной деятельности, в целом отношение к общепринятым социальным нормам общения, нравственность социально одобряемая, личностно и общественно сформированный порядок поведения в различных ситуациях на всех уровнях взаимодействия.
2) Операционно-содержательный компонент – совокупность обладаемых человеком знаний, умений, которые дают возможность вести анализ деятельности своей и чужой, антиципационное восприятие своей и чужой деятельности, успешное ведение коммуникации с окружающими, взаимовлияние с ними, а также успешность достижения своих целей в области социальной деятельности.
3) Эмоционально-волевой компонент – готовность совершать выбор, осуществлять самоконтроль, навык принимать на себя ответственность за свои поступки, да и в целом решительность эти поступки совершать.
На основе изученных нами работ научных исследователей мы можем сложить представление о социальной компетентности, как об интегративном свойстве человека о рамках социальной действительности, в которых ему необходимо успешно применять свои социальные умения, базирующиеся на его социально-психологических особенностях и личностных характеристиках, дающих эффективно вести деятельность в социуме, с успехом справляясь с каждой своей социальной ролью.
Фрагмент для ознакомления
3
1) Амиров, А.Ф. Формирование субъектной позиции старшеклассников в условиях реализации компетентностного подхода в образовании / А.Ф. Амиров // Саморазвитие человека. - Н. Новгород: Изд-во ВГИПА, 2015. - Т.1.
2) Байков, Ю.Н. Диагностика социальной компетентности. Результаты апробации диагностического комплекса / Ю.Н. Бойков, Д.Е. Егоров // Журнал прикладной психологии. – 2012. – № 6.
3) Бейлина, Н.С. Сущность понятия «социальная компетентность» / Н.С. Бейлина // Вестник Череповецкого государственного университета. – 2021. – № 3.
4) Беспалова, Г.М. Диагностика компетентностей учащихся / Г.М. Беспалова // Справочник классного руководителя. – 2019. – № 1.
5) Боголюбов, Л. Н. Концепция социально-гуманитарного образования в современной школе / Л. Н. Боголюбов // Преподавание в школе. – 2018. – № 7-8
6) Бозажиев, В.Л. К понятию компетенции в контексте образования / Л. Бозажиев // Личностно развивающее профессиональное образование. - Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2015.
7) Болотов, В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной парадигме / В.А. Болотов, В.В. Сериков // Педагогика. – 2003. – № 10
8) Бушная, Н.В., Содержание процесса формирования социальной компетентности старшеклассников / Н.В. Бушная // Вестник Череповецкого государственного университета. – 2020. - № 4
9) Высоцкая, О.Л. Программа формирования и развития социальной компетентности подростков / О.Л. Высоцкая, Е.В. Суворова, Е.В. Теленкова; под редакцией Л.И. Ачекуловой. РМЦ: Красноярск, 2018
10) Габелая, И.В. Показатели социальной компетентности у подростков / И.В. Габелая // Вестник ЮУрГУ. – 2013. – № 3.
11) Гершунский, Б.С. Концепция самореализации личности в системе обоснования ценностей и целей образования / Б.С.Гершунский // Педагогика. - 2013. - № 10.
12) Гиенко, Л.Н. Деятельность социального педагога по формированию социальной компетентности подростков в общеобразовательном учреждении / Л.Н. Гиенко // Сибирский педагогический журнал. – 2018. – № 8.
13) Гиенко, Л.Н. Социальная компетентность подростков и их социализация / JI.Н. Гиенко // Молодежь – Барнаулу: материалы науч.-практ. конф. – Барнаул, 2015.
14) Залесова, Н.Н. Культуротворческая воспитательная среда как фактор развития личности в едином образовательном пространстве / Н.Н. Залесова // Саморазвитие человека. - Н. Новгород: Изд-во ВГИПУ, 2016. - Ч. 2.
15) Зимняя, И.А. Ключевые компетенции: новая парадигма образования / И.А. Зимняя // Лучшие страницы педагогической прессы. – 2003. – № 17.
16) Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно - целевая основа компетентностного подхода в образовании / И.А. Зимняя. - М., 2004.
17) Иванов, Д.А. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании / Д.А. Иванов. – М.: Чистые пруды, 2017.
18) Иванов, Л.М. Применение модели повышения социальной компетенции подростков / Л.М. Иванов, Е.В. Конева // Вестник психологической и социально-реабилитационной работы. – 2020. – № 2.
19) Кайванов, В.А. Условия и технологии развития социальной компетентности подростков / В.А. Кайванов // Вестник СКФУ-Ставрополь, 2021
20) Калинина, Н.В. Психологическое сопровождение развития социальной компетентности школьников / Н.В. Калинина. СамГПУ: Самара, 2006
21) Кулемзина, А.В. Принципы педагогической поддержки одаренных детей / А.В. Кулемзина // Педагогика. - 2003. - № 6.
22) Куприянова, Е.В. Воспитание социальной компетентности школьников / Е.В. Куприянова // Наука и школа. – 2016. – № 6.
23) Лукина, А.К. Проектирование пространства развития подростка в современных условиях / А.К. Лукина // Педагогика. – 2012. – № 1.
24) Лукьянова, И.И. Базовые потребности возраста как основа развития социальной компетенции у подростков / И.И. Лукьянова // Психологическая наука и образование. – 2014. – № 4.
25) Лунева, Е.С. Формирование социальной компетентности обучающихся в организациях дополнительного образования / Е.С. Лунева // Молодой ученый. – 2020. - № 11.
26) Макарчук, З.Д. Формирование социальной компетентности подростков / З.Д. Макарчук. СПбГУ: Питер, 2017
27) Новикова, Е. А. Влияние детско-родительских отношений на социальную компетентность юношей и девушек / Е. А. Новикова. // Молодой ученый. — 2022. — № 3
28) Олифиренко, Л.Я. Повышение самооценки и развитие социальных навыков у детей и подростков / Л.Я. Олифиренко // Социальная педагогика. – 2015. – № 1.
29) Подольский, О.А. Моральная компетентность подростка: поиск новых возможностей исследования / О.А. Подольский // Психология и школа. – 2005. – № 1.
30) Присяжная, А.Ф. Прогностическая компетентность преподавателей и обучаемых / А.Ф. Присяжная // Педагогика. - 2015. - № 5.
31) Савин, Е.Ю. Компетентность как эффект организации индивидуального ментального опыта / Е.Ю. Савин // Психология способностей: современное состояние и перспективы исследований: материалы науч. конф., посвященной В.Н. Дружинину. - М.: ИП РАН, 2015
32) Садокова, А.В. Влияние индивидуальных характеристик эмоционально-личностной сферы на особенности развития моральной компетентности в подростковом возрасте / А.В. Садокова. – М., 2011.
33) Самсонова, Т.И. Социальная компетентность подростков и технология ее формирования / Т.И. Самсонова. – СПб., 2016.
34) Свиридов, А.Н. Социальная компетентность учащихся и ее диагностика / А.Н. Свиридов, Н.В. Колпакова / Практическое пособие. – Баранаул: Из-во АКИПКРО, 2017.
35) Селевко, Г. Компетентности и их классификация / Г. Селевко // Народное образование. – 2014. – № 4.
36) Слот, В. Нидерландская модель социальной помощи детям и подросткам, ориентированная на социальную компетенцию / В. Слот, X. Спанярд // Вестник психологической и социально-реабилитационной работы. – 2000. – № 1.
37) Шадура, А.А. Сеть, в которой мы живем / А.А. Шадура // Школьный психолог. – 2014. – № 20.
38) Шакурова, М.В. Социальное воспитание в школе: учебное пособие для студентов вузов / М.В. Шакурова. – М.: Академия, 2014.
39) Шептенко, П.А. Методика и технологии работы социального педагога / П.А. Шептенко, Г.А. Воронина. – М., 2017
40) Ярулов, А.А. Формирование культуры социальной компетентности школьников / А.А. Ярулов // Школьные технологии. – 2015. – № 2