Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Качество – это многогранное понятие; чтобы гарантировать это, необходимо объединить творческий потенциал и практический опыт многочисленных специалистов. Решить проблему повышения качества можно только совместными усилиями государства, федеральных органов государственной власти, руководителей и членов рабочих коллективов предприятий. Важную роль в решении этой проблемы играют потребители, которые диктуют свои требования и требования производителям товаров и услуг.
Повышение качества продукции — важнейшее направление интенсивного экономического развития, источник экономического роста и эффективности общественного производства. В этих условиях возрастает важность комплексного управления качеством продукции и эффективностью производства.
Системы менеджмента качества, действующие в разных компаниях, индивидуальны. Однако мировая наука и практика сформировали общие черты этих систем, а также методы и принципы, которые могут быть применены в каждой из них.
Проблема качества продукции является универсальной в современном мире. Это не всегда считалось простым и особенно остро стоит сегодня, на этапе перехода к рыночной экономике. Наш бизнес сталкивается с большими проблемами; сокращение производства, многие заводы закрываются, коллективы не получают зарплату. Проблемы усугубляются нестабильностью финансовой системы. Возникает вопрос: о каком качестве можно говорить в такой ситуации?
Просто чтобы выжить, чтобы избежать окончательного краха промышленности страны. И ключом, который, как показывает опыт многих стран, открывает двери к выходу из кризиса, является именно качество. От того, как будет решена проблема качества, зависит значительная часть экономической и социальной жизни страны.
Объективный фактор, объясняющий многие коренные причины наших экономических и социальных трудностей, снижение темпов экономического развития в последние десятилетия, с одной стороны, и причины повышения эффективности производства и уровня жизни населения. С другой стороны, развитые страны Запада, – это качество создаваемой и производимой продукции.
Объект исследования- качество продукции
Предмет исследования- проблема качества продукции на российском рынке и пути её решения
Цель исследования- изучить проблему качества продукции на российском рынке и пути её решения
Задачи исследования:
- раскрыть понятие качества продукции
- дать оценку уровня качества продукции
- рассмотреть основные проблемы качества продукции на российском рынке
- определить пути решения проблем качества продукции в России
ГЛАВА 1. КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ
1.1. Понятие качества продукции
Качество – это совокупность характеристик объекта, связанных с его способностью удовлетворять установленные и ожидаемые потребности.
Продукты являются результатом процесса, предназначенного для удовлетворения определенных социальных или личных потребностей.
Качество продукции имеет первостепенное значение для потребителей, поскольку именно качество определяет ее ценность для потребителя. В то же время повышение качества продукции зачастую означает увеличение ее количества.
Кроме того, улучшение качества обычно достигается при меньших затратах, чем увеличение объема производства.
При наибольшем значении интегрального показателя качества продукции обеспечивается наибольший полезный эффект, получаемый на каждый рубль затрат, то есть максимальная эффективность для предприятия/общества.[4]
Управление качеством продукции предполагает достижение определенного уровня производства путем его установления, обеспечения и поддержания.
Важную роль играют экономические методы, которые охватывают такие производственные системы, как планирование, стимулирование и ценообразование.
Планирование повышения качества – это предмет установления разумных производственных целей с определенными значениями показателей, которые должны быть достигнуты в данный момент или за заданный период времени.
Задачи измерений, направленные на повышение качества продукции, разрабатываются с учетом результатов анализа качества продукции на основе:
- потребности платежеспособного рынка в продукции определенного качества.[3]
- основные направления развития отрасли;
- прогнозы технического прогресса;
- требования прогрессивных стандартов.
Требования к качеству продукции включены в систему национальных стандартов Российской Федерации и включают:
- стандарты общих технических условий, содержащие общие требования к группам однородной продукции;
- стандарты технических условий, содержащие требования к конкретной продукции.
Качество продукции зависит от:
- качество сырья и материалов;
- уровень развития науки и техники;
- прогрессивность применяемой технологии;
- организация труда и производства;
- квалификация персонала.
Современный менеджмент качества признает, что деятельность по управлению качеством не может быть эффективной после того, как продукт был изготовлен, а должна осуществляться во время производства продукта. Также важны мероприятия по обеспечению качества, которые предшествуют производственному процессу.
Менеджмент качества неизбежно работает со следующими понятиями: система, среда, цель, программа и другие.
Система управления начинается с высшего руководства, которое должно исходить из стратегии, согласно которой компания способна делать больше, чем раньше. В организационную структуру предприятия могут входить специальные подразделения, занимающиеся координацией работы по управлению качеством.
Есть факторы, влияющие на качество. Они делятся на объективные и субъективные.
К объективным факторам относятся:
- реализация научно-технического прогресса;
- качество проектной и нормативно-технической документации;
- надежность и бесперебойность работы оборудования и инструмента;
- уровень стандартизации, унификации и типизации;
- дизайн, эстетизация;
К субъективным факторам относятся:
- квалификация, навыки и опыт персонала;
- культура труда и производства;
- санитарно-гигиенические условия труда;
- психофизические условия труда;
- материальное и моральное стимулирование и мотивация к труду;
- соблюдение трудовой и технологической дисциплины.
Качество как объект управления характеризуется всеми компонентами управления: планированием, анализом, контролем.
Качество продукции является важнейшей экономической категорией и тесно связано с различными экономическими показателями, такими как себестоимость, прибыль, рентабельность и т. д.[5]
Себестоимость продукции — экономический показатель, включающий в себя стоимость потребленных средств производства и заработную плату.
Прибыль является показателем финансовых результатов хозяйственной деятельности и представляет собой превышение доходов от реализации товаров над затратами на их производство и реализацию.
Рентабельность является показателем экономической эффективности производства. Он рассчитывается как отношение прибыли к затратам или издержкам производства.[2]
Качество продукции влияет на себестоимость продукции и затраты на ее производство.
Цепочка позволяет уточнить принцип обеспечения качества и увидеть, когда, то есть на каком этапе деятельности, и где, в каком отделе он реализуется. Поскольку за каждый этап и отдел отвечает менеджер, становится понятно, кто отвечает за качество продукции. Под гарантиями мы подразумеваем технические, технологические, экономические, эргономические, экологические и другие показатели качества, гарантирующие удовлетворение требований потребителей.
Чтобы управлять качеством продукта и улучшать его, необходимо оценивать уровень качества. Оценка уровня и качества продукции составляет основу разработки необходимых контрольных мероприятий в системе управления качеством продукции.[1]
Цель оценки определяется тем: какие показатели качества следует выбрать для рассмотрения, какими методами и с какой точностью определить их значение, какие средства для этого потребуются.
Свойства продукта можно охарактеризовать количественно и качественно.
Качественными характеристиками являются соответствие изделия современным модным тенденциям, дизайну и цвету.
Количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество, рассматриваемая применительно к определенным условиям ее создания и эксплуатации или потребления, называется показателем качества продукции.
Относительные характеристики качества продукции, основанные на сравнении значений показателей качества (нового) оцениваемого товара с основными значениями тех же показателей, определяют уровень качества продукции.
Технический уровень - относительная характеристика технического совершенства продукции - совокупность наиболее существенных свойств,
Фрагмент для ознакомления
3
1. Берновский, Ю.Н. Стандарты и качество продукции: Учебно-практическое пособие Ю.Н. Берновский. - (Высшее образование) / Ю.Н. Берновский. - М.: Форум, 2017. - 256 c.
2. Берновский, Ю.Н. Стандарты и качество продукции: Учебно-практическое пособие / Ю.Н. Берновский. - М.: Форум, 2017. - 200 c.
3. Варакута, С.А. Управление качеством продукции: Учебное пособие / С.А. Варакута. - М.: Инфра-М, 2005. - 207 c.
4. Гличев, А.В. Качество продукции. Система управления / А.В. Гличев. - М.: Прогресс, 2004. - 312 c.
5. Дунченко, Н.И. Управление качеством продукции. Пищевая промышленность. Для аспирантов: Учебник / Н.И. Дунченко, М.П. Щетинин, В.С. Янковская. - СПб.: Лань, 2018. - 236 c.
6. Дунченко, Н.И. Управление качеством продукции. Пищевая промышленность. Для магистров: Учебник / Н.И. Дунченко, М.П. Щетинин, В.С. Янковская. - СПб.: Лань, 2018. - 244 c.
7. Ефимов, В.В. Статистические методы в управлении качеством продукции / В.В. Ефимов, Т.В. Барт. - М.: КноРус, 2018. - 112 c.
8. Кане, М.М. Управление качеством продукции машиностроения / М.М. Кане, А.Г. Суслов и др. - М.: Машиностроение, 2010. - 416 c.
9. Логанина, В.И. Статистические методы управления качеством продукции: Учебное пособие / В.И. Логанина и др. - М.: КДУ , 2008. - 242 c.
10. Логанина, В.И. Статистические методы управления качеством продукции / В.И. Логанина и др. - М.: КДУ, 2008. - 242 c.
11. Магомедов, Ш.Ш. Управление качеством продукции: Учебник / Ш.Ш. Магомедов, Г.Е. Беспалова. - М.: Дашков и К, 2010. - 336 c.
12. Магомедов, Ш.Ш. Управление качеством продукции: Учебник / Ш.Ш. Магомедов, Г.Е. Беспалова. - М.: Дашков и К, 2013. - 336 c.
13. Магомедов, Ш.Ш. Управление качеством продукции: Учебник / Ш.Ш. Магомедов, Г.Е. Беспалова. - М.: Дашков и К, 2016. - 336 c.