Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Образ жизни и экологическая обстановка прямо воздействуют на благополучие человека. Сегодняшний ритм жизни отмечен присутствием разнообразных привязанностей, которые чаще всего формируются в подростковом возрасте. Молодые люди сталкиваются с множеством опасностей, влияющих на их психоэмоциональное развитие. Учитывая, что прогресс нации во многом определяется молодым поколением, важно создавать условия для развития гармоничной личности.
Сегодня многие подростки нуждаются в срочной психологической поддержке. Они выделяются среди сверстников из-за своего асоциального поведения и проблем в адаптации. К сожалению, общество не придает должного значения этой проблеме, что ведет к увеличению числа зависимых подростков.
Актуальность данного исследования определяется тем, что исследование психологического состояния вопроса крайне важна для раннего выявления трудностей в развитии личности ребёнка и предотвращения колоссальных проблем (зависимостей, суицида). Учитывая возраст обучающихся подросткового возраста, необходимо выбирать такие методы исследования, которые позволяют минимально воздействовать на подростка, но в тоже время получить ясную картину его личностного развития. Одним из таких методов является проективный рисунок.
Проективный рисунок - это методика психологического тестирования, которая используется для изучения и анализа личности человека.
Основная идея проективного рисунка заключается в том, что посредством рисования можно выразить свои чувства, мысли, стремления и бессознательные стороны своей личности. Рисунок проекта может быть полезным инструментом для изучения личности, поскольку он может раскрыть некоторые скрытые аспекты ума. знания, которые трудно выразить словами. Он также может помочь выявить эмоциональные или психологические проблемы и может использоваться в терапии для самовыражения и самосознания. Важно отметить, что проективное рисование – не единственный способ изучения или определения личности. Его следует использовать в сочетании с другими методами и подходами, чтобы лучше понять человека и его психологическое состояние.
Детский рисунок рассматривается в первую очередь как проекция личности ребенка, как символическое выражение его отношения к миру. В этой связи очень важно отделять в детском рисунке те его особенности, которые отражают уровень умственного развития ребенка и степень овладения им техникой рисования, с одной стороны, и особенности рисунка, отражающие личностные характеристики, - с другой.
Цель эмпирического исследования – исследование возможностей проективного рисунка в диагностике свойств и состояний подростков
Объект исследования – проективный рисунок.
Предмет исследования – особенности использования проективного рисунка в диагностике психологических свойств и состояний подростков.
Задачи исследования:
1)описать методику проективного рисунка
2)предоставить классификацию проективных рисунков
3)определить преимущества и недостатки проективного рисунка
4)провести эмпирическое исследование по диагностике свойств и состояний подростков с помощью методики проективного рисунка
Гипотеза исследования – Проективный рисунок является эффективным методом диагностики психологических свойств и состояний подростков.
Методы исследования: методика «Рисунок человека» К. Маховер.
База исследования.
В исследовании приняло участие 18 обучающихся подросткового возраста.
Практическая значимость: полученные результаты исследования, а именно результаты психодиагностики свойств и состояний подростков посредством проективного метода могут быть использованы педагогами-психологами, социальными педагогами, классными руководителя в дальнейшей работе с подростками.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения и списка литературы.
Глава 1. Теоретический анализ методик проективного рисунка
1.1 Основная характеристика проективного рисунка
Особенности социального развития, семейного положения, эмоционального и физического благополучия и другие подобные факторы влияют на структуру, композицию, пространство, цвет, символику и характер художественного образа.
Графические методы позволяют человеку не только проецировать реальность, но и по-своему интерпретировать ее. Естественно, полученные результаты во многом отражают настроение, состояние и особенности внутреннего мира «художника» [34].
С позиций феноменологии визуальное произведение рассматривается как отражение внутреннего опыта, части личности автора. Общаясь с художественными материалами, человек раскрывает индивидуальность и неповторимость своего внутреннего мира.
Рисование изначально использовались в психологии в диагностических целях, но современные психологи приходят к выводу, что рисование бывают разными. Оно имеет свои особенности и может быть модифицировано для использования в психологической практике.
Ее преимущество (по сравнению с другими видами деятельности) требует согласованного участия многих психических функций. По мнению специалистов, образ участвует в координации отношений между пространствами, поскольку в процессе конкретного образного мышления он связан с полушарием мозга и абстрактной работой, за которое ответственно левое полушарие.
В основе данного положения положены особенности проективного рисунка как средства выражения личности человека.
Проективный рисунок – это методика психодиагностического исследования, основанная на анализе графического материала [3].
Проектировочный рисунок можно использовать для индивидуальной и групповой работы.
Основная задача такого метода - выявить и понять проблемы и впечатления человека, которые он выразил в форме рисунка.
При интерпретации рисунка обращают внимание на содержание, способы выражения, цвет, форму, композицию, размер, особенности, которые повторяются в разных рисунках одного и того же человека. Проективный образ отражает непосредственное понимание человеком конкретной ситуации и опыта, часто подсознательно и вербально [8].
Доктор психологических наук, профессор Потемкина Е.В. на основе анализа и интерпретации более 100 000 рисунков людей разных возрастов и профессий, в разных жизненных ситуациях и психических состояниях, создала схему анализа рисунка. В этой схеме автор рекомендует учитывать следующие показатели: пропорции и размеры рисунка, состав линий, способ рисования, наличие теней, характеристики нажим, размещение композиции, содержание изображения, цветовая палитра, уровень смысла. Эти признаки позволяют определить состояние двигательных навыков, индивидуально-типологические и возрастные особенности, самооценку и направленность личности, интеллектуальное развитие, эмоциональное состояние; характеристики темперамента, развитие воображения и фантазии, мотивационные возможности [19].
Так, человек, который говорит, что он удовлетворен своим положением в обществе и своими профессиональными успехами, выполняя рисунок на тему «какой я есть», рисует яркие и крупные фигуры коллег, помещение, себя же помещает в самом углу листа, рисует черным цветом, и фигурка выполнена гораздо меньше и небрежнее, чем остальные. Фигуры коллег он прорисовывает тщательно, крупно, себя же рисует небрежно, штрихами. При обсуждении оказывается, что рисунок гораздо более точно отражал ситуацию, чем высказывания автора рисунка, и главное – отражает истинные его переживания в связи со своим положением в профессиональном сообществе [9].
В каждом рисунке выделяется сообщение, которое можно считать как «послание другому человеку». Это затрудняет объективное «чтение» изображений в проекционных тестах. Сказанное несложно проиллюстрировать разнообразием интерпретаций одних и тех же признаков рисунка, предложенных различными авторами в научных и популярных изданиях. В их числе классические работы: «Рисунок человека» (тесты Гудинаф Ф., 1926 («Draw-a-man»), Д. Харриса, 1963); «Дерево» (Кох К., 1957); «Дом— дерево— человек» (Бук Д., 1948); «Рисунок семьи» (авторы тестов: Вульф В., 1947; Хьюлс В., 1951; Бернс Р.К., 1972, Кауфман С.К., 1972); «Несуществующее (неизвестное) животное» (Дукаревич М.З., 1990) и другие, а также публикации по арт-терапии [27], [35].
Е. Крамер (1975) выделяет четыре типа картинок, важных для проективной методики, в зависимости от основных этапов развития изобразительной деятельности детей:
1. Каракули – это бесформенные, хаотичные линии, примитивные, незавершенные формы.
2. Схемы и полусхемы, отражающие распространенные стереотипные образы.
3. Пиктограммы, то есть схемы, обогащенные изображениями индивидуальности ребенка и его взаимоотношений с миром. Хотя пиктограммы и отражают действенный взгляд ребенка на мир, они еще не открыты для общения с миром, требуют понимания и интерпретации образа, созданного самим автором.
4. Художественные образы, имеющие эстетическую ценность, явно воздействуют на зрителя без необходимости дополнительных пояснений со стороны автора [11].
Наиболее удобным изображением для решения задач коррекции является четвертый тип изображений – художественные образы, которые позволяют в полной мере понять все преимущества искусства и творчества.
Таким образом, проективный рисунок представляет собой модель отражения внутреннего образа человека посредством рисунка.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование». 7-е изд. СПб.: Питер, 2007. 688 с.
2. Бурлачук Л.Ф. Введение в проективную психологию / Л.Ф.Бурлачук. - К.: Ника-Центр, 1997. - 128 с.
3. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. М.: Владос-Пресс, 2003. 160 с.
4. Волков Б.С. Волкова Н.В. Возрастная психология. М., 2008.
5. Галагузова М.А. Социальная педагогика: курс лекций: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /под общ. ред. М.А. Галагузовой // – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2012.
6. Горьковая И. А. Личность подростка-правонарушителя / И. А. Горьковая. — СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. — 236 с.
7. Гришина Н. В. Психология конфликта / Н. В. Гришина. — 2-е изд., перераб. и доп. — СПб. : Питер, 2008. — 544 с.
8. ГРАФИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ: Хрестоматия для студентов-психологов. – Ч.2. – Изд-е 2-е перераб. и доп. /Сост. И.А. Агеева. – Бишкек: КРСУ, 2007. – 329 с.
9. Дилео Д. Детский рисунок: диагностика и интерпретация. — М: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. — 272 с,
10. Драгунова Т.В. Психологические особенности подростка // Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В.Петровского. - М.: 1979. - С. 19 - 25.
11. Заргарян И.В. Теория и практика цветоведения. Учебное пособие / И.В. Заргарян. - Ялта: РИО КГУ, 2010. - 68 с.
12. Залевская Я. Г.Психологический анализ рисунков // Проблемы современного педагогического образования. 2019. №63-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskiy-analiz-risunkov (дата обращения: 28.05.2024).
13. Коломинский Я. Л. Социальная психология взаимоотношений в малых группах / Я. Л. Коломинский. — М. : АСТ, 2010. — 446 с.
14. Коржова Е. Ю. Психология жизненных ситуаций человека. СПб., 2006. 384 с.
15. Лабунская В. А. Психология затрудненного общения. Теория. Методы. Диагностика. Коррекция : учеб. пособие для вузов / В. А. Лабунская, Ю. А. Менджерицкая, Е. Д. Бреус. — М. : Академия, 2001. — 286 с.
16. Левитов Н. Д. Психология характера / Н. Д. Левитов. — 3-е изд. испр. и доп. — М. : Просвещение, 1969. — 424 с.
17. Лебедева Л. Д., Никонорова Ю. В., Тараканова Н. А. Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт-терапии. — СПб.: Речь, 2006. — 336 с.
18. Общая психология / состав. Е.И. Рогов, М., 1995.
19. Потемкина, О.Ф. Психологический анализ рисунка и текста / О.Ф. Потемкина, Е.В. Потемкина. -СПб.: Речь, 2006. - 524 с.
20. Практическая психодиагностика: Методики и тесты / под ред. Д. Я. Райгородского. Самара, 2001. 672 с.
21. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / под ред. А.А. Крылова, С. А. Мани-чева. СПб., 2000. 284.
22. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. /Ф. Райс // - СПб., 2010.
23. Романова, Е.С. Графические методы в практической психологии / Е.С. Романова. - СПб.: Речь, 2011. - 529 с.
24. Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. М.: Дидакт, 1992. 256 с.
25. Семенова А. В. ЛИЧНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ В ПОДРОСТКОВОМ И ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ // Педагогика: история, перспективы. 2020. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/lichnostnye-harakteristiki-v-podrostkovom-i-yunosheskom-vozraste (дата обращения: 28.05.2024).
26. Собчик, Л.Н. Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики / Л.Н. Собчик. -СПб.: Речь, 2005. - 624 с.
27. Соколова Е. Т. Из истории проективного метода // Общая психодиагностика / под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. СПб., 2000. С. 51-70.
28. Сорокоумова С. Н., Протасов А. Б. Методы и технологии изучения психологических особенностей личности современных подростков // Известия Самарского научного центра РАН. 2012. №2-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metody-i-tehnologii-izucheniya-psihologicheskih-osobennostey-lichnosti-sovremennyh-podrostkov (дата обращения: 28.05.2024).
29. Столин В.В. Познание себя и отношение к себе в структуре самосознания личности: дис. ... докт. психол. наук. М., 1985. 530 с.
30. Султанова З. В. Типы рисунков в проективной методике «Нарисуй свою жизнь» // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2009. №3-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tipy-risunkov-v-proektivnoy-metodike-narisuy-svoyu-zhizn (дата обращения: 28.05.2024).
31. Тигунцева Г. Н. Психологические факторы возникновения коммуникативных деструкций делинквентных подростков // Известия БГУ. 2015. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-faktory-vozniknoveniya-kommunikativnyh-destruktsiy-delinkventnyh-podrostkov (дата обращения: 28.05.2024).
32. Трошина Е. С. К вопросу о психодиагностическом потенциале рисуночных методик в исследовании индивидуально-психологических особенностей личности // Вопросы науки и образования. 2017. №11 (12). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-psihodiagnosticheskom-potentsiale-risunochnyh-metodik-v-issledovanii-individualno-psihologicheskih-osobennostey (дата обращения: 28.05.2024).
33. Франк Л. К. Проективные методы изучения личности // Проективная психология. М., 2000. С. 68-83.
34. Шляпникова И.А. Проективные методы психодиагностики / И.А. Шляпникова. - Челябинск: ЮУрГУ, 2012. - 71 с.
35. Шмелев А. Г. Прогноз и распознавание образов // Общая психодиагностика / под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. М., 1987. С. 95-103.