Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования.
Современное общество, как известно, находится в состоянии глубокого кризиса. Одним из его последствий является обострение проблем во всех сферах жизни общества. Последние геополитические изменения сильно обострили отношения между социальными субъектами, что привело к росту агрессии между различными слоями населения. Здесь особенно опасны чувства молодежи как граждан, ответственных за будущее страны, носителей ее культуры. Тенденция этих настроений такова, что современная молодежь крайне негативно воспринимает такие понятия, как "гражданский долг", "ответственность за судьбу Родины". Кроме того, это обстоятельство осложняется "лжепатриотическими лозунгами различного рода сепаратистов, экстремистов и националистов".
Из всего вышесказанного очевидна необходимость укрепления патриотизма в сознании граждан, в том числе путем активного и систематического формирования патриотических чувств младших школьников. Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей государственной политики Российской Федерации.
Законопослушность, Верховенство закона, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и социальных отношений – все это напрямую зависит от принятия гражданином России национальных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной жизни и социальный. Формирование моральных и духовных ценностей учащихся в системе общего образования сегодня является значимой социальной и педагогической задачей. От его решения во многом зависит состояние общественной морали, социальных, межнациональных и межконфессиональных отношений в стране, будущее российского общества и государства.
Период дошкольного и младшего школьного детства является наиболее важным для развития эстетического восприятия, творчества и формирования морально-эстетического отношения к жизни. В этом возрасте происходит наиболее интенсивное формирование свойств и качеств личности, которые сохраняются более или менее неизменными на протяжении всей жизни. Ребенок школьного возраста более восприимчив к эмоциональному, ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки в развитии и образовании в этот период жизни трудно компенсировать в последующие годы.
Формирование цивилизованной личности, гражданина – патриота своей страны требует новых подходов к патриотическому воспитанию. В настоящее время в целях патриотического воспитания активно используются возможности искусства, в том числе музыки.
Музыкальное искусство – это средство выражения мыслей и чувств людей. Таким образом, восприимчиво слушая музыкальное произведение, человек приобщается к ценностям, выраженным в произведении, переживает подобное эмоциональное состояние. Музыка, передающая патриотические чувства, представляет большой потенциал в воспитании личности младшего школьника. Средства обучения, учитывая психологические особенности возраста развития детей школьного возраста, прививают детям ценности созидания, саморазвития, доброты, честности и справедливости, открытости, терпимости, любви и уважения к своей Родине, и они создают условия для развития у школьников интереса к изучению своей страны, ее прошлого и настоящего, ее природы и культуры. И при этом формируются представления о многообразии культур разных стран мира, уважительное отношение к культурам других народов.
Приобщение ребенка к миру музыки оказывает влияние на формирование ценностного отношения к искусству и окружающей действительности, способствует личностному развитию.
Цель исследования – изучение формирования патриотических чувств младших шильников на уроках музыки.
Объект исследования – процесс формирования патриотических чувств.
Предмет исследования – формирование патриотических чувств младших шильников на уроках музыки.
Задачи:
1. Раскрыть понятие с сущность патриотизма.
2. Определить возможности музыкальной деятельности в формировании патриотических чувств младших школьников.
3. Описать приемы, средства и методы развития чувства патриотизма на уроках музыки.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературу, сравнение, обобщение.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ
1.1 Понятие с сущность патриотизма
Изменения в современном обществе повлекли за собой смену парадигмы воспитания, при котором основное внимание уделяется воспитанию независимости, креативности, инициативности, ответственности и способности принимать правильные решения в сложных и экстремальных ситуациях. Наряду с совершенствованием образовательной деятельности необходимо также улучшить и патриотическое воспитание детей и молодежи нашей страны.
Возрождение и развитие патриотизма у граждан в государственных программах и официальных документах рассматривается как основа духовно-нравственного единства Родины. Это считается основной целью и социальной ценностью, потому как патриотизм обладает необычайной силой для личности, вдохновляя и сплачивая массы в самые трудные времена, создавая желание активно действовать для социально-экономического развития Родины и обеспечения ее безопасности.
«В современном мире на самом деле не имеет большого значения, где конкретно географически ты находишься, важнее другое - чувство сопричастности со своей Родиной, со своей историей, со своей культурой, - провозгласил Президент России Владимир Владимирович Путин.
Понятие «патриот» было взято из французского языка – patriote, суффиксально образованного от слова patria – «Родина». В те времена патриотами себя называли борцы за народное дело, защитники республики от предателей и изменников родины. Но в России данный термин впервые был использован в 18 веке, когда главной задачей стояло сплочение народа в только образовавшейся Российской Империи, чтобы показать Европейским странам, что новое государство им ни в чем не уступает.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ананьева, М. А. Патриотическое воспитание посредством музыки / М. А. Ананьева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 5 (295). — С. 301-303.
2. Воронкова, С. А. Патриотическое воспитание в современном образовании на музыкальных занятиях / С. А. Воронкова, И. В. Полетаева, Т. В. Котенёва, К. В. Хмельницкая. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 2 (188). — С. 102-105.
3. Демина, Г. Д. Изучение музыкального фольклора как средство развития музыкальных творческих способностей / Г. Д. Демина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 14 (94). — С. 457-459.
4. Диденко, И. А. Откуда берутся патриоты / И. А. Диденко, Е. А. Королькова. — Текст : непосредственный // Вопросы педагогики. — 2016. — № 2 (5). — С. 1-3.
5. Лезина, Е. Г. Формирование духовно развитой личности путём патриотического воспитания на уроках и во внеурочной деятельности / Е. Г. Лезина. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2020 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2020. — С. 18-20.
6. Конюшихина, Н. В. Духовно-нравственное воспитание детей на уроках музыки в православной гимназии / Н. В. Конюшихина. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XLVIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, апрель 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 17-21.
7. Мусагитова, А. В. Духовно-нравственное воспитание музыкой / А. В. Мусагитова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — Т. 1. — Санкт-Петербург : Реноме, 2012. — С. 202-204.
8. Новосёлова, О. П. Патриотическое воспитание детей как психолого-педагогическая проблема образования / О. П. Новосёлова. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2017. — С. 35-38.
9. Соколова, В. Н. Народная музыка в системе патриотического воспитания школьников / В. Н. Соколова, В. Ф. Рубцова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 8.7 (112.7). — С. 33-34.