Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы в современных условиях очевидна. Современное гражданское общество-это сфера, которая не имеет ничего общего с политической и правовой организацией государственной власти. Исторически эта область возникла из общественных движений, действующих вне государственной системы. В современном обществе существует множество различных общественных движений.
Общественное движение – это более или менее длительная и организованная попытка относительно большой группы людей внести определенные социальные изменения или, наоборот, предотвратить их внесение. Общественные движения обычно включают в себя коллективные действия масс для достижения конкретных интересов и целей: рабочих, фермеров, представителей различных этнических групп, защитников окружающей среды, молодежи и других групп. Любое общественное движение в той или иной форме основывается на коллективной попытке достичь общих интересов, минуя совместные действия в сфере официальных институтов.
Как показал исторический опыт, попытки применить демократический принцип народной автономии были упрощены до формул, которые могут быть наполнены различным содержанием. По мере того как массы участвуют в активной политической жизни, один за другим начинают возникать вопросы о демократизации социально-экономической структуры, государственном образовании, правах всех этнических групп на родной язык и национальную культуру, освобождении колониальных народов и незыблемости политической свободы граждан перед политической властью. Однако страны с отсталыми политическими, экономическими и культурными отношениями не могут решить свои исторические задачи простым заимствованием политических форм передовых стран; то есть, в целом, у каждой страны свой политический, национальный и исторический путь развития.
Научная и практическая значимость для развития российской экономики заключается в том, что, прежде всего, материалы исследования могут быть использованы для совершенствования управленческой деятельности по укреплению социальной защищенности и стабилизации политической ситуации во всей стране.
Степень изученности. Вопросы, изучающие социальные движения как основу современного гражданского общества пересекаются с системой иных проблем государственного управления - системой государственного управления, системой регулирования. Проблема взаимодействия социальных движений и гражданских институтов анализируются в работах по государственному управлению и теории государственного и муниципального управления. В частности, тема исследования находит свое отражение в работах таких авторов, как: Н.Т. Аврамчук, О.А. Морозова и др. Вместе с тем в указанных работах не раскрывается роль элементов развития форм и механизмов современных гражданских обществ. Таким образом, указанное исследование является попыткой восполнить данный пробел.
Объект исследования – социальные движения в системе функционирования современного гражданского общества. Предмет исследования – механизмы развития и функционирования современных гражданских обществ.
Цель исследования – анализ социальных движений как основы современного гражданского общества.
Для достижения поставленной цели при написании работы определены следующие задачи:
рассмотреть понятие и содержание социальных движений;
изучить особенности развития социальных движений в современной России;
выявить проблемы механизмов взаимодействия социальных движений и институтов гражданского общества;
разработать современные формы и механизмы взаимодействия социальных движений и институтов гражданского общества в управленческих решениях.
Методологической базой исследования явилась совокупность приемов и методов научного познания, в том числе: диалектический, системный, логический, абстрагирования, интерпретации, структурно-функциональный методы, а также частно-научные методы: историко-правовой, сравнительно-правовой, формально-юридический.
Нормативную базу исследования составили Конституция РФ, федеральные конституционные и федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и др.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что положения исследования могут быть использованы при изучении вопросов и проблем социальных движений как основы современного гражданского общества.
По структуре работа состоит из введения, трех параграфов, посвященных теме исследования и отражающих поставленные при написании работы задачи, заключения и списка использованных источников. Название глав отображает их содержание.
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ДВИЖЕНИЙ
В обществе часто можно наблюдать такой процесс как коллективное действие отдельных лиц, но не членов какой-либо организации, сообщества или социальной группы. Такое поведение является социальным процессом и называется общественным движением. В 19 веке социальные движения рассматривались как серия действий, направленных главным образом на поддержку социальных изменений: «социальные движения можно рассматривать как коллективные предприятия, направленные на установление нового образа жизни. Их происхождение уходит корнями в состояние тревоги. Движущая сила исходит, с одной стороны, от неудовлетворенности существующим образом жизни, а с другой - от желания и надежды на новый способ существования. Путь развития общественных движений показывает появление нового образа жизни».
Поэтому общественные движения должны в первую очередь продвигать инновации во всех сферах жизни общества. Современные социологи считают, что такого рода движения направлены не только на поддержку социальных перемен, но и против них. Важно знать, что общественные движения не являются социальными институтами. Основное различие между ними заключается в сроке их существования и институциональной природе. Если социальные институты относительно стабильны, то общественные движения обладают высокой динамичностью структуры и неопределенным жизненным циклом [11].
В то время как институты поддерживают социальный порядок и пользуются поддержкой всех членов общества, мы считаем институты ценным аспектом культурной жизни, лежащим в основе существующей социальной системы, общественные движения по своей сути не являются такими институциональными. В их состав входят несколько человек из разных слоев общества, а большинству остальных безразличны или не нравятся существующие общественные движения. Когда общественное движение получает мощную поддержку общества, оно перестает действовать как общественное движение, превращается в социальный институт и становится неотъемлемой частью общественной жизни.
Точно так же организация - это формальное социальное образование с формальным членством, уставом или набором правил для конкретной организации, а также внутренней иерархией статуса и ролей, и движение не следует путать с организацией, поскольку общественные движения могут включать многие организации. Но, несмотря на это, основой деятельности общественных движений являются усилия и действия людей, которые разделяют или симпатизируют декларируемым идеям и ценностям. Как показывает практика, многие общественные движения практически не имеют признаков организованности, и в большинстве случаев, если организация основана на традиционных паттернах и поддерживает стабильное и предсказуемое поведение индивидов, то социальные движения означают нестабильность культурных паттернов, и поведенческие паттерны соответственно изменились.
В результате развития общественные движения могут обрести некоторые устойчивые формы поведения, свои собственные нормы и упорядоченную и четко иерархическую систему социального государства. В данном случае таким образом исчезло общественное движение и появилась общественная организация или несколько организаций. Кроме того, общественные движения могут использоваться в качестве группы давления, то есть «специально организованных групп для воздействия на официальных государственных чиновников», целью которых является воздействие на институты управления в обществе. Примерами могут служить кампании в поддержку президента, депутатских групп и других должностных лиц и учреждений [9].
Анализируя политическую борьбу, можно обнаружить, что большинство групп давления не являются политическими движениями и стремятся достичь только тех целей, которые наиболее полезны для общества, используя общепринятые нормы. Однако сначала они сознательно стремились поддерживать изменения в этих нормах и ценностях или противостоять им. Социальные движения могут действовать как группы давления совершенно случайным образом. Социальные движения являются очень актуальной и многообещающей областью исследований и привлекли многих ученых к смежным наукам, особый интерес представляют предпосылки возникновения социальных движений. Существует несколько наиболее популярных способов их изучения:
1. Локальное изучение. При таком изучении акцент делается на внутреннее содержание движения без учета социокультурного контекста.
2. Лонгитюдное или историческое. Этот метод включает в себя вопросы происхождения и развития общественных движений, вопросы внутреннего содержания, результаты, данные и опросы общественного мнения, полученные из исследовательских документов, архивов, газет и аналогичной литературы, а также источников информации об этих общественных движениях.
3. Сравнительное изучение членства в движении. Этот метод анализирует не только рядовых членов движения, но и поведение лидеров, используя статистические данные, основанные на их возрасте, поле, политическом и экономическом статусе, роде занятий, образовании и других характеристиках, или применяя первый количественный метод, позволяющий нам понять, что связывает членов движения и почему, а второй качественный метод позволяет определить их общие чувства и поведенческие мотивации.
4. Контент-анализ. Он включает в себя изучение отчетов общественных движений, выступлений лидеров и пропагандистских заявлений. Прежде чем классифицировать общественные движения, следует отметить, что их не всегда можно систематизировать, поскольку одно движение может быть лишь промежуточной стадией другого, более крупного общественного движения, и несколько движений могут существовать в разных жизнях.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации от 12 дек. 1993 г. (ред. от 14.03.2020 г.) // Российская газета от 4.07.2020 г.№ 144.
2. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: Федеральный закон от 6 окт. 1999 г. № 184-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собрания РФ 22 сент. 1999 г. (ред. от 11.06.2021 г.) // Рос. газ. – 1999. – 19 окт.; 2018. – 7 авг.
3. О системе государственной службы Российской Федерации: Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. РФ 25 апр. 2003 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. РФ 14 мая 2003 г. (ред. от 02.07.2021 г.) // Рос. газ. – 2003. – 31 мая.
4. О государственной гражданской службе Российской Федерации: Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. РФ 7 июля 2004 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. РФ 15 июля 2004 г. (ред. от 02.07.2021 г. ) // Рос. газ. – 2004. – 31 июля; 2018. – 6 авг
5. О государственных должностях Российской Федерации: Указ Президента РФ от 11 янв. 1995 г. № 32 (ред. от 20.04.201 г.) // Рос. газ. – 1995. – 17 янв.; 2018. – 17 мая.
6. О типовых государственных должностях субъектов Российской Федерации: Указ Президента РФ от 4 дек. 2009 г. № 1381 (ред. от 05.10.2015 г.) // Собрание законодательства РФ. – 2009. – № 49 (часть II), ст. 5921; 2015. – № 41 (часть II), ст. 5644. – С. 15717.
7. Аврамчикова, Н. Т. Государственные и муниципальные финансы : учебник и стажировка для университетов / Н. Т. Аврамчикова. - Москва : Изд-во Юрайт, 2021. - 174 с.
8. Багян, Г.А. Пути решения актуальных проблем государственного управления в Российской Федерации/ Г.А. Багян, В.И. Лукащук // Современная наука. - 2020. - № 5-1. - с. 450-454.
9. Барабашев, А. Г. Государственное и муниципальное управление. Технологии исследовательской работы : учебник для университетов / А. Г. Барабашев, А. В. Климова. - Москва : Изд-во Юрайт, 2021. - 194 с.
10. Большаков, С.Н. Организационные структуры местного самоуправления и их совершенствование / С. Н. Большаков, О. Л. Ким, М. И. Чекалев // Экономика и политика. – 2020. – № 1(15). - С. 16-22.
11. Борщевский, Джорджия Государственно-частное партнерство : учебник и стажировка для университетов / Джорджия Борщевски. - 2-е изд., исп. и док. - Москва : Изд-во Юрайт, 2020. - 412 с.
12. Борщевский, Г.А. Институт государственной службы в политической системе российского общества : монография / Г.А. Борщевский. - Москва : Изд-во Юрайт, 2021. - 293 с.
13. Васильева, В. М. Государственная политика и управление : учебник и стажировка для университетов / В. М. Васильева, Е. А. Колеснев, И. А. Иншаков. - Москва : Изд-во Юрайт, 2021. - 441 с.
14. Восколович, Н. А. Экономика, организация и управление государственным сектором : учебник и стажировка для университетов / Н. А. Восколович, Е. Н. Мицер, С. Д. Еникеева ; под общей редакцией Н. А. Восколовича. - 2-е изд., исп. и доп. труды. - Москва : Изд-во Юрайт, 2021. - 324 с.
15. Административно-правовой статус должности государственной службы/ В. Б. Гайдов// Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. - 2005. - с. 79-84.
16. Гильмутдинов В. Р. Особенности правового регулирования служебной деятельности на государственных должностях Российской Федерации: автореф. дис. … канд. юрид. наук / В. Р. Гильмутдинов. – М. – 2007. – 24 c.
17. Гимазова, Ю. В. Государственное и муниципальное управление : учебник для вузов / Ю. В. Гимазова ; под общей редакцией Н. А. Омельченко. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 453 с.
18. Клыпин Д. Н. История становления государственных должностей Республики Хакасия / Д. Н. Клыпин // Право и законность: вопросы теории и практики / под ред. Д. Б. Сергеева. – Абакан, 2017. – С. 101-106.
19. Клыпин Д. Н. Проблемы правового регулирования ограничений конституционных прав лиц, замещающих государственные должности Республики Хакасия / Д. Н. Клыпин // Право и законность: вопросы теории и практики / под ред. Д. Б. Сергеева. – Абакан, 2018. – С. 103-109.
20. Кондрашев А. А. Ограничения конституционных прав в Российской Федерации: теоретические подходы и политико-правовая практика / А. А. Кондрашев // Конституционное и муниципальное право. – 2014. – № 7. – С. 40-4
21. Коробченко В. В. Правовая природа ответственности гражданских служащих за коррупционные правонарушения / В. В. Коробченко, Т. В. Иванкина // Актуальные проблемы российского права. – 2016. – № 7. – С. 31- 40.
22. Крысанов А. В. Конституционно-правовая ответственность выборных и должностных лиц федеральных органов государственной власти: дис. … канд. юрид. наук / А. В. Крысанов. – Челябинск. – 2014. – 196 c.
23. Меркулов, А. В. Проектный подход в системе государственного стратегического управления / А. В. Меркулов, Л. В. Тугачева // Фундаментальные научно-практические исследования: основные итоги — 2020 : сборник научных трудов по материалам III Международной научно-практической конференции, Анапа, 29 февраля 2020 года. – Анапа: Общество с ограниченной ответственностью «Научно-исследовательский центр экономических и социальных процессов» в Южном Федеральном округе, 2020. – С. 17-22.