Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Организация системы дополнительного образования в ДОУ имеет большое значение для развития дошкольника, что может обеспечить переход интересов детей к развитию их способностей. Развитие творческой активности каждого ребенка представляется основной целью современного дополнительного образования в ДОУ и качества образования в целом.
На основании пункта 6 статьи 14 Закона Российской Федерации "Об образовании" Образовательное учреждение в соответствии со своими уставными целями и задачами может наряду с основными реализовывать дополнительные образовательные программы и предоставлять дополнительные образовательные услуги вне основных образовательных программ, определяющих его статус.
Целью дополнительного образования является внедрение новых вариативных форм дошкольного образования для повышения качества образовательного процесса и удовлетворения потребностей общества.
В Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации" дополнительное образование определяется как "вид образования, направленный на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовном, нравственном, физическом и / или профессиональном совершенствовании и не сопровождающийся повышение уровня образования".
В соответствии со ст. 75 " Дополнительное образование детей и взрослых "ФЗ от 29 декабря 2012 г. № 273 –ФЗ" Об образовании в Российской Федерации " родители имеют возможность выбирать бесплатные образовательные услуги, и это текущее направление развития дошкольного учреждения. Накоплен определенный положительный опыт их организации, проводится системный мониторинг. Он по праву считается важнейшей составляющей образовательного пространства, востребован в обществе как образование, органично сочетающее воспитание, обучение и развитие личности ребенка, максимально открытое и свободное от стандартного подхода: его содержание, методы и формы работы с детьми актуализированы постоянно.
Дополнительное образование, в отличие от образовательного процесса, не регулируется стандартами, а определяется социальным порядком детей, родителей и других социальных институтов. Содержание современного дополнительного образования детей расширяет возможности личностного развития детей за счет расширения образовательного пространства ребенка в соответствии с его потребностями. Дополнительное образование также является средством мотивации развития личности к знаниям и творчеству в процессе самых разных видов деятельности в различных областях образования.
Кроме того, дополнительное образование способствует своевременному самоопределению ребенка, повышает его жизненную конкурентоспособность и создает условия для формирования каждым ребенком собственных представлений о себе и окружающем мире. Все вышеизложенное делает тему курсовой работы актуальной.
Цель исследования – изучение дополнительного образования в дошкольных учреждениях.
Объект исследования – дополнительное образование в дошкольных учреждениях.
Предмет исследования – средства развития творческих способностей у дошкольников в системе дополнительного образования в дошкольных учреждениях.
Задачи:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Разработать программу творческого развития детей дошкольного возраста на занятиях изобразительной деятельности.
3. Разработать методические рекомендации по творческому развитию дошкольников средствами музыки.
Методы исследования: анализ литературы по проблеме исследования, обобщение, сравнение.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух разделов, заключения, списка литературы.
Глава 1. Теоретические основы дополнительного образования в дошкольных учреждениях
1.1 Понятие и сущность дополнительного образования в дошкольных учреждениях
Исследуя особенности формирования дополнительного образования детей в России, мы опираемся на совокупность исследований, раскрывающих развитие дополнительного образования, его сущность, содержание и специфику (В.В. Абраухова, В.А. Березина, Л.Н. Буйлова, И.А. Верба, М.Б. Коваль, Д.В. Ломоносова, О. Е. Лебедев, Е. Н. Медынский, Т. И. Сущенко, Л.И. Филатова и др.).
Процесс формирования дополнительного образования вызвал интерес ученых, которые в своих исследованиях научно обосновывают такое социальное явление, как дополнительное образование.
Исследователи характеризуют дополнительное образование как [2]:
• особое образовательное пространство, где объективно устанавливаются многие взаимосвязи и проводятся специальные образовательные мероприятия различных систем (государственных, социальных, смешанных) для развития личности и ее организации, поскольку это расширяет возможности практического опыта ребенка, является временем для творческого освоения новой информации и саморефлексия, формирование новых жизненных навыков и способностей;
• целенаправленный процесс обучения и воспитания, направленный на развитие личностных профессиональных качеств личности и реализуемый через образовательные творческие программы, не входящие в содержание Государственных образовательных стандартов;
• специфически органическая часть образовательной системы, которая является процессом и результатом формирования личности ребенка в условиях развивающей среды, которая предоставляет детям интеллектуальные, психолого-педагогические, образовательные, развивающие и другие услуги на основе свободного выбора и самоопределения;
• образование, позволяющее детям свободно выбирать формы и виды деятельности, которые
• мировоззренческие установки и понимание, развитие позитивной мотивационной ориентации в сфере досуга.
Эти определения не являются взаимоисключающими по своему содержанию, в них прослеживается потенциал дополнительного образования в воспитании социально активной личности.
Анализируя процесс формирования дополнительного образования в России, мы сделали следующие выводы [8]:
• формирование дополнительного образования в России явилось результатом естественной потребности в образовании народных масс и активной позиции передовой русской интеллигенции. Учреждения, созданные в России для детей, за время своего существования претерпели существенные изменения в целях, задачах, принципах, функциях, формах работы, сферах деятельности;
• современное дополнительное образование детей как система характеризуется созданием условий для свободного выбора каждым ребенком образовательной сферы и сроков своего развития;
• сегодня система дополнительного образования характеризуется поисковой деятельностью учреждений дополнительного образования, в которых активно осуществляются инновационные процессы, обновляющие их цели, содержание, формы и методы работы.
Под дополнительным образованием понимается мотивированное образование вне рамок базового образования, которое позволяет человеку приобрести устойчивую потребность в знаниях и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться объективно, профессионально, личностно [22].
Дополнительное образование детей основано на следующих принципах:
• гуманизация;
• демократизация образовательного процесса;
• индивидуализация.
Учреждения дополнительного образования детей создают равные начальные возможности для каждого ребенка, помогают и поддерживают одаренных и талантливых учащихся, поднимая их на новый уровень индивидуального развития [11].
В деятельности Учреждения дополнительного образования, в том числе на дошкольном уровне, важной составляющей является управление, которое обеспечивает целенаправленную работу всех участников педагогического процесса по функционированию и развитию системы; создание гибких организационных структур и множественных образовательных и развивающих программ.
Управленческая деятельность сегодня также претерпевает изменения: авторитарное управление уступает место демократическому характеру, передача управленческих полномочий специалистам.
Дополнительное образование в дошкольных учреждениях дает возможность выявить и развить творческие способности детей. Занятия по дополнительному образованию углубляют, расширяют и применяют знания, полученные в рамках основной образовательной деятельности.
Целью дополнительного образования является внедрение новых вариативных форм дошкольного образования с целью повышения качества образовательного процесса и удовлетворения потребностей общества.
При организации мероприятий по дополнительному образованию детей Детский сад учитывает [5]:
• интересы детей и добровольный характер их выбора кружка, секций, занятий; возрастные особенности детей, имеющийся у них опыт участия в такого рода мероприятиях;
• необходимость решения учебно-воспитательных задач в единстве с основной общеобразовательной программой детского сада;
• понимать игру как ведущую деятельность и строить на ее основе содержание дополнительного образования детей;
• необходимость создания комфортной среды, в которой будет развиваться творческая личность;
• нормы нагрузки на ребенка.
Дополнительное образование в детском саду можно разделить на следующие виды [1]:
1. Студии – это детский творческий коллектив, деятельность которого связана с определенным видом искусства. На занятиях детей обучают дисциплинам, необходимым для творческой деятельности. Учеба отличается четкой ступенчатостью по уровню подготовки (младшая, старшая группы). В организации мероприятия предполагается большая общественно полезная работа: концерты, выставки, собрания. Руководитель студии, как правило, работает по авторской программе. Отличительной чертой является сочетание коллективной, групповой и индивидуальной форм обучения, наличие творческих групп.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Абраухова, В.В. Инновационные подходы в деятельности учреждения дополнительного образования как средство его развития.: автореф. /Абраухова Валентина Владимировна.- Ростов на Дону,2007. - 21с.
2. Антипова, Т.В. Дополнительное образование детей : учеб.-метод. Рекомендации для студентов / Т.В.Антипова.-Улан-Удэ :ИПК ВСГАКИ, 2004.-28с.
3. Антонова, Н.А. Дополнительное образование как социологическая проблема: Автореферат дис.канд. философ. наук: 13.00.01/ Антонова Н.А. - Екатеринбург, 1998. – 19с.
4. Андреев, В.И. Педагогика творческого саморазвития/ В.И.Андреев. - Казань: Изд-во Казанского университета, 2006 - 565 с.
5. Ариарский, М.А. Социально-культурная деятельность как предмет научного осмысления / М.А. Ариарский. – Санкт-Петербург, 2008. – 792 с
6. Батищев, Г.С. Введение в диалектику творчества/ Г.С. Батищев.- М., 1984.-464с.
7. Березина, В.А. Основные тенденции и механизмы развития дополнительного образования детей на современном этапе.//Диалог в образовании. Сборник материалов конференции. Серия “Symposium”, выпуск 28. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2014.
8. Бруднов, А.К. Внешкольное дополнительное образование - насущное явление времени. Проблемы, поиски, решения. // Воспитание школьников. - 2002. - №3/4 - С. 3-5.
9. Буйлова Л.Н., Павлов АВ. Ресурсный центр как организатор сетевого взаимодействия образовательных учреждений в сфере дополнительного образования детей//Transformation of approaches to education in Russia and CIS states: Monograph. Volume 4/ed.by K.Reiss. – Stuttgart,ORT Publishing, 2014 – с.3-15/
10. Березина, В.А. Дополнительное образование детей как средство их творческого развития. Автореф. дис. канд. пед. наук: /Березина В.А., М., 2008 - 147 с.
11. Буйлова, Л.Н. Развитие социально-педагогических функций учреждения дополнительного образования детей: Дис. ... канд. пед. наук : / Буйлова Любовь Николаевна., М., 2008 - 183 с.
12. Воронова, М.А. Историко-педагогические основы современной системы дополнительного образования учащихся/ М.А. Воронова.- М., 2001.-157с.
13. Выготский, Л.С. Избранные психологические исследования. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 2006. - 520 с.
14. Воронова, М.А. Историко-педагогические основы современной системы дополнительного образования учащихся/ М.А. Воронова.- М., 2001.-157с.
15. Валеева, М.А. Развитие профессионализма педагога дополнительного образования: Дисс… канд.пед.наук. /Валеева М.А.,Оренбург, 2004 - 167 c.
16. Власов В.А. Теория эстетического воспитания в России во II половине XIX - начале XX вв. :Дис. ... канд. пед. наук / Власов Вадим Александрович, Пятигорск, 2000 - 188 c.
17. Горский, В.А., Журкина А.Я. Педагогические принципы развития системы дополнительного образования детей // Дополнительное образование. 1999. - №2.-С.-11.
18. Гурова, Р.Г. Социологические проблемы воспитания. / Р.Г. Гурова. - М.: Педагогика. 1981. - 176 с.
19. Дополнительное образование детей: Учебное пособие для вузов / под ред. О.Е.Лебедева. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000. - 256 с.
20. Дополнительное образование как система современных технологий сохранения и укрепления здоровья детей: Учебное пособие / Мин-во образования РФ, ОГПУ; под ред. Н.В.Сократова. - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2003. - 260 с.
21. Дополнительное образование: опыт и перспективы развития / Под науч. ред. С.В. Сальцевой. - М., 2007. - 135 с.
22. Дружинин, В.Н. Психология и психодиагностика общих способностей. / В.Н. Дружинин. - М.: Наука, 2008.
23. Морозова, Л. Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике. — М. : 2010.
24. Хабарова, Т. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. С. Пб. : 2011 г.
25. Юдина, Е. И. «Мой первый учебник по музыке и творчеству/Азбука музыкально-творческого саморазвития/ Серия : У тебя получится:/- М. : Аквариум, 2007.