Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Образ Рогнеды, одной из самых ярких и загадочных героинь средневековой литературы, привлекает внимание исследователей уже не одно столетие. Ее история и характеристика, ее роль в историческом и литературном контексте, а также ее влияние на развитие женского образа в литературе – все эти аспекты вызывают интерес и требуют глубокого анализа.
Рогнеда - это сильный и целеустремленный персонаж, обладающий непоколебимой верой в себя и свои цели. Она является символом женской мудрости, стойкости и добродетели. Стремясь к высоким идеалам, она готова пойти на самопожертвование ради своей семьи и блага народа. Рогнеда нередко сталкивается с жизненными испытаниями, но несмотря на все трудности, она не теряет своей веры и справедливости. Ее сила и мудрость делают ее важным звеном в сюжете, олицетворяя идеал женского характера.
В «Повести временных лет» описывается, что Владимир хотел жениться на Рогнеде, чтобы укрепить политический союз между Киевом и Полоцком. Однако после захвата власти в Киеве Владимир отвергает Рогнеду и берёт в жёны дочь византийского императора.
Исследование «Сравнительный анализ образа Рогнеды в "Повести временных лет" и в думе К.Ф. Рылеева "Рогнеда"» имеет высокую актуальность, так как позволяет раскрыть различные интерпретации и вариации образа Рогнеды, которые представлены в двух разных произведениях. Сравнительный анализ позволяет выявить сходства и различия в характере, поступках и судьбе этого персонажа, а также проанализировать, каким образом авторы использовали его для передачи своих идей и ценностей. Такое исследование помогает лучше понять исторический и культурный контекст, в котором были созданы оба произведения, а также проследить эволюцию образа Рогнеды в русской литературе.
Цель исследования: провести сравнительный анализ образа Рогнеды в "Повести временных лет" и в думе К.Ф. Рылеева "Рогнеда" для выявления особенностей ее изображения в разных литературных произведениях.
Задачи исследования:
1. Проанализировать исторический контекст жизни Рогнеды.
2. Выявить особенности изображения Рогнеды в "Повести временных лет".
3. Выявить особенности изображения Рогнеды в думе К.Ф. Рылеева "Рогнеда".
4. Провести сравнительный анализ образов Рогнеды в двух произведениях.
Методы исследования:
1. Литературный анализ текстов "Повести временных лет" и думы К.Ф. Рылеева "Рогнеда".
2. Сравнительный метод для выявления особенностей изображения Рогнеды в разных произведениях.
3. Историко-культурный анализ для понимания контекста жизни Рогнеды.
Методология исследования: исследование будет проводиться на основе анализа текстов "Повести временных лет" и думы К.Ф. Рылеева "Рогнеда", а также на основе изучения исторических источников, касающихся жизни Рогнеды.
Новизна исследования: предложенный сравнительный анализ образа Рогнеды в двух литературных произведениях позволит глубже понять особенности ее изображения в разных жанрах и стилях, а также прояснить значение этого образа для русской литературы.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Каждая глава посвящена определенному аспекту исследования и содержит анализ и сравнение образа Рогнеды в "Повести временных лет" и в думе К.Ф. Рылеева "Рогнеда".
Глава 1. Теоретический аспект обзора литературы
1.1 Общая характеристика образа Рогнеды.
Рогнеда, дочь влиятельного и знатного полоцкого князя Рогволода, обладала гордым и решительным характером. Когда послы русских князей, двух родных братьев, прибыли просить её руки, она без колебаний сделала выбор.
Следует отметить, что её отец, стремясь заключить союз с киевским князем, контролирующим торговые пути в Византию и Азию, видел в старшем брате Ярополке своего зятя. Однако в своём гордом ответе Рогнеда выразила своё несогласие с предложением: «Не хочу разувать сына рабыни!». Это указывало на происхождение Владимира от служанки его бабушки и на языческий обычай снимать обувь с мужа в знак покорности новой жены.
Отказ разозлил Владимира, но не остановил его. Собрав армию из лояльных племён, он разгромил войско Рогволода, силой взял Рогнеду на глазах у родителей и увёз её с собой в качестве второй жены. Он убил её отца и братьев.
Затем Владимир победил сторонников старшего брата Ярополка, завладел его владениями и беременной женой. Убив своего брата-соперника, он стал единственным правителем наследственных земель своего отца.
Замужество Рогнеды
Рогнеда была сильной и решительной женщиной. Она прожила с Владимиром 10 лет, родила ему 6 детей и считала себя единственной законной супругой благодаря своему знатному происхождению. Однако, когда Владимир объявил о своём намерении жениться на византийской принцессе, Рогнеда воспротивилась этому.
Она пыталась убить Владимира во сне, но её попытка не увенчалась успехом. Благодаря вмешательству их первенца Изяслава и решению боярского совета, Рогнеда была спасена от смерти. Владимир предложил ей развод и возможность выйти замуж за одного из бояр, но Рогнеда отказалась, заявив: «Царицей я была, ею и останусь». В итоге Рогнеда была отправлена на родину вместе со старшим сыном, которому Владимир передал эти земли в качестве удельного княжества.
Основательница династии
Родной город Рогнеды, Полоцк, был разрушен, поэтому Владимир построил для неё и её сына Изяслава город Изяславль. Рогнеда управляла этими землями наравне с Изяславом и приняла христианство, способствуя его распространению на подвластной территории.
Рассматривая личность Рогнеды в контексте событий её жизни, можно выделить следующие интересные факты:
Она считается основательницей полоцкой ветви Рюриковичей. Её потомки от Изяслава называли себя Изяславичами Полоцкими или Рогволодовичами (по имени отца Рогнеды). Эта династия сделала первые шаги к образованию Беларуси как государства.
Её третий сын, Ярослав Мудрый, стал наследником Владимира. Он укрепил внутреннюю и внешнюю позицию Руси и передал киевский престол своим сыновьям — внукам Рогнеды.
Три Софийских собора — киевский, новгородский и полоцкий — были построены сыном, внуком и правнуком княжны.
Она основала один из первых женских монастырей на Руси. Хотя монастырь не сохранился до наших дней, легенда о пострижении Рогнеды в монахини возникла на основе факта его основания.
Рогнеда стремилась стать царицей и фактически достигла этой цели. Её потомки стали великими князьями, а затем царями. Они обязаны этим своей матери, которая умела достигать своих целей, несмотря на обстоятельства.
1.2 Исторический контекст Рогнеды в «Повести временных лет»
Образ Рогнеды в «Повести временных лет» является одним из ключевых персонажей древнерусской летописи, которая была составлена в XI-XII веках. Рогнеда, дочь полоцкого князя Рогволода, является центральной фигурой в истории о ее браке с киевским князем Владимиром Святославичем и последующем конфликте, который привел к гибели ее отца и восстанию против Владимира [10].
В «Повести временных лет» Рогнеда представлена как красивая и гордая женщина, которая отвергает первоначальные предложения руки и сердца от Владимира, заявляя, что предпочтет умереть, чем выйти замуж за него. Этот отказ вызывает гнев Владимира, который впоследствии захватывает Рогнеду силой и принуждает ее стать его женой. Рогнеда соглашается на брак только после того, как Владимир обещает не трогать ее отца и братьев. Однако, в результате интриг и политических манипуляций, Владимир нарушает свое обещание и убивает Рогволода и его сыновей.
Образ Рогнеды в «Повести временных лет» также характеризуется ее гневом и местью. После убийства ее отца, Рогнеда планирует убить Владимира во время пира, но ее план терпит неудачу. Впоследствии она рожает Владимиру сына, которого называют Светозар, что может указывать на ее внутреннюю борьбу и изменение отношения к Владимиру.
Исторический контекст образа Рогнеды в «Повести временных лет» тесно связан с политическими и военными событиями X века на Руси. В этот период Киевская Русь стремилась укрепить свои позиции и расширить свою территорию, что приводило к конфликтам с соседними племенами и княжествами. Браки между правителями были одним из способов установления политических союзов и заключения мирных договоров. Однако, в случае с Рогнедой и Владимиром, брак стал причиной конфликта, который отразил сложные взаимоотношения между Русью и Полоцком.
Образ Рогнеды в «Повести временных лет» является ярким примером того, как женщина представлена в древнерусской литературе — как символ красоты, гордости и мести. Ее образ также отражает сложные политические реалии того времени и роль женщины в этом контексте.
1.3 Литературный контекст в думе К. Ф. Рылеева «Рогнеда»
Образ Рогнеды в думе К. Ф. Рылеева «Рогнеда» является одним из самых ярких и трагических в русской литературе. Драма была написана в 1825 году и является одной из первых значительных произведений, посвященных этой героине. Литературный контекст, в котором была создана драма, характеризуется расцветом романтизма в русской литературе, когда авторы обращались к историческим сюжетам, героизму и трагедии человеческой судьбы [4].
Рылеев, будучи одним из декабристов, был глубоко вовлечен в общественно-политическую жизнь России начала XIX века. Его поэзия отражает стремление к обновлению России, к освобождению от крепостничества и к созданию новой, справедливой страны. В поэме «Рогнеда» эти идеи проявляются через образ Рогнеды, которая является символом народной мести и справедливости.
В думе Рылеева Рогнеда представлена как великая и трагическая женщина, которая становится жертвой политических интриг и страстей. Она изображена как волевая и гордая женщина, которая не хочет быть объектом власти и стремится к свободе. Рогнеда в драме Рылеева — это символ непокорности и свободолюбия, она противостоит Владимиру, который символизирует тиранию и насилие.
В думе Рогнеда выступает не только как персонаж, но и как символ борьбы за свободу и справедливость. Ее трагическая гибель на фоне политических и личных конфликтов подчеркивает универсальность ее страданий и героизма. Рылеев использует образ Рогнеды для критики тирании и для прославления жертвенности и непоколебимой воли.
Таким образом, в думе К. Ф. Рылеева «Рогнеда» образ героини является сложным и многогранным, отражая как личные черты Рогнеды, так и широкий исторический контекст ее времени. Литературный контекст, связанный с развитием русского романтизма, позволяет автору создать
Фрагмент для ознакомления
3
1. Беляев Н.Т. Рюрик Ютландский и Рюрик начальной летописи // Сборник статей по археологии и византиноведению. Т. 3. Прага, 1929.
2. Древняя Русь в средневековом мире: энциклопедия / Под общ. ред. Е.А. Мельниковой, В.Я. Петрухина. М., 2014.
3. Карпов А.Ю. Владимир Святой. 2-е изд., испр. и доп. М., 2004.
4. Кондратий Рылеев - Рогнеда // World Art URL: http://www.world-art.ru/lyric/lyric.php?id=15587 (дата обращения: 25.05.2024).
5. Кузьмин А.Г. Начальные этапы древнерусского летописания. М., 1977.
6. Литвина А.Ф., Успенский Ф.Б. Выбор имени у русских князей в X–XVI вв. Династическая история сквозь призму антропонимики. М., 2006.
7. Морозова Л.Е. Великие и неизвестные женщины Древней Руси. М., 2009.
8. Назаренко А.В. Древняя Русь на международных путях. Междисциплинарные очерки культурных, торговых, политических связей IX–XII веков. М., 2001.
9. Насонов А.Н. Русская земля и образование территории Древнерусского государства. М., 1951.
10. Полное собрание русских летописей (ПСРЛ). Т. 1. Лаврентьевская летопись. М., 2001.
11. Рыдзевская Е.А. Древняя Русь и Скандинавия в IX–XIV вв. Материалы и исследования. М., 1978
12. Татищев В.Н. История российская. Т. 3. М.; Л., 1963.
13. Ткаченко В.В. Владимир и Рогнеда в историографии и искусстве второй половины XVIII в. // Платоновские чтения: материалы и доклады XXII Всероссийской конференции молодых историков (Самара, 9–10 декабря 2016 г.). Самарская гуманитарная академия Самара, 2017. С. 118–120.
14. Успенский Ф.Б. Скандинавы–варяги–Русь: Историко-филологические очерки. М., 2002.
15. Чернейко М. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ В ЛИТЕРАТУРЕ, ЖИВОПИСИ, МУЗЫКЕ. URL: https://test.adu.by/images/2020/07/Loban_Cherneiko_Hudoj_obraz_v_literaturi_jivopisi_muzike_IX_kl_dlya_uchaschihsya.pdf (дата обращения: 25.05.2024).
16. Шахматов А.А. Розыскания о древнейших летописных сводах. СПб., 1908.
17. Baumgarten N. de. Saint Vladimir et la conversion de la Russie // Orientalia christiana. Vol. XXVII. Roma, 1932. P. 5–136.
18. Cross S.H. La tradition islandaise de St.Vladimir // Revue des etudes slaves. T. Fasc. 3–4. Paris, 1931. P. 132–148