Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Тема настоящего исследования затрагивает важную область управления и государственной службы, которая соединяет правовые нормы с этической практикой. Актуальность исследования обусловлена меняющимися требованиями к государственным служащим, которые должны ориентироваться в сложных правовых аспектах и общественных ожиданиях.
Правовая культура, определяемая как совокупность установок, ценностей и норм, определяющих поведение группы или сообщества в отношении закона, является ключевым элементом, обеспечивающим соблюдение государственными служащими целостности и законности своих действий. В России историческая траектория государственного управления - от царского самодержавия до советской власти, а затем постсоветские реформы - создает определенный фон, на котором можно оценить трансформацию правовой культуры.
Кроме того, нормативно-правовая база, регулирующая деятельность государственных и муниципальных служащих, носит не просто процедурный характер, а пронизана этическими мандатами, определяющими моральный компас государственного управления. Таким образом, актуальность исследования усиливается в связи с проводимыми реформами и все более пристальным вниманием общества к поведению чиновников. На международном уровне наблюдается тенденция к повышению прозрачности и подотчетности государственной службы, что обусловливает необходимость переоценки отечественной практики в свете мировых стандартов.
Объект исследования - правовая культура в сфере государственного и муниципального управления в широком смысле слова.
Предмет исследования - проявление и последствия юридических норм и этического поведения государственных служащих.
Цель данного исследования - выяснить факторы, способствующие или препятствующие формированию надежной правовой культуры, и тем самым предложить механизмы ее повышения.
В соответствии с целью определены задачи:
- определить понятие и содержание правовой культуры;
- проанализировать историческое развитие и особенности правовой культуры в России;
- изучить правовое регулирование деятельности государственных и муниципальных служащих в России;
- проанализировать современное состояние и проблемы правовой культуры служащих;
- рассмотреть стратегии повышения правовой культуры;
- изучить международный опыт и его адаптацию в России.
Методы исследования: сочетание качественного и количественного подходов, в т.ч. обзор литературы, анализ документов, статистический анализ.
Методологическая основа исследования построена на комплексном подходе, объединяющем работы по теории права и культурной динамике в правовой сфере, в первую очередь с привлечением трудов российских ученых-юристов, чьи исследования государства, права и правовой культуры обеспечивают как теоретическую глубину, так и эмпирическую направленность. Генезис данного исследования уходит корнями в размышления С.А. Комарова, где тонкости правовой культуры раскрываются в рамках парадигм государственного управления и публичного права. В диссертации В.П. Сальникова и в учебном курсе под редакцией М.Н. Марченко раскрываются нюансы правовой культуры, отстаивается методологический подход к изучению ее влияния.
Дальнейшее обогащение методологического подхода происходит благодаря анализу Е.А. Певцовой, которая рассматривает дефинитивные подходы к правовой культуре и правосознанию, предоставляя критические эмпирические методики, актуальные для данного исследования. Для контекстуализации роли правовой культуры в рамках правового государства в статье Р.А. Осипова представлен актуальный дискурс о практическом значении норм правовой культуры в государственном управлении.
Дальнейшему развитию данного исследования способствует монография Ф.М. Раянова, поскольку в ней обозначены взаимосвязь и проблемы понимания общества и государственного права, подчеркнуты общественные основы правовых норм. Кроме того, выводы А.П. Семитко и Р.К. Русинова о взаимодействии правосознания и правовой культуры представляют собой теории, которые поддерживают эмпирические аспекты данного исследования, направляя изучение того, как правовые нормы интернализируются и проявляются в государственном управлении.
Таким образом, методология не только опирается на теоретическую базу, но и адаптирует эмпирические стратегии к изучению правовой культуры государственных и муниципальных служащих в России, обеспечивая рассмотрение предмета исследования.
Научная новизна исследования заключается в междисциплинарном подходе, объединяющем юридический анализ и культурную антропологию для изучения структуры правовой культуры государственных и муниципальных служащих.
Гипотеза исследования предполагает, что степень соответствия между установленными правовыми нормами и укоренившимися культурными ценностями государственных служащих коррелирует с эффективным управлением и сокращением случаев бюрократических злоупотреблений. Эта гипотеза ставит под сомнение преобладающие предположения о том, что одних только законодательных реформ достаточно для повышения административной честности и эффективности; вместо этого она выступает за «культурный сдвиг» - стратегический акцент на культивировании правовой культуры, которая не только информирована, но и интегрирована с преобладающими общественными ценностями и историческим контекстом.
Теоретическая значимость исследования обусловлена анализом «юридико-культурной парадигмы» - теоретической структуры, объясняющей слияние правовых норм и культурных практик в государственных учреждениях. Данное исследование вносит определенный вклад в теорию права, предлагая уточненное понимание того, как правовая культура проявляется и поддерживается среди государственных служащих, тем самым расширяя дискурс за пределы простого соблюдения правовых норм и включая этическую конгруэнтность.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ СЛУЖАЩИХ
1.1. Понятие и содержание правовой культуры
Определение правовой культуры в рамках данного исследования предполагает расчленение сложных слоев нормативных и поведенческих моделей, характеризующих поведение государственных и муниципальных служащих, интеграцию их формальных правовых обязательств с общественными нормами и ценностями, которые они должны воплощать. Правовая культура – явление, которое включает в себя практики, установки и правовые знания, которые влияют и испытывают на себе влияние административной среды государственных служащих. В дальнейшем С.А. Комаров формулирует, что правовая культура не только отражает правосознание общества, но и формирует и формируется правовыми рамками, в которых она функционирует, играя тем самым ключевую роль в закреплении правовых норм и правового государства в целом .
С учетом точки зрения Р.А. Осипова, содержание правовой культуры расширяется за счет включения моральных императивов и этических соображений, на которые должны ориентироваться государственные служащие, что позволяет интегрировать понятие «правовой этос» с практическими реалиями управления . Такое двойное рассмотрение подчеркивает взаимодействие между правовыми предписаниями и этическими нормами, которые лежат в основе эффективного государственного управления.
Взаимодействие этих элементов - нормативного, этического и поведенческого - формирует содержание правовой культуры, которая, в свою очередь, влияет на эффективность и целостность государственного управления. Таким образом, глубина и применение правовой культуры среди государственных и муниципальных служащих становится важным барометром для оценки здоровья и функциональности всей правовой системы, как утверждает В.П. Сальников в своих более поздних работах, где автор подробно рассматривает методологические аспекты изучения этих явлений в структурах государственного управления .
Структура и компоненты правовой культуры, анализируемые в рамках данного исследования, представляют собой сложную стратифицированную конструкцию, состоящую из нескольких ключевых элементов, каждый из которых динамично взаимодействует с другими, формируя поведение и нормы государственных служащих. С.А. Комаров очерчивает эти компоненты, выделяя их как правовые знания, правосознание, правовое поведение и правовую идеологию, которые способствуют проявлению и закреплению правовой культуры в государственных учреждениях . В.П. Сальников, развивая эту мысль, полагает, что правовое поведение, которое включает в себя фактическую практику и действия, предпринимаемые в соответствии с правовыми нормами, отражает практическое применение правовых знаний и сознания в повседневной административной деятельности .
Р.А. Осипов подчеркивает роль этих компонентов в контексте правового государства, утверждая, что эффективное функционирование правовой культуры имеет решающее значение для стабильности и целостности правового управления . Автор утверждает, что взаимодействие этих компонентов не только определяет эффективность правовой деятельности, но и влияет на доверие общества к правовой системе. Объединяя эти элементы в целостную структуру, система правовой культуры не только объясняет работу права в государственном управлении, но и выявляет потенциальные области для реформ и улучшений.
1.2. Историческое развитие и особенности правовой культуры в России
Эволюция правовой культуры в контексте российской государственности представляет собой историческое повествование, отражающее изменения в управлении, общественных ценностях и судебной философии с царской эпохи до наших дней. Эта эволюция, отмеченная глубокими преобразованиями, сыграла ключевую роль в формировании контуров современных правовых норм и практики в России. Как отмечает С.А. Комаров, исторические пласты российской правовой культуры тесно сочетаются с политическими и социальными потрясениями, которыми характеризовалась история страны, оказывая влияние на развитие как государственных, так и правовых институтов .
Если проследить это развитие, то период советской власти внес существенные изменения в правовую базу, закрепив характерную идеологическую ориентацию на право и функции государства. В этот период подчеркивалась утилитарная роль права в обществе, что существенно повлияло на правосознание и практику того времени. Постсоветская эпоха, напротив, ознаменовалась волной реформ, направленных на переосмысление правового аспекта в соответствии с демократическими идеалами и рыночной экономической политикой, что привело к переоценке прежней советской правовой культуры.
Кроме того, Ф.М. Раянов рассматривает взаимодействие между гражданским обществом и правовым государством, полагая, что развивающиеся отношения между этими двумя конструктами сыграли решающую роль в формировании современной правовой культуры в России. Эти отношения подчеркивают продолжающуюся борьбу за баланс между государственной властью и растущими требованиями к расширению гражданских свобод и независимости судебной власти .
Влияние исторических периодов на формирование правовых традиций в России свидетельствует о динамичном взаимодействии между развивающимися общественными нормами и регулирующими их правовыми структурами. Каждая эпоха - от царского самодержавия до советского режима, а затем и современной Российской Федерации - накладывала свой отпечаток на правосознание и правовую практику нации. Как отмечает С.С. Алексеев, правовые преобразования царской эпохи заложили основы правовых концепций, которые, несмотря на сильное влияние самодержавного правления, стали формировать ранние представления о правовом государстве и справедливости в российском обществе .
Ф.X. Галиев и С.А. Комаров подчеркивают, что в советский период произошли радикальные сдвиги в сторону централизованной плановой правовой структуры, где право служило государственной идеологии, глубоко внедряя нормативную базу, заметно отличающуюся от западных правовых парадигм . В современном контексте, как описывает Е.А. Певцова, постсоветские правовые реформы сыграли ключевую роль в переопределении отношений между государством и личностью, подтолкнув к сбалансированному взаимодействию, где гражданские права и верховенство закона стали превалировать, перестроив правовую культуру на плюралистическую и партисипативную основу .
В анализе В.П. Сальникова также подчеркивается роль исторической преемственности и изменений в развитии правовой культуры, предполагается, что понимание этих исторических влияний имеет решающее значение для решения современных правовых проблем и формирования правовой культуры, которая не только уважает исторические традиции, но и принимает современные демократические принципы .
1.3. Правовое регулирование деятельности государственных и муниципальных служащих
Законодательная база, регулирующая деятельность государственных и муниципальных служащих в РФ, структурирована в нескольких ключевых правовых документах, которые определяют права, обязанности и этические принципы, предъявляемые к государственным служащим. Прежде всего, это Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 года, в которой закреплены основные принципы государственной службы, подчеркивающие важность верности, законности и порядочности для лиц, находящихся на государственной службе.
В соответствии с конституционными рамками Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ определяет нормы и стандарты, касающиеся приема на службу, условий службы и продвижения по службе государственных служащих, обеспечивая соблюдение принципов профессионализма и прозрачности на всех уровнях государственной деятельности. Аналогичным образом, Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ обеспечивает параллельную структуру для муниципальных служащих, подчеркивая особые требования и обязанности, которые отличают
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. [Электронный ресурс]. URL: http://base.consultant.ru / (Дата обращения 17.03.2024).
2. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (с изм. от 14.02.2024) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. — № 31. — Ст. 3215.
3. Федеральный закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL: http://base.consultant.ru / (Дата обращения 17.03.2024).
4. Указ Президента РФ от 12.08.2002 № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» (ред. от 25.08.2021) [Электронный ресурс]. URL: http://base.consultant.ru / (Дата обращения 17.03.2024).
Научная литература:
5. Абдрасулов Е.Б., Ибрагимов Ж.И., Толеуханова Г.А. Формирование и укрепление профессиональной правовой культуры государственных служащих: опыт зарубежных стран // Вестник Института законодательства и правовой информации Республики Казахстан. 2019. №2 (56). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-i-ukreplenie-professionalnoy-pravovoy-kultury-gosudarstvennyh-sluzhaschih-opyt-zarubezhnyh-stran (дата обращения: 23.05.2024).
6. Акимова Т.И. Современные тенденции формирования правовой культуры государственных гражданских служащих // Социально-экономические явления и процессы. 2013. №1 (047). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-tendentsii-formirovaniya-pravovoy-kultury-gosudarstvennyh-grazhdanskih-sluzhaschih (дата обращения: 23.05.2024).
7. Акмеологическая оценка профессиональной компетентности государственных служащих: Учебное пособие /Под общ. ред. А.А. Деркача. - М: Изд-во РАГС, 2006. - 108 с.
8. Алексеев С. С. Восхождение к праву: поиски и решения / С.С. Алексеев. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2002. - 608 с.
9. Андреев М.А. Проблема этического поведения государственных и муниципальных служащих в современных нормативных документах Российской Федерации // История и архивы. 2017. №1 (7). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-eticheskogo-povedeniya-gosudarstvennyh-i-munitsipalnyh-sluzhaschih-v-sovremennyh-normativnyh-dokumentah-rossiyskoy (дата обращения: 23.05.2024).
10. Багратуни К.Ю., Данилина М.В. К вопросу этико-правового регулирования деятельности государственных и муниципальных служащих в России // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. №6-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-etiko-pravovogo-regulirovaniya-deyatelnosti-gosudarstvennyh-i-munitsipalnyh-sluzhaschih-v-rossii (дата обращения: 23.05.2024).
11. Берзегова С.А. Правовая культура государственных служащих в Российской Федерации: социологический аспект // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2012. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovaya-kultura-gosudarstvennyh-sluzhaschih-v-rossiyskoy-federatsii-sotsiologicheskiy-aspekt (дата обращения: 23.05.2024).
12. Бернам, У. Правовая система США. 3-й выпуск [Электронный ресурс - 03.06.2019] / М.:, 2006. - 1216 с.
13. Вижевитова Т.А. Повышение правовой культуры в муниципальном образовании (на примере города Омска) // Проблемы местного самоуправления в Российской Федерации: Материалы VI науч.-практ. конференции, Омск, 26 - 27 ноября 2008 г. - Омск: Изд-во ОмГУ, 2008. - С. 102-116.
14. Вижевитова Т.А. Правовая культура в муниципальном образовании: понятие, природа, структурные компоненты // Конституционное и муниципальное право. - 2009. - № 15. - С. 31-35.
15. Галиев Ф.Х. Соционормативная основа правового государства: статья / Ф.Х Галиев, С.А. Комаров // Теория государства и права. - 2018. -№ 2. - С. 46-52.
16. Галиев Ф.Х., Комаров С.А. Правовое государство и правовая культура: взаимосвязь и взаимообусловленность: статья / Ф.Х. Галиев, С.А. Комаров // Юридическая наука. - 2016. - № 6. - С. 5-10.
17. Карлагин О.Н. Особенности правовой психологии муниципальных служащих //Вестник Российской правовой академии. -2009. - № 4. - С. 10-12.
18. Комаров С.А. Общая теория государства и права: учебник для бакалавриата и магистратуры / С.А. Комаров. - 9-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2019. 506 с.
19. Латвинова Н.В. Адаптация зарубежного опыта при построении современной службы государственного управления в РФ. [Текст] Национальный исследовательский Томский государственный университет. - Томск 2017. – 69 с.
20. Осипов Р.А. Правовая культура и ее роль в правовом государстве // Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ. 2021. №21. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovaya-kultura-i-ee-rol-v-pravovom-gosudarstve (дата обращения: 23.05.2024).
21. Остапец О.Г. Об этических аспектах деятельности муниципальных служащих // Современная наука. 2011. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ob-eticheskih-aspektah-deyatelnosti-munitsipalnyh-sluzhaschih (дата обращения: 23.05.2024).
22. Певцова Е.А. Современные дефинитивные подходы к правовой культуре и правовому сознанию / Е.А. Певцова // Журнал российского права. -2004. - № 3 (87). - С. 70-81.
23. Плешаков А. П. Правовая культура и становление новой российской государственности // Правовая культура. 2007. № 1(2). С. 47.
24. Попович О.Р. Актуальная проблема правового государства через призму правовой культуры органов местного самоуправления // Вестник Курганского государственного университета. 2012. №4 (26). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnaya-problema-pravovogo-gosudarstva-cherez-prizmu-pravovoy-kultury-organov-mestnogo-samoupravleniya (дата обращения: 23.05.2024).
25. Раянов Ф.М. Гражданское общество и правовое государство: проблемы понимания и соотношения: монография / Ф.М. Раянов. - М.: Юрлитин-форм, 2015. - 319 с.
26. Сальников В.П. Правовая культура / В.П. Сальников // Общая теория государства и права. Академический курс / отв. ред. М.Н. Марченко. - Т. 3. -М.: ИНФРА-М, 2016. - 527 с.
27. Семитко А.П. Правосознание и правовая культура: гл. в учебнике / А.П. Семитко, Р.К. Русинов // Теория государства и права. - М., 2000. - 331 с.
28. Трунцевский Ю.В. О содержании антикоррупционного стандарта поведения государственных и муниципальных служащих // Вестн. Том. гос. ун-та. Право. 2019. №32. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-soderzhanii-antikorruptsionnogo-standarta-povedeniya-gosudarstvennyh-i-munitsipalnyh-sluzhaschih (дата обращения: 23.05.2024).
29. Чубарова Н.Л. Проблемы развития гражданского общества в условиях реформирования системы государственного и муниципального управления в контексте компетентностного подхода//Проблемы взаимодействия гражданского общества, государства и бизнеса: опыт России и Германии: Сборник докладов международного «круглого стола». - Ростов н/Д, 2012; Демографический ежегодник России. 2010: Стат.сб./Росстат - М., 2010. - 525 с.