Фрагмент для ознакомления
2
Научная проблема, рассматриваемая в данном исследовании, связана с психолого-педагогической реабилитацией детей с задержкой развития (ЗПР). Необходимость решения этой проблемы обусловлена ее распространенностью и значительным влиянием на образовательную и социальную интеграцию. Задержка развития, охватывающая спектр когнитивных, эмоциональных и поведенческих нарушений, требует комплексных стратегий вмешательства; эти стратегии должны опираться на надежные теоретические основы и эмпирические данные.
Актуальность данного исследования подчеркивается статистическими данными, свидетельствующими о росте числа случаев задержки развития среди детей школьного возраста. Следовательно, существует острая необходимость в эффективных психолого-педагогических вмешательствах, основанных на фактических данных и учитывающих специфические потребности этой категории населения. Сложная взаимосвязь между психологическим развитием и успеваемостью детей с ЗПР требует многомерного подхода к реабилитации, который предполагает не только индивидуализированные терапевтические меры, но и системные образовательные реформы.
При изучении проблемного поля данного исследования становится очевидным, что существующие методики реабилитации детей с ЗПР зачастую не отличаются последовательностью и единообразием. Эта несогласованность объясняется различиями в диагностических критериях, протоколах вмешательства и недостатком лонгитюдных исследований. Анализ литературы показывает, что существует значительный пробел в интеграции новых психолого-педагогических методик в традиционную образовательную среду.
Цель работы – изучить психолого-педагогическую реабилитацию детей с ЗПР.
Задачи:
- проанализировать диагностические процедуры, разработанные для детей с ЗПР;
- изучить планирование реабилитационной работы с детьми с ЗПР;
- исследовать методы и формы работы с детьми с ЗПР.
Объект исследования – дети с ЗПР, характеризующиеся когнитивными, эмоциональными и поведенческими нарушениями, которые препятствуют их образовательной и социальной интеграции.
Предмет – психолого-педагогические реабилитационные методики, применяемые для коррекции задержки развития.
Новизна работы заключается в интегративном подходе к психолого-педагогической реабилитации детей ЗПР на основе синтеза передовых диагностических инструментов, инновационных терапевтических методик и системных образовательных реформ.
Гипотеза исследования: система психолого-педагогической реабилитации детей с ЗПР, включающая индивидуальные терапевтические вмешательства, системную образовательную поддержку и механизмы непрерывной оценки, значительно улучшит когнитивные, эмоциональные и поведенческие результаты. Применение различных психолого-педагогических методик, адаптированных к потребностям каждого ребенка, может смягчить последствия ЗПР более эффективно, чем традиционные подходы. Успешность реабилитации ЗПР зависит от нескольких факторов: точность проведения вмешательства, адекватность подготовки учителей и степень вовлеченности родителей.
Методологическая основа данного исследования построена на разнообразных научных источниках, каждый из которых вносит вклад в психолого-педагогическую реабилитацию детей с ЗПР. Основополагающая работа «Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей» (Лебединская, 1982) представляет собой всестороннее исследование диагностических проблем, закладывая основу для последующих вмешательств. В этом источнике раскрываются тонкости диагностики задержки развития, подчеркивается необходимость точности и тщательности при проведении первичной оценки.
Опираясь на диагностические основы, О.Н. Богомягкова (2006) в работе «Психолого-педагогическая коррекция общения старших дошкольников с задержкой психического развития в связи с особенностями их интегральной индивидуальности» рассматривает психолого-педагогическую коррекцию социальных взаимодействий у старших дошкольников с ЗПР, подчеркивает значимость индивидуального подхода с учетом особенностей детей, что повышает эффективность коррекционных мероприятий.
В работе М.О. Винник (2007) «Задержка психического развития у детей: методологические принципы и технологии диагностической и коррекционной работы» раскрываются инновационные методики, подчеркивая важность методологической строгости и технологической интеграции в эффективной реабилитационной практике.
Н.В. Карпушкина, И.А. Конева и Ю.Е. Калягина (2017) в работе «К проблеме эмоционального развития старших дошкольников с задержкой психического развития» предлагают критические взгляды на эмоциональное развитие старших дошкольников с ЗПР, освещают сложности эмоционального созревания в этой демографической группе, выступая за разработку психолого-педагогических стратегий, учитывающих уникальные траектории развития.
В.В. Кретова (2017) в работе «Система психолого-педагогического сопровождения ребёнка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» исследует системные механизмы психолого-педагогического сопровождения дошкольников с нарушениями развития, выделена система сопровождения, подчеркивающая роль комплексного психолого-педагогического руководства.
И.А. Конева и Д.С. Бобкова в статье «Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с задержкой психического развития» (2017) рассматривают психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с ЗПР, подчеркивают важность постоянного психолого-педагогического сопровождения на протяжении всего периода обучения детей младшего возраста. М.В. Злоказова (2004) в работе «Реабилитация дошкольников с задержкой психического развития» представляет эмпирические данные о реабилитации дошкольников с задержкой развития. Е.Б. Батанова (1995) в работе «Становление физического и нервно-психического развития у детей с задержкой внутриутробного развития и раннее прогнозирование их нарушений» рассматривает ранний прогноз нарушений развития, обусловленных внутриутробной задержкой роста, подчеркивает взаимосвязь между физическим и нейропсихологическим развитием, что позволяет разработать стратегии раннего вмешательства. Х.Б. Бострокнутова (1995) в работе «Школьная дезадаптация: эмоциональные и стрессовые расстройства» предлагает понимание школьной дезадаптации и связанных с ней эмоциональных и стрессовых расстройств, раскрывает психологические основы дезадаптивного поведения, что позволяет разработать психолого-педагогические мероприятия, направленные на смягчение этих проблем. В.В. Коновалова (1996) в работе «Сравнительное изучение детей с задержкой психического развития в раннем и младшем школьном возрасте из разных микросоциальных условий» представляет сравнительный анализ детей с ЗПР из разных микросоциальных сред, дается понимание влияния окружающей среды на траектории развития. Е.К. Слепович (1990) в работе «Игровая деятельность дошкольников с задержкой психического развития» исследует роль игровой деятельности в развитии дошкольников с ЗПР, подчеркивает терапевтический потенциал структурированной игры в развивающих интервенциях. У.Б. Ульенкова (1990) в работе «Шестилетние дети с задержкой психического развития» дает анализ шестилетних детей с ЗПР, предлагает понимание этапов развития и проблем, с которыми сталкивается эта возрастная группа, что позволяет разработать соответствующие возрасту стратегии вмешательства. Чепка (2022) в работе «Психологическое и педагогическое сопровождение детей с расстройством аутизма» и Серна-Луна и др. (2023) в работе «Оценка задержки развития у детей в возрасте до 5 лет, наблюдающихся в педиатрической реабилитационной службе базовой больницы в Перу» представляют сравнительные данные задержки развития и ее лечения в различных культурных средах. Таким образом, методологическая база, основанная на исторических и современных источниках, обеспечивает комплексный подход к психолого-педагогической реабилитации детей с ЗПР, тем самым способствуя как теоретическому пониманию, так и практическому применению в этой важнейшей области.
Теоретическая значимость работы заключается в расширении существующих знаний о психолого-педагогической реабилитации детей с ЗПР.
Практическая значимость работы в том, что приводятся практические стратегии для педагогов, психологов и родителей, направленные на оптимизацию систем психолого-педагогической поддержки детей с ЗПР.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ЗПР
1.1. Понятие и классификация ЗПР
Задержка развития, особенно в контексте психолого-педагогической реабилитации, представляет собой многогранное состояние, характеризующееся значительным отставанием в когнитивном, эмоциональном и социальном развитии по сравнению с нормативными этапами развития. Это состояние, часто объединяемое термином «Задержка психического развития» (ЗПР), охватывает широкий спектр проявлений, включая дефициты внимания, памяти, овладения языком и социально-эмоциональной регуляции [Лебединская, 1982, с. 12]. ЗПР – это не просто задержка в приобретении конкретных навыков, а отражение более глубокого нарушения общей траектории развития.
С диагностической точки зрения выявление ЗПР требует комплексной системы оценки, включающей как качественные, так и количественные инструменты оценки. Такие рамки имеют решающее значение для дифференциации ЗПР от других расстройств развития, обеспечивая тем самым точные диагностические результаты. Как подчеркивает М.О. Винник, методологическая строгость диагностических протоколов имеет первостепенное значение для точного определения уникальных профилей развития детей с ЗПР [Винник, 2007, с. 25]. Классификация ЗПР обычно включает категоризацию состояния на основе основных областей нарушений – когнитивной, моторной, социальной и эмоциональной, каждая из которых требует индивидуальных стратегий вмешательства.
Гетерогенность ЗПР подчеркивает важность индивидуальных образовательных и терапевтических планов. Работа О.Н. Богомягкова подчеркивает необходимость персонализированных подходов к решению специфических проблем общения и социального взаимодействия, с которыми сталкиваются дошкольники с ЗПР, выделяя взаимосвязь между индивидуальными особенностями и результатами реабилитации [Богомягкова, 2006, с. 45]. Эта точка зрения согласуется с современными взглядами на психопатологию развития, которые выступают за интеграцию индивидуализированных терапевтических методов в более широкие образовательные рамки.
С точки зрения клинических особенностей ЗПР часто характеризуется целым комплексом симптомов, которые могут включать задержку речевого и языкового развития, нарушение социальных взаимодействий и дефицит исполнительного функционирования. Эти характеристики, как отмечают Карпушкина и коллеги, могут существенно затруднять способность ребенка участвовать в образовательной деятельности, что требует целенаправленного психолого-педагогического вмешательства [Карпушкина и другие, 2017, с. 283]. Н.В. Классификация ЗПР по своей сути сложна и требует многомерного подхода, учитывающего как степень тяжести, так и специфические области задержки развития.
Теоретические положения, лежащие в основе ЗПР, уходят в различные психологические и педагогические парадигмы. Системный подход, предложенный В.В. Кретовой, предлагает целостную основу для понимания взаимосвязи между индивидуальными траекториями развития и средовыми влияниями, что способствует разработке комплексных систем психолого-педагогической поддержки [Кретова, 2017, с. 94]. Такая системная перспектива необходима для разработки эффективных реабилитационных программ, учитывающих динамичную и многогранную природу задержек развития.
Фрагмент для ознакомления
3
Асанова Н.К. Патологические формы девиантного поведения у детей с задержкой психического развития: дис. ... канд. мед. наук. – М., 1988. – 256 с.
Батанова E.B. Становление физического и нервно-психического развития у детей с задержкой внутриутробного развития и раннее прогнозирование их нарушений: автореф. дис… канд. мед. наук. – M., 1995. – 21 с.
Белопольская Н.JI. Психологическое исследование мотивов учебной деятельности у детей с задержкой психического развития: автореф. дис. … канд. психол. наук. – М., 1976. – 22 с.
Блинков Ю.А., Мордич Л.Н. Основные принципы психологической реабилитации детей с задержкой психического развития // Вестник психосоц. и коррекционно-реабилитац. работы. –2001, – № 1. – С. 17-21.
Богомягкова О.Н. Психолого-педагогическая коррекция общения старших дошкольников с задержкой психического развития в связи с особенностями их интегральной индивидуальности: дис. канд. … пед. наук. – Екатеринбург, 2006. – 249 с.
Борякова Н.Ю. Особенности формирования речевого высказывания старших дошкольников с задержкой психического развития: автореф. дис… канд. психол. наук. – М., 1983. – 20 с.
Винник М.О. Задержка психического развития у детей: методологические принципы и технологии диагностической и коррекционной работы. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 154 с.
Власова Т.А., Лебединская К.С. Актуальные проблемы клинического изучения ЗПР у детей // Дефектология. – 1975, – №6. – С. 8-17.
Власова Т.А., Лубовский В.И., Никашина Н.А. Обучение детей с задержкой психического развития. – М.: Просвещение, 1981. – 118 с.
Bострокнутов H.B. Школьная дезадаптация: эмоциональные и стрессовые расстройства. – M., 1995. – 134 с.
Гайдук Ф.М. Задержки психического развития церебрально-органического генеза у детей: автореф. дис… докт. мед. наук. – М., 1988. – 38 с.
Гайдук Ф.М. Лечение детей с задержкой психического развития// Здравоохранение: Орган. МЗ – Республ. Беларусь. 1996, – №4. – С. 22-23.
Головань Л.Н. К вопросу о патологии формирования личности у детей с ЗПР// Тез. 4 Российской конференции по неврологии и психиатрии детского возраста. – М., 1978. – С. 132-133.
Диас Гонсалес Б. Особенности познавательной деятельности детей с задержкой психического развития 6–7-летнего возраста: автореф. дис… канд. психол. наук. – М., 1985. – 20 с.
Елфимова Н. В. Сравнительное изучение условий образования обобщения у дошкольников с нормальным и задержанным развитием: автореф. дис… канд. психол. наук. – М. 1978. – 18 с.
Захаров А.И. Влияние семейных факторов на снижение темпа психического развития детей// Научн. труды Ленингр. педиатр, института. – 1976. Т.Ю. – С. 37-43.
Захаров Н.П. Невротические и неврозоподобные расстройства при задержке психического развития у детей младшего школьного возраста (клиника, динамика, прогноз): дис… канд. мед. наук. – М., 1991. – 268 с.
Злоказова М.В. Реабилитация дошкольников с задержкой психического развития // Казанский медицинский журнал. – 2004. – Т. 85 – №3. – С. 89-97.
Жукова Н. С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. – М.: Просвещение 1973 г. – 222 с.
Карпушкина Н.В., Конева И.А., Калягина Ю.Е. К проблеме эмоционального развития старших дошкольников с задержкой психического развития // Проблемы современного педагогического образования. – 2017. – №57. – С. 283-291.
Каубиш В.К., Линская Л.Н. Особенности неврозоподобных состояний и их лечение у детей с ЗПР // Журн. неврол. и психиатр. – 1990. – №5. – 57-59 с.
Кириченко Е.И. Задержка психического развития в детском возрасте: автореф. дис... канд. мед. наук. – М., 1983. – 18 с.
Конева И.А. Бобкова Д.С. Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с задержкой психического развития // Психология. – Нижний Новгород, 2005. – С. 294-297.
Коновалова B.B. Сравнительное изучение детей с задержкой психического развития в раннем и младшем школьном возрасте из разных микросоциальных условий: автореф. дис… канд. мед. наук. – M.,1996. – 21 с.
Кретова В.В. Система психолого-педагогического сопровождения ребёнка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья // Преемственность в образовании. – 2017. – Т. 1. – №16. – С. 94–107.
Кузнецова Л.В. Особенности мотивационно-волевой готовности детей с задержкой психического развития к школьному обучению: автореф. дис… канд. психол. наук. – М., 1986. – 18 с.
Крыжановская И.JI. Результаты катамнестического изучения детей с задержкой психического развития// Вопросы ранней диагностики психических заболеваний. – М., 1978. – Вып. 3. – С. 61-78.
Лебединская К.С. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей. – М.: Педагогика, 1982. – 128 с.
Лебединская К.С., Райская М.М. К вопросу о профилактике нарушений поведения у подростков с ЗПР// Актуальные вопросы невропатол. и психиатр, детского возраста. – Ташкент, 1984. – С. 180-181.
Лутонян Н. Г. Возрастная динамика процессов памяти у детей с задержкой психического развития: автореф. дис… канд. психол. наук. – М., 1977. – 19 с.
Лычагина Л.И. Динамика интеллектуальной деятельности детей с задержкой психического развития и умственной отсталостью в степени дебильности: автореф. дис… канд. мед. наук. – Л., 1987. – 24 с.
Марковская И.Ф. Задержка психического развития церебрально-органического генеза (клинико-психологические корреляции): автореф. дис… канд. мед. наук. – Л., 1982. – 22 с.
Марковская И.Ф. Клинико-нейропсихологическая характеристика задержки психического развития // Дефектология. – 1977. – № 6. – С. 3-11.
Монкявичене О. Особенности развития детей с ЗПР среднего школьного возраста//Психология аномальных различий. – Вильнюс, 1986. – T. l – С. 127-130.
Певзнер М.С. Клиническая характеристика детей с нарушениями темпа психофизического развития// Дети с временными задержками развития. – М., 1971. – С. 15-20.
Пивоварова Г.Н. Некоторые особенности реактивных состояний у детей с явлениями задержки развития // Вопросы психиатрии детского возраста. – М., 1962. – С. 27-35.
Подобед В.Л. Формирование приемов запоминания у детей с ЗПР // Психология аномальных различий. – Вильнюс, 1986. – Т.1. – С. 132-135.
Разживина Г.Н. Индивидуальная оценка состояния здоровья и коррекция его нарушений у школьников с задержкой психического развития: автореф. дис… канд. мед. наук. – Н. Новгород, 1993. – 20 с.
Рейдибойм М.Г. Задержка психического развития у детей (развитие взглядов и некоторые современные клинико-психологические представления) // Дефектология. – 1977. – №2. – С. 24-32.
Cлепович E.C. Игровая деятельность дошкольников с задержкой психического развития. – M.: Педагогика, 1990. – 96 с.
Слепович Е.С. Умственное воспитание детей с задержкой психического развития в процессе дидактической игры. – Минск, 1986. – 132 с.
Улба П.П. Задержка психического развития у детей младшего школьного возраста: автореф. дис… канд. мед. наук. – Тарту, 1987. – 26 с.
Ульенкова У.B. Шестилетние дети с задержкой психического развития. – M.: Педагогика, 1990. – 184 с.
Al-Yamani, A., Sulaiman, N., & Al-Ansari, A., 2023. An evaluation of the effectiveness of a therapeutic program for children with global developmental delay. Arab Gulf Journal of Scientific Research. https://doi.org/10.1108/agjsr-09-2022-0195.
Babkina, N., 2020. Children with developmental delay: self-regulation development through education. . https://doi.org/10.38006/907345-50-8.2020.777.789.
Cerna-Luna, R., Fernández-Guzmán, D., Alvarado-Gamarra, G., & Taype-Rondan, 2023. Developmental delay assessment in children < 5 years of age attended in the Pediatric Rehabilitation Service of a reference hospital in Peru. Boletin medico del Hospital Infantil de Mexico, 80, 3, pp. 189-201. https://doi.org/10.24875/bmhim.23000026.
Chepka, O., 2022. Psychological and pedagogical accompaniment of children with autism spectrum disorders // Collection of Scientific Papers of Uman State Pedagogical University. https://doi.org/10.31499/2307-4906.2.2022.262966.
Druzhinina, L., Osipova, L., Tsilitsky, V., Lapshina, L., & Korobintseva, M., 2022. Professional readiness of educational professionals for individualised psychological and pedagogical support of children with severe and multiple developmental disorders. Perspectives of Science and Education. https://doi.org/10.32744/pse.2022.6.16.
Ho, L., & Lee, Y., 2021. Prevalence of developmental delay among children: A national study based on administrative database of the single-payer National Health Insurance System in Taiwan. Child: care, health and development. https://doi.org/10.1111/cch.12932.
Hsieh, W., Lee, W., & Hsieh, R., 2018. Effects of a family-centered workshop for children with developmental delays. Medicine, 97. https://doi.org/10.1097/MD.0000000000012106.
Lin, C., Lin, C., & Yu, J. The effectiveness of parent participation in occupational therapy for children with developmental delay. Neuropsychiatric Disease and Treatment, 2018, 14, pp. 623 – 630. https://doi.org/10.2147/NDT.S158688.
Mishra, K., Siddharth, V., Elhence, A., Jalan, D., Khera, D., & Yasir, M. Effectiveness of individualized, goal directed institutional based rehabilitation programme in children with developmental delay disorders, in a region with limited rehabilitation accessibility. Journal of pediatric rehabilitation medicine, 2019, 121, pp. 49-56. https://doi.org/10.3233/PRM-170521.
Nekrash, L., Zamsha, A., Babiak, O., Fedorenko, O., Babych, N., & Olena, D., 2021. Pedagogical support for families raising children with early developmental disabilities. Laplage em revista. https://doi.org/10.24115/s2446-6220202173c1675p.658-668.
Settimo, C., Cola, M., Pironti, E., Muratore, R., Giambò, F., Alito, A., Tresoldi, M., Fauci, M., Domenico, C., Tripodi, E., Impallomeni, C., Quartarone, A., & Cucinotta, F., 2023. Virtual Reality Technology to Enhance Conventional Rehabilitation Program: Results of a Single-Blind, Randomized, Controlled Pilot Study in Patients with Global Developmental Delay. Journal of Clinical Medicine, 12. https://doi.org/10.3390/jcm12154962.
Zhang, J., 2023. The Impact of Speech Therapy Combined with Audiovisual Integration Rehabilitation Training on the Intelligence and Language Recovery of Children with Global Developmental Delay. Journal of Clinical Medicine Research. https://doi.org/10.32629/jcmr.v4i2.1233.
Zhekova, N., 2020. Psychological and Pedagogical Program Aimed at the Correction of Aggressive Forms of Behavior and the Formation of Skills for Effective Interaction with the Outside World in Children 5–7 years old “Warmth and Light of Hearts”. 17, pp. 50-59. https://doi.org/10.17759/BPPE.2020170405.