Фрагмент для ознакомления
2
В условиях рыночных отношений локомотивами развитых государств становятся малые предприятия:
- малое предприятие представляет собой коммерческую организацию любой формы собственности с ограниченным числом рабочих мест, а также с незначительным объемом выручки;
- предпринимательство представляет собой самостоятельную, осуществляемую на собственный риск деятельность, которая направлена на получение прибыли систематического характера;
- малый бизнес представляет собой вид предпринимательской деятельности, в качестве опоры которого выступает работа небольших предприятий (малых).
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что предприятия малого бизнеса являются неотъемлемой частью современной рыночной экономики, без которых государство и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Во всем мире малое предпринимательство выступает сегодня в качестве одной из важнейших и движущих сил экономического и научно-технического прогресса и главного работодателя во многих отраслях экономики. По опыту развитых стран, в прошлом малые предприятия создавались в результате стремления отдельных граждан открыть собственное дело, но в настоящее время создание малых предприятий нередко инициируется крупными компаниями, которые поручают им вести отдельные виды производства или устанавливать тесные связи с рынком. Характерной особенностью малого предприятия является высокая интенсивность использования всех видов ресурсов и постоянное стремление к оптимизации их количества, обеспечению их наиболее рациональных для данных условий пропорций. Практически, это означает, что на малом предприятии не может быть лишнего оборудования, избыточных запасов сырья и материалов, лишних работников. Данное обстоятельство является одним из важнейших факторов достижения рациональных показателей экономики в целом.
Цель работы – определить перспективы развития предприятия малого бизнеса.
Задачи работы:
- представить понятие и сущность предприятий малого бизнеса;
- рассмотреть значение предприятий малого бизнеса для страны;
- охарактеризовать деятельность малого предприятия;
- оценить показатели деятельности малого предприятия;
- представить перспективы развития малого предприятия.
Объект курсовой работы – ООО «СК «ВЕГА».
Предмет работы – роль предприятий малого бизнеса в экономике России.
Тема курсовой является достаточно разработанной. Теоретической основной работы послужили исследования отечественных и зарубежных ученных по вопросам развития малых предприятий. Среди ученых можно назвать Климовских Н.В., Сайфиеву Р.Р., Смирного А.О., Хамидуллина А.Ф., Хоскинга А. и других авторов. Нормативную базу исследования составили: Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральные законы, регулирующие развитие малого предпринимательства, иные нормы права. Практическая часть работы выполнялась на основании данных Росстата и прочих сайтов о развитии предпринимательства.
Курсовая работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованных источников и приложений.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗНАЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В ЭКОНОМИКЕ СТРАНЫ
1.1 Понятие и сущность предприятий малого бизнеса
На сегодняшний день понятие «предпринимательство» не имеет конкретного и точного объяснения, оно зависит от многих факторов при решении задач практики. Многие понимают предпринимательство как процесс, явление со своими критериями и показателями.
Современное малое предпринимательство выступает в качестве обязательной части общественного производства, имеющего рыночный тип. Всем мировым опытом доказано, что малыми предприятиями занимается определенного рода долю в ВВП развитых государств. На них отводится уже устоявшийся удельный вес занятых в данном секторе граждан страны. Соответствующие уровни указанных показателей являются известными и для государств с развивающимися экономиками (при этом нужно отметить, что они меньше уровня развитых государств). Повышение удельного веса сферы малого предпринимательства в ВВП страны и в совокупном количестве занятого населения страны выступает в качестве критерия проведения оценки степени сформированности рыночных отношений в современной экономике. Таким образом происходит проявление объективных закономерностей развития производства в обществе, согласно которым определяется место и значение малого предпринимательства в структуре производства согласно степени развитости рыночных отношений в данном государстве.
Ученым Т.Я. Сильвестровой, Н.В. Александровой, Н.С. Александровым «малое предпринимательство» определяется как социально-экономическая категория, трактуют они ее в качестве особого вида предпринимательской деятельности, основной целью которой выступает получение нужной суммы прибыли и удовлетворение спроса на товары, работы и/или услуги . Предприниматель-собственник при всем этом ведет деятельность на собственный риск и на инновационной основе под его эконмическую ответственность, и стремится рациональным образом использовать имеющиеся у него ресурсы и социально-экономические условия.
А.Ю. Героева определяет «малое предпринимательство» в качестве хозяйственной системы, отмечая при этом, что это сложная, вероятностная, динамическая система, которая охватывает процессы производства, обмена, распределения и потребления, материальных благ, и как всякая сложная система должна быть рассмотрена в различных аспектах. Если рассматривать ее с точки зрения материально-производственной, то в качестве ее входа выступают материально-вещественные потоки природных и производственных ресурсов, информационных сведений, выходом - материально-вещественные потоки предметов потребления, услуг, продукции, которые предназначены для целей накопления и возмещения, товаров для экспорта, а вместе с тем отходов производства . В социально-экономическом аспекте в качестве ее входа выступают определенного рода социально-экономические отношения людей в обществе, выхода − воспроизведенные и развитые системой производственные отношения, содержание которых устанавливается регулируемым и саморегулируемым соотношением элементов собственности.
Е.В. Романенко определяет категорию «малое предпринимательство» как отдельно взятый сектор экономики, который занимает определенного рода место в социально-экономическом пространстве, которое представляет собой системное образование специфического характера .
Определения малого и среднего бизнеса различаются во всем остальном мире. В ОЭСР предприятия определяются как «очень малые» с 19 работниками, как «малые» – до 99 человек, как «среднее» – от 100 до 499 человек, как «крупные» – более 500. В странах критерии отнесения предприятий к малому и среднему бизнесу отличаются. Так, например, размер капитала и объем продаж являются показателями в Великобритании, Италии, Японии, форма собственности – в Венгрии, немонополистическое положение на рынке – в США, независимое или зависимое положение в крупной производственной структуре – в Японии .
Легального характера определение субъекта малого и среднего бизнеса в России представлено в ст. 3 ФЗ от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Если базироваться на данном законодательном акте, то субъекты малого бизнеса являются субъектами экономики (юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями), которые отнесены согласно условиям, определенным в законе №209-ФЗ, к малым предприятиям, включая и микро-предприятия, и средние предприятия .
За каждым видом бизнеса закреплены определённые условия выполнения критериев в 2023 году - общие и дополнительные.
Критерии, являющиеся общими для всех :
1. Предельное значение среднесписочной численности работников за предыдущий календарный год:
- для микропредприятий - 15 человек;
- для малых предприятий - 16–100 человек;
- для средних предприятий - 101–250 человек.
2. Сумма доходов за год согласно правилам налогового учёта не должна быть выше:
- 120 млн. руб. - для микропредприятий;
- 800 млн. руб. - для малых предприятий;
2 млрд. руб. - для средних предприятий.
Критерии дополнительного характера для ООО и хозяйственных товариществ:
- не более 25 % суммарной доли участия в уставном (складочном) капитале организации принадлежит: государству, субъектам РФ; муниципальным образованиям; общественным и религиозным организациям (объединениям); благотворительным и иным фондам;
- не более 49% принадлежит иностранным организациям и (или) компаниям, которые не являются субъектами малого и среднего предпринимательства (МСП).
Малый бизнес является определенного рода деятельностью физических либо юридических лиц, направление которой - на предоставление услуг либо продажу товаров.
В России малый бизнес может быть организован в любой организационно-правовой форме и практически во всех сферах бизнеса. В настоящее время малый бизнес – самый распространенный вид предпринимательства. Его легче организовывать, и в случае отсутствия большого опыта в работе, и даже при полном его отсутствии. Со временем малый бизнес может вырасти до среднего при росте годового оборота и при привлечении большего числа ресурсов .
Но имеются предприятия, прекратившие свою работу в результате неконкурентоспособности на рынке или нестабильности экономики, а также в результате вынужденных мер, пандемии COVID-19. Отличие малого бизнеса от крупного заключается прежде всего в размерах предприятия. Малый бизнес предполагает деятельность небольших предприятий, для которых характерным является небольшое число сотрудников (до 100 чел.), малый оборот (до 800 млн. руб./ год), небольшая величина уставного капитала .
К важнейшим особенностям такого рода предприятий относят :
- неразделимость объекта управления: экономический субъект управляет одним предприятием;
- неразделимость в отношении собственности и управления: руководителем является учредитель или владелец основной части капитала;
- количество работников предприятия позволяет прямой эмоционально-психологический контакт руководителя фирмы с каждым его сотрудником.
Считается, что малый бизнес является основой стабильности современного общества: он является способным быстро и достаточно эффективно приспособиться к новым условиям экономики. Здоровый, качественный бизнес возможным является только в условиях свободы экономики. Здравомыслящий предприниматель никогда не начнет собственное дело, если нити управления, контроль над ним и финансовое обеспечение находятся в чужих руках .
В условиях рыночной экономики развитие малого и среднего бизнеса устойчивого характера имеет возможность адаптироваться к постоянно меняющейся конкурентной среде. Опыт западных стран показывает, что основой инновационного бизнеса являются предприятия малого бизнеса, однако отечественная инновационная активность малого бизнеса значительно отстает в своем развитии от аналогичных предприятий зарубежных стран, где последний уже давно является основным субъектом инвестиций.
В современных экономических условиях возникает необходимость более активного формирования и использования системы управления рисками, позволяющей наилучшим образом учитывать риски в работе и принимать управленческие решения с точки зрения поставленных бизнес-целей. В экономике Европы и США существуют три основные юридические формы собственности: партнерство, индивидуальную и акционерную. В развитых странах многие малые предприятия находятся в индивидуальной собственности. Единая или индивидуальная форма - значит ответственность собственника за функционирование бизнеса. В качестве второй юридической формы предприятий выступает партнерство, при котором два или несколько человек объединяются с целью ведения совместной деятельности .
В качестве важнейшей формы предприятий в развитых экономически государствах выступает акционерная форма. Акционерными обществами являются большинство средних, часть мелких и почти все крупные предприятия, такие общества отличаются от индивидуальных партнерств и предприятий, ограниченной ответственностью акционеров, которые в случае банкротства фирмы теряют не свое имущество, а только свой первоначальный взнос. Единственное предприятие – это бизнес, который принадлежит одному лицу. Это самый простой вид бизнеса для начала и наименее регулируемая форма организации. Единоличный владелец сохраняет всю прибыль, но при этом владелец имеет неограниченную ответственность за долги бизнеса. Это означает, что кредитор может смотреть не только на бизнес-активы, но и на личные активы владельца для оплаты. Точно так же нет разницы между личным и деловым доходом, поэтому все доходы от бизнеса облагаются налогом на личный доход. Товарищество подобно собственности, кроме того, что есть два или более собственников (партнеров). Основанное на партнерстве относительно неформальное соглашение легко и недорого.
Развитие среднего и мелкого производства создает для оздоровления экономики благоприятные условия: создаются дополнительные рабочие места, развивается конкурентная среда, идет активнее структурная перестройка, расширяется сектор потребления. Развитие малых предприятий ведет к насыщению рынка товарами и услугами, увеличению экспортного потенциала, более эффективному использованию сырьевых местных ресурсов. Малое предпринимательство является инициативной самостоятельной деятельностью, которая осуществляется под свою имущественную ответственность и на свой риск для получения прибыли, субъекты которой определяются такими критериями, как размер уставного капитала, численность персонала, величина актива, объем оборота и др.
Роль малого бизнеса переоценить трудно: эта такого рода форма, в которой начинать свой бизнес легче всего.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ (в ред. от 12.12.2023) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/.
2. Аллахвердиев, А.А. Основы и пути развития малого и среднего предпринимательства для повышения макроэкономики региона / А.А. Аллахвердиев, В.В. Сороченко // Вестник Университета мировых цивилизаций. – 2023. – Т.14. - №3. – С.50-56.
3. Аннамухаммедова, М.Я. Совершенствование сферы услуг в малом и среднем предпринимательстве / М.Я. Аннамухаммедова // Молодой ученый. – 2023. - №9. – С.78-79.
4. Атагулыев, М. Роль малого и среднего предпринимательства в развитии экономики / М. Атагулыев, Р. Атабаев, Г. Тязебаева // Cognitio Rerum. – 2023. - №5. – С.115-118.
5. Багратуни, К.Ю. Аспекты государственной финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства / К.Ю. Багратуни // Экономика и предпринимательство. – 2023. - №3. – С.802-808.
6. Бирич, А.А. Понятие малого и среднего предпринимательства / А.А. Бирич // Право и управление. – 2023. - №1. – С.18-21.
7. Героева, А.Ю. Малое предпринимательство в СКФО / А.Ю. Героева // Академическая публицистика. – 2023. - №1-2. – С.64-70.
8. Елсуков, Б.С. Экономическая безопасность малого и среднего предпринимательства / Б.С. Елсуков // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2023. – Т.1. - №2. – С.22-27.
9. Конюшко, Л.В. Зарубежный опыт поддержки развития малого и среднего предпринимательства / Л.В. Конюшко // Вестник Хабаровского государственного университета экономики и права. – 2023. - №2. – С.67-70.
10. Кочергина, Т.В. Факторы развития малого и среднего предпринимательства / Т.В. Кочергина // Актуальные вопросы современной экономики. – 2023. - №10. – С.322-325.
11. Кулькова, И.А. Некоторые противоречия развития малого предпринимательства в России / И.А. Кулькова // Human Progress. – 2023. – Т.9. - №4. – С.6-9.
12. Мальников, И.В. Развитие малого предпринимательства в системе социально-экономического развития субъекта РФ / И.В. Мельников, Ю.И. Валова // Экономические исследования и разработки. – 2023. - №2. – С.100-109.
13. Малые предприятия в 2023 году – какие компании попадают под эту категорию [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ppt.ru/malie-predpriyatia.
14. Мильцева, А.С. Экономическая безопасность субъектов малого предпринимательства / А.С. Мильцева, И.В. Маслова // Вестник Академии управления и производства. – 2023. - №4. – С.89-97.
15. Наджиев, Г.Г. Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в России: проблемные аспекты / Г.Г. Гаджиев // Образование и право. – 2023. - №6. – С.123-126.
16. Официальный сайт Торгово-промышленной палаты Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://tpprf.ru/ru.
17. Романенко, Е.В. Оценка конкурентного потенциала малого бизнеса: ресурсно-динамический подход / Е.В. Романенко // Структурные преобразования экономики территорий: в поиске социального и экономического равновесия: сборник научных статей 3-й Всеросс. науч.-практ. конференции. – Курск: ЮЗГУ, 2020. – С.121-125.
18. Сильверстова, Т.Я. Малое предпринимательство в структуре общественного производства / Т.Я. Сильверстова, Н.В. Александрова, Н.С. Александров // Вестник Российского университета кооперации. – 2023. - №3. – С.75-78.
19. Тюрин, В.В. Теоретико-методологические основы становления и развития сферы малого предпринимательства / В.В. Тюрин // Вестник ГТУ. – 2023. - №6. – С.468-475.
20. Шакирова, Ю.С. Государственное регулирование как инструмент формирования и реализации потенциала малого предпринимательства / Ю.С. Шакирова // Экономика и предпринимательство. – 2023. - №10. – С.786-790.
21. Ястребова, М.А. Актуальность вопросов повышения прибыли предприятия / М.А. Ястребова // Валютное регулирование. Валютный контроль. – 2022. - №12. – С.59-65.