Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования. Индивидуально-психологические особенности - это своеобразные свойства психической деятельности человека, которые выражаются в темпераменте, характере, способностях, чувствах и эмоциях, а также проявлениях воли. Гипертрофированное развитие одной из черт характера, то есть ее акцентуация, может оказать существенное влияние на поведение человека.
Акцентуации характера начинают проявляться в подростковом возрасте, что становится существенным препятствием для дальнейшей социальной адаптации. В зависимости от совокупности психологических особенностей индивида и влияния внешних условий акцентуация характера личности может проявляться в ее деятельности в различных формах и влиять на общий эмоциональный фон и поведение.
Акцентуация в основном проявляется в виде различного рода конфликтов между человеком и его ближайшим окружением. Первые проявления наблюдаются в нежелании подчиняться какому-либо воздействию, в эмоциональной неустойчивости, недостатке выдержки, грубости, аффективных вспышках, немотивированном гневе, которые затем, при неблагоприятных условиях, могут трансформироваться в правонарушения. В то же время можно наблюдать, что человек с акцентуацией характера обладает повышенной активностью, творческой энергией и другими положительными качествами, которые из-за крайних вариантов нормы не находят социально полезной реализации.
Актуальность данной проблемы заключается, в том, что акцентуации характера, как совокупность чрезмерно выраженных личностных черт, могут оказывать значительное влияние на поведение, в том числе и на выбор стратегий совладания с трудными ситуациями.
Копинг-стратегии являются механизмами, которые люди используют для преодоления стресса и адаптации к нему. Они могут включать позитивные стратегии, такие как активное решение проблем и поиск социальной поддержки, а также негативные стратегии, например, избегание проблемы или пассивное поведение.
Практика показывает, что студенты прибегают к различным моделям совладающего поведения, которые в большинстве своем не срабатывают и несут деструктивный характер [19]. Об этом свидетельствует частота и разнообразие форм отклоняющегося поведения молодежи. Поэтому изучение поведения, направленного на преодоление жизненных трудностей во взаимосвязи с акцентуациями характера студентов является в быстроменяющемся мире актуальной темой.
Цель исследования: выявить взаимосвязь акцентуаций характера и стратегий совладания со стрессом у студентов.
Объект исследования: акцентуации характера студентов.
Предмет исследования: взаимосвязь акцентуаций характера и стратегий совладания со стрессом у студентов.
Гипотеза исследования: предполагается, что определенные акцентуации характера взаимосвязаны со стратегиями совладания со стрессом, избираемыми студентами.
Задачи исследования:
1. Проанализировать понятие акцентуаций характера в психологической литературе.
2. Дать характеристику стратегий совладания со стрессом.
3. Организовать эмпирическое исследование акцентуаций характера и стратегий совладания со стрессом у студентов.
4. Выявить особенности взаимосвязей акцентуаций характера со стратегиями совладания со стрессом у студентов.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют:
– общепсихологические принципы единства сознания и деятельности (С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев), понимаемые как закономерная зависимость психических явлений от порождающих их условий и факторов;
– общепринятые принципы детерминизма и системного подхода (Б. Ф. Ломов, К. А. Абульханова-Славская, Г. М. Андреева, А. В. Брушлинский);
– теоретические подходы к исследованию акцентуаций характера (К. Леонард, А.Е. Личко, Г. Шмишек, К. Шнайдер, П.Б. Ганнушкин и др.);
– подходы к исследованию копинг-стратегий (Н. Хаан, А.Г. Биллинг, Р. Лазарус, С. Фолкман, Т.Л. Крюкова, Т.В. Гущина, Ю.В. Щербатых и др.).
Методы исследования:
- теоретические (анализ, синтез, обобщение, систематизация научной литературы по проблеме исследования);
- методы сбора эмпирической информации: опрос, тестовый метод;
- методы обработки результатов исследования: качественный и количественный в том числе статистический анализ эмпирических данных;
- комплексный интерпретационный метод.
Научная новизна исследования заключается в выявлении связи между выраженностью акцентуаций характера у студентов и особенностями их совладания со стрессом.
Практическая значимость исследования. Результаты проведенного исследования могут служить основой для разработки рекомендаций относительно того, как эффективнее справляться со стрессом студентам с разными акцентуированными чертами.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав – теоретической и практической, заключения, списка литературы и приложения.
Глава 1. Теоретические аспекты исследования акцентуаций характера и стратегий совладания со стрессом
1.1. Понятие акцентуаций характера в психологии
Характер понимается как совокупность (или набор) наиболее устойчивых особенностей человека, которые влияют на всю человеческую деятельность и определяют ее отношение к людям, к себе, к сути. Характер отражается в деятельности человека, в его межличностных контактах и, конечно же, он обеспечивает поведение своеобразным, уникальным способом.
Акцентуация характера - чрезмерная интенсивность (или усиление) индивидуальных черт человеческой природы, которая подчеркивает уникальность человеческих ответов на факторы или конкретные ситуации. Например, беспокойство как черта в ее обычной степени проявления отражается в поведении большинства людей, попадающих в чрезвычайную ситуацию. Но если тревога становится акцентуацией характера человека, поведение и действия человека будут отличаться распространенностью неадекватной нервозности. Такие проявления характера находятся на грани нормы и патологии, но под воздействием негативных факторов некоторые акцентуации могут в психопатию или другие отклонения в умственной деятельности человека.
Таким образом, акцентуация характера человека (в переводе с латинского аccentus означает акцент, усиление) имеет природу нормального диапазона, но в некоторых ситуациях мешают человеку строить нормальные отношения с другими людьми [13]. Это связано с тем, что у каждого типа акцентуации есть своя «ахиллесова пята» (наиболее уязвимое место), и чаще всего воздействие негативных факторов (или травматической ситуации) приводит к психическим расстройствам и неуместному поведению.
Несмотря на то, что акцентуация определенных черт характера и особенностей довольно часто выходит за рамки нормального человеческого поведения, они сами по себе не могут быть связаны с патологическими проявлениями. Но следует помнить, что под влиянием сложных жизненных обстоятельств, травматических факторов и других разрушительных психических стимулов человека проявления акцентуации усиливаются и увеличивают частоту их повторений. И это может привести к различным невротическим и истерическим реакциям [9].
Понятие «акцентуированная личность» было введено немецким психиатром К. Леонардом [10]. Он также предпринял первые попытки их классификации.
Впоследствии этот термин был прояснен А.Е. Личко, который под акцентуациями понимает крайние варианты нормы характера, когда происходит чрезмерное усиление индивидуальных черт. По мнению ученого, существует избирательная уязвимость, связанная с определенными психогенными влияниями (даже в случае хорошего и высокого сопротивления). А.Е. Личко подчеркнул, что, несмотря на то, что любое акцентирование, хотя и является крайним вариантом, но все еще является нормой, и поэтому оно не может быть представлено как психиатрический диагноз [12].
А.Е. Личко выделил две степени проявления акцентирования, а именно, явные (явно выраженные черты определенного типа акцентуации) и скрытые (при стандартных условиях, черты определенного типа, очень слабы или вообще не видны) [12].
В психологии, к сожалению, на сегодняшний день, проблемы, связанные с развитием и динамикой акцентуации, недостаточно изучены. Самым значительным вкладом в развитие этого вопроса был А.Е. Личко, которым были подчеркнуты следующие явления в динамике типов акцентуаций характера (шаг за шагом):
- формирование акцентуации и обострение их особенностей у людей (это происходит в период полового созревания), а затем их можно сгладить и компенсировать (скрытое сглаживание акцентуации);
- скрытые акцентуации, связанные с раскрытием конкретных признаков, усиленных под воздействием травматических факторов;
- на фоне особой акцентуации существуют определенные нарушения и отклонения (девиантное поведение, невроз, острый аффективный ответ и т.п.);
- типы акцентуаций характера подвергаются трансформации под воздействием окружающей среды или из-за внутренних механизмов;
- формирование приобретенной психопатии (акцентуация была основой для этого, создавая уязвимость, которая избирательна для неблагоприятного воздействия внешних факторов) [12].
Как только ученые обратили внимание на особенности проявления человеческой природы и существование определенного сходства, сразу стали появляться, их типологии и классификация. В прошлом веке психологи научных исследований сосредоточились на особенностях проявления акцентуаций, впервые возникших в психологии, типологии акцентуации характера, которая была предложена К. Леонардом. Классификация акцентуаций характера К. Леонарда делилась на три группы, которые были выделены им в зависимости от того, что является источником акцентуации, точнее, где они локализуются (относятся к темпераменту, характеру или уровню личности). К. Леонгард выделил 12 типов, и они были распределены следующим образом:
- по темпераменту (естественному образованию): гипертимические, дистикционные, аффективные, лабильные, эмоционально-возвышенные, тревожные и эмоциональные типы.
- по характеру (образование, социально обусловленная) ученый выделил демонстративные, педантичные, застрявшие и возбудимые типы.
- по персональному уровню были выделены два типа: экстравертированный и интровертированный [10].
На основе концепции К. Леонгарда была разработана характеристическая анкета, автором которой является Г. Шмишек. Эта анкета позволяет определить доминирующий человеческий тип акцентуации [10].
Виды акцентуаций характера следующие: гипертимический, тревожно-страшный, дистигентный, педантичный, раздражительный, эмоциональный, застрявший, демонстративный, циклометимный и аффективно-возвышенный. В анкете характеристики этих типов представлены в соответствии с классификацией К. Леонгарда [10].
Демостративный тип – люди общительны, с жаждой лидерства и стремления к похвале. Характерна самоуверенность, высокий уровень притязаний, хвастовство, эгоизм, склонность к интригам и провокации конфликтов. Весьма артистичны, могут быть обходительными, способными увлечь других, поступки и мышление неординарны.
К положительным проявлениям данного типа относятся инициативность и упорство, коммуникабельность и целеустремленность, находчивость и активность. Однако энергичность может быстро сменяться истощением.
Черты, приводящие к конфликтам: неискренность, эгоистичность, импульсивность, склонность к преувеличениям и фантазированию, способность «уходить» от сложных житейских ситуаций, «убегать» в болезнь.
Конфликтогенными ситуациями могут выступать или игнорирования, вольное или невольное задевание самолюбия, критика достижений, способностей, вынужденное одиночество, невозможность проявить себя в полной мере, отсутствие ярких событий, вынужденное пребывание в постоянном психическом или физическом напряжении.
Благоприятные ситуации - ситуации, где может быть реализована склонность к актерству и игре, например спорт.
Педантичный тип – человека характеризует ригидность и инертность психики, поведенческая стереотипность, консерватизм привычек и навыков. Привлекательными чертами данного типа являются добросовестность, исполнительность, аккуратность, серьезность, рассудительность, надежность, верность данным обещаниям, ровное настроение.
Трудности могут возникнуть в ситуации ответственности, особенно из-за других.
Застревающий тип – основная черта человека выражается в чрезмерной стойкости пережитого аффекта со склонностью к формированию навязчивых состояний и сверхценных идей.
Фрагмент для ознакомления
3
Александрова О. В. Дифференциально-психологические факторы переживания и копинг поведения взрослых в трудной жизненной ситуации: дисс… канд. псих наук / О. В. Александрова. – Санкт-Петербург, 2017. – 245 с.
Алябьев А. Е. О взаимосвязи социально-психологической адаптации и акцентуации характера у подростков / А. Е. Алябьев // Акмеология. – 2015. – №3 (55). – С. 186-189.
Балакшина Е. В. Исследование совладающего поведения педагогов общеобразовательных школ как фактора профессиональной деятельности / Е. В. Балакшина, Р. Н. Башилов, С. М. Башилова, А. В. Антоновский // Вестник ТвГУ. – 2016. – № 4. – С. 15-20.
Бодров В. А. Психологический стресс: развитие и преодоление / В. А. Бодров. – М.: ПЕР СЭ, 2006. – 526с.
Вакарина С.Ф. Психологические особенности профессионально обусловленных акцентуаций черт характера педагога: дис. канд. психол. наук / С. Ф. Вакарина. – Казань, 2002. – 154 с.
Калинина О. В. Активность личности как смысловое назначение / О. В. Кузьмина // Мир науки, культуры, образования. – 2015. – № 2 (51). – С. 290-293.
Коржова Е. Психология личности. Учебное пособие / Е. Коржова. – СПб.: Питер, 2020. – 544 с.
Крюкова Т. Л. Культура, стресс и копинг: социокультурная контекстуализация исследований совладающего поведения: Монография / Т. Л. Крюкова, Т. В. Гущина. – Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова. 2015. – 236с.
Куклина А. В. Акцентуации характеров и проблемы их психологической коррекции / А. В. Куклина, О. Н. Козырева // В сборнике: Наука XXI века: теория, практика и перспективы Международная научно-практическая конференция. – 2015. – С. 282-283.
Леонгард К. Акцентуированные личности / К. Леонгард. – Ростов н/Д: Феникс, 2000. – 544с.
Либина А. В. Совладающий интеллект: человек в сложной жизненной ситуации / А. В. Либина. – М.: Юрайт, 2019. – 318с.
Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков / Е. А. Личко. – СПб.: Речь, 2013. – 255с.
Лоллини С. В. Акцентуации характера и выбор будущей профессии старшими школьниками С. В. Лоллини / В сборнике: Наука - образованию, производству, экономике материалы XX (67) Региональной научно-практической конференции. Вит. гос. ун-т; редкол.: И.М. Прищепа (гл. ред.) [и др.]. – 2015. – С. 41-42.
Новик Д. В. Проблема копинг-стратегий в трудах Р. С. Лазаруса / Д. В. Новик // Молодежь XXI века: образование, наука, инновации: Материалы IX Всероссийской студенческой научно-практической конференции. – Новосибирск, 2020. – С. 96 – 97.
Практикум по возрастной психологии // под редакцией Л. А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2008. – 688с.
Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2015. – 713 с.
Стресс, выгорание, совладение в современном контексте / Под ред. А. Журавлева, Е. Сергеенко. – М.: Институт психологии РАН, 2019. – 512с.
Субботина Л. Ю. Психология защиты личности: учебное пособие / Л. Ю. Субботина, М. В. Юркова. – Ярославль: ЯГУ, 2004. – 104 с.
Холодная М. А. Структура стратегий совладания в юношеском возрасте / М. А. Холодная, О. Г. Берестнева, Е. А. Муратова // Вопросы психологии. – 2007. – № 4. – С. 143 – 156.
Щербатых Ю. В. Управление стрессом для делового человека. Технологии управления стрессом, проверенные в корпоративных войнах, судебных баталиях и жестких переговорах / Ю. В. Щербатых. – М: Добрая книга, 2018. – 512 с.