Фрагмент для ознакомления
2
История развития менеджмента начинается от 9 века до нашей эры и заканчивается в 18 веке. Самые обычные способы управления возникли еще в первобытном обществе. Там оно создавалось всеми членами рода, а не какими-то конкретными людьми. Начало зарождения менеджмента было положено переходом от собирательства и охоты к производству. Именно общество Древнего Египта организовало первую управленческую систему. Все древнегреческие мыслители представляли себе понятие и цели управления по-своему. Сократ считал, что самым важным компонентом служит нужный человек на правильном месте, который совершает все поставленные перед ним цели. Платон же говорил, что управление – это основной компонент жизнеобеспечения общества. Аристотель, в свою очередь, доказывал, что рабам необходим свой руководитель для того, чтобы владельцы могли заняться решением проблем более жизненноважным. В Древнем Риме обязательно контролировали уже выполненную работу, а так же сопоставляли итоги и определяли причины, почему план может быть не выполнен [14, с. 45].
Индустриальный период. Именно на данном этапе зародилась чёткая система менеджмента. Произошло это благодаря тому, что ручной труд был сменён трудом машинным. Предприниматели требовали обязательного выполнения всех поставленный производственных условий, целей и задач, чтобы оправдать получившиеся расходы. Тем самым предприниматели вызвали недовольство и гнев рабочих.
Период систематизации. Наука о менеджменте не стоит на месте. Все снова и снова появляются всё абсолютно новые течения и меняются взгляды исследователей в данной области науки. Управляющие стали совершать свой контроль не конкретно на одной организации, а на всём обществе в целом. На рубеже 19-20 веков стали возникать большие фирмы, что потребовало сменить систему управления производством.
История развития менеджмента в классической школе систематизировала управление предприятиями. Основой данной управленческой системы являлось авторитарное руководство и строго обозначенные цели, которые предполагали собой исключение индивидуальности каждого из работника. Последователи этой школы управления подвергались постоянной критике менеджеров из-за того, что игнорировали индивидуальные человеческие потребности.
В данной концепции выделены следующие организационные принципы: разделение труда; передача задач от руководства к рабочим; единство распределения; ограниченное число сотрудников.
Во времена возникновения классической школы управления множество социальных наук до конца ещё не были изучены. Из-за чего теоретикам не удавалось установить взаимосвязь между такими науками, как менеджмент и психология. Но спустя несколько десятилетий человеческий фактор стал учитываться в системе управления.
Так появилась школа управления, называемая школой человеческих отношений. Представители данной школы на первое место ставили улучшение социальной структуры предприятий, а также исследование причин человеческого поведения.
Основные принципы школы человеческих отношений: приветствие неформальных групп; организация своего рода различных мероприятий внутри предприятия, взаимное общение между руководителем и его рабочими; проведение бесед сотрудников с психологами.
Основные задачи данной школы: улучшение отношений в коллективе, поддержание авторитета в коллективе, изучение человеческого поведения, разработка решения задач по социальным коммуникациям, изменение задач и уровня труда на предприятии.
После проведения исследований в поведенческой школе была основана новая теория – теория лидерства. Её главная идея заключалась в том, что для разрешения различных ситуаций существуют свои определённые, наиболее эффективные методы управления работниками. В понимании данной школы, применяются конкретные модели и разработки для решения управленческих проблем. Поведенческую школу составляют математические науки. У научной школы управления выделяются свои главные виды деятельности. Исследование операций заключается в том, что для разрешения операционных задач предприятий используются научно-исследовательские методы. Алгоритм данного способа:
1. Постановка проблемы
2. Разработка модели ситуации
3. Замена словесного анализа количественными значениями
Ситуационный подход. Данная система помогает выявить ситуации, которые оказывают воздействие на предприятие в конкретный временной период. Школа науки управления определила основные факторы, которые мешают эффективному процессу организации. Все школы управления выделяли только внутренние проблемы, при этом каждая из них выделяла свои. Однако большое количество предприятий зависит от внешних факторов. Необходимость того, что обращать особое внимание надо не только на внутреннюю среду, но и на внешнюю установилась в конце 50-ых годов. Заслугой школы науки управления в ситуационном подходе заключается в следующем: именно эта школа установила тесную взаимную связь между внутренними и внешними факторами, влияющими на поведение работников внутри организации. Согласно методике системного подхода, считается, что абсолютно любая организация представляет собой сочетание множества взаимосвязанных элементов, которые направлены на выполнение одной общей поставленной цели. Раньше такой подход применялся исключительно в точных науках. Конкретно в такую науку как менеджмент, данную систему включили только в конце 50-х годов. Итогом чего было повышение успеха школы науки управления. Первостепенной задачей системного подхода является построение общей модели, которая показывает взаимные отношения реальных ситуаций.
1.2 Понятие менеджмента и его сущность, виды и задачи
Менеджмент (от англ. management – управление, заведование, организация) в широком смысле рассматривается как процесс управления производством или коммерцией; совокупность принципов, методов, средств и форм управления, которые разрабатываются и используются с целью увеличения эффективности производства и повышения прибыли [8, с. 138].
Понятие «менеджмент» (от англ. «management») означает – «комплекс мер и действий, направленных на координацию деятельности работников, с целью повышения эффективности работы организации». Является аналогом понятия «управление», что не в полной мере соответствует действительности, хотя и отражает общую суть обоих понятий применительно к управлению организацией. Специалистов, профессионально занимающихся управленческой деятельностью, называют «менеджерами» [15, с. 351]. Менеджеры обладают человеческими и материальными ресурсами для работы, они создают продуктивное производство, которое ведет к развитию общества. Менеджмент объединяет работников всего производственного процесса различных специальностей: инженеров, проектировщиков, маркетологов, экономистов, управляющего предприятием или фирмы в целом.
Менеджмент обуславливает:
– производство товаров и услуг
– создание новых рабочих мест
– уровень жизни населения
– научно-технический прогресс
– сохранение окружающей среды
Сущность менеджмента составляет управление организацией в условиях рынка, с учетом использования методов и механизмов хозяйствования в рыночной экономике. Это проявляется:
– в направлении деятельности организаций на удовлетворение общественных потребностей, производство новых видов продукции и услуг.
– в управлении внешней средой предприятия и адаптации ее деятельности.
– в направленности управления на постоянное повышение эффективности производства за счет получения лучших результатов с наименьшими затратами.
– в хозяйственной самостоятельности субъектов, обеспечивающих свободу принятия управленческих решений.
Фрагмент для ознакомления
3
1) Гасанадзе С. А. Г., Кротенко Т. Ю. Горизонты и тенденции развития современного менеджмента//МОЛОДЕЖЬ И НАУКА: ШАГ К УСПЕХУ. Сборник научных статей 6-й Всероссийской научной конференции перспективных разработок молодых ученых. В 3-х томах. Том 1. Отв. редактор М.С. Разумов. Курск, 2022. С. 64-66
2) Гастев А.К. Как надо работать. М.: Экономика, 1972.
3) Гатиятулин Ш.Н. Технологии реализации промышленной политики // Форум. Серия: Гуманитарные и экономические науки. 2019. No 1 (16). С. 143-145
4) Грушенко, В. И. Менеждмент. Восприятие сущности менеджмента в условиях стратегических изменений : учебное пособие / В. И. Грушенко. — Москва : ИНФРА-М, 2019. — 288 с
5) Евтихов О. В. Психология управления персоналом: теория и практика. — Санкт-Петербург: Речь, 2020.
6) Зайцева А. В. Ключевые идеи А.К. Гастева в современной практике управления//III ГАСТЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Москва, 2022. С. 58-60
7) Исмагилов Р. Х., Методы критического мышления как инструмент роста эффективности управления организацией // Менеджмент в России и за рубежом. — 2022. — № 2. — С. 26-30
8) Кирченко М.А. Особенности менеджмента в России// ИНТЕГРАЦИЯ НАУКИ, ОБЩЕСТВА, ПРОИЗВОДСТВА И ПРОМЫШЛЕННОСТИ: Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции (Стерлитамак, 28 июня 2019 г.). - Стерлитамак: АМИ, 2019. С. 138-140
9) Ковырушин Л.М., Пушкарев О.Н. Развитие и особенности становления российского менеджмента//ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ВОПРОСЫ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ. Сборник статей III Международной научно-практической конференции. Под научной редакцией Б.Н. Герасимова. Пенза, 2022. С. 200-204
10) Коргова, М. А. Менеджмент. История менеджмента : учебное пособие для среднего профессионального образования / М. А. Коргова, А. М. Салогуб. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 166 с
11) Кулемина Т.Н., Соловьева М.В. Сравнительный анализ проблем менеджмента в XX-XXI вв//АКТУАЛЬНЫЕ ТРЕНДЫ В ЭКОНОМИКЕ И ФИНАНСАХ. Материалы всероссийской научно-практической конференция. Омск, 2022. С. 416-421
12) Лукичева Л.И. Егорычев Д.Н. Управленческие решения. – М.: Омега-Л, 2021.
13) Маршев В.И. История развития управленческой мысли: Учебник. -М.: Инфра-М., 2005.
14) Мирошниченко М. Б., Аверина А. В., Байдина М. С. Развитие менеджмента в России//COLLOQUIUM-JOURNAL. 2019. № 26. С. 45-48
15) Савинкова И. А., Мишина С. В. Роль менеджмента в современном мире// ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА. Сборник научных статей 8-й Всероссийской национальной научно-практической конференции. В 4-х томах. Том 1. Под редакцией В.М. Кузьминой. Курск, 2023. С. 351-353