Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1. Социальные установки девушек к мужчинам из неполной семьи
1.1. Теоретическое обоснование понятия «неполная семья» и «типы
неполной семьи»
Неполная семья - это группа с неполным (частичным) общением (контактом), в которой отсутствует традиционная система отношений: - муж -жена, отец -ребенок, мать - ребенок, дети - бабушки и дедушки. Нет сомнений в том, что нормы, стандарты поведения, отношения в неполной семье не могут быть ориентиром для подрастающего поколения. Неполная семья - это семья, состоящая из одного или нескольких несовершеннолетних детей, воспитываемых одним из родителей. Чаще всего такие семьи образуются в результате развода супругов и рождения женщиной внебрачных детей (каждый десятый ребенок рождается вне брака)[8, с. 89].
Увеличение числа семей, занятых неполный рабочий день, связано со сферой супружеских и семейных отношений:
- трансформация моральных норм в сфере отношений между мужчинами и женщинами;
- популяризация добрачных отношений;
- семьи теряют свою продуктивную роль;
- Некомпетентность молодых людей в создании эффективного брачного союза;
- высокие требования к своему избраннику;
- различные виды зависимостей и созависимого человека.
Было выявлено несколько причин образования неполных семей. Самый многочисленный связан с распадом семьи в связи с разводом супругов. Согласно статистике, бракоразводный процесс чаще всего инициируется по желанию женщины, поскольку теперь женщина стала самостоятельной, у нее есть работа, она может материально поддерживать свою семью и не желает мириться с недостатками мужа. По статистике, количество разводов растет с каждым годом, средний прирост в России составляет от 14 до 25 процентов. Та же статистика показывает, что доля разводов в зарегистрированных браках составляет 82,2%. Оказывается, успешный союз встречается менее чем в каждом пятом браке. Социологическая информация, собранная учеными, показывает, что наиболее частыми причинами разводов являются: разного рода вредные привычки (в основном алкогольные), различия в характере, измены или создание семьи на стороне. Эта деятельность, несомненно, обусловлена социальной и гражданской незрелостью мужчин и женщин, их безответственным, легкомысленным отношением к союзу и растущим числом принудительных союзов, связанных с беременностью и родами. Формирование неполных семей также способствует непропорциональному увеличению смертности мужского населения трудоспособного возраста от неестественных факторов (несчастные случаи на производстве, военные действия, отравления и т. Д.), наблюдаемому в течение последних пятнадцати лет. Среди причин распада семьи сексуальные расстройства занимают далеко не последнее место. Количество неполных семей в настоящее время увеличивается в дополнение к вышеупомянутым семьям, поскольку супруги фактически живут раздельно (гостевой брак), так что случаи усыновления детей одним из родителей, а также установления опеки или попечительства в ситуации сиротства становятся все более частыми. Молодые люди получают базовые идеи и модели формирования и развития будущей семьи в семье своих родителей: распределение ответственности и ролей, права, взаимная поддержка и сочувствие, организация домашнего хозяйства, повседневной жизни и отдыха[30, с. 277]. В неполной семье психологический климат отклоняется от нормы, такие семьи характеризуются сильной замкнутостью и оторванностью от общества. Наиболее распространенной является неполная семья, состоящая из матери с одним или двумя детьми. В такой семье матери приходится выполнять большое количество обязанностей и ролей. Кроме того, дети в неполных семьях получают одностороннее феминизированное воспитание. Этому типу семей уделяется особое внимание в нашем обществе, поскольку, по статистике, более 30% семей относятся к этому типу. Отсюда следует, что неполная семья является вторым по величине социально-демографическим типом. Следует отметить, что возникновение эмоциональных реакций связано с комплексом негативных событий в детском возрасте. Семейные конфликты, отсутствие любви, смерть одного из родителей или развод могут быть сильными травмирующими факторами. По мнению врачей, каждый ребенок с неврозом в детстве переживал разлуку со своим отцом. С одной стороны, результатом разводов является увеличение числа неполных семей и обострение проблемы одиноких людей. Большое количество разведенных людей не имеют желания или возможности вступить в повторный брак. И очень большая часть разведенных женщин с детьми больше не выходит замуж. Репродуктивный потенциал женщин в случае развода остается нереализованным, что крайне негативно сказывается на процессах демографического роста населения. В результате разводов растет число неполных семей, в которых детей воспитывает только один родитель. Увеличение числа случаев измены при живом отце приводит к развитию склонности к девиантному поведению. Развод создает травмирующие ситуации, которые могут привести к психоневрологическим расстройствам как у взрослых, так и у детей. Ежегодно в нашей стране официально расторгается около полутора миллионов браков. Это означает, что сотни тысяч несовершеннолетних сталкиваются с распадом семьи. Развод, с точки зрения В. А. Сысенко, - это острая стрессовая ситуация, которая угрожает психическому равновесию одного или обоих супругов и, прежде всего, детей. После развода ребенок может отдалиться от своих родителей. Дети в возрасте от 7 до 12 лет и мальчики чаще всего более болезненно реагируют на распад семьи, но девочки больше всего страдают от разлуки с отцом в возрасте от 2 до 5 лет. Развод родителей может негативно сказаться на дальнейшей жизни ребенка. "Война" родителей до и после развода приводит к снижению успеваемости почти у 40% детей, нарушение дисциплины дома почти у 20%, особое психолого-педагогическое и родительское внимание примерно у 17,5%, побег из дома - около 8, более 20% - к нарушению дисциплины в семье, более 20% - к нарушению дисциплины в семье, более 17,5% - к проявлению особого психолого-педагогического и родительского внимания, более 8% - к побегу из дома, От 20% до 6% начинают конфликтовать со своими сверстниками. Существуют разные и часто противоречивые мнения о том, как воспитание без отца влияет на детей, но почти все говорят, что отсутствие отца в семье является не только фактором умственного развития детей, но и главным образом фактором отсутствия мужа. Долг родителей перед своим ребенком состоит в том, чтобы создать первый фундаментальный и незаменимый социальный институт. В большей степени семья влияет на формирование личности ребенка, закладывает фундамент качеств. А чтобы фундамент был прочным, семья в идеале должна быть в безопасности. Благополучие семьи напрямую зависит от ее характера - полного или неполного. Существуют очень противоречивые мнения о семьях, в которых детей воспитывает только одна женщина. Одни утверждают, что это оказывает негативное влияние, другие считают, что ребенку абсолютно все равно, кто его воспитывает, третьи говорят, что неполная семья имеет преимущество перед полноценной, поскольку один из родителей, живущих с детьми, несет ответственность за все, что происходит в семье. сам идет. Он несет личную ответственность за все, что произойдет в будущем и что произойдет с детьми. якобы он не перекладывает вину за личные ошибки на детей. [20, с.8] Не каждая полноценная семья является функциональной средой для успешного формирования и воспитания личности. Наличие в семье двух родителей помогает лучше достигать многих целей, связанных с поддержанием психического здоровья ребенка. Надо сказать, что существует определенная статичная связь между воспитанием ребенка в неполной семье и его последующей неудавшейся собственной семейной жизнью. Браки чаще встречаются среди супружеских пар, выросших в семье с одним родителем. В неполной семье нет основополагающей вещи для будущих мужа и жены - модели супружеских отношений.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеева Л.С., Меновщиков В.Ю. Семейная психотерапия в центре
психолого-педагогической помощи: научно-методическое пособие.- М.: НИИ семьи, 2018.- 112 с.
2. Араканцева Т.А. Исследование восприятия подростками внутрисемейной ситуации/Познание. Общество. Развитие.- М., 2020.- 158 с.
3. Аристова Н.Г. Влияние структуры семьи на успешность выполнения
воспитательных функций/В сб. Семья, как объект социальной политики. М.,2021.-211 с.
4. Ароне К. Развод: крах или новая жизнь? М.'МИРТ, 2022.- 448 с.
5. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. М. 2021 -158с.
6. Байярд. Роберт Г. Ваш беспокойный подросток: Практическое руководство для отчаявшихся родителей. М. 2021. - 233с.
7. Бардин К.В. Чтобы ребенок у спешно учился. М., 2023. - 170с.
8. Барсукова О.В. Психологическая защита ребенка дошкольного возраста от деструктивного влияния родителей: Автореф. дис. канд психол. наук.- Ростов-на-Дону, 2020.- 22 с.
9. Баткпна Н Б. Эскизы к воспитанию в семье. Воронеж, 2022. - 32с.
10. Бауэр Т. Психическое развитие младенца. М., 2021. - 320с.
11. Бодалев A.A. Личность и общение. М., 2023. - 271с.
12. Бондаревская ЕВ. Социально-педагогические аспекты семейного воспитания. Могилев, 2023. - С.30.
13. Борисова И.В. Особенности самосознания личности детей 10-15 лет из полных и неполных семей. Дис. канд. психол. наук. М., 2021.- 187 с.
14. Бурова С.Н. Социология и право о разводе. Минск: БГУ, 2023.-127 с.
15. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. Записки детского психиатра. М., 2024. - 112с.
16. Валлон А. Психологическое развитие ребенка. М., 2021. - С.З 1-34. 92
17. Валентова И.Е. Психология развития ребенка дошкольного возраста:Задачи и упражнения. Учеб. пособие Минск, 2021. 160с.
18. Варга А .Я. Системная семейная психотерапия. Самара, 2021
19. Варга А. Домоком. Вопросы родительских забот. М., 2023. - 199с.
20. Васильева Э.К. Семья и ее функции. Демографический анализ. М., 2023. -181 с.
21. Василькова, Ю.В. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю.В. Василькова, Т.А. Василькова. -6-е изд., стереотип. -М.: Издательский центр «Академия», 2024. 440 с.
22. Васпльцова Г.11. Мудрые заповеди народной педагогики. Заметки журналиста. М., 2023. - 144с.
23. Витек Карел. Проблемы супружеского благополучия./ Пер с чеш. М.С. Мацковского М., 2021,- 138с.
24. Возрастная и педагогическая психология // Под ред. М.В. Гамезо. М.,2020
25. Волков K.M. Психологи о педагогических проблемах. Кн. для учителя. Под ред. А.П.Боралева. М.2021. - 128с.
26. Волков А.Г. Семья объект демографии. - М., 2021. - 121 с.
27. Волкова Е.М. Трудные дети или трудные родители? М. 2022. - 96е.
28. Воронцова М.Г. Участвуют ли отцы в обеспечении детей? // Социс.2023. -№П.-с.145-148
29. Воспитание//Российская социологическая энциклопедия. Под общей редакцией акад. РАН Г.В.Осипова М.: Издательская группа НОРМА - ИНФРА, 2023.-476с.
30. Вроно Е.М. Несчастливые дети трудные родители. Наблюдения детского психиатра. - М.: Семья и школа, 2024. - 203 с.