Фрагмент для ознакомления
2
Социальная работа – это относительно самостоятельное специальное знание и вид деятельности, но если она основана на серьезных философских размышлениях, то имеет основные характеристики. Философское осмысление не заменяет теорию социальной работы. В этой теории с помощью концептуальных систем раскрывается конкретное содержание и механизм ее функций. Социальная работа как понятие и реальность – это одна из категорий и явлений, таких как «взаимодействие – деятельность – действенность» и «общество – социум».
Взаимодействие – это универсальное свойство живого и неживого. Без него мир не может существовать, и невозможно познать и предсказать развитие природы, общества и отдельных людей. В разных типах объективных и субъективных реальностей взаимодействия протекают в разных формах (их значение также имеет теоретическое и практическое значение). Например, в условиях растительного и животного миров оно принимает активную форму, характеризующуюся простой избирательностью, призванной обеспечить адаптацию растений и животных к окружающей среде. В основе этой формы взаимодействия лежит инстинкт, управляемый бессознательно и в основном регулируемый потребностями выживания [11].
В обществе, где основным способом существования является совместная работа людей, эта избирательная форма деятельности видоизменяется в активную деятельность. Характерной чертой этой формы взаимодействия является не только избирательность, но и целенаправленный характер сознательного формирования и организации. Его движущей силой является общественный спрос. Цель состоит уже не просто в адаптации для биологического выживания, но и в улучшении социальных условий. В этих условиях потребности биологического существования становятся интересами, социальной и культурной динамикой, а также общественными интересами. Эта форма взаимодействия характеризуется процедурным характером, на который влияют не только природа и биология, но и социальные факторы - экономические, политические, духовные и фактически социальные и экзистенциальные условия и цели.
В процессе общественного развития произошла широкая дифференциация в видах и формах деятельности. В зависимости от масштаба предмета различаются социальная, коллективная и индивидуальная деятельность, в зависимости от способа выражения – физическая и ментальная, а в зависимости от сферы выражения – экономическая, политическая, духовная, экзистенциальная и социальная деятельность. Последнее является важной частью формирования и развития социальных отношений и социальных сфер и является органической константой важных видов деятельности всего общества, отдельных людей, групп и особенно общества в целом.
Термин «социальная активность» семантически неоднозначен. В одном случае оно используется для обозначения характера всей социальной деятельности, указывая на то, что ее источники, факторы и результаты определяются общественными интересами и носят социальный характер. В другом смысле термин «социальная активность» обычно ассоциируется с деятельностью людей в социальной сфере, где в социальной сфере происходит формирование и развитие социальных структур, социальных систем и социального статуса человека. Но в большинстве случаев это связано с такими понятиями, как «социальная политика», «социальное партнерство», «социальное обеспечение», «социальное благополучие» и «социальная работа» [2].
Как социальное явление и понятие социальная работа, она является одним из видов и методов социальной деятельности и имеет свою специфику. Последнее в определенной степени выражены в самом названии, в котором понятие «работа» является синонимом понятия «деятельность», а понятие «общество» подчеркивает его направленность и характер. Поэтому подчеркивается, что данный вид социальной деятельности является активным, его объектом и субъектом являются люди, а его главной целью и средством является достижение социального результата в жизни человека и общества в целом.
Термин «социум» («society») в научных и образовательных публикациях на практике используется в различных значениях. В некоторых случаях оно используется как синоним общественного (то есть всех видов отношений в обществе), в других случаях – обозначает так называемую социальную сферу, помимо социального обеспечения, социальные услуги также включают здравоохранение, образование и воспитательную работу, но чаще всего - обозначают ключевые, бедные, нуждающиеся в экономической, физической и духовной помощи и т.д. Наконец, оно используется в значении особых отношений между людьми, связанных с социальностью. Последнее объяснение представляется оптимальным, поскольку другие (кроме первого) объяснения представляют собой отдельную ситуацию [3].
Категория «общество», наряду с категориями «экономика», «политика», является одной из осей социальной философии. Каждый из них выражает особый мир, в котором отношения между людьми зависят от типа потребностей и интересов. Социальный мир не является синонимом социального мира (последний шире по содержанию) и не сводится к нему. Социальный мир-это система, основанная на потребностях и интересах людей относительно роли и статуса общества, социума, коллективов и других членов группы. Взаимосвязь, система и перспектива системы. Общество является одним из важных составляющих человеческого существования. Без общества в целом никто не может существовать объективно. Конкретные исторические условия человеческой деятельности привели к возникновению определенного типа социальных отношений в конкретном обществе. Общество в лице правящего круга или формирующегося субъекта новых социальных отношений пытается внедрить (сформировать) в образ жизни каждого человека различные средства и с помощью различных институтов, тем самым укрепляя или развивая, тем самым заменяя устаревшие социальные отношения.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы:
1. Басов, Н. Ф. История социальной педагогики : учеб. пособие для академического бакалавриата / Н. Ф. Басов, В. М. Басова, А. Н. Кравченко. — 3-е изд. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 250 с.
2. Григорьева, И. А. Социальная работа с семьей : учеб. пособие для СПО / И. А. Григорьева. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 149 с
3. Григорьева, И. А. Теория и методика социальной работы: учебник для СПО / И. А. Григорьева, В. Н. Келасьев. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 254 с.
4. Левая, Н.А. Институт неполной (материнской) семьи: исследование потенциала социальной неустойчивости / Н.А. Левая; отв. ред. В.В. Ковалев. – Ростов–на–Дону: Фонд науки и образования, 2016. – 170 с.
5. Савельев Д.Б. Соглашения в семейной сфере: учебное пособие. Москва: Проспект, 2017. - 144 с.
6. Современные технологии социальной работы с семьей и детьми: коллективная монография / Н.Б. Агабаян и др.; под общ. ред. Клушиной Н.П., Зритневой Е.И. – Ставрополь: СКФУ, 2016. – 245 с.
7. Тарасова А.Е. Международно-правовые аспекты семейного права и защиты прав детей. — М.: Инфра-М, 2018. - 378 с.
8. Теория и методика социальной работы: учебник для СПО / Е. И. Холостова; под ред. Е. И. Холостовой, Л. И. Кононова, М. В. Вдовиной. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 288 с.
9. Технология социальной работы с семьей и детьми учебник и практикум для СПО / Е. Н. Приступа; под ред. Е. Н. Приступы. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 465 с.
10. Торохтий, В. С. Социальная работа с семьей. Психолого-педагогическое обеспечение: учеб. пособие для академического бакалавриата / В. С. Торохтий. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 488 с.
11. Шульга, А. А. Социально-правовая и законодательная основы социальной работы с семьей и детьми: организация защиты детей : учеб. пособие для СПО / А. А. Шульга. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 192 с