Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Данная работа посвящена изучению ценовой политики и процесса ценообразования на предприятии.
Данная тема актуальна для любого предприятия как для известной на весь мир организации, так и для маленькой организации со штатом работников в несколько человек. Каждое предприятие самостоятельно устанавливает цену на свой товар или услугу. При принятии решений потребителем товаров или услуг о приобретении, цена играем немало важную роль, можно даже сказать, зачастую имеет ключевое значение. Поэтому рационально верное установление цены на свой товар и корректное ведение ценовой политики напрямую влияет на результат деятельности организации, то есть на величину получаемой прибыли.
В условиях сегодняшнего рынка предприятия вынуждены принимать во внимание не только свои интересы и желание получить большую выгоду, но и учитывать интересы покупателей; анализировать состояние рынка и вести гибкую ценовую политику. То есть цены не могут устанавливаться хаотично, они должны быть признаны рынком, и только признание рынком ведет к возможности извлечения прибыли. Это все может быть реализовано на предприятии только при наличии разработанной ценной политики постоянном ее совершенствовании с учетом современных подходов и учетом изменений рынка.
Цель работы – изучение проблем ценообразования в современной экономике.
Задачи исследования:
1) дать понятие цены, ценовой политики;
2) изучить этапы разработка ценовой политики;
3) проработать этапы процесса ценообразования;
4) составить характеристику предприятия ОАО Самарский завод «Экран»;
5) исследовать ценовую политику на ОАО Самарский завод «Экран»;
6) разработать способы улучшения ценовой политики и производительности предприятия ОАО Самарский завод «Экран».
Объект исследования – производственное предприятие.
Предмет исследования – ценовая политика и процесс ценообразования.
Исследование проводилось на базе ОАО Самарский завод «Экран.
Структурно работа содержит введение, 2 главы, заключение, список использованной литературы и приложение. Первая глава исследования посвящена изучению теоретических аспектов ценовой политики и ценообразования в условиях современного рынка. Во второй главе работы нами рассматриваются ценовая политика на примере конкретного предприятия. В третьей разработаны направления совершенствования ценообразования.
В качестве исходной информации использовалась учебная, научная, методическая, справочная литература, инструктивный материал и отчетные данные анализируемой организации.
.
1. Теоретические основы ценообразования в современной экономике
1.1. Понятие цены, ценовой политики
В настоящее время в литературных источниках существует много определений и понятий цены. Но если обобщить, то можно говорить о такой формулировке: цена — это форма выражения ценности благ, проявляющаяся в процессе их обмена. В свою очередь, ценность может выражаться не только в денежном эквиваленте, но в натуральном или процентном.
Немало важным фактором в понимание цены является понимание того, что это обмен. В зависимости от масштабности и насыщенности этого обмена предопределяется масштабность и объективность ценообразования. Так, в условиях административно регулируемой экономики неправомерно использовать понятия «цена земли» или других природных ресурсов, рабочей силы, которые не являются объектами купли-продажи .
В современной экономике имеет тенденцию отличия трактований понятий теоретических с практическими. Причем практические понятия преобладают, так как ближе к действительности. Поэтому, по сути, цена – это то количество денег, за которое покупатель готов купить, а продавец готов продать товар или услугу.
Если говорить о рынке товаров, то цена – это денежное выражение стоимости. Это считается справедливым, так как в условиях рынка данного типа по-прежнему действуют базовые (стоимостные) факторы и в подавляющем большинстве обменных операций используется денежная оценка.
Ценовая политика предприятия-понятие очень многогранное. Компания не просто устанавливает ту или иную цену. Организациям рекомендуется разработать собственную систему ценообразования, применимую ко всему ассортименту продукции. При разработке эффективной корпоративной политики будут учитываться все затраты на производство и продажу. На ценообразование также влияет то, какой категории потребителей продается продукт и в каком географическом регионе. Сезонность потребления товаров также играет важную роль. Кроме того, деятельность компании осуществляется в условиях, когда деятельность конкурентов постоянно меняется.
Ценовая политика предприятия - это деятельность его руководства по установлению, поддержанию и изменению цен на производимые товары, направленная на достижение целей и задач организации.
Ценовая политика является основным аспектом любого бизнеса и экономической деятельности. Ценообразование, как его неотъемлемая часть, является одним из трех основных аспектов маркетинга, а также производства и продвижения продукции. Цена - это единственный фактор, который приносит доход. Однако другие маркетинговые элементы помогут уменьшить спред, тем самым увеличив выручку и прибыль. Существует столько же видов ценовой политики, сколько и различных бизнес-стратегий, и каждый год маркетологи, экономисты и предприниматели придумывают что-то новое.
Ценообразование может быть ручным или автоматическим процессом применения цен купли-продажи, основанным на следующих факторах: фиксированная сумма; успешная рекламная кампания; конкретное предложение поставщика; общая цена при вводе, отгрузке или выставлении счета; автоматическая система ценообразования, появившаяся несколько лет назад, требует дополнительной настройки и обслуживания, но может препятствовать установлению цен ошибки. Только когда у потребителей появляется желание и возможность покупать товары, потребительский спрос может трансформироваться в спрос на них. Таким образом, ценообразование является наиболее важным видом ценовой политики.
Маркетологи разрабатывают общую стратегию ценообразования, которая соответствует миссии и ценностям организации. Обычно это включается в общий долгосрочный стратегический план компании. Стратегия направлена на предоставление всесторонних консультаций поставщикам и обеспечение соответствия ценовой политики другим элементам маркетингового плана. Хотя фактическая цена товаров или услуг может варьироваться в зависимости от различных условий, общий метод ценообразования (т.е. ценовая стратегия) остается неизменным в течение ожидаемого периода планирования, обычно 3-5 лет, но в некоторых отраслях он может достигать 7-10 лет.
Это напрямую связано с типом корпоративной ценовой политики, которую будет придерживаться компания. Обычно таких «политик» существует множество, каждая из которых относится к определенной отрасли предприятия. Вообще говоря, в маркетинговой литературе упоминается шесть методов корпоративной ценовой политики.
1. Ценообразование, ориентированное на эффективность: цель состоит в том, чтобы оптимизировать производственные мощности, достичь операционной эффективности или привести спрос и предложение в соответствие с изменениями цен. Это относится к типу ценовой политики, основанной на типе рынка.
2. Ценообразование, ориентированное на доход (также известное как ценообразование, ориентированное на прибыль): В этих случаях лицо, управляющее ценовой политикой, стремится максимизировать прибыль или просто покрыть расходы любым способом для достижения безубыточности. Например, динамическое ценообразование (также известное как управление доходностью) просто относится к типу ценовой стратегии, ориентированной на получение дохода.
3. Ориентация на клиентов: в этом случае цель состоит в том, чтобы увеличить количество клиентов, и компания достигает этой цели, поощряя перекрестные продажи или выявляя различные уровни платежеспособности потенциальных покупателей.
4. Когда компания пытается сопоставить цену с ожидаемой стоимостью, в которую верит покупатель, применяется ценообразование, основанное на стоимости. Целью ценообразования, основанного на ценности, является усиление общей стратегии позиционирования, чтобы соответствовать некоторым существующим в обществе образам (например, образу магазина класса люкс), которые ассоциируются с определенными ценами на товары.
5. Цена, ориентированная на отношения - когда компания устанавливает цену, она учитывает факторы поддержания отношений с существующими клиентами.
6. Социально ориентированная ценовая политика, целью которой является поощрение или сдерживание определенных социальных установок и поведения. Хорошим примером такой политики является установление высоких цен на табачные изделия.
Когда лица, принимающие решения, определяют методы ценообразования компании, они обращают свое внимание на различные типы стратегий ценообразования. Тактические ценовые решения - это формирование временных цен. Направленный на достижение конкретных краткосрочных целей. Тактическая ценовая политика может время от времени меняться в зависимости от некоторых внутренних соображений (например, необходимости ликвидации избыточных запасов) или внешних факторов (например, реакции на конкурентные стратегии ценообразования). Таким образом, в течение периода планирования (или в течение года) можно использовать множество различных стратегий ценообразования.
Таким образом, разумное понятие цены и ценовой политики, а также осознание важности разработки ценовой политики предприятия – является ключевой составляющей в экономики предприятия.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алклычев А. Политика цен и воздействие на экономические процессы. – Экономист; - 2014, №5, с.12.
2. Бердникова Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия. М.: ИНФА-М, 2014. — 224 с.
3. Богомоль В., Блайндер В. Рыночный механизм ценообразования. - М: 2015, - 352 с.
4. Борисевич В.И. Прогнозирование и планирование экономики: учеб.-практическое пособие В.И. Борисевич, Г.А. Кандаурова, Н.Н. Кандауров и др.; под общ.ред. Г.А. Кандауровой. 2-е изд.испр.- Минск.: БГЭУ, 2014. - 184с.
5. Вершигора, Е.Е. Менеджмент; ИНФРА-М; Издание 2-е, перераб. и доп. - М., 2014. - 283 c.
6. Герасименко В.В. Ценообразование: Учебное пособие. - М.: ИНФРА - М, 2015. - 422 с.
7. Головачев А.С. Экономика предприятия: учеб.-метод. комплекс.- Минск: Изд-во МИУ, 2014. - 340с.
8. Грузинов В.П., Грибов В.Д. Экономика предприятия. Учеб. пособие.- 2-е изд., доп.- М.: Финансы и статистика, 2016. -342с.
9. Есипова В.Е. Цены и ценообразование. СПб.: Питер, 2015. — 347 с.
10. Каплина С.А. Организация коммерческой деятельности. Учебное пособие. – Ростов на Дону: Феникс, 2014. - 416 с.
11. Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности.. 5-е изд. М.: Финансы и статистика, 2015. — 521 с.
12. Котлер Ф. Основы маркетинга. М.: Центр гуманитарных технологий, 2014. — 480 с.
13. Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. Минск: 000 «Новое знание», 2015. — 688 с.
14. Савицкая Г.В. Экономический анализ: Учебник. 5-е изд. М.: Инфра-М, 2014. — 489 с.
15. Субботенко Р.В. Экономика и управление: вчера, сегодня, завтра: Материалы Республиканской студенческой научно-практической конференции. Минск: БГЭУ, 2015. - 308с.
16. Серебренников Г.Г. Управление затратами на предприятии. Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2017. – 190 с.
17. Ценообразование : учебник и практикум для вузов / Т. Г. Касьяненко [и др.] ; под редакцией Т. Г. Касьяненко. — 7-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 420 с.
18. Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика. М.: ГНОМ-ПРЕСС, 2014. — 251 с.
19. Годовые Отчеты ОАО Самарский завод «Экран» URL: http://www.ekransamara.ru.
20. Ежеквартальные Отчеты ОАО Самарский завод «Экран» URL: http://www.ekransamara.ru.
21. Официальный сайт ОАО Самарский завод «Экран» URL: http://www.ekransamara.ru.
22. Устав ОАО Самарский завод «Экран» URL: http://www.ekransamara.ru.