Фрагмент для ознакомления
2
Личностное развитие школьника предполагает, прежде всего, овладение умениями адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении и осознавать самоценность собственной личности. Речь также идёт об осознании роли других людей и выражении чувств по отношению к миру в соответствии с культурными традициями общества.
По мнению методистов, во многих образовательных организациях педагоги недостаточно внимания уделяют балансу между индивидуальными особенностями ребенка и организованной учебной деятельностью. Использование в образовательных процессах инновационных педагогических технологий, в том числе, механизмов взаимодействия семьи и школы, позволяет учитывать индивидуальный подход при формировании личности каждого, отдельно взятого ребёнка.
В образовательной организации необходима соответствующая развивающая среда, которая учитывала бы личностно ориентированный и деятельностный подходы к процессам воспитания и развития школьника, помимо его обучения [13].
Учение – это ведущий вид деятельности школьников, в процессе которого решаются главные задачи, поставленные перед школой современной образовательной средой. Очевидно, что эффективное обучение находится в прямой зависимости от уровня активности учеников в этом процессе. В.В. Краевский, А. А. Вербицкий, В.К. Дьяченко и др. пытались найти наиболее эффективные методы обучения с целью активизации и развития у школьников познавательного интереса к содержанию обучения [19].
ФГОС на каждой образовательной ступени сегодня, помимо знаний, умений и навыков, то есть, предметных учебных знаний, регламентирует формирование у школьников метапредметных образовательных результатов. Они представлены в ФГОС и в основной образовательной программе универсальными учебными действиями (УУД), личностными, регулятивными, познавательными и коммуникативными.
Можно говорить, что формирование УУД в образовательном процессе школы - это один из современных приоритетов образования и соответствующее проектирование развивающей образовательной среды педагогом. Это заключается в необходимости формирования у школьника всего комплекса УУД.
Под универсальными учебными действиями в современной педагогической науке понимают совокупность обобщенных действий школьника и связанных с ними умений и навыков учебной работы. Это обеспечит способность школьников к самостоятельному усвоению новых знаний, умений и компетентностей [14]. Речь идёт о сознательном и активном присвоении нового социального опыта, а также о саморазвитии и самосовершенствовании ребёнка.
Интегративный характер способности к саморазвитию позволяет определять систему универсальных учебных действий как ключевую компетенцию, которая обеспечивает школьникам умение учиться. Е.В. Бондаревская определяла ключевую компетенцию как личностно-осознаваемую, вошедшую в субъективный опыт ребёнка, имеющую личностный смысл системы знаний, умений и навыков. Она имеет универсальное значение [2].
Ключевая компетенция должна быть использована в различных видах деятельности при решении множества жизненно значимых проблем субъекта. Личностные действия позволяют сделать учение младшего школьника осмысленным, что крайне важно при проектировании развивающей образовательной среды.
Все УУД направлены на осознание и принятие учениками жизненных ценностей и смыслов. Это позволяет им ориентироваться в нравственных нормах и правилах. Так, к примеру, сформированные у ребёнка регулятивные действия обеспечивают ему организацию учебной деятельности посредством постановки целей, планирования, прогнозирования, контроля, коррекции действий и оценки успешности усвоения содержания.
Познавательные действия включают в себя общеучебные и логические действия, а также постановку и решение проблем. Это крайне необходимо сегодня для каждого ребёнка, поскольку в ФГОС прописано использование учителем проектных и исследовательских технологий.
В данном случае можно уверенно говорить, что, если учитель классов в своей работе использует проектные и исследовательские технологии при обучении детей, образовательный процесс, который он реализует, несомненно, является развивающим и индивидуализированным [23].
Современный школьник должен уметь ориентироваться в потоке учебной информации. После того, как ребёнок эту учебную информацию самостоятельно добыл, его задачей становится переработка и усвоение этой информации. Научить ученика этим действиям может только учитель при активном взаимодействии с семьёй школьника. При необходимости ученик должен уметь осуществлять поиск недостающей информации и понимать необходимые тексты.
В соответствии со своим возрастом, школьник должен уметь самостоятельно выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий. Ребёнок должен уметь осуществлять рефлексию способов и условий действия, а также контроль и оценку процесса и результатов деятельности. Очень важно для каждого школьника ставить и формулировать проблемы.
Коммуникативные учебные действия должны обеспечить сотрудничество субъектов учения. Участники образовательного процесса должны уметь слушать и понимать друг друга. При работе в группах они должны уметь совместно планировать и согласованно выполнять совместную деятельность. При этом важно уметь правильно распределять роли в группе и взаимно контролировать действия друг друга. Очень важное личностное качество каждого субъекта при этом - уметь договариваться и продуктивно вести дискуссию.
Существенным для понимания психологии школьника имеет вопрос о стимулировании и максимальном использовании мотивации достижения успехов в учебной, трудовой и игровой деятельности детей. Усиление мотивации необходимо для дальнейшего развития личности.
У ребёнка закрепляется жизненно полезная и достаточно устойчивая личностная черта - мотив достижения успеха. При этом, успех должен всегда доминировать над мотивом избегания неудачи. При этом устойчивая учебная мотивация приводит к ускоренному развитию многих разнообразных способностей.
В данном случае целесообразно говорить о наличии развивающей образовательной среды в школе. Это позволяет взрослым развивать и использовать в воспитании социальные мотивы ребенка для оказания на него положительного воздействия. Всё это поможет формировать у школьников универсальные учебные действия по всем образовательным направлениям, способность самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т.е. умение учиться [8].
Роль семьи при обучении, воспитании и развитии школьников чрезвычайно велика. Вопросы детского развития ребёнка в этом процессе исследовали педагоги и психологи Л.С. Выготский, Г.Г. Григорьева, О.М. Дьяченко, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова и др.
В своих работах они указывали на необходимость развития каждого ребёнка в воспитательном процессе, и какую роль при этом могут играть родители детей. Проблемой организации взаимодействия педагогов и семьи занимались Е.П. Арнаутова, Т.Н. Доронова, Т.А. Маркова, Л.В. Виноградова, А.В. Козлова и др. [14].
В своих работах учёные и исследователи предлагают формы и методы плодотворного сотрудничества образовательной организации и семьи, поскольку школьник посещает образовательную организацию. Сегодня исследователи и методисты предлагают интерактивные формы работы педагога с семьёй. Грамотное взаимодействие образовательной организации с семьей всегда положительно влияло на воспитание и развитие детей школьного возраста.
Центральным моментом в индивидуальных способностях человека являются его способности, которые определяют становление личности и обуславливают степень яркости ее индивидуальности. Именно родители прежде всего заинтересованы в развитии познавательных и творческих способностей школьников.
Наиболее ярко это происходит в творческой деятельности ребёнка, которая позволяет им более полно выразить свой внутренний мир. На все эти процессы воспитания и развития школьника, прежде всего, влияет его семья. В этих вопросах семья и школа имеют единообразные цели и задачи воспитания и развития детей. И если при воспитании взрослых школьников эти вопросы не всегда однозначны и единообразны, то при воспитании детей младшего школьного возраста, разночтений быть не может.
Основной путь развития любых способностей у школьников заключаются в создании взрослыми доступных детям постановке задач. Любые задания, которые используют взрослые при воспитании и развитии ставят детей перед необходимостью самостоятельно комбинировать, импровизировать, и создавать что-то новое. При этом самым важным для каждого ребёнка является поддержка взрослого.
Развитие способностей детей школьного возраста происходит в процессе воспитания установок на развитие и формирование у них способов и приемов учебной деятельности и при возможности самостоятельного творческого поиска.
Именно семья может оказать необходимую поддержку ребёнку в процессе его развития. В целом, речь может идти о формировании у детей соответствующих семейных и общечеловеческих ценностей, которые позволят ученику стать успешным и уверенным в себе. Проблема развития семейных ценностей у подрастающего поколения всегда была актуальна.
Под семейными ценностями понимают взаимосвязь моральных, нравственных, культурных, традиционных особенностей в малой социальной группе, основанной на браке и кровном родстве. Современные исследователи большое внимание уделяют взаимодействию школьного учреждения и семьи. Семья – это одна из величайших ценностей созданной человечеством за всю историю своего существования [20].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Артемьева, Т.И. Методический аспект проблемы способностей [Текст] / Т.И. Артемьева. - М.: Лига Пресс, 2018. – 162 с.
2. Азбука форм воспитательной работы: Справочник [Текст] / З.В. Артеменко, Ж.Е. Завадская - Мн.: Новое знание, 2011. - 315 с.
3. Байкова, Л.А. Методика воспитательной работы [Текст] / Л.А. Байкова. - М.: Изд. центр «Академия», 2012. - 160 с.
4. Битянова, М.В. Руководство. Компетенции классного руководителя [Текст] / М.В. Битянова // Классное руководство и воспитание. - 2016. - №2. - С. 9.
5. Богуславский, М.В. Воспитание ценностных ориентаций личности школьника: современный подход [Текст] / М.В. Богуславский. - Классный руководитель. - 2009. - №8. - С.21-28.
6. Бочкарева, И.Л. Изобразительное искусство как средство художественного воспитания личности [Электронный ресурс] / И.Л. Бочкарева // Проблема человека в свете современных социально - философских наук (Выпуск 3). URL: http://www.egpu.ru (дата обращения: 01.06.2024).
7. Взаимодействие с родителями, как основа развития способностей детей. [Электронный ресурс] / /https://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00503064_0.html (дата обращения: 01.06.2024).
8. Веденеева, О.А. Теория и практика работы классного руководителя: учеб. пособие. [Текст]/О.А. Веденеева. - М.: Мир науки, 2016. - 140 с.
9. Гайдарова, Л. И. Сущность и содержание педагогического просвещения родителей в школе [Текст]/Л.И. Гайдарова. - Педагогические науки. - 2013. - № 4. - С. 91-94.
10. Дронова Т.Н. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию с родителями / Т.Н. Доронова, Г.В. Глушкова, Т.И. Гризик и др. - М.: Просвещение, 2015. – 191 с.
11. Долженко, А.А. Нравственное воспитание школьника в современных условиях ФГОС НОО / А. А. Долженко, Н. В. Чепыжная, Н. В. Родионова. – Текст: электронный // Нравственное воспитание дошкольника в современных условиях ФГОС НОО. – 2016. – № 76. - URL: https://1376.mskobr.ru/files/kruglyj_stol_metody_nravstvennogo_vospitaeniya.pdf(дата обращения: 01.06.2024).
12. Дубова, И.А. Продуктивная деятельность как средство развития школьников / И.А. Дубова. — Текст: непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). — Самара: ООО «Издательство АСГАРД», 2017. — С. 38-40. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/212/11891/ (дата обращения: 01.06.2024).
13. Журлова, И.В. Справочные материалы к курсу «Технологии работы классного руководителя» [Текст]/ И.В. Журлова, А.С. Мозырь МГПУ им. И.П. Шамякина, 2017. - 137 с.
14. Инновационные педагогические технологии: материалы II междунар. науч. конф. [Текст] (г. Казань, май 2015 г.). - Казань: Бук, 2015. - с. 4-6.
15. Использование метода проектов в обучении и воспитании младших школьников / Проект «Инфоурок». - 2018. - Текст: непосредственный: https://infourok.ru/statya-ispolzovanie-metoda-proektov-v-obuchenii-i-vospitanii-mladshih-shkolnikov-2060795.html (дата обращения: 01.06.2024).
16. Кислов, А.В. Диагностика способностей ребенка [Текст] / А.В. Кислов, Е.Л. Пчелкина. – Спб.: Речь, 2010. – 64 с.
17. Логачева, Н.П. Классный руководитель в современных условиях школы [Электронный ресурс]/ URL: file:///D:/Downloads/s046-011.pdf (дата обращения: 01.06.2024).
18. Погодина, С.В. Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей младшего школьного возраста [Текст] / С.В. Погодина. – М.: Академия, 2017. – 272 с.
19. Потаповская, О.М. Особенности реализации нравственного воспитания детей в современной практике дошкольных образовательных учреждений / О. М. Потаповская. – Текст: электронный. – 2014. - № 4. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-realizatsii-duhovno-nravstvennogo-vospitaniya-detey-v-sovremennoy-praktike-doshkolnyh-obrazovatelnyh-uchrezhdeniy (дата обращения: 01.06.2024).
20. Рожков, М.И. Организация воспитательного процесса в школе. [Текст]/ М.И. Рожков. - М: ВЛАДОС, 2010. - С. 81-89.
21. Сергеева, В.П. Технология деятельности классного руководителя в воспитательной системе школы: Учебно-методическое пособие. [Текст]/ В.П. Сергеева. - М.: УЦ «Перспектива», 2008. - 120 с.
22. Степанов, П.Р. К чему и стремился педагог (Алгоритм организации воспитательной деятельности) [Текст] /П.Р. Степанов. - Классное руководство и воспитание школьников. - 2016. - № 7-8. - С.4-9.
23. Симонова, Т.Р. Идеи E.H. Водовозовой в современном воспитательном процессе [Текст] / Т.Р. Симонова // Начальная школа плюс До и После. -2010,- № 6. - С. 52-54.
24. Ульневич, С.В. Воспитательная работа в современной школе. Воспитание: от формирования к развитию: учебно-методическое пособие для учителей, студентов средних и высших педагогических учебных заведений, слушателей ИПК [Текст]/ С.В. Ульневич. - М. - Ростов-н/Д: Творческий центр «Учитель», 2010. - 192 с.
25. Хохлова, Е.В. Доверие как фактор профессиональной компетентности педагога / Е.В. Хохлова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 8 (67). — С. 935-937. — URL: https://moluch.ru/archive/67/11300/ (дата обращения: 01.06.2024).