Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Современное общество сталкивается с проблемой недостаточного внимания к здоровью и низкой активности среди детей, особенно в младших классах школы. Вместе с тем, здоровый образ жизни играет важную роль в формировании физического и психологического здоровья детей, а также в их успешном обучении и развитии. Одним из эффективных способов формирования здорового образа жизни среди школьников младших классов является олимпийское образование.
Цель данной работы состоит в изучении теоретических основ формирования здорового образа жизни у школьников младших классов в процессе олимпийского образования и выявлении роли олимпийского образования в пропаганде здорового образа жизни.
В первой главе "Теоретические основы формирования здорового образа жизни" будут рассмотрены основные понятия и принципы здорового образа жизни, а также факторы, влияющие на его формирование у школьников младших классов. Будут рассмотрены основные аспекты физического и психологического здоровья детей, а также роль родителей и школы в формировании здорового образа жизни.
Во второй главе "Олимпийское образование как средство пропаганды здорового образа жизни" будет проведен анализ роли олимпийского образования в формировании здорового образа жизни у школьников младших классов. Будут рассмотрены преимущества олимпийского образования, его цели и задачи, а также методы и формы работы с детьми. Будет исследовано влияние олимпийских ценностей и принципов на формирование здорового образа жизни у школьников.
В заключении будут подведены итоги проведенного исследования и сделаны выводы о важности олимпийского образования в формировании здорового образа жизни у школьников младших классов. Будут предложены рекомендации по улучшению работы по пропаганде здорового образа жизни с использованием олимпийского образования.
Таким образом, данная работа имеет целью изучение теоретических основ формирования здорового образа жизни у школьников младших классов в процессе олимпийского образования и выявление роли олимпийского образования в пропаганде здорового образа жизни. Результаты исследования позволят разработать рекомендации по улучшению работы в данной области и способствовать формированию здорового образа жизни у школьников младших классов.
Актуальность исследования "Формирование здорового образа жизни у школьников младших классов в процессе олимпийского образования" обусловлена необходимостью разработки и внедрения эффективных методов и подходов к формированию здорового образа жизни среди детей. Современная жизнь характеризуется сидячим образом жизни, недостатком физической активности, неправильным питанием и другими негативными факторами, которые могут привести к развитию заболеваний и проблемам со здоровьем. Олимпийское образование представляет собой комплексную систему, включающую физическую активность, спортивные занятия, здоровый образ жизни и воспитание нравственных ценностей. Исследование в данной области позволит выявить наиболее эффективные методы и подходы к формированию здорового образа жизни у школьников младших классов, что способствует их физическому и психологическому развитию, а также повышению общей жизненной активности и улучшению качества жизни.
Объектом исследования в работе «Формирование здорового образа жизни у школьников младших классов в процессе олимпийского образования» являются школьники младших классов, то есть дети в возрасте от 6 до 10 лет, которые находятся в начальной ступени образования. Предметом исследования является формирование здорового образа жизни у этих школьников в процессе олимпийского образования. Олимпийское образование представляет собой систему воспитания и обучения, основанную на принципах олимпийского движения, которая направлена на развитие физических и интеллектуальных способностей детей, формирование здорового образа жизни и развитие олимпийских ценностей, таких как справедливость, уважение, дружба и миролюбие. В работе будет исследовано, каким образом олимпийское образование может способствовать формированию здорового образа жизни у школьников младших классов, а также какие методы и приемы следует использовать для достижения этой цели.
Глава 1. Теоретические основы формирования здорового образа жизни
1.1. Понятие здорового образа жизни
Здоровье - одна из самых главных и важнейших составляющих счастья, это драгоценность, дарованная человеку, которую он обязан беречь с детских лет, ведь здоровый человек формирует здоровую нацию, а с ней - здоровую планету.
Одна из основных составляющих здоровья - это здоровый образ жизни - это такой образ жизни человека, который направлен на укрепление здоровья и профилактику болезней. Иными словами, здоровый образ жизни - это список правил, соблюдение которых максимально обеспечит сохранение и укрепление здоровья (как физического, так и психического).
Древние люди не знали особенностей гигиены, правильного питания или оптимального количества физических нагрузок. Это способствовало уменьшению численности населения и колоссальному количеству больных людей. С течением времени понятие здорового образа жизни "въелось" в сердца граждан. Желание прожить как можно дольше, увидеть внуков и обладать достаточным здоровьем, чтобы успеть с ними понянчиться, - отличная мотивация к созданию основы для здорового образа жизни.
Главные составляющие здорового образа жизни:
- умеренное и сбалансированное питание
- достаточная двигательная активность
- закаливание организма
- отказ от вредных привычек
- режим труда и отдыха с учетом динамики индивидуальных биоритмов
- личная гигиена
- умение управлять своими эмоциями
- безопасное поведение в быту, на работе, на улице, в школе, обеспечивающее предупреждение травматизма, отравления, аварийных ситуаций.
Умеренное и сбалансированное питание - один мудрец однажды сказал: "Мы - это то, что мы едим". И с ним трудно не согласиться. В рационе человека должно быть сбалансированное количество белков, жиров и углеводов, а, значит, и продукты, которые вы употребляете, должны быть разнообразными: в вашем рационе должны присутствовать продукты как животного, так и растительного происхождения.
Не следует употреблять много жаренной и пассерованной пищи, так как при таком способе приготовления почти все полезные вещества разрушаются. В рацион человека должно входить много овощей и фруктов, зернобобовых, дающих энергию, силу и бодрость. Очень полезно употреблять молочные продукты.
Чтобы поддерживать здоровый образ жизни, следует учитывать несколько важных аспектов. Во-первых, необходимо пить достаточное количество жидкости, примерно 1,5-2 литра воды в день. При этом стоит избегать газированных напитков, особенно сладких.
Кроме того, калорийность рациона не должна превышать установленную норму. При расчете калорий следует учитывать физическую активность, избыточный вес и наличие заболеваний. Рекомендуется питаться дробно, не менее 5 раз в день, включая три основных приема пищи и два перекуса. Важно придерживаться одного и того же времени приема пищи и не голодать. Во время еды следует медленно жевать пищу, не переедать и вовремя остановиться, когда появляется ощущение сытости. Тщательное пережевывание пищи способствует лучшему перевариванию.
Рацион также должен включать первые блюда, так как супы способствуют выделению желудочного сока и улучшают переваривание остальной пищи.
Важно употреблять только свежую пищу, так как стоявшие блюда теряют свою пользу. Также рекомендуется отказаться от вредных привычек, таких как курение, употребление алкоголя и наркотиков.
Для поддержания оптимальной двигательной активности не обязательно быть спортсменом и заниматься интенсивными тренировками. Утренняя зарядка в течение 10-15 минут может обеспечить заряд бодрости на весь день. Для тех, кто ведет малоподвижный образ жизни, рекомендуется больше ходить пешком, бегать по утрам или заниматься плаванием, йогой или танцами. Занятия такими упражнениями хотя бы 3 раза в неделю помогут поддерживать тело в тонусе.
Закаливание организма способствует увеличению его сопротивляемости к заболеваниям и неблагоприятным воздействиям окружающей среды. Контрастный душ, растирания холодной водой, купание в холодной воде и солнечные ванны летом являются распространенными методами закаливания.
Важно также учитывать режим труда и отдыха с учетом индивидуальных биоритмов. Хороший и полноценный сон, продолжительностью около 8 часов в сутки, способствует хорошему отдыху и восстановлению организма. Чрезмерный сон может нанести вред здоровью, а недостаток сна приводит к усталости и истощению организма. Поэтому важно обеспечивать оптимальное количество часов сна для долгой и здоровой жизни.
Хороший и крепкий сон играет важную роль в обеспечении хорошего отдыха и восстановления организма. Рекомендуемая продолжительность сна для человека составляет около 8 часов в сутки. Избыточный сон может нанести вред здоровью, а недостаточный сон приводит к усталости и истощению организма. Поддержание оптимального количества часов сна ежедневно способствует долгой и здоровой жизни.
Личная гигиена также играет важную роль в поддержании здоровья. Пот и жир, выделяемые кожными железами, в сочетании с внешними загрязнениями, создают благоприятную среду для размножения вредных микроорганизмов и развития заболеваний. Поэтому важно поддерживать кожу в чистоте.
К другим важным аспектам здорового образа жизни можно отнести психическую и эмоциональную устойчивость, а также безопасное поведение как дома, так и на улице, чтобы избежать травм и других повреждений.
Таким образом, здоровый образ жизни способствует сохранению и улучшению здоровья и благополучия человека. С каждым годом он становится все более популярным, поскольку многие люди стремятся не только наслаждаться жизнью, но и делать это долго. Здоровый образ жизни помогает увеличить продолжительность жизни и избавиться от многих заболеваний, характерных для зрелого возраста.
1.2. Основные компоненты здорового образа жизни у школьников
Здоровый образ жизни – это комплексный подход, который охватывает все аспекты жизни человека. Даже дети не являются исключением, особенно в наше время, когда все больше времени проводится за компьютером, а прогулки и полноценное питание становятся редкостью. В результате, физическая слабость у детей становится более заметной, чем у их бабушек и дедушек.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аксёнова А. В. Олимпийское и паралимпийское образование как способ социального ориентирования младших школьников // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2013. – №. 12 (140). – С. 222-226.
2. Аслаханов С. А. М., Джабраилов Р. З. Формирование основ здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста в системе дополнительного образования // Олимпийская идея сегодня. – 2016. – С. 53-60.
3. Бондаренко Т. Н. по развитию физкультуры и спорта, олимпийского образования обучающихся 1–4 классов «Олимпиада начинается в школе». URL: http://gnesh2005.narod.ru/prikaz/programma_olimpiada_nachinaetsja_v_shkole.pdf (дата обращения: 31.05.2024).
4. Булатова М., Платонов В. Олимпизм и олимпийское образование: история, современность, будущее. – 2018. URL: https://reposit.uni-sport.edu.ua/xmlui/handle/787878787/2520 (дата обращения: 31.05.2024).
5. Веселова Ю. Ю. и др. Опыт организации исследовательской деятельности школьников, направленной на формирование здорового образа жизни: магистерская диссертация по направлению подготовки: 06.04. 01-Биология. – 2018. URL: https://vital.lib.tsu.ru/vital/access/services/Download/vital:7159/SOURCE01 (дата обращения: 31.05.2024).
6. Германов Г. и др. Теория и история физической культуры и спорта в 3 т. Том 1. Игры олимпиад. Учебное пособие для СПО. – Litres, 2018. URL: https://books.google.com/books?hl=ru&lr=&id=9ZN2DwAAQBAJ&oi=fnd&pg=PA172&ots=VM1yhMhYF9&sig=rLBXMv2WDDl262VEY5S90M3yv54 (дата обращения: 31.05.2024).
7. Громыко В. В., Лысова И. А., Шубина Г. Л. Инновационный подход к физическому и духовному воспитанию школьников // Теория и практика физической культуры. – 2007. – №. 2. – С. 60-63. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=15415284 (дата обращения: 31.05.2024).
8. Зорькина Е. Е. Формирование основ здорового образа жизни у младших школьников в системе дополнительного образования : дис. – Сибирский федеральный университет; Лесосибирский педагогический институт—филиал СФУ, 2023. URL: https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/150373 (дата обращения: 31.05.2024).
9. Мелентьева Н. Н., Поженская Ю. В. Олимпийское образование школьников // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2015. – №. 7 (160). – С. 45-52. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/olimpiyskoe-obrazovanie-shkolnikov (дата обращения: 31.05.2024).
10. Пашин А. А. Физическая культура основа формирования ценностей здорового образа жизни // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. ВГ Белинского. – 2011. – №. 24. – С. 736-741. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fizicheskaya-kultura-osnova-formirovaniya-tsennostey-zdorovogo-obraza-zhizni-1 (дата обращения: 31.05.2024).
11. Мелентьева Н. Н. Олимпийское образование школьников / Н.Н. Мелентьева, Ю.В. Поженская // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2015 - С. 45-51
12. Олимпийская хартия - Лозанна: Международный олимпийский комитет, 2007. - 47 с.
13. Платонов В. Н. Энциклопедия олимпийского спорта. - Киев: Олимпийская литература, 2002. - 494 с.
14. Твой олимпийский учебник: учебное пособие для олимпийского образования / В. С. Родиченко и др.; Олимпийский комитет России. – М.: Советский спорт, 2017. – 224 с.
15. Томенко А. А. Особенности становления и развития олимпийского образования в современной практике / А.А. Томенко // Наука в олимпийском спорте. - 2007. - № 2. - С. 133-136