Фрагмент для ознакомления
2
Проблема развития мышления актуальна и интересна для изучения. Она затрагивается во многих работах по психологии, лингвистике и философии. Сложность вопроса связана с двойственной природой человека и противоречивостью мышления и речи.
Это явление является неотъемлемыми атрибутами человека и включает в себя социальное и биологическое начала. С одной стороны, мышление — это продукты мозга человека, с другой — социальное явление, так как человек сам является социальным существом. «Единство социального и индивидуально-биологического определяет специфику мышления».
Изучение понятия «мышление» нашло своё отражение в работах таких учёных, как Д. Б. Эльконин, С. Л. Рубинштейн, Ж. Пиаже, Р. С. Немов, А. Г. Маклаков, А. А. Леонтьев, А. Н. Соколов, Б. М. Теплов и многих других исследователей.
Современная образовательная ситуация характеризуется увеличением количества детей с трудностями в мышлении, что обуславливает необходимость квалифицированной поддержки со стороны образовательных учреждений.
Развитие мышления у учеников — одна из ключевых задач школьного образования. Работая с определённым учебным материалом, дети осваивают навыки сравнения, анализа, классификации и обобщения. Умение мыслить напрямую влияет на успехи в обучении детей разных возрастов. Этот период предоставляет широкие возможности для всестороннего развития ребёнка, что обусловлено высокой восприимчивостью этого возраста.
В школьном возрасте психика ребёнка претерпевает значительные изменения: дети получают новые знания и представления об окружающем мире, их житейские понятия перестраиваются, а школьное мышление способствует развитию теоретического мышления в доступных формах.
Благодаря развитию нового уровня мышления, происходит трансформация всех остальных психических процессов, как отмечал Д. Б. Эльконин: «Память становится мыслящей, а восприятие — думающим». Именно поэтому перестройка познавательной сферы в связи с развитием теоретического мышления составляет основное содержание умственного развития в школьном возрасте.
Многочисленные исследования учёных показывают, что развитие теоретического мышления, то есть мышления в понятиях, приводит к появлению важных новообразований к концу школьного возраста: рефлексии, которая меняет не только познавательную деятельность учащихся, но и их отношение к окружающим людям и самим себе, произвольности и способности к саморегуляции.
Объект исследования: мышление детей школьного возраста.
Предмет исследования: особенности мышления детей школьного возраста.
Гипотеза исследования: у младших школьников мышление развито достаточно, в соответствии с их возрастными особенностями.
Цель исследования: рассмотреть особенности мышления в школьном возрасте.
Задачи исследования:
1. Изучить общую характеристику понятия «мышление» и его виды.
2. Выявить возрастные особенности мышления.
3. Провести организацию и выбрать методы диагностики мышления школьников.
4. Проанализировать результаты и выделить методические рекомендации по развитию мышления детей школьного возраста.
Методы исследования: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация.
Теоретическая значимость заключается в том, что изучение особенностей мышления школьников позволяет глубже понять процессы развития интеллекта и формирования когнитивных способностей у детей. Это, в свою очередь, способствует совершенствованию педагогической теории и разработке новых подходов к обучению и воспитанию.
Практическая значимость особенностей мышления школьников проявляется в том, что понимание этих особенностей помогает учителям и родителям создавать более эффективные условия для обучения и развития детей. Например, зная, что школьники в младших классах лучше воспринимают информацию в наглядной форме, учителя могут использовать больше иллюстраций, схем и наглядных пособий. В более старших классах, когда дети уже способны к абстрактному мышлению, можно переходить к более сложным задачам и теоретическим обобщениям.
База исследования:
Структура работы: курсовая состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Мышление — это опосредованное и обобщённое отражение реальности, вид умственной деятельности, направленный на познание сущности вещей, явлений, закономерных связей и отношений между ними. Первая особенность мышления заключается в его опосредованном характере: человек познаёт вещи и явления косвенно, через другие свойства и связи. Мышление основывается на данных чувственного опыта (ощущения, восприятия, представления) и ранее полученных теоретических знаниях.
Вторая особенность мышления — его обобщённость. Обобщение позволяет познавать общее и существенное в объектах реальности, поскольку все их свойства взаимосвязаны. Общее проявляется только в отдельных конкретных вещах [19, с. 98].
Мышление — это высшая ступень познания человеком реальности. Его чувственной основой являются ощущения, восприятия и представления. Мышление заключается в решении различных задач, вопросов и проблем, которые ставит перед человеком жизнь [1, с. 123].
Мышление — это функция мозга, результат аналитико-синтетической деятельности. Оно зависит от работы обеих сигнальных систем, где вторая сигнальная система играет ведущую роль. Когда мы решаем мыслительные задачи, в коре мозга происходит преобразование временных нервных связей. Создание новых мыслей означает образование новых нервных связей [20, с. 78].
В психологии широко используется классификация видов мышления в зависимости от содержания решаемых задач. Она включает предметно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление [19, с. 134].
Важно понимать, что все типы мышления тесно связаны между собой. Начиная какое-либо действие, мы уже имеем в уме образ результата, который ещё предстоит достичь. Различные виды мышления постоянно взаимодействуют друг с другом. Например, трудно разделить наглядно-образное и словесно-логическое мышление, если задача связана со схемами и графиками. Практическое мышление может быть одновременно интуитивным и творческим. Поэтому, определяя тип мышления, нужно помнить, что этот процесс всегда носит относительный и субъективный характер. Обычно у человека задействованы все аспекты, и следует говорить об относительном доминировании того или иного типа мышления. Только развитие всех типов мышления в их единстве может обеспечить верное и полное отражение реальности человеком.
Особенности предметно-действенного мышления заключаются в том, что задачи решаются путём реального преобразования ситуации и проверки свойств объектов. Ребёнок сравнивает предметы, накладывая их друг на друга или приставляя один к другому, анализирует игрушку, разбирая её на части, синтезирует, создавая дом из кубиков или палочек, и классифицирует, раскладывая кубики по цвету. Ребёнок не ставит целей и не планирует свои действия, так как движение руки опережает мышление на этом этапе. Этот вид мышления называется ручным, и он часто используется взрослыми в повседневной жизни, например, при перестановке мебели или работе с незнакомой техникой.
Наглядно-образное мышление основано на работе с образами. Этот тип мышления предполагает анализ, сравнение и обобщение представлений о предметах и явлениях. Оно позволяет наиболее полно воссоздать все разнообразие характеристик объекта, учитывая разные точки зрения. Наглядно-образное мышление тесно связано с воображением.
Наглядно-образное мышление позволяет создавать изображения невидимых вещей и их отношений, таких как атомное ядро или внутреннее строение земного шара. В этих случаях образы носят условный характер.
Словесно-логическое мышление основывается на использовании языка и является последним этапом исторического и онтогенетического развития мышления. Этот тип мышления характеризуется работой с понятиями и логическими конструкциями, которые могут не иметь прямого образного выражения (например, стоимость, честность, гордость). Благодаря словесно-логическому мышлению люди способны выявлять общие закономерности, прогнозировать развитие событий в природе и обществе и обобщать разнообразный наглядный материал [19, с. 167].
Несмотря на абстрактность, мышление всегда опирается на наглядно-чувственный опыт. Каждое абстрактное понятие имеет свою чувственную основу, которая не отражает всю глубину понятия, но позволяет сохранять связь с реальностью. Однако избыток ярких деталей может отвлечь внимание от основных свойств объекта и усложнить его анализ.
Мышление ребёнка изначально несовершенно, поскольку он только начинает устанавливать связи между предметами и явлениями окружающего мира. Первоначальное мышление ребёнка тесно связано с конкретными образами предметов и практическими действиями. Сеченов назвал этот этап развития мышления «предметным».
Обучение в школе способствует значительному расширению знаний и представлений ребёнка, которые становятся более глубокими и содержательными. В процессе обучения ребёнок осваивает систему основных наук. Усвоение научных понятий происходит постепенно, по мере накопления знаний, умений и навыков. Чтобы понять суть какого-либо понятия, необходимо определить его содержание, что зависит от имеющихся знаний и уровня логического мышления. Всё это ребёнок приобретает в школе. Например, на уроке рисования с натуры в третьем классе ученики под руководством учителя анализируют структуру объектов, их форму и перспективу, а также выявляют общие и индивидуальные характеристики предметов и явлений с помощью сравнения и обобщения.
Таким образом, у учеников формируются понятия, такие как «конструкция предметов», «объём», «пропорции», «перспектива» и «холодные цвета» [8, с. 56].
По мере освоения системы понятий, отражающих реальные связи и отношения между предметами и явлениями, ученик начинает понимать закономерности материального мира. Он изучает различные виды растений и животных, времена года и объекты живой и неживой природы. Постепенно школьник учится классифицировать объекты и явления, анализировать и обобщать информацию, а также систематизировать полученные знания.
Развитию анализа и синтеза способствует целенаправленность учебных занятий, требующих активной мыслительной деятельности. Во время урока мысль ученика сосредоточена на поиске ответов на вопросы, поставленные учителем.
Кроме этого, выделяют такие виды мышления, как:
Теоретическое мышление — это процесс познания законов и правил на основе теоретических рассуждений и умозаключений.
Практическое мышление основывается на суждениях и умозаключениях, связанных с решением практических задач. Главная цель практического мышления — создание методов преобразования реальности.
Дискурсивное мышление, которое анализирует логику рассуждений, а не восприятие, развёрнуто во времени и имеет чётко определённые этапы, представленные в сознании мыслящего человека.
Интуитивное мышление, основанное на непосредственных чувственных восприятиях и отражении воздействия предметов и явлений объективного мира, характеризуется быстротой, отсутствием чётких этапов и минимальной осознанностью.
Репродуктивное мышление базируется на образах и представлениях, полученных из определённых источников, а продуктивное мышление использует творческое воображение.
Продуктивное мышление – основано на творческом воображении [12, с. 174].
Мышление позволяет людям получать знания о тех аспектах окружающего мира, которые невозможно воспринять через органы чувств. Вот две ключевые характеристики мышления:
Опосредованность: человек приобретает знания об объекте, основываясь на своём опыте и ранее накопленных теоретических знаниях.
Обобщённость: человек объединяет различные свойства объекта в процессе мышления [7, с. 76].
Также мышлению свойственны следующие особенности:
Личностный характер: мышление тесно связано с эмоциональными и волевыми сторонами личности.
Социальная природа: в процессе мышления человек использует опыт и знания, полученные обществом [7, с. 87].
Неразрывная связь с речью: язык и речь помогают выражать мысли, формулировать понятия, делать выводы и умозаключения.
Мышление и деятельность человека взаимосвязаны. В процессе мышления человек изучает законы, управляющие окружающим миром. Применение этих законов в познавательной деятельности позволяет человеку активно влиять на мир и изменять его. Таким образом, деятельность является результатом мышления. Также существует обратная связь: деятельность способствует развитию мыслительных способностей.
Фрагмент для ознакомления
3
Белошистая, А. В. Развитие логического мышления младших школьников : учебное пособие для вузов / А. В. Белошистая, В. В. Левитес. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 129 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11117-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/541948 (дата обращения: 25.05.2024).
2. Болотова А. К. Прикладная психология. Основы консультативной психологии. — М.: Юрайт. 2024. 342 с.
3. Ветренко С. В. Психология младших школьников. — М.: Юрайт. 2024. 117 с.
4. Гулина М. А., Зинченко Ю. П. Консультативная психология : учебника. — М.: Издательство МГУ. 2023. 383 с.
5. Диянова З. В., Щеголева Т. М. Общая психология. Познавательные процессы. — М.: Юрайт. 2024. 132 с.
6. Заварзина О. В. Психология общения. ВО. Учебник. — М.: КУРС. 2024. 184 с.
7. Кашапов, М. М. Формирование профессионального творческого мышления : учебное пособие для вузов / М. М. Кашапов, А. С. Кашапов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 124 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-13290-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/543568 (дата обращения: 25.05.2024).
8. Коноваленко, Е. А. Логическое мышление младших школьников и его характеристика / Е. А. Коноваленко, В. В. Христенко, С. А. Скрыпцова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 52 (342). — С. 415-418. — URL: https://moluch.ru/archive/342/77033/ (дата обращения: 25.05.2024).
9. Корнилова, Т. В. Подростки групп риска / Т. В. Корнилова, Е. Л. Григоренко, С. Д. Смирнов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 273 с. — (Профессиональная практика). — ISBN 978-5-534-07748-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/538324 (дата обращения: 25.05.2024).
10. Крысько В. Г. Социальная психология. — М.: Юрайт. 2024. 554 с.
11. Молчанов, С. В. Психология подросткового и юношеского возраста : учебник для академического бакалавриата / С. В. Молчанов. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 352 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-16443-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/531072 (дата обращения: 25.05.2024).
12. Немов, Р. С. Психология : учебник для среднего профессионального образования / Р. С. Немов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 501 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-9692-1138-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/534686 (дата обращения: 25.05.2024).
13. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. — М.: Юрайт. 2024. 412 с.
14. Психология и педагогика / под ред. В. А. Сластенина, В. П. Каширина. — М.: Юрайт. 2024. 542 с.
15. Самыгин С. И. Психология развития и возрастная психология. Учебное пособие. — М.: Феникс. 2024. 320 с.
16. Солдатова Е. Л., Лаврова Г. Н. Психология развития и возрастная психология. Онтогенез и дизонтогенез. — М.: Юрайт. 2024. 362 с.
17. Социальная психология развития / под ред. Н. Н. Толстых. — М.: Юрайт. 2024. 544 с.
18. Социальная психология: современная теория и практика. — М.: Юрайт. 2024. 226 с.
19. Спиридонов, В. Ф. Психология мышления. Решение задач и проблем : учебное пособие для вузов / В. Ф. Спиридонов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 323 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-08295-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/536100 (дата обращения: 25.05.2024).
20. Шапиро, С.И. Мышление человека и переработка информации ЭВМ / С.И. Шапиро. - М.: Советское радио, 2020. - 288 c.