Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность развития творческих способностей человека сформулирована в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». В целевых ориентирах процесса образования говорится наряду с интеллектуальным, духовно - нравственным и о творческом развитии личности. В «Концепции духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России» творчество определяется, как базовая национальная ценность.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования развитие самостоятельной творческой деятельности ребенка, является одним из направлений образовательной области «Искусство» [1].
Проблемой развития творческих способностей занимались такие известные российские психологи как: Д.Б. Богоявленская, Л.С. Выготский, О.М. Дьяченко, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, Д.Б. Эльконин; педагоги: Д.Б. Кабалевский Т.С. Комарова, Е.Д. Критская, Л.В. Школяр, и др.
Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей, учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Внеурочная деятельность – это равноправный компонент учебного плана школы.
Цель внеурочной деятельности — это создание воспитывающей среды, обеспечивающей развитие здоровой, творчески растущей личности.
Внеурочная деятельность как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.
Проблема развития творческих способностей была предметом исследования Л.С. Выготского. Теоретические положения по проблеме развития творческих способностей рассматривали в своих трудах Теплов Б.М., Р.С. Немов, С.Л. Рубинштейн, Лук А.Н., Пономарёв Я.А. С педагогической точки зрения эту проблему исследовали И.Я. Лернер, Н.С. Щуркова, В.А. Левин.
Проблема исследования заключается в выявлении условий развития творческих способностей посредством внеурочной деятельности.
Объект исследования: развитие творческих способностей младших школьников.
Предмет исследования: развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности.
Цель: выявить изучить развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности.
Задачи
1. Рассмотреть понятие творческие способности в психолого- педагогической литературе.
2. Раскрыть особенности развития творческих способностей младших школьников.
3. Проанализировать роль внеурочной деятельности в развитии творческих способностей младших школьников.
4. Провести эмпирическое исследование по выявлению уровня развития творческих способностей детей младшего школьного возраста.
5. Разработать программу внеурочной деятельности по развитию творческих способностей младших школьников.
Методы исследования: теоретические: анализ психолого – педагогической литературы, синтез, сравнение, классификация, обобщение;
эмпирические: диагностика, количественный и качественный анализ результатов исследования.
- методы обработки результатов исследования: регистрация, процентное распределение данных, ранжирование, графической обработки данных (таблицы, рисунки), качественный анализ и интерпретация результатов исследования.
База исследования: Муниципальное общеобразовательное учреждение «БОУ Лицей №64».
Выборка: дети младшего школьного возраста 2 класса, в количестве 12 человек.
Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение, список литературы
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Развитие творческих способностей как психолого-педагогическая проблема
Проблема развития творческих способностей школьников, несомненно, актуальна. В процессе организации творческой деятельности в разных областях образования реализуется главная задача школы – всестороннее развитие личности ребенка. Творческая деятельность способствует развитию самостоятельности, инициативы, активности и способности реализовывать свои идеи и создавать новые.
В образовательных стандартах начального образования эта задача четко обозначена в следующей формулировке: «Развитие личностных качеств и способностей младших школьников основывается на приобретении опыта в различных видах учебной, познавательной, практической и социальной деятельности. Поэтому особое место в стандарте отводится практическому содержанию образования, основанному на деятельности, конкретным методам деятельности, применению полученных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях» [1].
На протяжении многих лет проблема развития творческих способностей учащихся привлекала внимание многих ученых. Это связано с растущей потребностью современного производства в активных личностях, способных ставить новые проблемы, находить решения в сложных ситуациях и постоянно совершенствовать знания, накопленные обществом в жизни и работе. Как отмечают исследователи, знания устаревают раньше, чем человек успевает их использовать. Чтобы успешно действовать и быть конкурентоспособным в современном мире, необходимо всегда быть готовым к переменам, иметь мобильную трудовую функцию и решать производственные задачи, сохраняя при этом свою уникальность.
С философской точки зрения рассматриваются вопросы о сущности творчества, в психологии творчество исследуется как процесс, психологический «механизм» акта творчества, а в педагогике – как процесс создания чего-то нового с точки зрения ребенка, овладения творческой деятельностью и целенаправленное развитие творческих способностей [15].
Известный русский философ Николай Бердяев писал: «Под творчеством я подразумеваю не создание культурного продукта, а воздействие и подъем всего человеческого существа, направленные к другой, высшей жизни, новому бытию» [4].
Исследуя механизм творчества как психологического процесса, С.Л. Рубинштейн назвал его «одним из видов деятельности, в ходе которой создаются новые и оригинальные вещи, которые есть не только у самого Творца, но и в истории науки и искусства» [17].
Психолог К.К. Платонов призывает к творческому мышлению, которое является высшей формой, выходящей за рамки того, что требуется уже известными методами для решения возникающих проблем, а более полное определение креативности дано психологом Я.А. Пономаревым. Творчество, по его мнению, является «необходимым условием развития материи, образования новых форм, с появлением которых меняются сами формы творчества». Человеческое творчество – лишь одна из таких форм»[19].
Как видим, элемент творчества присутствует в любом трудовом процессе, осуществляемом человеком, и развитие и совершенствование формы творчества во многом зависит от формы труда.
С точки зрения многих педагогов, которые рассматривают творчество как процесс, посредством которого реализуется внутренняя мотивация деятельности. Авторы считают, что ее суть заключается не столько в результатах, сколько в совершенствовании способностей человека.
Раскрывая воспитательную роль творчества, философские воззрения также отмечают, что творческая деятельность человека не имеет иной конечной цели, кроме самого человека, поскольку, творя, он не выходит за свои пределы, а расширяет свои возможности и понимает самого себя.
Развитие творческих способностей имеет первостепенное значение при организации и выполнении творческой деятельности. Проблема развития творческих способностей по мнению Б.М. Теплова заключается в «Во-первых, способности означают индивидуально-психологическую особенность, отличающую одного человека от другого. Во-вторых, способностями называются не индивидуальные характеристики вообще, а только те, которые связаны с успешностью деятельности и многими видами деятельности»[2].
Способности как индивидуально-типологические характеристики личности развиваются в деятельности и определяют успешность этой деятельности. В то же время способности развиваются только в необходимых видах деятельности. Например, невозможно развить музыкальные способности без изучения музыки, математических предметов, то есть математики. Эта закономерность применима и к творческим способностям. Последние развиваются в процессе творческой деятельности, то есть созидательного творчества.
Кроме того, само наличие способностей и уровень их развития раскрываются именно в деятельности. Таким образом, решение образовательных задач, развивающих творческие способности ребенка, лежит в процессе организации его творческой деятельности. Только во взаимодействии с учителем ребенок может освоить новый для себя вид деятельности. В свою очередь, одним из следствий этой деятельности является развитие способностей детей.
Для выяснения решающей роли творческой деятельности (творчества) в развитии творческих способностей обратимся к рассмотрению понятий «творчество» и «творческая деятельность».
В.А. Моляко считает, что само творчество можно определить как «намеренную деятельность человека», в результате которой появляются новые создаются материальные и духовные ценности, имеющие социальное значение»[12].
Психолог С.Л. Рубинштейн определил творчество как «деятельность и определение создания чего-то нового, которое содержится не только в истории развития самого творчества, но и в истории развития науки, искусства и т.д.» [17].
С.О. Грузенберг рассматривал творчество как деятельность. По его мнению, творчество – это, по сути, создание чего-то нового. Если на основе тех или иных данных не получены новые результаты, то творчества нет вообще. И новой точкой творчества является существующая комбинация стимулов, которых раньше не было ни в личном опыте, ни в опыте других, или те же систематические изменения во взаимоотношениях между ними [6].
Л.С. Николаева дает определение такой творческой деятельности – «Это деятельность человека, направленная на достижение сознательно поставленных целей, связанных с удовлетворением требований общества и государства, удовлетворением его потребностей и интересов» [16].
Таким образом, существование человека обусловлено предметной деятельностью, которая направлена на творческое преобразование окружающей действительности в соответствии с планами человека. Р.С. Немов сказал: «активная деятельность человека принципиально отличается от деятельности животных потребностями. Деятельность животного связана с удовлетворением естественных потребностей. Деятельность человека связана с искусственными потребностями, возникающими благодаря присвоению достижений культурного человеческого наследия» [15].
Проанализировав рассмотренные нами определения можно сказать, что творческая деятельность — это деятельность, в результате которой создаются новые материальные и духовные ценности, не бывшие ранее ни в опыте личности, ни в опыте других людей.
Проанализировав рассмотренные нами определения, можно сказать, что творческая деятельность – это деятельность по созданию новых материальных и духовных ценностей, которых ранее не существовало ни в опыте человека, ни в опыте другого человека.
По мнению Л.С. Выготского, творческую деятельность «следует понимать как такую деятельность человека, в результате которой создается что-то новое, будь то объект внешнего мира, построение мыслей, ведущих к новым знаниям о мире, или эмоций, отражающих новое отношение к действительности»[5].
Если внимательно изучить поведение человека, его деятельность в любой сфере, то можно выделить 2 основных типа поведения. Некоторое поведение человека можно назвать воспроизводящими или репродуктивными. Этот вид деятельности тесно связан с нашей памятью, суть которой заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет ранее созданные и разработанные способы действия и поведения. Помимо репродуктивной активности, в поведении человека присутствует творческая активность, результатом которой является создание новых образов и действий, а не воспроизведение впечатлений и поступков, которые были в его опыте. Творчество лежит в основе этого вида деятельности.
Поскольку элемент творчества может присутствовать во всех видах человеческой деятельности, справедливо говорить не только о художественном творчестве, но и о техническом творчестве, математическом творчестве, которое способствует успеху этих видов деятельности.
Американский психолог, занимавшийся проблемой человеческого интеллекта, Д. Гилфорд обнаружил, что творческим личностям свойственно так называемое дивергентное мышление (при решении проблем они не сосредотачивают все свои усилия на поиске единственно правильного решения, а начинают искать пути решения во всех возможных направлениях, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов). Возможно). Такие люди склонны формировать новые комбинации элементов, которые большинство людей знают и используют только определенным образом, образуя связи между двумя элементами, которые, казалось бы, не имеют ничего общего [3].
«Дивергентный способ мышления лежит в основе творческого мышления, которое характеризуется следующими основными особенностями:
1. Быстрота – способность высказывать максимальное количество идей (в данном случае важно не их качество, а их количество).
2. Гибкость – способность высказывать широкое многообразие идей.
3. Оригинальность – способность порождать новые нестандартные идеи (это может проявляться в ответах, решениях, несовпадающих с общепринятыми).
4. Законченность – способность совершенствовать свой «продукт» или придавать ему законченный вид» [7].
Исходя из этого, А.М. Руденко выделила «основные направления в развитии творческой деятельности детей:
1. Развитие воображения.
2. Развитие качеств мышления, которые формируют креативность»
Проанализировав рассмотренные нами определения, можно сказать, что творческая деятельность — это деятельность по созданию новых материальных и духовных ценностей, которых ранее не существовало ни в опыте человека, ни в опыте другого человека. Из вышесказанного видно, что результатом развития творческой деятельности являются внутренние и внешние ценности. Внешние значения результатов деятельности (предметов труда) можно оценить с помощью измерительных материалов (техническая оценка, тестирование), внутренние (воображение, творческое мышление) – с помощью специальных методик. Развитие творческой активности требует создания особых условий и учета возрастных особенностей.
Самым важным результатом творческой деятельности является творческие способности. Чтобы более подробно рассмотреть понятие «творческие способности», стоит, прежде всего, прибегнуть к определению понятия «способности».
И.В. Дубровина определяет такие способности следующим образом: «это индивидуально-психологические особенности человека, который соответствует требованиям данной деятельности и является наиболее условие его успешной реализации» [19].
Глубокими исследованиями по вопросу развития способностей занимался Б.М. Теплов. Он выдвинул концепцию о том, что «анатомические, физиологические особенности человека являются врожденными, создающими определенные предпосылки для развития способностей, называемых задатками» [20].
По мнению ученых, задатки являются предпосылкой для развития способностей, способности развиваются на основе этого, но не определяются ими заранее. Диатез не является определяющим, но влияет на процессы формирования и развития способностей. Способности формируются в жизни в процессе деятельности человека.
Психолог М.В. Гамезо определяет творческие способности как «общую способность к творчеству, характеризующую личность в целом, проявляющуюся в различных сферах деятельности и считающуюся относительно самостоятельным фактором одаренности»[7].
Л.Д. Столяренко поясняет, что творческие способности связаны с «успехом создания произведений материальной и духовной культуры, новых идей, открытий и изобретений». По ее мнению, высшая степень компетентности человека в той или иной деятельности называется талантом [4].
Психологи Б.М. Теплов и Р.С. Немов считают, что способности, в том числе и творческие, могут существовать только в процессе постоянного развития [26].
Способность, которую человек фактически перестает использовать, способность, которую он не развивает, со временем утрачивается. И только благодаря систематической практике, связанной с регулярными занятиями сложными видами человеческой деятельности, такими как музыка, художественное и техническое творчество, спорт, математика, человек сохраняет и развивает свои соответствующие способности.
Таким образом, в качестве основ развития творческих способностей выступают задатки и деятельность. Задатки являются предпосылками развития способностей, в том числе и творческих. Способности, как индивидуально-типологические свойства личности, развиваются в деятельности и определяются успешность этой деятельности. На основании изученной литературы по данной теме, для успешного решения педагогической проблемы развития творческих способностей, педагог должен подобрать оптимальные условия для организации творческой деятельности с учетом возрастных особенностей обучающихся.
Развитие творческих способностей зависит от знаний педагога, так как сначала идет подражание педагогу, а после уже проявление инициативы и самостоятельности ученика. Полученные навыки и умения помогут ребенку сделать эксклюзивную работу.
Л.А. Большаков утверждает, что творческие способности - это увлеченность, интеллектуальная активность и познавательная самодеятельность человека [5].
О.И. Мотков считает, что творческие способности – это умение познавать и удивляться, способность найти решение при нестандартной ситуации.
Б.М. Теплов понимает под творческими способностями индивидуальные особенности человека, которые отличают его от других, и сопровождается быстротой и легкостью приобретения знаний.
В педагогической энциклопедии творческие способности трактуются, как умение создавать оригинальное изделие или продукт, в процессе которого применялись освоенные знания и умения, и проявляются в минимальном отличии от образца.
Проанализировав тематическую литературу можно подвести итог. Творческие способности – процесс индивидуальных особенностей человека, который проявляется в творческой деятельности с помощью стремлении и эмоциональном отношении к творчеству, умении владеть выразительными средствами для создания своей работы, применяет самостоятельность, воображение и упорство при создании чего-либо нового в творческой деятельности. С.В. Погодина.
Проблемная ситуация становится отличным стимулом для проявления творческих способностей. Творческая деятельность включает в себя такие компоненты, как критичность, гибкость мышления, синтез, целостное восприятие, так полагает В.Д. Шадриков. А также, он выделяет несколько типов творческих способностей:
Научно-логические;
Технико-конструктивные;
Образно-художественные;
Вербально-поэтические;
Музыкально-двигательные;
Практико-технологические;
Ситуативные.
Л.С. Выготский считал, что творческие способности позволяют создать что то новое, так как является своеобразным раздражителем. Дети всегда хотят создать что то новое, окружить себя необычным миром. Для этого он применяет свою фантазию, опыт и знания, которые проявляются в творческом мышлении. Особую роль в развитии творческих способностей занимает воображение, так как является основой любой творческой деятельности [8, с.32].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ФГОС НОО см. письма Министерства просвещения РФ от 15 февраля 2022 г. N АЗ-113/03 и от 8 августа 2022 г. https://shsazonovskayar19.gosweb.gosuslugi.ru/netcat_files/30/50/FGOS_NOO_ot_18.07.2022.pdf
2. Амосова И. Ю. Развитие творческого воображения младших школьников //Современная педагогика. – 2019. – №. 5. – С. 1-1.
3. Антилогова, Л.Н. Роль самооценки в развитии творческих способностей младших школьников / Л. Н. Антилогова, Л. Г. Карпова // Наука о человеке: гуманитарные исследования. – 2016. – №2 (24).
4. Акуненок Т.С. Использование приемов нетрадиционного рисования. М., – 2010. - С. 189
5. Баллон, А. Психическое развитие ребенка / А. Баллон. – Москва: «Просвещение», 2014. – 300 с.
6. Вальтер, Д. В. Изучение актуального уровня развития воображения младших школьников / Д. В. Вальтер, С. А. Коваль // Проблемы современного педагогического образования. – 2017. – № 57-9. – С. 40-47.
7. Ванник, М. Э. Развиваем творческое воображение у детей. – Москва: Академия, 2015. – 125 с.
8. Волкова А. А. Психолого-педагогические условия развития умственных творческих способностей младших школьников //Студенческий электронный журнал СтРИЖ. – 2016. – №. 5. – С. 17-22.
9. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 2018. - 448 c.
10. Гаврилова, Н. Г. Развитие воображения и его роль в становлении личности младшего школьника / Н. Г. Гаврилова, О. В. Моторова / Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева, Чувашская Республика Чувашия. – 2017. – С. 44-49.
11. Давыдова И.В. Творческая направленность нетрадиционных техник рисования// Начальная школа плюс и после. 2015. с.56
12. Долгова, В. И. Формирование воображения у дошкольников: программа, результаты, рекомендации // Ученые записки университета Лесгафта. – 2014. – №11 (117).
13. Иванова, Т. В. Развитие воображения младших школьников – Курск: Региональный открытый социальный ин-т, 2015. – 84 с.
14. Ильенков, Э. В. К проблеме воображения // Вопросы психологии. – 2017. – № 5. – С. 34-38.
15. Карпенко, Н.А. К26 Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческого мышления детей дошкольного и младшего школьного возраста: монография / Н.А. Карпенко, Т.А. Пульянова. – Витебск: ВГУ имени П.М. Машерова, 2022. – 80 с.
16. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т./ Под ред. А.А. Красновского. М.: Педагогика, 2018
17. Курилова, А. С. Сущность понятия «творческое воображение» у детей младшего школьного возраста // Современные научные исследования и разработки. – 2017. – № 5 (13). – С. 193-197.
18. Львова С. В., Аракелян К. А. Развитие творческого мышления и воображения младших школьников //ЦИТИСЭ. – 2017. – №. 2. – С. 13-13.
19. Никифоров О.И. К вопросу о воображении / О.И. Никифоров // Вопросы психологии. – 2019. – №2. – С. 67-77.
20. Николаенко Н.Н. Психология творчества / Н.Н. Николаенко. – СПб.: Речь, 2007. – 288 с.
21. Лернер, И.Я. Дидактические основы методов обучения/ И.Я. Лернер. М: Москва, 2019 – с.198
22. Мурзина, Н. П. Психология и педагогика начального образования: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению "Педагогическое образование" [Текст] / 74 Н. П. Мурзина, Е. В. Чердынцева, М. В. Мякишева, Е. Г. Ожогова, Е. В. Намсинк, И. Н. Рассказова, Е. В. Чухина, О. В. Якубенко. Под общей редакцией Н. П. Мурзиной. – Омск: изд-во Ом ГПУ, 2015. – 484 с.
23. Полуянов Ю.А. Воображение и способности / Ю.А. Полуянов. – М.: Знание, 2003. – 155 с.
24. Рощин С. П., Барбашова Н. А. Творческое воображение, сущность содержания //Международный научно-исследовательский журнал. – 2019. – №. 5-2 (83). – С. 63-66.
25. Рузская, А.Г. Некоторые особенности воображения младшего школьника / А.Г. Рузская. – Москва // Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия: учебное пособие / сост. И.В. Дубровина, Анна Михайловна Прихожан, В.В. Зацепин. – Москва: Академия, 2016.
26. Рубинштейн, C. Л. Основы общей психология. – Санкт Петербург: Питер, 2017. – 368 с.
27. Смирнова, Е. О. Детская психология. – Санкт-Петербург: Питер, 2015. – 304 с.
28. Субботина Л.Ю. Детские фантазии: Развитие воображения детей / Л.Ю. Субботина. – Екатеринбург: У-Фактория, 2020. – 192 с.
29. Юркова Н. Рисование мыльной пеной, крашенными опилками, на самоклеющейся пленке // Обруч. Санкт Петербург – 2014. – с. 95