Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования состоит в том, чтобы получить более глубокое понимание условий, в которых корейское искусство распространилось на международном уровне. В современную эпоху глобализации культурная дипломатия является не просто дополнением к традиционной дипломатии, но и может играть определенную роль сама по себе, и культура, как невидимая сила, оказывает огромное влияние. В начале XXI века успешная практика культурной дипломатии мягкой силы Республики Корея является заметным событием на международной арене. "Корейская волна" – типичная черта развития корейской культуры сегодня. Республика Корея является хорошим примером эффективного применения культурной дипломатии для распространения культуры страны, повышения национального имиджа и улучшения ее экономики. В то же время важно отметить успешный опыт и существующие проблемы культурной дипломатии Республики Корея. Некоторые основные выводы были связаны с тем, как корейское искусство превратилось во всемирное явление. Как уже говорилось выше, за этой трансформацией стояла «Корейская волна». Помимо к-поп, «Корейская волна» распространила к-медиа в целом. Кроме того, изучая культуру, стоящую за к-попом было определено, что она уникальна, но в то же время в чем-то похожа на другие культуры.
Проблема исследования. В последние годы наблюдается приток корейского искусства по всему миру. В анализе утверждается, что в случае с Кореей культурная дипломатия была явно реализована в рамках нисходящего и одностороннего подхода правительства для повышения национального престижа за рубежом, подкрепленного институциональным наследием модели управления государством развития. Тем не менее, появился и скрытый подход, связанный с наращиванием потенциала отечественных культурных индустрий посредством содействия международному культурному обмену.
Историографический обзор. Научной базой исследования послужили работы таких авторов как Н.Е. Титкова, Н.Н. Летина, И.В. Логинова, М.В. Ваулина, Е.Ю. Гайнуллина, Д.И. Бураев, М.Ц. Гармаханов и другие.
Предмет исследования – основы культурной дипломатии Республики Корея.
Объект исследования – ключевые акторы и тенденции популяризация корейского искусства как основы культурной дипломатии Республики Корея.
Цель исследования состоит в том, чтобы провести анализ популяризация корейского искусства в мире как направления культурной дипломатии Республики Корея.
Задачи исследования:
представить определение и механизмы реализации концепции «Мягкая сила».
рассмотреть культурную дипломатию в теории международных отношений;
дать характеристику популярности корейского искусства в мире;
выделить основные тенденции популярности корейского искусства в мире.
Хронологическими рамками исследования является период с 1990 по 2024 гг. Нижняя граница рассматриваемого периода установлена в связи с тем, что начиная с 1990-х гг. культурная дипломатия Республики Корея получила первоначальный импульс к развитию и продолжает развиваться сегодня.
Территориальные рамки – Республика Корея.
Источниковую базу исследования составили отчёты Министерств Республики Корея и международные договоры.
Методология исследования основана на принципах научной объективности и системности: все процессы рассматриваются в контексте конкретной ситуации, а факты и события анализируются в совокупности, а не отдельно друг от друга. Важную роль при проведении исследования играл принцип историзма – подхода к действительности как изменяющейся во времени, развивающейся, а также общенаучные методы исследования. К методам исследования, использованным при написании работы, относятся: сбор информации, метод анализа, синтеза, сравнения, классификации, группировки, историко-хронологический метод, индукция, дедукция.
Структура исследования. Научная работа состоит из введения, двухглав, заключения и списка использованной литературы. Введение раскрывает актуальность, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования. В заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме.
Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения культурной дипломатии
1.1. «Мягкая сила»: определение и механизмы реализации
Широко используемое сегодня понятие «мягкая сила» впервые было введено в политический лексикон Дж. Наем и представляет собой прочное средство оказания влияния на другие государства, наряду с экономическими и военно-политическими механизмами. На международной арене многие страны используют определенные методы для достижения определенных целей.
Этот инструмент уже давно стал одним из ключевых направлений внешнеполитической деятельности глобальных и региональных держав, стремящихся обеспечить конкурентные преимущества на международной арене. «Мягкая сила» в широком смысле относится к культурной и политической власти, обеспечивающей добровольное подчинение политике других государств и симпатию. Оно основано на ценностях.
В российской и зарубежной литературе существуем множество подходов к определению «мягкой силы». Создатель термина «мягкая сила» Дж. Най понимает под ним способность влиять на других для достижения желаемых результатов посредством привлечения и убеждения, а не принуждения или оплаты.
А.С. Косякина подчеркивает, что «мягкая сила» - это способность влиять на другие страны, не прибегая к принуждению или силе, апеллируя к их интересам и ценностям. Культура, искусство и наука необходимы для «мягкой силы». «Мягкая сила» развивается в дипломатической сфере с использованием различных стратегий, включая спортивную дипломатию, образовательную дипломатию, публичную дипломатию, научную дипломатию и цифровую дипломатию.
В настоящее время политика «мягкой силы» в России все больше привлекает внимание экспертов и ученых. Многие работы, посвященные этой и смежным вопросам, особенно феномену и практике так называемой публичной дипломатии, опубликованы на русском и английском языках.
Важнейшим трудом в этой сфере является книга доктора политических наук МГИМО МИД РФ М.М. Лебедевой «Российская общественная дипломатия: от Советского Союза к России», в которой исследуется эволюция российской публичной дипломатии с советской эпохи. Кроме того, в данном исследовании авторы рассматривают необходимость публичной дипломатии, изменения, отраженные в официальных документах Российской Федерации, и анализируют создание новых институтов, направленных на содействие развитию «мягкой силы» в стране .
Еще одно крупное исследование, посвященное политике «мягкой силы» России — труд доктора исторических наук, профессора Дипломатической академии МИД России М.А. Неймарка . Данное исследование комплексно освещает характеристики, возможности и перспективы российской «мягкой силы», особенно в контексте пандемии коронавируса, которая является новым элементом в процессе глобального геополитического ландшафта.
М.А. Неймарк , работая над определением «мягкой силой», подчеркивает важность гибкости власти, как исходного импульса любой грамотной политики, как внутренней, так и внешней. Он также акцентирует часто появляющиеся в научной литературе различные толкования перевода понятия «soft power», подчеркивая важность исключения расхождений в понимании термина «мягкая сила».
В основе понятия «мягкая сила» все исследователи выделяют ключевой фактор — оказание воздействия без принуждения.
«Мягкая сила» имеет большое значение, поскольку она уменьшает человеческие страдания количественным и конструктивным образом. Следовательно, чтобы оценить значение «мягкой силы», необходимо осознавать ограничения «жесткой силы» с точки зрения ученых. Хотя «жесткая сила» исторически была одним из наиболее влиятельных факторов в международных отношениях, сторонники «мягкой силы» утверждают, что «жесткая сила» находится в упадке. Некоторые исследователи полагают, что «жесткая сила» (или военная сила) менее значительна и эффективна, чем это могло быть в прошлом, по нескольким причинам.
Например, несмотря на давнюю традицию военной мощи (которая существует и сегодня), нынешние великие державы обычно считают слишком дорогостоящим и опасным прямое применение силы ради экономической выгоды. Преобразование экономических ресурсов в военную мощь может оказаться чрезвычайно дорогостоящим, даже при отсутствии враждебности.
Следовательно, для сохранения влияния государства в международных отношениях может стать более важным создание методов «мягкой силы», таких как коммуникативные навыки, а также институциональные и организационные навыки, среди других элементов «мягкой силы» . Кроме того, по мере того как экономическая взаимозависимость стран возрастает, использование силы для разрешения споров становится все менее и менее возможным вариантом.
Следовательно, сторонники «мягкой силы» утверждают, что государства должны адаптироваться к своим идеям силы, не путем ликвидации вооруженных сил, как считают некоторые, а, скорее, путем инвестирования в эти другие области «мягкой силы» в международных отношениях и способности использовать факторы «мягкой силы».
Что касается прогнозов на краткосрочную перспективу, ряд экспертов полагают, что текущий процесс глобальных изменений баланса сил должен рассматриваться мировыми лидерами как срочный призыв к действию в плане разработки новых стратегий внешней политики. Считается, что те, кто отвечает за формирование внешней политики страны, должны быть готовы к грядущим неопределенным временам.
Поскольку государства стремятся адаптироваться к стремительно меняющемуся статус-кво и скорректировать свои концепции, ресурсы «мягкой силы», которые они имеют в распоряжении, станут основной частью инструментов внешней политики, необходимых в будущем. Те страны, которые наиболее умело используют «мягкую силу» для содействия позитивному сотрудничеству, будут иметь больше шансов пережить нынешнюю неопределенность и геополитическую нестабильность и, в конечном итоге, определять глобальные события.
Политолог Дж. Най в своих трудах определил следующие факторы, на которых базируется политика «мягкой силы» государств: внешняя политика, политические ценности, культура. Авторитетные международные агентства (Brand Finance, The Soft Power 30, Anholt-Gfk Roper Nation Brands Index), которые занимаются составлением рейтингов «мягкой силы» и оценки которых уже давно являются ориентирами для мировых политиков, выделяют семь столпов «мягкой силы» государства :
1. Экономика и торговля. Сюда относят все бизнес-процессы, происходящие в стране, особенности налогообложения, развитость инфраструктуры, перспективы роста, а также состояние инвестиционного климата.
2. Государственное управление. Важным является степень ответственности государства в политическом плане, соблюдение и