Фрагмент для ознакомления
2
Баскетбол входит в школьную программу и рекомендован в качестве обязательного вида спорта в государственном образовательном стандарте. Это один из ведущих видов спорта в организации секционной работы в образовательных учреждениях. Кроме того, спортивные игры, в том числе баскетбол, являются отличным способом сохранить и укрепить здоровье, развить физические и умственные качества ребенка.
Баскетбольная игра предполагает постоянное игровое взаимодействие. При этом игровые действия характеризуется разным характером и протяженностью. Однако необходимо понимать, что даже если баскетболист обладает в совершенстве навыками дриблинга с переводами мяча и обыгрышем нескольких соперников, филигранная скрытая передача партнеру или самый выдающийся слэм-данк (забитый сверху вниз мяч), его совершенные приемы не гарантируют победу команды. Каждый из них представляет собой лишь один структурный элемент системы игровой деятельности отдельного игрока. Победа в большинстве единоборств зависит от доминирования и командной работы всех игроков в команде. Таким образом, получение окончательного преимущества в баскетбольном противостоянии является медленным и многогранным процессом, требующим от игроков выполнения множества эффективных игровых ходов.
Обучение приемам игры основано на простейших навыках владения мячом. Специально подобранные игровые упражнения создают неограниченные возможности для развития координационных способностей: ориентации в пространстве, скорости реакции и перестройки двигательных движений, точности дифференциации, оценивания пространства и времени, умение согласовывать движения в сложные комбинации.
С помощью системы обучения реализуется целевой педагогический эффект, решаются основные спортивные, оздоровительные и образовательные задачи. Система спортивной подготовки приводит к успеху тренировок, готовит юных спортсменов к работе и определяет конечную цель тренировочной деятельности.
Известно, что баскетбольная специализация должна базироваться на общей физической и специальной подготовке. Важнейшим принципом обучения является принцип дифференцированного обучения и индивидуального подхода к каждому. В связи с этим необходимо более подробно рассмотреть специальные принципы организации обучения в баскетболе.
Цель исследования: рассмотреть особенности использования специальных принципов при организации обучения баскетболу.
Задачи исследования:
1. Выполнить анализ современного опыта организации тренировочного процесса по баскетболу.
2. Определить содержание принципов и методов организации заданий по тренировочному процессу в баскетболе
3. Разработать экспериментальную методику тренировочного процесса по баскетболу.
4. Обосновать возможности реализации экспериментальной методики тренировочного процесса по баскетболу на начальном этапе подготовки.
Объект исследования: тренировочный процесс в баскетболе.
Предмет исследования: специальные принципы в баскетболе.
База исследования.
Методы исследования: сбор, анализ, синтез, обобщение литературы по теме исследования, эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этап), проектирование занятий.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная методика подготовки баскетболистов может быть использована в учебно-тренировочном процессе спортивных школ и секций.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
Под физической подготовкой понимается педагогический процесс, направленный на всестороннее и специальное физическое развитие, улучшение двигательных качеств, повышение функциональных возможностей и укрепление здоровья участников.
Физическая подготовка тесно связана со всеми аспектами баскетбольной тренировки. Высокая скорость, сила, ловкость и выносливость становятся обязательным условием освоения баскетбольной техники и тактики. В то же время физические упражнения способствуют формированию важных умственных и нравственных качеств. Это единство подтверждает целостность всех двигательных явлений, присущих игровой деятельности баскетболистов, обеспечивает рациональный выбор решений и их реализацию в условиях единоборств.
Баскетбол относят к нестандартным ситуативным упражнениям переменной интенсивности. Во время игры интенсивность движений может быть предельной, затем умеренной, а в определенные моменты игры деятельность активных мышц может прерываться. Такие изменения интенсивности происходят постоянно и определяются меняющейся средой и условиями игры. В результате в баскетболе формируется уникальная динамическая картина нервных процессов, обеспечивающая быстрый переход, перевод функций из одного типа в другой, сверху вниз и наоборот .
Развитие физических качеств, необходимых баскетболисту, – процесс долгий и трудный. Игра в баскетбол предъявляет высокие требования к физической подготовке участников. Высший уровень одного качества может быть достигнут только в результате значительного развития других. Но не все качества живут в гармонии. Поэтому правильно будет добиться необходимой пропорциональности в их развитии. Это создаст «общие двигательные способности», которые всегда индивидуальны и определяются главным образом генетическими условиями. Индивидуализация таких физических упражнений позволит создать максимальные условия для его появления .
Раздел физической подготовки состоит из двух самостоятельных разделов: общей и специальной физической подготовки.
Целью общей физической подготовки является создание всех необходимых условий для обеспечения высокого уровня специальных физических качеств, физического развития и многогранной физической подготовки.
Специальная физическая подготовка направлена на достижение уровня развития специальных физических качеств и достижения высокого совершенства функционирования функциональных систем организма. Реализация этих целей – главное условие достижения высоких спортивных результатов. Поэтому специальная подготовка занимает главное место в системе подготовки спортсменов высокой квалификации .
Общая физическая подготовка баскетболистов выполняет следующие задачи:
- оказывает влияние на общее физическое развитие спортсмена;
- способствует укреплению здоровья и повышению сопротивляемости организма;
- повышает функциональные возможности спортсменов;
- способствует развитию двигательных качеств (сила, скорость, ловкость, выносливость);
- способствует приобретению опыта реализации различных двигательных задач .
Задачами специальной физической подготовки в баскетболе являются:
- повышение и совершенствование функциональной подготовленности спортсмена;
- развитие и совершенствование специальных двигательных задач (бросок, передача, обводка);
- развитие умений техники-тактической ведения игры;
- совершенствование спортивного мастерства
-развитие психических качеств.
Специальная физическая подготовка является физиологической основой достижения высоких спортивных результатов. Иногда его называют физической кондицией или, иначе, физическим условием, которое определяет возможности спортсмена. И хотя направленность специальной подготовки вполне специфична, она тесно связана с общей подготовкой.
Общая физическая подготовка имеет большое значение на ранних этапах многолетнего обучения, особенно при работе с детьми и подростками, когда необходимо заложить основу для дальнейшей специализированной работы. Для достижения этой цели общефизические упражнения специализируются на его доминирующем положении.
Последовательность в осуществлении физической подготовки отражается в ее разделении на несколько этапов, тесно связанных с периодом становления юного спортсмена. Начиная с этапа общей физической подготовки, они переходят к этапу формирования профиля игрока, а затем к этапу высокого развития специальных двигательных качеств.
Этап общефизической подготовки продолжается с начала занятий до 12 лет; второй этап совпадает с подростковым возрастом, а третий – с юношеским .
Первый этап очень подходит для развития основных качеств баскетболистов, особенно скорости, ловкости и гибкости. Приобретенные на этом этапе навыки составляют основу деятельности, интегрированной и специфичной для игровой деятельности.
На втором этапе открываются положительные возможности применения энергичных упражнений, позволяющих оказать особое воздействие на развитие физических качеств. Поэтому физическая подготовка имеет новые черты узкой специализации, но в то же время весьма разносторонняя.
На третьем этапе физическая подготовка носит узкоспециализированный характер. Уровень функциональных возможностей молодого организма позволяет добиться большего объема и интенсивности .
Важной задачей физической подготовки юных баскетболистов является развитие скоростных и силовых качеств. Скоростно-силовые качества следует рассматривать как специфическое и многофункциональные свойства центральной нервной системы, которые связаны с эффективностью регуляции психомоторных функций, определяет параметры нервных процессов, обеспечивающих эффект двигательных движений человека в плане физической активности.
Соответствие скоростно-силовых нагрузок функциональным возможностям детей зависит от высокой возбужденности биохимических процессов, регулирующих деятельность двигательной системы, высокой подвижности основных нервных процессов и высокой интенсивности обмена веществ, специфичных для детского организма.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Баскетбол: Пер. с фр./ Л. Легран, М. Ра.-М. : ООО «Издательство АСТ» : ООО «Издательство Астрель», 2020. – 47 c.
2. Баскетбол. Подвижные и учебные игры. / В.А. Лепёшкин. – М.: Советский спорт, 2019. – 98 с.
3. Вуттен, М. Как добиться успеха в подготовке баскетболистов / М. Вуттен ; [пер.с англ. А.В. Зубковой]. - М.: ТВТ Дивизион, 2008. - 400 с.
4. Кузин, В.В. Баскетбол: Начальный этап обучения / В. В. Кузин, С. А. Полиевский; Науч. ред. Л.В. Костикова. - М. : Физкультура и спорт, 1999.
5. Лепёшкин, В.А. Баскетбол : подвижные и учебные игры / В. А. Лепёшкин. - М. : Советский спорт, 2011. - 98 с.
6. Поплавский, Л. Ю. Развитие физических качеств баскетболистов : метод, пособие для тренеров по баскетболу / Л. Ю. Поплавский, 3. М. Хромаев. - Кемерово : 2006. - 111 с.
7. Портнов, Ю.М. Баскетбол: Учебник для институтов физической культуры / Ю.М. Портнов. – М.: Физкультура и спорт, 1988. – 288 с.
Учебное пособие
8. Баскетбол: основы обучения техническим приемам игры в нападении : учеб.-метод. пособие / сост. Д. П. Адейеми, О. Н. Сулейманова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. – Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2019. – 40 с.
9. Нестеровский, Д.И. Баскетбол. Теория и методика обучения: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по спец. 033100 «Физическая культура» / Д. И. Нестеровский; Рец.: Ю.Д. Железняк, В.М. Шулятьев. - М. : Академия, 2008. - 336 с.
10. Родин, А.В. Баскетбол в университете : Теоретическое и учебно-методическое обеспечение системы подготовки студентов в спортивном клубе : Учебное пособие / А. В. Родин, Д. В. Губа; А.В. Родин, Д.В. Губа. - Москва : Советский спорт, 2019. - 168 с.
11. Скворцова, М.Ю. Методика проведения занятий по физической подготовке баскетболистов: учеб. Пособие / М. Ю. Скворцова; ГУ КузГТУ. – Кемерово, 2007. – 112 с.
Статьи
12. Баталов, Э.М. Дифференцированный подход к тренировке баскетболистов-студентов / Э.М. Баталов // Вестн. спортив. науки. - 2016. - N 3. - С. 17-22.
13. Ганиев, Р.Г. Особенности структуры и содержания программы начальной предпрофессиональной подготовки молодых баскетболистов / Р.Г. Ганиев, С.Г. Фомин, О.Е. Лихачев // Теория и практика физ. культуры : тренер : журнал в журнале. - 2015. - N 8. - С. 69-70.
14. Гришина, Е.И. Определение специальной подготовленности у баскетболистов в различные периоды тренировочного процесса / Е.И. Гришина, Т.П. Генинг // Теория и практика физ. культуры. - 2020. - N 6. - С. 39.
15. Губа, В.П. Оценка уровня развития двигательных способностей юных баскетболистов / В.П. Губа, А.В. Родин, А.Д. Скрипко // Физическая культура в школе. - 2015. - N 1. - С. 57-60.