Фрагмент для ознакомления
2
ФАС РФ считает прецедентным решение СИП о бренде № 1.
1.Прокомментируйте слова: «Служба будет квалифицировать в качестве недобросовестной конкуренции любые наименования, в состав которых включены слова «лучший», «первый», «номер один» и символы «№ 1» О каких еще «наименованиях» помимо товарных знаков может идти речь?
Ответ.
ФАС РФ ужесточило регулирование рынка рекламы. В частности, ФАС РФ расширило понятие "недобросовестной конкуренции" в части статьи 14 Федерального закона "О защите конкуренции". Антимонопольная служба считает, что такие действия как дискредитация, введение в заблуждение, некорректное сравнение и использование деловой репутации другого хозяйствующего субъекта являются недобросовестной конкуренцией .
Для предотвращения некорректного сопоставления ФАС РФ будет квалифицировать в качестве недобросовестной конкуренции любые наименования, в состав которых включены слова «лучший», «первый», «номер один» и символы «№ 1.
Помимо товарных знаков в данном случае будет идти речь о следующих «наименованиях»: под запрет попадают некоторые слова или словосочетания, которые создают впечатление превосходства товара или хозяйствующего субъекта, но не указывают конкретные показатели сравнения, которые имеют объективное подтверждение. Если действия по недобросовестной конкуренции не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, антимонопольное ведомство рекомендует их штрафовать.
2. В статье приведены номера, под которыми зарегистрированы спорные товарные знаки. Уточните, приведите в работе и прокомментируйте информацию об их правообладателях, приоритете, круге товаров, в отношении которых предоставлена охрана, сроке действия исключительного права, неохраняемых элементах.
Можно ли зарегистрировать товарный знак, включающий слово «дихлофос» в качестве охраняемого элемента, для инсектицидов? Почему?
Ответ.
Компания «Арнест» с 1972 года производит инсектициды, которые используются для уничтожения насекомых (Дихлофос). ФАС РФ заинтересовалась этим. Фирма "Парус" - зарегистрировала товарный знак "Дихлофос №1" в качестве обозначения для продукции. Данные действия компании «Парус» по мнению ведомства являются попыткой обойти запрет на использование обозначения, которое создает впечатление превосходства продукта над товарами конкурентов. В результате регистрации товарного знака, который содержит «№1». Согласно решению ФАС РФ, компания «Парус» была признана нарушившей закон о защите конкуренции и ей был назначен штраф в размере 100 000 рублей.
Использование слов, которые могут создать впечатление о превосходстве товара по сравнению с товарами конкурентов, без учета объективных критериев сравнения является нарушением ст.14.3 Закона о защите конкуренции.
Антимонопольный орган принял во внимание, что такие слова или обозначения являются частями товарного знака, который является частью зарегистрированного товарного знака и могут быть расценены как нарушение статьи 14.4 Закона о защите конкуренции. Установленная норма касается приобретения товарных знаков и других способов индивидуализации .
Компании обжаловала решение ФАС РФ о признании недействительным решения антимонопольного органа, но Суд по интеллектуальным правам поддержал позицию антимонопольного органа в двух инстанциях.
Согласно Постановлению суда, действия, направленные на приобретение и использование средства индивидуализации, включающие в себя слова "лучший", "первый", "номер один" ("№ 1") могут быть расценены как недобросовестная конкуренция по статье 14.4 Закона о защите конкуренции.
Данное решение может привести к прекращению правовой охраны не соответствующих товарных знаков.
3.В чем вообще состоят функции товарных знаков?
Ответ.
Товарный знак (знак обслуживания) - это наименование, исключительные права, который может использоваться для индивидуализации товаров и услуг, которые используются в процессе их производства, а также для выполнения работ или оказания услуг .
Выделяются три основных функции товарных знаков: идентификационная, информационная и рекламная.
Идентификационная функция обеспечивает отделение товара (услуги) одного производителя от аналогичного товара (услуги) другого производителя, являющегося конкурентом первого.
Информационная функция обеспечивает донесение до потребителя товара (услуги) сведений о качестве последних, позволяя тем самым делать потребителю осознанный выбор.
Рекламная функция придает товару наряду с информационной функцией качество известности, делая товар (услугу) популярными среди потребителей.
Товарные знаки, как средства, индивидуализирующие производимую продукцию, могут быть классифицированы по различным основаниям.
В соответствии со ст.1482 ГК РФ, товарный знак может быть зарегистрирован в качестве товарного знака на любую букву или изображение любого цвета и сочетания цветов, а также их комбинации. Следовательно, товарные знаки имеют тесную связь с другими средствами индивидуализации.
К примеру, в п.2 ст.1476 ГК РФ говорится о том, как соотносятся права на фирменные наименования и права на товарные знаки . При этом в качестве товарного знака, принадлежащего правообладателю, могут быть использованы как фирменное наименование, так и его отдельные элементы. Также в данном случае наименование компании, которое присутствует в товарном знаке, охраняется независимо от охраны товарного знака.
Правообладатель может использовать фирменное наименование или иной элемент наименования своего товарного знака. Это правило закреплено в п.2 ст.1541 ГК РФ. Если в товарный знак входит фирменное наименование, оно также защищается.
Отношения, регулируемые Гражданским кодексом Российской Федерации о товарных знаках и средствах индивидуализации, в том числе распространяются на такие средства индивидуализации, как знаки обслуживания. Это обозначения, которые используются для того, чтобы подчеркнуть качество выполняемой работы или оказываемых услуг (пункт 2 статьи 1477 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно п.6 ст.1252 ГК РФ, если различные средства индивидуализации (фирменные наименования, товарные знаки, знаки обслуживания, коммерческие наименования) тождественны или сходны до степени смешения и в результате такого тождества или сходства могут быть неправильно идентифицированы потребителями и (или) контрагентами, исключительное право возникает первым. В случае, если будет установлен приоритет выставки или конвенции в области индивидуализации, предпочтение будет отдано средству индивидуализации с правом преимущественной покупки. Чтобы зарегистрировать товарный знак в Роспатенте, необходимо соответствовать следующим требованиям: иметь право на защиту от копирования и незаконного использования другими участниками рынка, а также обладать способностью к правовой охране и защите от недобросовестного использования.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты:
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ (ред. от 30.01.2024) // Собрание законодательства РФ, 25.12.2006, № 52 (1 ч.), ст. 5496.
2. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 19.04.2024) "О защите конкуренции" // Собрание законодательства РФ, 31.07.2006, № 31 (1 ч.), ст. 3434
3. Рекомендации ФАС России от 26 августа 2019 г. № АК/74286/19 "Об особенностях рассмотрения дел о нарушении запрета, установленного статьей 14.4 Закона "О защите конкуренции" // СПС "Гарант".
Материалы судебной практики:
4. Постановление Суда по интеллектуальным правам от 11 апреля 2024 года Дело № СИП-439/2023 // https://kad.arbitr.ru/Card/e2584cdc-1b0e-4772-9087-00252f22a675
5. Постановление Суда по интеллектуальным правам от 7 февраля 2020 г. по делу № СИП-754/2018. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы "КонсультантПлюс".
6. Постановление Президиума ВАС РФ от 03.04.2012 № 16133/11 по делу № А40-4717/11-67-39//СПС Консультант плюс
Научная литература:
7. Петров А.В., Бурячек В.И., Дибаева С.Е., Коренькова Д.Д., Савельев В.Е., Сергеева Е.Е. Недобросовестная конкуренция с использованием охраняемых результатов интеллектуальной деятельности и исключительных прав на средства индивидуализации: анализ актуальной судебной практики // Конкурентное право. 2020. № 3. С. 16 - 22.
8. Поротикова О.А. Проблема злоупотребления субъективным гражданским правом: монография / О.А. Поротикова. 3-е изд., доп. Москва: Юрайт, 2020. 241 с.
9. Предпринимательское право: учебник: в 2 т. / А.Ю. Бушев, О.А. Городов, Д.А. Жмулина и др.; под ред. В.Ф. Попондопуло. 6-е изд., перераб. и доп. Москва: Проспект, 2023. Т. 1. 624 с.