Фрагмент для ознакомления
2
В современном мире социальные сети играют ключевую роль в жизни школьников, оказывая значительное влияние на их информационное восприятие и эмоциональное состояние.
Этот медиаобразовательный курс направлен на обучение школьников среднего звена (12-15 лет) эффективному и безопасному использованию социальных сетей, в частности ВКонтакте, как каналов массовой коммуникации.
Социальные сети — это онлайн-платформы, которые позволяют пользователям создавать персональные профили, обмениваться сообщениями, публиковать контент и взаимодействовать друг с другом. Примеры популярных социальных сетей включают ВКонтакте, Instagram, Facebook и TikTok.
Основные функции социальных сетей
1. Общение:
• Чаты и сообщения позволяют пользователям общаться с друзьями и семьей.
• Групповые чаты и сообщества создают пространство для обсуждений и совместных проектов.
2. Обмен информацией:
• Пользователи могут делиться новостями, фотографиями, видео и другими медиафайлами.
• Ленты новостей предоставляют доступ к обновлениям от друзей и интересных страниц.
3. Развлечения:
• Социальные сети предлагают игры, видео, музыку и другой развлекательный контент.
• Видеотрансляции и истории позволяют следить за жизнью любимых блогеров и знаменитостей.
4. Обучение и саморазвитие:
• Образовательные сообщества и страницы предоставляют полезные материалы и курсы.
• Видеоуроки и вебинары позволяют получать новые знания и навыки.
1. Роль социальных сетей в современном обществе
• Значение социальных сетей для общения и обмена информацией.
• Социальные сети как платформа для самовыражения и творчества.
2. Информация в сети
2.1. Типы информации в социальных сетях
• Новости и статьи.
• Личные публикации и блоги.
• Развлекательный контент: мемы, видео, игры.
2.2. Оценка достоверности информации
• Как распознавать фейковые новости и дезинформацию.
• Проверка источников информации.
• Инструменты и методы фактчекинга.
3. Эмоциональное состояние детей и влияние социальных сетей
3.1. Влияние социальных сетей на эмоциональное состояние
• Положительные аспекты: поддержка, мотивация, творческое самовыражение.
• Отрицательные аспекты: кибербуллинг, сравнение с другими, зависимость.
3.2. Как справляться с негативными эмоциями в социальных сетях
• Стратегии управления эмоциями.
• Поддержка друзей и семьи.
• Использование настроек конфиденциальности и блокировки.
ВКонтакте
Это одна из первых российских социальных сетей. Еще недавно ее называли самой «молодой» относительно аудитории, но сегодня эта аудитория уже повзрослела.
ВКонтакте очень распространена среди школьников, используют ее и учителя. Внутри этой площадки аудитория беспрепятственно может делиться различным контентом друг с другом.
Проблема, которую можно рассмотреть в рамках этой темы, — это недостаточное осознание школьниками механизмов функционирования социальных сетей, а также недостаточные знания об опасностях, связанных с ними, таких как кибербуллинг, утечка личной информации, зависимость от соцсетей и т. д.
Это может привести к негативным последствиям для школьников, таким как психологические проблемы, нарушение безопасности, потеря концентрации в учебе и общей жизни.
Поэтому важно привлечь внимание учащихся к данной проблеме и обучить их правильному использованию социальных сетей, включая осведомление о способах защиты себя и соблюдения этикета в онлайн-общении.
Для решения данной проблемы можно предложить организацию специального медиаобразовательного курса для школьников среднего звена, что мы уже и сделали, который будет включать в себя следующие шаги:
1. Обучение основам безопасности в интернете и социальных сетях: учащиеся должны знать, как защитить свои личные данные, как узнать и предотвратить кибербуллинг, и как общаться безопасно в сети.
2. Развитие навыков критического мышления: учащиеся должны уметь анализировать информацию, проверять ее достоверность и различать мнения от фактов.
3. Обучение этике поведения в социальных сетях: школьники должны понимать, что их действия в сети могут иметь последствия, и учиться вести себя этично и уважительно к другим пользователям.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Безрукова О.Н. Социология молодёжи: Учебно-методическое пособие. - СПб.: С. -Петерб. гос. ун-т, 2004. - 135 с.
2. Винник В. Д.Социальные сети как феномен организации общества: сущность и подходы к использованию и мониторингу // Философия науки. - 2012. - №4 (55). - С. 110-126.
3. ВКонтакте. Популярная российская социальная сеть. URL: http://lenta.ru/lib/14204723 (дата обращения: 23.07.13).
4. Влияние социальных сетей на жизнь подростка. URL:http://iamtiptop.ru/p/iam_866.html.
5. Гуркина О. А., Новикова Е. М. Чем так при¬влекательны социальные сети для подростков? [Электронный ресурс] // Лаборатория монито¬ринговых исследований МГППУ. 2014.
6. Елена Баткаева. Роль социальных сетей в социализации молодежи [Электронный ресурс]/ Парето: информационно - аналитический центр. - Режим доступа: http://pareto-center.ru/smi-59.html.
7. Интернет и подростки. Безопасность детей в интернете. URL: http://www.bizhit.ru/index/internet_i_podrostki/0-342.
8. Ковалева А.С. Теоретические и методологические аспекты исследования межличностных отношении в молодежной среде: Препринт. - СПб.: Изд-во СП6ГУ-ЭФ. 2005.
9. Обозов Н.Н. Межличностные отношения. - М.: Инфра, 2008
10. Патаракин Е. Д. Социальные сервисы Веб 2.0 в помощь учителю: уч.-метод. пос. - 2-е изд. - М.: Интуит.ру, 2007.
11. Садыгова Т. С. Социально-психологические функции социальных сетей // Вектор науки ТГУ. - 2012. - №3 (10). - С. 192-194.
12. Попов Д.С. Перспективы и возможности исследования Интернет-аудитории // Материалы ХII международной конференции «Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирических исследований». Ч.1. / Редакционная коллегия: Грунт Е.В., Комлева Н.А., Кораблева Г.Б., Меренков А.В., Рыбцова Л.Л. - Екатеринбург: Минитиполаборатория факультета политологии и социологии УрГУ. 2009. С.
13. Социальные сети в России: исследование Mail.Ru Group. URL:https://corp.mail.ru/media/files/issledovanie-auditorij-sotcialnykh-setej.pdf.